|
|
Собрались мужики богатыри во главе с дядькой Черномором из города небольшого Ангарска померяться силами с госпожою горной речкою Снежною, что течет средь хребтов Хамар-Дабана да в восточной Сибири, да впадает в Байкал-Батюшку, чистейшее озеро на всем белом свете. Попросились с ними в путь дороженьку девицы красные. Отказали им богатыри могучие, а потом и призадумались, до реченьки Снежной аж пять дней пути. Почесали бороды не выросшие и согласились, да предупредили: "Обратно сами пешком возвращаться будете! Не забоитесь? Обиделись девицы, что в обратный путь их на верную смерть посылают по пути нехоженому, тропинкам невиданным, среди зверя дикого. Отказались красны девицы да домой, было, собрались. А тут откуда ни возьмись, подошел купец – молодой удалец: "О чем, девицы, пригорюнились? Не печальтесь, вашему горю легко помочь. На речке Снежной, да где слияние с речкой Субутуем, есть место потаенное, куда прилетит птица невиданная – вертолет да и увезет вас от тех мест нехоженых". На том и порешили.
День первый (число 23 месяца июля)
Числа 23, месяца июля, года 2004 собрались в дорогу дальнюю на железном коне-электричке дядька Черномор, 4 добрых молодца, 4 красных девицы, да отрок 12 годков. Поехали они в путь-дороженьку с поклажами тяжелыми, до городу Слюдянка. Сошли с коня железного, ночь кругом, никого не видать, кое-как ямщика нашли, и довез он до лесу, за завод мраморный, да по 30 целковых с каждого взял. Не прошло и пяти минут – расставили среди леса и ночи шатры разноцветные да уснули до утра.
Кто рано встает, тому бог подает, да вот только подал бог дождик холоднючий.
Подкрепившись с утреца, подтянувши пояса, побрела вся наша рать через мосты да броды речку Слюдянку покорять. И шла рать до поляны Горелой дружно, да путем правильным и верным. Каждые 40 минут кукушка куковала, богатырям, да красным девицам останавливаться велела, дабы отдохнуть смогли, да чтобы по пути не издохли. Вот и поляна Горелая, черники видимо-невидимо. Велел тогда Черномор подкрепить силы, дабы дойти до поляны Казачей, где трапезничать надобно. Подкрепились с легонца богатыри да красны девицы да отрок и побрели до поляны Казачей.
По дороге нашла Ольга Быстрые Ноги червя жирного, хотела на волю выпустить, да призадумалась, а в то время мимо Черномор проходил да сказал девице: "Ты возьми его с собой – наживка добрая для рыбалки будет!". Послушалась его Ольга Быстрые Ноги и в карман червя положила. Прошло времени немного, и подумалось Ольге Быстрые Ноги, что придется ей червя аж три дня нести, да по дороге еще и кормить, чтоб не исхудал, а то рыба-то на него и не посмотрит. Да, дельный совет Черномор дал. Пришлось того червя на волю выпустить.
Остановились в месте живописном. Пока богатыри дрова рубили, красны девицы к трапезе готовились. Супец отменный получился, да вот огорчение было, и принес его славный богатырь Евгений Непредсказуемый. Пошел он путем неправильным да наступил он на "добро" человеческое, не так давно оставленное, да и пошел запах носу не в радость по всему месту, где проходила та трапеза. Да и долго еще аромат от Евгения шел.
|
|
Отобедав пошла рать до станции ГМС, а оттуда да по серпантину до перевала Чертовы ворота. Шел каждый да по своим силам, никто не отставал, дабы не сердить Черномора тихою ходьбою. Не зря старались, похвалил Черномор: "Хорошо идем, рано на ночлег встанем и успеем пик Черского покорить да в озере искупаться, что перед Чертовым перевалом расстилается". Уж немного пути осталось пройти, увидел Черномор в глазах Елены Премудрой грусть да спросил: "О чем печалишься, девица красная?". Отвечала Елена Премудрая: "Не волнуйся за печаль мою, ибо уставшая лошадь лучше, чем загнанная". И поддержали ее слова мудрые все богатыри и девицы, лишь Черномор улыбнулся и ничего не ответил.
