в Иркутске 14:19, Янв. 11    

Факты из опыта пребывания в населенных пунктах Тункинской долины и других местах

Поселок Монды

Наша тургруппа сидела весь день на центральной улице возле магазина летом 1998 года. Никаких эксцессов. Впрочем, как и в последующие поездки.

Исключение: на посту ГАИ между р.р. Буговек и Белый Иркут взимают штраф за то, что вы правый поворот не включили, останавливаясь перед шлагбаумом. Но, это, скорее, пример обыденного общения водителей с органами дорожной инспекции. Отношение туристов с местными жителями никак не иллюстрирует.


Поселок Хойтогол

Неоднократно на заходах и выходах приходилось проходить. Никаких неприятных ситуаций. Общение с местными проходило доброжелательно.

Один раз приходилось брать лошадей для заброски по р. Ихе-Булнай. Когда добрались до места, пока мы со шмотками разбирались, два проводника нам и костер развели, и дров заготовили, и чай закипятили. После чего пожелали удачи и уехали.


Курорт Нилова Пустынь

Местных – немного. В основном, отдыхающие. Всё тихо и спокойно.


Шумакские источники

Здесь отдельный разговор. Опыта у всех, кто был, думается, имеется много и разного. Однозначно лучше не появляться в районе источников в период праздника Сурхарбан (конец июня - начало июля). Очень много пьяных.

1993 год. Август

В составе группы школьников. Никаких проблем.

1997 год. Июль-август

Жили на источниках свыше двух недель. Никаких проблем. Пользовались услугами жителей Хойтогола: нанимали лошадей. Всё чин по чину. Никаких приставаний с вопросами о спирте. О чём договорились, то было сделано. Люди зарабатывали деньги.

2000 год. Август. Туриада Центра детско-юношеского туризма и краеведения (СЮТура).

В связи с отсутствием погоды одна из групп была вынуждена расположиться в зимовье на левом (орографически) берегу. Вечером появились двое молодых пьяных товарищей (условно местных).

Первым делом они выяснили, не течет ли крыша. Дырявая крыша не протекала, поскольку мы полностью закрыли ее своим полиэтиленом. Однако это обстоятельство (наш полиэтилен) не было учтено пришедшими, поэтому, убедившись в том, что изба им подходит (сухо!), они приступили ко второму пункту своей программы.

Нам рассказали, что именно эту избу строили лично оба пришедших (правда, перед этим было упомянуто, что они здесь впервые). Затем нам рассказали, что через час, вслед за ними приедут большие начальники, которые едут именно в эту избу. В связи с вышеизложенным, занявшим зимовье детям предлагалось в кратчайшие сроки его покинуть.

Долгий и нудный "базар" усилиями руководителя хомутовской группы школьников Якимчик Елены Станиславовны кое-как "развезли". Но было очень неприятно, да и опасно. Один из пришедших служил когда-то в "горячей точке", там, соответственно, воевал и своё поведение почти не контролировал, периодически порываясь пойти в атаку.

Впрочем, виноваты тогда, как видится, были сами туристы. Ведь всегда же все знали, что в избах (особенно на левом /орографически/ берегу) лучше не останавливаться, так как возможны проблемы.

Дело в том, что летом – традиционно – тургруппы, стоящие на источниках, останавливаются на правом /ор./ берегу. Левый же негласно считается территорией местных (Хойтогольских и других). Жить там не рекомендуется даже в палатках. Конечно, местные живут и на правом /ор./ берегу, но там их в августе месяце как-то поменьше всё же, чем на левом.

В описанной же ситуации мы просто проявили слабость, так как к моменту прихода на источники уже несколько дней подряд заливались дождями, и ребятне нужно было высушиться немного. Потому и встали в избе, да ещё и на злополучном левом берегу, поскольку на правом всё было занято. За что и были наказаны, истрепав себе кучу нервов.


