Однажды, весной вдохновенной,
В одной из иркутских квартир,
Собрались совсем не плохие спортсмены
И речь у них шла про Памир...
Как мы решались и собирались
|
Пик Ленина. Вид из лагеря 1
|
На пик Ленина мы собирались ещё прошлым летом, но в последний момент все отказались. В этом году намечалась та же ситуация, и мы с Любаней поняли, что пора принимать ответственное решение и ехать одним. Идея путешествия двух девочек по Средней Азии, с восхождением на семитысячник повергла горовосходительную общественность в шок. Какие мнения о себе и нашей судьбе мы только не выслушали! Но что делать, билеты куплены, погранпропуск оформлен, и обратного пути уже нет.
15 июля мы загрузились в поезд с нашими пятью рюкзаками и лавинной лопатой и отправились искать приключения. Конечно, этому предшествовала неделя беготни, закупки продуктов, заправки баллонов и выпрашивания снаряжения, но мы всё же поехали, оставив на перроне друзей и родных.
Как мы акклиматизировались в Ала-Арче
|
Ала-Арча, на вершине Учитель
|
По плану перед Ленина у нас были две недели сборов в Арче. Этот район знаком нам по прошлому году и опасений не вызывал. Сборы были, как обычно, красноярские. Прелести забросок я обойду стороной, всё как всегда, хорошо, что не долго. А дальше началось учебно-тренеровочное мероприятие со всеми занятиями, лекциями, хождениями на 1Б и ужасной погодой! Действовала только одна примета: если снег не пошел с утра, то он поёдёт с обеда.
Из-за природных катаклизмов были сорваны и без того не очень спортивные планы. В результате за 12 дней мы сходили на 4 горы (1Б, 2Б, 3А, 4А), поднялись на 4800 м и акклиматизировались настолько, что даже без отдыха поднимались на морену за домом. Краснояры пробовали нас отговаривать от поездки на высоту, заманивали на Иссык-Куль, но ничего у них не вышло. 3 августа мы спустились в Бишкек и начали по новой укладывать рюкзаки. Впереди у нас 15 дней на Памире!
Как мы ехали в Ачик-Таш
|
Заезды. Алайская долина
|
5 августа мы встали в 5 утра, вызвали такси и поехали в аэропорт. Бесплатно мы могли везти только 15 кг багажа, поэтому, имея его ещё 30 кг на двоих, стали бороться с перевесом методом надевания пластиковых ботинок. Выглядели мы потрясающе, может быть по этому умудрились протащить через контроль 10 заправленных газовых баллонов! Летели всего 40 минут, посадка из-за короткой полосы в Оше была очень экстремальной. Нас встретил МАЛовский водитель, мы загрузились в Урал и поехали, взяв одного краснодарца, трёх французов и поляка.
|
Вид на массив пика Ленина из Ачик-Таша
|
Ехали целый день по дороге, которая когда-то была асфальтированная. Вечером мы наконец-то увидели горы. Те самые Памирские горы, о которых мечтали, к которым готовились и которых боялись. Водитель Серёга ткнул пальцем в какой-то здоровенный сугроб на горизонте и сказал: "Вам туда!". Так мы первый раз увидели пик Ленина. Самое страшное событие в этот день – форсирование речки. Зачем нам мосты, мы же на крутой оранжевой машине! Ну, подумаешь, чуть не утонули! Урал лёг на бок, воды в будке по сиденья, у поляка истерика, а мы с Любаней ищем чем стекло выбить... Но кончилось всё как в фильме, все спаслись и уже по темноте приехали на Луковую поляну, которая оказалась намного меньше чем мы представляли. Поставили палатку на ровное место и упали спать.
Как мы забрасывались
Утром проснулись полные решимости идти в лагерь 1 (Л-1). Прикинули вес рюкзаков и грустно вздохнули – без лошадей не обойтись. Взяли себе по 15–кг, отдали предпоследние сомы (валюта киргизская) портерам, и почапали медленно в сторону перевала Путешественников. Перевал – это просто боковая морена ледника Ленина, на которую идёт замечательная тропа серпантином. А вот дальше начинается самое интересное – 8 км по леднику, зная только примерное направление, обходя трещины и промоины. (фото5) Конечно же, мы заблудились, лазали по отрицательным сыпухам, очень сильно ругались и пришли в Л-1 на 4400 м под вечер. Наши лошади пришли гораздо раньше, поэтому без рюкзаков с едой и палаткой мы не остались.