|
|
Да вот уж перевал Чертовы ворота. Черномор да девица Ольга Быстрые Ноги пошли поляну искать, где шатры расставить, костер развести, отужинать да и спать лечь. Сколько тропинке ни виться – все одно к дому старому приведет. Рыскали Черномор да Ольга Быстрые Ноги, да все одно к тому месту и пришли, где месяц назад изволила наша рать останавливаться. Расставили шатры, костер развели да разбрелись кто куда. Красна девица Ольга Быстрые Ноги покорять пик Черского пошла. Виктор Веселый богатырь да Андрей Рыболов пошли в озере купаться все грехи смыть в воде горной. В том озере и девицы красные купались Нина Острые Глаза да Ольга Длинная Коса, и повстречались они с кудесником да с другом его – лохматым и хвостатым Боцманом, когда шел он вокруг озера, да на девиц не глядел, ибо были они без одёжи. А когда девицы одёжу надели, тогда-то кудесник на поклон зашел да разговор завел.
Уж солнце за горой скрылось – нету Ольги Быстрые Ноги. Волноваться все стали, да зря – пришла жива-здорова. Поужинали да спать легли. Уж звезды на небе не первый час светят, пора бы сон десятый видеть, да не спится богатырям да красным девицам, окромя Черномора, отрока да Ольги Быстрые Ноги. И собрались неспящие на совет, и был заговор ратный. И постановил совет, дабы не издохнуть всем по дороге до реки Снежной, надо бы шагать потише. На том и порешили, что добре идти дружно да не бежать за Черномором, дабы навести на мысль мудрую: якобы не у всех ноги сильные да быстрые. Решение закрепили таблетками, спокойствия и сон приносящими, да спать разошлись.
День второй (число 25 месяца июля)
Утро вечера мудренее. Собралась рать в путь-дорожку через перевал Чертовы ворота. И пошли богатыри да девицы в путь, дыша друг другу дружно в спины, да не обгонял никто, лишь удалялся Черномор, и не видать его уж отряду. Призадумался тогда богатырь Евгений и сказал: "Не будет нам пощады, поведет нас Черномор разгневанный до самой реки Утулик без отдыха и обеда". Ошибся Евгений, Черномор хоть суров, да справедлив. Как только кукушка сорок минут прокуковала встали на отдых. После пошли броды через реку Спусковую. Те броды по колено были, и много их: не успевали ноги обсушить, да и погода не баловала, сверху дождиком омывала.
Много ли времени прошло, аль мало вот и речка быстрая горная Утулик да брод через нее суровый. И брали тот брод стеной, да по пять человек. И высокий он был: кому по пояс, кому по грудь, а кому и по шею, а кого и не видать вовсе. Да вышли все и не утоп никто. Тут и солнышко выглянуло, обсушить одежу решило да тело похолодевшее согреть. И сказал в тот момент счастливый Черномор: "Время к обеду подошло, а недалеко есть стол сосновый да лавки струганые". Обрадовались богатыри да красны девицы, поспешили к месту, что Черномор указал, а по дороге грибы собирали, затем суп с ними варили да кушали. После обеда не грех отдохнуть, да недолго пришлось на солнышке нежиться. Черномор говорил слово мудрое: "Идти надо, дабы успеть найти место потаенное, куда прилетит птица невиданная – вертолет.