Поселок Кырен. 90-е годы. Май

Неоднократные конфликты на центральной площади при выезде больших групп туристов после сборов в районе Мунку-Сардыка. Связано было с тем, что значительное количество туристов (зачастую в нетрезвом состоянии) оказывалось вне автобусов, которые, выгрузив их, уезжали на заправку. Конфликты, как правило, разрешались, с возвращением автобусов.


Курорт Аршан

Общая предусмотрительность (думай, что говоришь!), корректность в общении и уважение к местным и их обычаям никогда не помешают.

Не следует мусорить на улице (впрочем, как и в других местах). Один раз это послужило поводом для конфликта, хотя возмущение местного жителя невоспитанным поведением одного из членов нашей группы было вполне справедливо.


Поселок Тагархай. Июнь 2000 года.

Мы шли вдвоем. Нас остановили в общей сложности пять раз. Из них три – надолго и серьезно. Поселок в тот раз мы проходили больше трех часов! Коврик отдали ("подарили"), просто сил уже не было "по-пацански базарить".

Первый раз до нас докопались ещё на полях: молодой джигит на коне с очками "Carrera" на шее (интересно, где он их взял?).

Второй раз посреди деревни (два пьяных мужика) – минут на сорок разговоров было – там коврик и отдали.

Третий раз на выходе из поселка – группа находящихся в состоянии наркотического опьянения молодых людей. Там наиболее сложно было "базар разводить", когда у нас денег начали "взаймы" просить.

Да, чуть не забыл. Мы уже от деревни километра два в сторону трассы прошли, когда нас те молодые парни на мотоцикле догнали, чтобы убедиться, что у нас точно нет возможности проспонсировать продолжение их банкета.

Тогда же я обратил внимание на общую структуру разговора. Почти всегда она была одна и та же, с небольшими вариациями.

Пункт первый.
"Туристо (альпинисто), однако... Бечевка (аркан) есть?.."

Пункт второй.
"У тебя же аптечка есть (утвердительно). А там "кап-кап" будет? Давай разведем спиртику..."

Пункт третий (наиболее агрессивное поведение).
"Турист, говоришь... Горы ходил. Тайга был?.. Балаган видел? Жил? Наша тайга-то! Я балаган строил! Деньги давай, однако!.."

С того времени через Тагархай пешком мы не ходили. Всегда договаривались с автотранспортом.

При всём вышеописанном автору известно немало случаев, когда малочисленные группы проходили через Тагархай безо всяких проблем. Никто к ним не приставал. Раз на раз не приходится. Но всё же пешком там, после описанного выше инцидента, ни разу мы не ходили, избегая этого всеми возможными способами, в первую очередь, заранее договариваясь с автотранспортом.


Немного рекомендаций из личного опыта (не только о Тагархае):
1. Никогда на заездах-заходах (выходах-выездах) не привязывайте сбоку рюкзака веревку (а также красивые, яркие вещи). Убирайте в рюкзак. В противном случае, проблемы вам гарантированы.
2. Если ваша каска – это мотошлем, то его тоже лучше убирать с глаз подальше.
3. То, что всё-таки привязано, лучше, если упаковано в чехлы.
4. Пункты 1-3 не относятся к ледорубам и другим подобным железякам.

Перед входом в населёнку тщательно привязанные ледорубы мы всегда снимали и просто засовывали за боковые ремни рюкзака. Как следствие, при (Крайней! И только крайней!!!) необходимости можно извлечь тяпки за пару секунд. Хотя до такого никогда не доходило. И никому не советовал бы применять силу первому. В конечном итоге местные все равно будут иметь больше численности и оружия, в том числе огнестрельного.

Завершая, хочется надеяться, что вернутся времена, когда изложенной выше информацией пользоваться не придется, а полемика вокруг этой заметки, если она, конечно, будет иметь место, не сведется к обсуждению национальных особенностей коренного населения Тункинской долины, тем более что хороших фактов нормального, доброжелательного общения с местными гораздо больше, нежели плохих.


Ильдар Г
6 октября 2004