Angara.Net

Gps-приемник на морозе.

Дмитрий Песков / @gewurz
Вот здесь http://angara.net/forum/t26292?p=2 каснулись этой темы, хочу продолжить. В течение месяца с 12 ноября по 12 декабря ходил с джпсом гармин76, от часу до почти трех, при температуре -20 - 47. Что обнаружил: было 2 случая внезапной потери сигнала, ни одного спутника на экране. Такого раньше не было. Грешным делом подумал - чп(типа, инопланетяне напали). Но на след. день все работало. Причина - не известна. Потом было также два случая отказа - не реагировали кнопки, потухание экрана, прекращался писаться трек (это уже при -40-45). При оттаивании дома все заработало. Приемник был в нагрудном кармане во флисовом чехле. Опять же просто идти по нему, часто заглядывая в экран оказалось практически невозможно, батарейки через полчаса падали на минимум, (причем дома, оттаяв опять показывают полный заряд). Держать на пузе в тепле и доставать его неудобно - теряется тепло, снимание варежек. Вывод - нужен какой-то специальный вход в куртке в районе груди, чтоб не открывать горло. Если укутывать приемник и класть в рюкзак - он нормально работает.
В общем, теперь стал больше понимать тех ребят на Победе.
#451946
17.12.2010 - 01:02
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
Батарейки какие используешь?
#452013
17.12.2010 - 09:40
Дмитрий Песков / @gewurz
заряжаемые
#452071
17.12.2010 - 11:10
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
Есть два типа батареек, которые обычно продаются везде и могут использоваться с приборами типа GPS. Это "алкалиновые" и "угольные". Описанное вами поведение прибора, очень напоминает случай, когда используются "угольные" батарейки. Лично у меня GPS Garmin eTrex, питающийся от двух батареек формата АА, именно так себя и ведет с использованием угольных батареек. С использованием "алкалиновых" батареек мне его хватает на 3-4 часа на морозе до -25 безо всякого утепления, а если использовать режим, когда прибор лежит где-то рядом в кармане и его только периодически достаешь на мороз, то должно хватать часов на 10. А есть еще приборы (обычно наручные - для бегунов или велосипедные), которые питаются от литиевых 3-х вольтовых элементов - эти в исправном состоянии могут вообще хоть сутки на сильном морозе жить и ничего с ними не сделается.

gewurz [452071]: Пока писал, появилось ваше сообщение. Сразу скжу, что мой прибор работал от заряжаемых батареек гораздо меньше, чем от новых алкалиновых. Хотя, говорят заряжаемые батарейки (аккумуляторы) тоже очень сильно отличаются по характеристикам и свойствам.
#452072
17.12.2010 - 11:13
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
gewurz [452071]: Лучше использовать обычные батарейки. См. пост выше.
zmey70 [452072]: Я в курсе какие бывают батарейки, возможно даже больше вас. Я по этому и спросил, т.к. догадывался что человек использует аккумы.
#452161
17.12.2010 - 13:14
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
Dreamstalker [452161]: Да, неудачно получилось - как будто я вам отвечал. Я просто рассказал о своем опыте использования GPS на морозе. Об аккумуляторах и их разновидностях я вообще мало знаю. Всегда использую батарейки. Если хочу подстраховаться, то кладу в теплое место запасной комплект.
#452184
17.12.2010 - 13:50
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
zmey70 [452184]: А вот "кладу в теплое место запасной комплект" это правильно, несколько запасных батареек не задавит :). Аккумуляторы летом использовать очень даже неплохо можно. Но ИМХО для "ответственных" вещей типо рация, ЖыПыС, и прочей техники только обычные хорошие батарейки. Хотя многое зависит от условий эксплуатации.
#452196
17.12.2010 - 14:23
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
У аккумуляторов элементарно ниже напряжение с одного элемента, из-за этого и проблемы.
#452203
17.12.2010 - 14:31
Дмитрий Песков / @gewurz
Но, не только же от батареек зависит работа, пусть они теплые только, что из кармана, а сам прибор , экран, не мерзнут что-ли?
#452204
17.12.2010 - 14:33
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
Gunslinger [452203]: Не согласен. Читайте спецификации.
gewurz [452204]: В электронике мало понимаю, возможно что-то нехорошее и происходит.
#452212
17.12.2010 - 14:43
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
Dreamstalker [452212]:
Не согласны с чем? У никель-металл-гидридного аккумулятора ЭДС 1,3, у щелочной батарейки - 1,5 вольта.
Я сталкивался с несколькими случаями, когда устройтсво, рассчитанное на работу от батарей, при работе от аккумуляторов переставало работать из-за снижения напряжения раньше, чем аккумуляторы отдавали полную емкость.
#452250
17.12.2010 - 15:59
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
Gunslinger [452250]: А про Литий-ионные слышали:)? С их 3.6V.
Многое конечно от устройства зависит. Например в моем достаточно старом плеере есть в настройках защита аккумулятора от переразряда, которое я отключил, ибо батарейки я тоже с защитой использую.
#452284
17.12.2010 - 17:13
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
Dreamstalker [452284]:
Иногда лучше жевать, чем говорить.

