в Иркутске 16:33, Дек. 12:t -13°C

Каждый видит то, что хочет видеть

Автор:Марина Васильева(fyufhxfyrf)
Опубликовано:30.12.2013
Ключевые слова: Америка, Вашингтон

Часть 2. Впустите чудо!

««... Часть 1.

Если чуда не происходит, это всего лишь означает,
что вы сами не пустили его в свою жизнь.
(Александр Свияш)


Продолжаю удивляться и радоваться! Какое счастье – жить! Какое счастье – иметь возможность путешествовать по свету! Какое счастье делиться своими впечатлениями!

– О-о-о... Марина, стоп, вот тут, минуточку, – сказал мне один мой приятель и коллега. – Стоп. Не надо делиться! Люди сделают выводы по своему разумению: начальство добавит работы (а то наотдыхалась уже), коллеги пожалуются на твоё безделье (мы тут вкалываем за неё), друзья начнут просить денег (на Америку нашла ведь), родня обидится, что отпуск не на них потратила (ведь к ним – ближе и дешевле), муж возревнует и надуется (читателям уделяешь больше времени, чем ему), а читатели на сайте будут выискивать в твоих радостных дифирамбах «умничанье», «выпендриванье», «враньё», «фотошоп», а также высмеивать ошибки, неточности, в общем, поставят тебя на место за плинтусом. Нечего показывать всем, как тебе хорошо, это не в Российских традициях.

Мой коллега, наверное, в чём-то прав. У нас часто не понимают счастливых. Зато понимают того, кому плохо, кто жалуется, у кого нет мечты и кому нечего реализовывать. И всё равно, я настойчиво призываю смотреть на мир, и видеть чудо! Пусть не только своими глазами, но и глазами того, кто путешествовал и рассказал. Многие, прежде чем отправиться куда-то, сначала читают, изучают, заражаются идеей, выбирают, начинают копить деньги, задолго покупают билет, делают визу, а потом уже никаких отговорок, назад пути нет, когда потрачено столько усилий и времени, и денег. И пусть весь мир подождёт!

Я в США только здесь и сейчас. Я всего лишь гость. Я счастлива от того, что все прохожие улыбаются и здороваются со мной. Я довольна тем, что музеи и тренажёрные залы бесплатны, даже для меня – чужеземной гостьи. Мне нравится отсутствие курящих и пьющих граждан на улицах. (Как они этого добились?!) Но это не значит, что я агитирую туда перебираться. Мне просто очень нравится то, что я вижу в США, и мне бы очень хотелось, чтобы Россия перенимала хороший опыт, а не «била себя в грудь», что у нас всё лучше.

Знаю, сейчас некоторые читатели возразят, дескать, в США не бывает бесплатного сыра. Да, где-то не бывает. Да, у них нет государственных пенсий. Да, у них дорогая медицина и дорогие страховки. Да, у них без работы пропадёшь (в отличие от России), а бездельничать у компьютера и пьянствовать у них слишком дорогое удовольствие.

Когда я вернулась в Москву под впечатлением с горящими глазами и желанием поделиться, рассказать, мои знакомые ждали, наверное, от меня что-то типа «они тупые и жирные янки, ноги на столе, в обуви в постель». Одна коллега, очень уважаемая учительница истории возмущалась: «да вы что говорите-то, какая культура в США, какая история?» На мой вопрос – из каких источников она черпала свои познания о США, она ответила: «Да вы фильмы-то про них посмотрите!» Вот-вот. Судим по соседям из уст другого соседа.

Все эти долгие вступления вот к чему. (Может кто-то не согласится со мной). Чтобы быть счастливым – достаточно уметь радоваться. Видеть вокруг себя красоту, добро, а если кажется, что этого вокруг нет, или мало, то искать, находить, и снова радоваться. Каждый видит то, что хочет видеть. Каждый находит то, что ищет.

Если будете в Вашингтоне, обязательно посетите музеи Вашингтонской мили! Напоминаю, что все они БЕСПЛАТНЫ для всех слоёв населения, для всех посетителей, как американцев, так и иностранных туристов. Десятки автобусов со школьниками, приезжающими из разных штатов в музеи, ежедневно привозят тысячи детей на уроки и экскурсии в музеи. Сотни туристов гуляют по залам музеев, сотни американцев проводят там своё свободное время.