|
|
И пошел отряд вперед и увидел: по левому берегу реки Утулик катамараны строят. Суровые мужи викинги к сплаву готовились. Орали, орали их, да, видать, глухие попались. На всякий случай удачи пожелали (вдруг эхо донесет) да пошли дальше по лесотундре к речке Шубутуй. Дошли. Хоть не глубока река Шубутуй, да течение ой какое быстрое. И пошли брод стенкою по пять человек. Первыми прошли Черномор да самые сильные богатыри, а красных девиц на поруки двум богатырям оставили (изверги) – избавиться что ль хотели? Андрея Рыболова Черномор вниз по течению отправил с дубиною, дабы тонувшему помочь, чтоб не мучился. И случилась беда.(!) Виктор Веселый Богатырь поскользнулся, и понесло его течение, а Нина Острые Глаза рядом стояла, помочь бы должна, да испугалась за детей своих, что останутся они сиротами, подумала да и отпустила Виктора на все четыре стороны. Не смогла грозная река победить богатыря, вышел он из воды целый и невредимый. Огорчился только Андрей Рыболов: никому он не смог помочь...
Дальше лежал путь славных ратников к реке Зубкоган среди леса дремучего, бродов больших и малых. Много ли верст прошли, аль мало, только солнышко садилось да велело отряду славному к ночлегу готовиться. На небе тучки сгущались, дождик предвещали.
День третий (26 число месяц июль)
Пришло утро туманное, а шатер, что стоял посреди тропы, оказался средь озера небольшого и плавно ветерком покачивался. Подкрепились чем Олег Эконом-Богатырь приказал да в путь тронулись. Не прошли версты, глядь, изба рубленая да банька. А мы-то под дождем мокли! Ну, нечего после драки мокрыми вещами махать, надо дальше идти.
И пошел отряд через речку Зубкоган, а тропа-то хорошая, видно не одни мы по ней бродим. Долго шли, мало ли, да без приключений. Вот незаметно время обедать настало. Встали на тропе, а вокруг дров видимо-невидимо да и ручеек недалече протекал. На небе солнышко выглянуло, ярким светом озарило. Да хорошее быстро и закончилось. Тучи небо закрыли, и стало все как прежде – холодно и мокро. Вспомнила красна девица Ольга Быстрые Ноги то ли сказку, то ли быль про белых медведей.
Жили-были на льдине медведица с медвежонком. Спросил однажды медвежонок у матери: "Были у нас в роду бурые медведи?" "Не было", – ответила мать. "Были у нас гризли?" "Не было". Удивился медвежонок: "Так почему же я так мерзну?". Воистину мудрая сказка, дабы не обманывать читателей, была уместна. Не было ни у кого из нас в роду белых медведей! Вот так мы и мерзли с утра и до утра. Пусть и мерзли мы, но упорно шли к своей цели, к месту потаенному, да и виден уж конец пути.
Впереди дорожка к озеру Патовому, что расстилается среди хребтов Хамар-Дабана. По пути к озеру преграда у самых истоков реки Шубутуй. Течение быстрое, валуны огромные, не пройти без моста то место. И сказал Черномор: "Переправу строить будем, чтоб себе и добрым людям дорогу облегчить". Взялись тогда добры молодцы за топоры да пилы. И свалили два тополя, и получился мост добротный. Переправу прошли да дальше пошли в гору. На горе на той растет жимолость – ягоды крупные, словно гроздья виноградные. Ели ягоды те богатыри и девицы, силы набирались, да так и не смогли в тот день до озера добраться. Шатры расставили среди кедров вековых, что в обхват трем молодцам будут да на склоне близ тропинки заветной, что ведет к месту потаенному. Вот так день прошел, да ночь пришла.
День четвертый (число 27 месяц июль)
Скоро сказка сказывается да не скоро дорожка кончается. И легла тропа прямо к озеру Патовому, и осталось дойти немного, да только путь все в гору лежал – войску ратному отдыхать иногда велел. Прокуковала кукушка, встал отряд на отдых, да перекус шоколадный. Евгений Богатырь Непредсказуемый, поел шоколаду да мудрые слова из его уст посыпались. Указал он перстом в сторону, где юг, и подтвердили его слова, и изрек тогда Евгений Непредсказуемый: "Там, напротив, стопудово север будет". И согласились, и пошли на юг, что напротив севера. Вдруг на пути шатер, а в нем две старушки-веселушки, сидят на нас глядят. Спросили, куда путь держим, а как услыхали, так и охнули. "Направо пойдете – Патового не найдете, налево пойдете – тоже не найдете, мы там были, неделю бродили, а на озеро так не набрели. Послушали старушек-веселушек, да не поверили. Повел нас Черномор подальше от старушек, дабы не наводили они мути в головы ратников. Только на гору поднялись, а пред нами озеро расстелилось зеркальное под названьем Патовое. Полюбовались отраженьем гор в озере да дале путь держать стали.