Как мы опять акклиматизировались
|
Лагерь на 5300
|
7 августа целый день просидели на 4400, сушили вещи и сортировали снарягу. 8 августа, мой день рождения. Часов в 11 выходим в Л-2, что находится на 5300. В техническом плане это самый тяжелый переход. Нужно идти по леднику и пересечь "сковородку". На участке между Л-1 и Л-2 большое количество трещин, у многих из которых не видно дна, правда, самые опасные провешены стационарными перилами. Движение допустимо только в связках, так как если куда-нибудь усвистишь, вряд ли кто-то тебя уже найдёт... Было и две верёвки на жумаре, но очень простых, по снегу. Больше всего доставало солнце. Не спасали никакие суперсолнцезащитные кремы и помады. В Л-2 пришли в 18 часов, поставили палатку и со всеми вещами в неё забились. Самочувствие нормальное, есть хочется сильно, а вот вылезать за снегом не очень, поэтому "набирали воду" прямо в тамбуре. Ночь тоже прошла спокойно, без отклонений в работе организма.
Утро 9 августа встретило нас нескончаемым потоком ультрафиолета. Решили выйти в Л-3 часов в 10, но собрались только часам к 12. Подъём на Раздельную (6200 м) проблем не составил и занял часа четыре. Погода, правда, испортилась, подул сильный ветер, и видимость почти пропала. Л-3 разбит прямо на куполе, поэтому поставленную палатку пришлось тщательно закапывать, чтобы не проснуться опять на 5300 (в смысле не быть сдутыми ветром). Палатку-то мы поставили и даже в неё залезли... Вот тут всё и началось! Нас долбанула "горняшка", да так что до утра мы спать не смогли. Было ощущение, что по голове проехал поезд, шевелиться совсем не хотелось. Утром усилием воли заставили себя вылезти на улицу, и как ни странно, все симптомы практически исчезли. Собрали вещи и повалили вниз, на 4400. Хватит с нас акклиматизации!
Как мы отдыхали
|
Любаня в лагере 4400
|
На 5300 оставили часть еды, палатку, газ для восхождения. Попили чай, связались и почти ушли, но бишкекский гид Славик попросил взять вниз свою клиентку, испанку Розу. Пристегнули мы её к своей верёвочке и начали спускаться. Видимо, Розе было совсем плохо, шла она медленно, но очень упорно. Девушка решила, что мы с Любой ей очень помогли и потом ходила к нам в гости каждый день, с шоколадками и газировкой. В Л-1 у нас по плану было два дня отдыха, перед восхождением. Просидели мы три, так как встретили нашего друга Олега Тураева (бишкекского гида) и решили идти до Раздельной с ним.
Как мы совершали восхождение
14 августа выходим в Л-2, второй раз идти легче, да и дорога знакомая. Пришли на 5300 в 18 часов, залезли в свою палатку, обнаружили там здоровенный камень и проделанную им дыру. Решили, что лучше нам переехать на более безопасное место. Вообще Л-2 самый неспокойный, с одной стороны камни летят со скал, с другой лавины со склона Ленина (именно этот лагерь накрыло ледовым обвалом 13 июля 1990 года, когда погибло 40 человек). Пришёл Олег, позвал в гости в свой "дом", так как наш оказался для троих маловат. Мы, конечно же, расслабившись от чая, шоколада и сала, уйти не смогли и остались ночевать под горой пуховых спальников. 15 августа собирались выйти на 6200 часов в 12, но нам на глаза попалась буржуйская помойка, с кучей еды, разбор которой отложил наш выход. Зато у нас появилась горелочная посуда, шоколадная паста, куча супчиков и кусок репшнура (ну дикие мы, из Сибири!).
В 14 часов, наконец-то, выходим. На первом взлёте встречаем Олега с его клиентом, немцем Хейко. Они ходили на 5800, спускаются в Л-2. Олег желает нам удачи и говорит, чтобы думали головой. Поднимаемся на гребень, достаём термос и пытаемся пить чай с регидроном. Мы сейчас на высоте Эльбруса, а до вершины ещё ой как далеко. Погода хорошая, солнце, тропа немного раскисла. На подъёме на Раздельную очень мёрзнут руки, хотя и не холодно (какие-то нарушения кровообращения). Приходим в Л-3, не находим питерскую палатку, в которой нам разрешили переночевать и затариваемся в огромный Red Fox, с двумя тамбурами. Сидим, кушать готовим, а в душе одна надежда, что нас опять не стукнет "горняшка". Ставим будильник на 4 утра и ложимся спать с ожиданием чуда.