После открытой галереи современной скульптуры, о которой я немного рассказала в предыдущем рассказе, мы отправились в здания Национальной галереи искусств. Маленькая справка из Википедии: в галерее собрана одна из лучших коллекций искусства в мире. Коллекция насчитывает около 1200 картин (особенно широко представлены полотна итальянских, французских и американских мастеров), одно из лучших в мире собраний живописи итальянского Возрождения, произведения голландского и испанского барокко. Правительством США галерее были переданы 20 тысяч рисунков, изображающих историю американских ремёсел и народного искусства. Галерея основана в 1937 году Конгрессом США на основе крупных частных коллекций.

У Национальной галереи два здания: в одном – экспозиции классического искусства, а в другом – современного. Здания соединены между собой подземным переходом и прямым эскалатором, как в метро. При входе в музеи, как и везде, проводится проверка посетителей металлоискателем, впрочем, это делают вежливо, с извинениями. В холле имеются коляски для инвалидов, диваны и кресла для уставших посетителей. Смотрители музея не только смотрят за посетителями, но и по их просьбе могут сопроводить, вызвать такси при необходимости. Во всех залах экспозиций музеев США можно фотографировать (это приятно удивило!). Нельзя снимать только в залах с экспозициями, привезёнными из других стран. С этим строго. Если будете нарушать это требование, могут попросить покинуть музей без объяснений.

Мы были дисциплинированными посетителями, и снимали только там, где можно. Впрочем, пару раз я увлекалась, и нечаянно залезала на «запретную территорию», меня тут же вежливо просили выключить и убрать фотоаппарат. ВСЕ смотрители музеев в США – чернокожие мужчины крупного телосложения, больше похожие на боевых телохранителей, а не бабушки-одуванчики, как в России.



Восхитило: в каждом зале есть мольберты, фартуки, и всё для рисования. Многие приходят и срисовывают с натуры экспонаты. Высший класс! Всё для народа, и не только для своего, но и для иностранных туристов. Нет даже ограничительной зоны перед экспонатами. Можно разглядывать картины хоть в сантиметре от собственного носа. (В Москве во многих музеях ближе, чем на метр подходить к экспонатам нельзя – на полу ограничитель). Но чернокожие смотрители музеев США зорко следят, чтобы посетители не прикасались к экспонатам.

Итак, входим. Фойе с мягкими диванами и креслами перед гардеробной уже обещает приятный отдых в музее, а не утомительную ходьбу по многочисленным залам. Следуем в большой Мраморный зал, похожий на Лувр. Из Мраморного зала в две стороны расходятся посетители к экспозициям, либо отдыхают в Зимнем саду. Многочисленные посетители улыбаются друг другу, здороваются, как приятели. Школьники с учителями, сидят прямо на полу, слушают урок, рисуют, записывают, фотографируют.



Большинство посетителей идут прямиком к приехавшей из Великобритании и Канады экспозиции прерафаэлитов – «Викторианский авангард». (Ученики и последователи Рафаэля, обратившиеся в своём искусстве к идеям «дорафаэлевской» эпохи). Это самая впечатляющая экспозиция, но, к сожалению, там запрещено было снимать. В двух словах о том, что впечатлило. Я никогда ранее не видела оригиналов картин этих художников. Техника исполнения настолько совершенна, что качество рисунка превосходит фотографию со всеми современными технологиями, на фото так невозможно передать! Каждая ресничка, каждый мускул, каждая морщинка – всё идеально чётко, пропорционально и совершенно, как в живую. Цвет и свет переданы совершенно идеально, как это возможно достичь с помощью кисти и красок? Ни одна репродукция этих картин, которые я видела раньше, и близко не стояла с оригиналами! Это, на самом деле, бесценные шедевры искусства, и очень жаль, что у меня нет их фотографий (а может, и к лучшему, потому что всё равно невозможно передать на фотографии это совершенство).

Я смогла сфотографировать только анонс этой экспозиции на улице Вашингтона: известнейшая картина Джона Эверетта Миллеса – «Смерть Офелии» (1852 год). Необыкновенной красоты утопленница. Эта картина является символом прерафаэлитизма. Экспозиция представила таких известных художников, как Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

В итальянском зале большим количеством были представлены картины Модильяни. Во французском зале – Клода Моне и Эдуарда Мане, а также – Матисса и Ренуара. Ценители искусства скажут: невозможно передать те цвета, краски, настроение, полутона и нюансы, которое творил художник в своём произведении, через фотокопию или репродукцию. Надо смотреть оригинал. Они, конечно, правы. Фотокопия и репродукция – искажают цвет, яркость, контрастность, а с ним и часть смысла картины. Особенно сильно искажает картину функция автоподстройки при редактировании изображения фото. Поэтому я старалась ей не злоупотреблять. Всё это так. Но одно дело – видеть изменённое изображение, а другое дело – не видеть эту картину совсем. Многие ли читатели видели все эти шедевры хотя бы в репродукциях и фотокопиях? Может быть, посмотрев на них, кто-то загорится увидеть и живой оригинал. Я выбрала для Вас наиболее известные.