Во первых литий-ионные аккумуляторы плохо отдают емкость при температуре ниже нуля, и никак - ниже -20°С. Эксплуатация устройств снабженных Li-Ion аккумуляторами при температуре ниже нуля по паспорту обычно не предусмотрена.

Мы здесь говорим о конкретном устройстве, в котором, если Вы не знаете, используются либо щелочные батарейки, либо NiCd(NiMHd) аккумуляторы, и именно о них речь и идет.

А работа устройств с питанием от элементов напряжением 1,5В от элементов напряжением 3В производитель предусматривает достаточно редко.
#452373
17.12.2010 - 20:42
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
Gunslinger [452373]: Знатоки, а вот расскажите мне, что за литиевые такие элементы с ЭДС в 3 Вольта (2032,2025,2016) используются в разных там компьютерах и приборах (в том числе и в некоторых GPS от Garmin), которые позволяют этим приборам сотни часов без замены работать хоть в 30 градусные морозы? Вот я, например, в прошлые выходные гонял на велике больше часа, температура была от -31 в Академе и до -36 в Марково, а на руле у меня стоял и прекрасно работал все это время велокомп Cat Eye Enduro 8. Кстати, с этим велокомпом я катал трейлы по 6-7 часов при температуре - 20, и батарейку на нем еще ни разу не менял, хотя одометр показывает уже цифру 12 000 км.
#452379
17.12.2010 - 20:57
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
zmey70 [452379]: Это литиевая батарейка на основе сочетания литий-железо, а не аккумулятор. Хороша практически отсутствующим саморазрядом (можно хранить больше 10 лет), разрядными характеристиками и плотностью энергии (отношением емкости к объему(весу)), а так же способностью работать при низких температурах. Плоха высокой ценой - за те же деньги что одну AA батарейку можно преобрести неплохой NiMh аккумулятор, а за в полтора раза большие - хороший, который в любом случае прослужит больше одного раза.
#452396
17.12.2010 - 21:35
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
Gunslinger [452396]: А что, такие есть в формате АА? А в каком виде еще эти элементы выпускаются. Просто я что-то сомневаюсь, что они в формате АА выпускаются - ЭДС-то у них никак не 1.5 Вольта.
#452406
17.12.2010 - 21:47
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
#452413
17.12.2010 - 21:56
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
И не обманывайтесь, это цена за ОДИН элемент.
#452414
17.12.2010 - 21:58
Денис Салко / @dvs
zmey70 [452406]:
Выпускают формата AA и 3-вольтовые литевые элементы, и 4-вольтовые литий-ионные аккумуляторы

А вот по теме:
* Литиевый элемент формата AA
* 3000мА*ч
* 1,5 вольта
* Работает от -40
* 3 бакса оптом(50 штук)
* очень лёгкие(14 грамм)
* http://search.digikey.com/scripts/DkSearch/dksus.dll?Detail&name=N602-ND

Однако такая батарейка не спасёт от глюков электроники, которая редко делается на температуру ниже -40 (это я про -47 в первом посте)