Времени до обеда немного осталось, да отдых не помешает. Отдыхали средь трав. И нашел Черномор травку лечебную "Золотой корень" да подумал, что придаст она отряду его сил, решил в обед чай с корнем заварить, напоить богатырей да девиц красных. Не успела минутная стрелка круг сделать, как обед. Место вокруг сказочное, кедры стоят невысокие, ветки у них пушистые, да на каждой шишки висят, только руку протяни да кушай – знать, люди мы добрые, сама природа нас угощает. Вот костер уже горит, в котлах вода кипит. Бросил в тот котел, где чай варился, Черномор траву лечебную, да сам же тот чай и пил. Помутнело в голове у Черномора, и мысли неразумные появились. И молвил он слово глупое, что будто летает средь хребтов Хамар-Дабана да в суровой Сибири птичка маленькая до сих пор в местах этих невиданная – "колибри". Не удивились словам его, так как пил он травку заговоренную.
Ну, а дале все прошло прекрасно. После трапезы пошла тропинка запутанна то в гору, то с горы, местами то исчезала куда-то, то опять появлялась. И природа словно обиделась, нагнала холода и дождя. Когда речку переходили, грянул град да как гром с ясного неба. Дошли так до стоянки людей, что по лесу рыщут, добычу ищут. Расставили в том месте шатры да костер в тот вечер развели волчий. Сидеть подле него нельзя, а только как волки, из-за угла смотреть на добычу, так как жару от него да на аршинов пять будет. И пошли вокруг того костра разговоры философские. Про любовь, да как замуж выходить – по любви аль по выгоде. Да не пришли к единому мнению. Поговорили да спать разошлись. Утро вечера мудренее.
День пятый (28 число месяца июля)
Утро вечера холоднее. На шатрах иней, обувь, что с вечера мокрой стояла, превратилась в сосульки. И не было в то утро возгласов радостных, будто ночь теплая. Да подумалось всем, а кто – то и вслух сказал: "Вот такое хреновое лето!" Позавтракали, побрели дальше искать место потаенное. Долго ли, мало ли шли, времени пролетело много, и добрел отряд славных богатырей, красных девиц да отрока 12 лет во главе с дядькой Черномором до слияния рек Харахантуя и Субутуя, что недалеко от места потаенного. И был на том месте отдых да обед славный. И пути-то осталось совсем немного. Быстро дошли до места, где речка Снежная с рекой Субутуем сливается. А дождь все не прекращался, хоть и появились на небе окошечки, да только много еще было туч серых неприветливых. Оставили богатыри девиц да отрока поклажу стеречь (типа забрал бы её кто-то) да одежу сушить, а сами пошли место искать, куда птица железная прилетит.
|
|
Пока богатыри место искали, девицы костер разожгли, греться да сушиться принялись. Да завели разговор, что праздник сегодня вечером и ждет сюрприз всех от Елены Премудрой. За разговорами не заметили, как богатыри подошли, и сказали, что отыскали они то место. Идти надобно быстрее: чем раньше придем да костер разведем, тем быстрее сядем да быстрее выпьем. И зашагал отряд быстро-быстро, как будто и не было ста верст пути позади пройдено. И закипела работа: кто шатры ставит, кто костер разжигает да ужин готовит. Богатыри тент разноцветный натягивают, чтоб птица невиданная мимо не пролетела, девиц и отрока домой увезла. Вот и вечер настал незаметно. Собрались все у костра ужинать да разговоры вести. И был тот пир на весь Хамар-Дабан. А ужин-то знатный был. Каша гречневая диетическая с говядиной тушеною да компот из кураги, изюма заморского с голубицею только что собранной да орехи кедровые. Елена Премудрая на стол торт поставила в 20 слоев со сгущенкою, да взбитыми сливками. И довольны все были в тот вечер и разошлись по шатрам лишь под утро.