|
Вид на гребень и вершину из лагеря 3
|
16 августа просыпаемся в 4 утра, не вылезая из спальника, зажигаем горелку. Спалось отлично, голова не болит, настроение боевое. Акклиматизация прошла успешно, и организм не сопротивляется пребыванию на такой высоте. Готовим завтрак, топим снег для чая с собой наверх. Со сборами возимся до 6-30, выходим, взяв тёплые вещи, перекус и аптечку. Восхождение начинается со спуска с Раздельной на перемычку (6100 м), где ужасный ветер со стороны Таджикистана. Идём с москвичами, двумя немцами и толпой литовских туристов. Начинаем подъём на 6400 м по сыпухе. С гребня открывается потрясающий вид на центральный Памир, резко выделяются на фоне других гор пики Коммунизма и Корженевской. Подъём до 6400 занимает 3 часа. Здесь стоит Л-4, который раньше был штурмовым для всех (сейчас многие ходят с 6200, как пошли мы).
|
На вершине пика Ленина (7134 м)
|
Проходим выполаживание и начинаем подъём по "ножу" на 6700 м. Очень сильный ветер, пришлось надеть горнолыжные очки и маски. Идём с палочками, доставать ледоруб нет смысла. После 6700 опять ровняк и опять взлёт на 6900 м. Поднимаемся на снежное плато, откуда видны сыпухи, ведущие на вершину. Проходим плато, очень тяжело переставлять ноги, удаётся делать только по 30 шагов. Затем начинаются нескончаемые моренные гребни, на одном из которых и находится вершина, 7134 м. Вообще-то, вершины там нет, просто тур из камней, пара разноцветных кусков ткани, бутылка для записок (которые туда никто не кладёт). Как нам сказали гиды, каждый год вершина на новом месте. Да какая нам в принципе разница, стоим, всё остальное кажется ниже, тропа здесь заканчивается, значит, вершина. Смотрим на уходящие за горизонт хребты, фотографируемся и пытаемся представить, что мы сейчас на восьмом километре, а может быть и на седьмом небе. Романтические мысли исчезли, когда вспомнили, что нам ещё спускаться и подниматься на Раздельную.
|
Спуск с вершины. Вид на Раздельную
|
Стараемся сделать это как можно быстрее, но аккуратно. На 6400 остановились попить, сели на рюкзаки и поняли, что ещё пара минут и встать мы уже не сможем. Как-то резко навалились накопившаяся за день усталость. Ну, ничего, ещё чуть-чуть и мы дома! На Раздельную поднимались с перемычки медленно, пришли в лагерь в 20 часов (восхождение заняло у нас 13 часов). Нас как всегда встречает Олег, с термосом чая и поздравлениями – наверно, он очень рад нас видеть. Сидим с ним в палатке часа три, потом падаем и засыпаем крепким здоровым сном, хотя и на 6200. Ночью начал идти снег, шёл он и утром, и весь день. На гору никто не вышел, все сидят по палаткам.
Начинаем спускаться в 10:30, видимости ноль. Приходим в Л-2, а там наш Фунт, которого мы ждали 2 недели! Как мы были рады его видеть! Начались рассказы про время, проведённое в Арче и Фанах. Часа через три мы с Любаней всё-таки ушли вниз. Спустились за 1,5 часа. За время нашего восхождения ледник сильно изменился, все снежные мосты протаяли, пришлось прыгать через трещины. В Л-1 нас все поздравили, накормили и споили. Даже арбуз разрезали, только его есть не хотелось в такую погоду.
|
После восхождения, лагерь 1
|
18 августа мы свернули свою палатку, подсобрали рюкзаки и пошли в базовый лагерь. Светило солнце и мы смотрели на нашу Гору, которую полюбили и которая не сделала с нами то, что могла бы. Спасибо ей за это!
|
Луковая поляна (БЛ): Олег, Ира, Дима и Люба
|
|
Аэропорт Ош. Мы с литовскими друзьями
|
В БЛ мы оттянулись по полной, наелись колбасы, салатов и дыни. Провели вечер в замечательной компании гидов и ребят из лагеря Азия-Трэвэл (и спустившегося с акклиматизации Фунта). Утром мы вместе с москвичами поехали в Ош. На этот раз на УАЗике и через мост. Долго прощались с бишкекскими ребзиками (ребятами классными) и особенно с Олегом, ведь он так за нас переживал и радовался и так много для нас сделал! Пусть у всех на пути будут такие замечательные люди!
Грустно уезжать из гор, даже с победами. Ведь это наши горы... Позади у нас 15 дней на Памире...