Gunslinger [452413]: это как раз 1,5 вольтовая батарейка :)
#452422
17.12.2010 - 22:03
Moderator / @moderator
Gunslinger [452413]: Сообщение изменено.
#452424
17.12.2010 - 22:09
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
dvs [452422]: Спасибо за информацию! Я правильно понял - можно приобрести литиевые элементы формата АА, которые выдают напряжение 1.5 вольта и использовать их в стандартном отсеке для таких батарей, пользуясь всеми их приемуществами, включая морозостойкость?
#452429
17.12.2010 - 22:15
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
dvs [452422]:
А как интересно они получают 1,5 В? В описании тот же дисульфид железа..
#452430
17.12.2010 - 22:20
Денис Салко / @dvs
Gunslinger [452430]: Ну, это не ко мне, а к химикам.
zmey70 [452429]:
Тут есть даташит, если интересно: http://data.energizer.com/PDFs/l91.pdf

Да, 1,5Вольта. Думаю, их можно использовать как замену обычным пальчиковым батаейкам.
#452433
17.12.2010 - 22:31
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
dvs [452433]: Еще раз огромное спасибо! Морозостойкость до - 40 - 60. Однако есть над чем задуматься. Для GPS, хотя бы на зимний период я бы их приобрел. Тем более, что хранить их без использования можно очень долго.
#452435
17.12.2010 - 22:41
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
Хм.. Точно дисульфид железа. ЭДС такой пары должен быть равен 3,01 В. Они что, туда микродрайвер запихали?
#452439
17.12.2010 - 22:47
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
Gunslinger [452373]: Иногда нужно внимательнее читать, и осознавать прочитанное! Где это я рекомендовал использовать аккумуляторы в мороз?
Эксплуатация устройств снабженных Li-Ion аккумуляторами при температуре ниже нуля по паспорту обычно не предусмотрена. - Ссылку. Не забывайте что и у усстройства есть диапазон рабочих температур.
Мы здесь говорим о конкретном устройстве, в котором, если Вы не знаете, используются либо щелочные батарейки, либо NiCd(NiMHd) аккумуляторы - Ссылку на рекомендации производителя использовать именно NiCd(NiMHd).
А работа устройств с питанием от элементов напряжением 1,5В от элементов напряжением 3В производитель предусматривает достаточно редко. - Ссылку на исследования.

Самое забавное что мы ушли совсем не в ту степь.
Диапазон температур Garmin GPS 76: от -15°С до +70°С.
#452540
18.12.2010 - 10:14
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
В общем-то я для себя нашел ответ на вопрос, каким способом можно добиться стабильной и продолжительной работы GPS, питающейся от двух элементов формата АА, в морозную погоду. Это выход я вижу в покупке литиевых элементов питания - dvs [452422]: . Согласен, что это не дешевый вариант, но в исключительных ситуациях речь идет скорее не о соотношении цена-качество, а о самой разумности приобретения чего-либо. Цена на литиевые элементы мне показалась разумной. Кстати, до оговоренных в паспорте -15 градусов мой GPS eTrex H работает прекрасно на протяжении 8-10 часов с обычными алкалиновыми батарейками. Для этого его достаточно держать подвешенным на шнурке на шее под самой верхней курткой. Даже если его держать вообще снаружи на морозе порядка -13-15 градусов, то с новыми алкалиновыми батарейками он будет нормально работать около 4 часов - это тоже прописано в документации, идущей с моим прибором и проверено мной неоднократно. Остался "темным" еще вопрос о сбоях в самой электронике при температурах ниже -40 градусов, о которых упоминалось в первом сообщении и здесь - dvs [452422]: . Лично я, к сожалению, не поставлен перед необходимостью использовать свой прибор в таких условиях.
#452556
18.12.2010 - 11:01
Сергей Ипатьев / @Dreamstalker
zmey70 [452556]: По батарейкам согласен. Лучше переплатить чем в ответственный момент остаться без GPS. И как и ранее писал носить с собой запас батарей, на всякий случай.
В первом сообщении говорится про эксплуатацию устройства при t 40-45, при мах допустимой -15. Мне тоже интересно мнение человека разбирающегося в электронике по данному вопросу.
#452558
18.12.2010 - 11:08
fff (TM) fatties fit fine / @zmey70
Dreamstalker [452558]: Денис - dvs [452422]: , на сколько я знаю, должен в этом разбираться. Может он расскажет в чем причина такого поведения электроники при сверхнизких температурах. Впрочем, если эти проблемы связаны с конструктивными элементами монтажа или свойствами материалов, из которых изготовлены электронные компоненты, то я просто не вижу выхода из положения - как можно повлиять на эти факторы?
#452561
18.12.2010 - 11:14
Денис Салко / @dvs
кстати, вот ещё дешевле эти батарейки, около 70 руб/штука:
http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.7260
#453154
20.12.2010 - 00:07
Сергей Смирнов / @Kollaider
Добавлю про конденсат.