Большим открытием для нас было искусство американских художников, как прошлых веков, так и современных. Многие имена мы вообще услышали и увидели впервые. Это целый пласт, целая эпоха, отражённая в искусстве. Какая досада от того, что уважаемая опытная учительница истории одной очень неплохой московской школы с углублённым изучением гуманитарных предметов говорит своим ученикам о том, что «никакой истории и культуры в США нет, и быть не может». Какая жалость, что в Российских школах, приоритетом являются точные науки, а гуманитарные не в чести, а искусство не преподаётся вовсе. Как обидно за обделённое поколение молодых россиян, которые получили знания в извращённом и перевёрнутом виде, от учителей, которые и сами-то ничего не видели, не знают, не могут передать больше того, что на страницах учебника.

Говорю своим ученикам: распахните глаза и впустите чудо! Оно кругом, оно рядом, оно во всех нас. Оторвите глаза от экранов айпэдов, планшетов, телефонов, телевизоров, выдерните из ушей плееры, оглянитесь вокруг, в мире есть удивительное!

Мы с московскими коллегами с немалым трудом вытащили недавно школьников в музей современного искусства «Гараж» в парке Горького в Москве, на экспозицию картин американского художника Джона Балдессари «1+1=1». Чтобы понять творчество этого художника, требуется знать и уметь узнавать хотя бы самые популярные шедевры мирового искусства. Потому что именно из них Джон Балдессари собирает новые образы и идеи. Но, к сожалению, узнавать даже самые известные шедевры мирового искусства российские ученики 8 класса одной хорошей московской школы с гуманитарным образованием – не смогли. А в США эта экспозиция рассчитана на детей от 8 до 11 лет.

Нет, я не жалуюсь на плохое образование. Просто хочется хотя бы немного подправить перекосы в российских учебниках: дать чуть-чуть представления об искусствах, а точные науки хотя бы чуть-чуть упростить. Чуть-чуть больше говорить о добром и вечном, и чуть-чуть меньше забивать головы формулами...



Современное американское искусство и дизайн воплощает в себе идею американского скульптора Александра Колдера, приобретшего всемирную известность замысловатыми фигурами из проволоки и так называемыми «мобилями» – кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электрическим ветром. Модернизм его идей в искусстве отражён в девизе его творчества: «Как можно составлять цветовые композиции, так можно и составлять композиции движений». Александр Колдер (Alexander Calder, 1898-1976).



Словно свежий ветер, композиции Колдера, окружили со всех сторон, заставили включить воображение и понесли мысли за пределы головы. Некоторые композиции были совершенно непонятны, чужды, и даже смешны, но мы не проходили мимо, а пытались вглядеться и разобраться, что не всегда получалось. Как люди, считающие себя в некоторой мере образованными и интеллигентными, мы пытались сдерживать свои эмоции при виде совершенно причудливой, на наш взгляд, «мазни», и фотографировали, фотографировали, фотографировали... Чтобы дома ещё раз вернуться и посмотреть, выбрать и показать.

Никогда не отторгайте и не критикуйте непонятое. Может быть, придёт время, и Вы поймёте. Оставьте на потом. Если когда-нибудь придётся вернуться, то, возможно, Вы посмотрите на эти вещи уже другими глазами. Только не закрывайте глаза, не отворачивайтесь, а впустите в свою жизнь чудо! Чем больше Вы увидите, тем больший опыт получите.

Заканчивая свой рассказ, я хочу извиниться за то, что не все фотографии с указанием автора и названия картины. Прежде чем отправить материал на сайт, я долго сверяла в поисковике имена авторов, эпох, названия картин. Многое можно найти в интернете. Но не всё. Поэтому те картины, названия которых не вошли в кадр, и не найдены мной в поисковике среди известных авторов остались не подписанными. Но это ведь здорово, потому что это даёт посыл углубиться в творчество художников разных эпох и поискать самостоятельно тому, кто заинтересовался.

«Единственным критерием истины является опыт»
(Леонардо да Винчи)