День шестой (29 число месяц июнь)
Скоро сказка сказывается, да вертолет не прилетел. Не мог он прилететь в тот день. Туман стоял над горами цвета серого, видно не хотел отпускать девиц красных до дому. Да и дождь лил, словно плакала природа перед расставанием с прекрасной половиной отряда дружного.
Черномор в то утро печален был, продукты считал и сказал он слово правдивое: "надобно за грибами, ягодами, шишками идти, а то неровен час помрем с голоду, пока ждем птицу железную". Весь день отряд по лесу рыскал, пропитание себе и славной дружине искал. К вечеру собрались все и ответ держали перед товарищами. Нина Острые Глаза грибов насобирала видимо-невидимо, Виктор Веселый Богатырь по деревьям лазил, шишку собирал, всем бурундукам форы дал. Ольга Длинная Коса ягоды набрала для компота вкусного. Только вот рыбы на столе мало оказалось, и принесла ее Ольга Быстрые Ноги, а вот Черномор да Андрей-Рыболов пришли с пустыми руками, и как только не стыдно им было оставить отряд без пищи белковой. Так и вечер пришел незаметно. Собрались у костра да гадать на картах начали. Девицам выпал дом родной, да встреча с близкими, а богатырям могучим все короли падали, знать прилетит вертолет. На нем Купец молодой удалец с провизией, да еще с отрядом добрых молодцев прибудут. Гадали, гадали, а не летит птица железная. "А сухарей-то последняя ложка осталась", – объявил Олег Эконом-Богатырь.
День седьмой (30 число месяц июнь)
|
|
|
|
Утро раннее холодное. Ждем птицу доселе невиданную. Богатыри с Черномором пошли на место потаенное костры жечь, вертолет встречать. И была на сердце у них печаль за девиц и отрока. Не прилетит птица – придется домой на подножном корму возвращаться. Шишками, грибами да ягодами питаться. А продукты эти за прошедшую неделю и так поперек горла встали. Только девицы не печалились. Решили на совете женском, что, пока мужи грустят да печалятся, надо дело в свои руки брать. Ольга – Быстрые Ноги забралась повыше, да дозором птицу высматривала. Вертолёт – птица гордая, захотит – прилетит, не захотит – не прилетит. Не летит... Надобно хижину построить, запасы на зиму делать, лыжи мастерить да детей рожать. Первенца Костей Шишкиным назвать. Так постановил женсовет. Сообщили про то богатырям. Обрадовались они, как про детей услышали, да счастье недолго длилось. Тут откуда ни возьмись, прилетел вертолет – вроде и туман стоял, да непогода была. Ну что ж, делать нечего. Собрали поклажи девицы красные да отрок Иван 12 лет, сели в птицу железную да и понесла она их до дому. Путями окольными через Большой Гора Восточный Саян да мимо целебных источников. Богатыри помахали вслед да делать нечего – надо дальше путь продолжать. Так и закончилась пешая часть водного похода. Девиц да отрока домой отправили, а богатыри по воде пошли, по речке Снежной.
Участники:
Толстых Виктор (г.Ангарск тур.клуб "Ермак")
Галуза Андрей (г.Ангарск тур.клуб "Ермак")
Колесников Олег (г.Ангарск тур.клуб "Ермак")
Конов Виктор (г.Ангарск тур.клуб "Ермак")
Малышев Евгений (г.Ангарск тур.клуб "Ермак")
Малышев Иван (г.Ангарск)
Нагорных Нина (г.Ангарск тур.клуб "Ермак")
Здота Ольга (г.Иркутск)
Иванова Ольга (г.Иркутск)
Бирюкова Елена (г.Иркутск)
Ольга Здота
23-30 июля 2004