Если вы некий уже остывший прибор на морозе герметично закроете в пакет,
(есть спецпакеты для девайсов) а потом в пакете будете держать за пазухой и периодически извлекать и вновь помещать в тепло -
никакой конденсат прибору не грозит.

Ибо морозный воздух содержит мало воды.
При его нагревании относительная его влажность еще упадет, он станет еще суше.

Также прибор перед внесением в теплое помещение желательно изолировать от теплого воздуха (также закрыв в пакет, например).

А вот когда теплый воздух остывает - тут-то и выпадает конденсат.
На холодном в теплой комнате, например, как всем известно.
#453168
20.12.2010 - 00:57
Дмитрий Песков / @gewurz
Гармин нет необходимости класть в пакет, он сам по себе изолирован от наружной влаги. А вот, что делать с внутренней? Которая была в корпусе, она ж тоже конденсируется.
#453724
20.12.2010 - 21:32
Сергей Смирнов / @Kollaider
gewurz [453724]: 2 варианта:

1. Просто забить.

2. Открывать на морозе отсек батарей и др. заглушки на некоторое время, чтобы сухой (по абсолютной влажности) холодный воздух занял место влажного теплого в приборе. Потом там же на морозе закрывать и далее пользоваться.
#453735
20.12.2010 - 21:55
Дмитрий Песков / @gewurz
По приходу домой с мороза прибор покрывется густо влагой-росой, в отсеке батарейки тоже мокрые. Но, это влага осаждается на холодной поверхности, а при выходе с тепла в холод батарейки не должны мокнуть, они ж теплее окружающего воздуха?
#453745
20.12.2010 - 22:04
Сергей Смирнов / @Kollaider
Закономерность простая.
При охлаждении теплого воздуха (например, при контакте с холодным предметом внесенным домой, или летним утром) влага из него выпадает.

При нагревании холодного воздуха (например, поступающего в квартиру с улицы) в воздухе возникает дефицит влаги (падает относительная влажность) и воздух активно забирает влагу, "сушит".

Причина в том, что в теплом воздухе может содержаться намного больше воды чем в холодном.

Вывод: требуху прибора было бы иногда проветривать на морозе, а прибор вносить в помещение в чехле / пакете. Не повредит.
#453759
20.12.2010 - 22:24
Владимир (PSY Factor) / @psych
На мой взгляд литьевые батарейки являются чуть ли не идеальными элементами питания.
Плюсы: 1. Высокий диапазон рабочих температур от -40 до 60 градусов цельсия.
2. Высокая емкость. 3000mAh.
3. Способность не терять емкость при работе с большими токами при низких температурах. Т.е. при разряде током 1-2А батарейки не теряют емкость, как теряют её щелочные батарейки. Т.е. литьевые батарейки способны при высоких токах отдать почти всю свою емкость.
4. Низкий саморазряд. Батарейки могут храниться до 10 лет практически не разряжаясь. Однако слышал такое мнение, что это пока не вскроешь батарейки и не начнешь пользоваться (типо тогда время хранение в 2-3 раза уменьшается), но это не доказанный факт, прокомментировать его не могу.

Минус - только высокая цена. Как уже сказали, это сопоставимая с хорошим Ni-MH аккумулятором.
Кстати, там выше давали ссылку на батарейки стоимостью 184р. Около года/полутора назад я их покупал в Иркутске по цене 120р за штуку.
Нашел на ебее очень задешево, но нужно проверить, не подделка ли. Если мне dvs поможет протестировать батарейки, могу заказать пару комплектов.
#462037
07.01.2011 - 12:12
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
Энерджайзер на Ебэе в районе доллара за штуку продается, проверить их легко, но ценой батарейки, в мультизарядник запихать и разрядить до 0,9 вольта, и посмотреть емкость....
#462395
08.01.2011 - 10:46
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
Вообщем пришли мне нескольео литиевых энерджайзеров с Ебэя... сейчас в заяднике разряжаю.... по виду подделка, но проверим какую емкость покажут ток разряда 1 ампер....
#482898
07.02.2011 - 21:44
Владимир (PSY Factor) / @psych
Fantom1977 [482898]: Как определили, что подделка и напишите о ваших экспериментах. Ине тоже едут литьевые батареки, не хотело бы выкинуть их из-за несостоятельности. Может быть от продавца еще зависит?
#482908
07.02.2011 - 21:51
Денис Салко / @dvs
psych [462037]: насчёт затестить аккумуляторы - помогу.
Обращайся как придут батарейки. Обещаю объективный эксперимент и цифры.

Считаю, что эксперимент по тупому замеру ёмкости ничего не скажет.
#482937
07.02.2011 - 22:12
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
эксперимент по "тупому замеру емкости закончен" емкость 3158 при разряде током 1 ампер.... странно но на вид подделка... качество наклейки как на 5 рублевых батарейках с Шанхайки... надо будет на морозе навигатор положить проверить что покажет..... но фонарик уже заряжен такой батарейкой для эксперимента на морозоустойчивость....
#483000
07.02.2011 - 23:07
Сергей Смирнов / @Kollaider
Fantom1977 [483000]: Если данные точные - батарейки очень качественные.

Замер при токе 1А - не "тупой замер", а очень показательное и информативное испытание.

Обычные щелочные батарейки могут выдать такую емкость только при небольших токах.
Мой замер щелочной батарейки Varta давал результат 2900-3000 при падении напряжения до 1.1 V,
но при очень маленьком токе порядка 50 мА = 0.05 А

Емкость щелочной батарейки сильно зависит от разрядного тока
Если щелочную разряжать током 1А, то она покажет откровенно смешную емкость.

А вот у литиевых батареек зависимость емкости от разрядного тока слабовыражена.

Дополнительная проверка на морозе не помешает, но, думаю, всё ясно.

"Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы".
(Тов. О. Бендер)
#483029
07.02.2011 - 23:53
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
у меня сложилось впечатление что китайцы стали хорошо подделывать эту технологию, так как полиграфия и качество упаковки батарей напоминает самопал а вот ескость и ток вполне приятные.... просадка напряжения была до 1,35 вольта на токе 1 ампер, считаю это допустимым.... посмотрим как поведут себя на морозе... но увы проверить их в холоде не смогу, зарядник не предназначен для работы в такой температуре....
#483156
08.02.2011 - 09:17
Сергей Смирнов / @Kollaider
Fantom1977 [483156]: Ну, подделка-не подделка, а результат этой конкретно батарейки - супер.

При условии, конечно, что показания сняты правильно.
Для проверки методики можете разрядить щелочную батарейку тем же одним ампером.
Она должна выдать результат вчетверо-впятеро меньший.
Под большими токами щелочные сильно сдают.
Если разница с (предположительно) литиевой батарейкой будет измеряться в разАх - методика правильная и литиевая - настоящая.

Да, просадка напряжения под одним ампером до 1,35V - также твердая пятерка.
#483168
08.02.2011 - 09:31
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
попробую вечером убить щелочную батарейку :)
#483185
08.02.2011 - 09:53
Сергей Смирнов / @Kollaider
??? Есь данныя?
#485568
10.02.2011 - 19:40
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
попробовал током 1 ампер разрядить ... провал напряжения сразу до 0,9 вольта и зарядник отключается... надо будет более хорошую батарейку взять, я пробовал на Самсунге...
#485949
11.02.2011 - 10:07
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
Это же просто батарейки, а не микропроцессор, что сложного в их изготовлении?
А еще в Китае делают на заказ самые дешевые батареи из LiFePO элементов. Вполне замечательного качества.
#485985
11.02.2011 - 10:53
Евгений Валерьевич / @Fantom1977
Вопрос не в том что делают в китае, а то из чего и как сделаны эти именно батареи купленые у Китайцев через Ебэй....
#486861
12.02.2011 - 20:01