в Иркутске 23:56, Апр. 18

Святой Нос 2012

Автор:Роман Перминов(broken_mouse)
Опубликовано:22.03.2012
Ключевые слова: Бурятия, горные лыжи, сноуборд

Ну вот вырвался я из Мамайского ущелья, где я словно на даче провожу каждые выходные. На этот раз я долго пытался с Байкальским Экстримом куда-нибудь съездить. Но все карма нас как-то не сводила. Сначала Шерегеш, потом морозный Мамайский Новый Год. Хаимские гальцы. Хаимы отдельная тема. Хочется туда попасть, прежде чем там начнут что-то строить. Уже в следующем году туда начнут подводить коммуникации. И вот в поисках новых мест катания и приобретения опыта, я все же решил съездить на полуостров Святой Нос. Цель – покататься по пухлячку не ставилась. Так как район катания довольно ветренный и ничего кроме наста и льда там не увидишь. Да и опыт катания других фрирайдеров в этом районе мне знаком. Поэтому планировалась прежде всего прогулка и отдых. Релакс в теплых источниках, посещение красивейших мест Чивыркуйского и Баргузинского заливов, поедание бууз и другой национальной бурятской кухни и конечно же знакомство с новыми людьми.

Но восхождение на пик Экстрим оказалось на удивление экстремальным. И даже своеобразным тестом на выносливость.

Началась мое путешествие с посещения города Улан-Удэ. Спасибо Сергею, приютил нас в своей квартире в центре города. Утром, выспавшись после поезда, мы с Семеном отправились гулять по городу. Попутно решили вопрос с пребыванием в пограничной зоне горной системы Мунку-Сардык. Потеряться в городе мне помогла 2ГИС на моем коммуникаторе. Порадовала программа, все что нужно мы нашли. Проехавшись по большому кругу, мы решили погулять по центру, походили по магазинам. Вечером мы посетили тренировку наших Улан-Удэнских коллег по Капоэйре. Порадовало, что тренировка там длится больше 2-х часов.

Утро следующего дня мы садимся в автобус и едем в сторону Усть-Баргузина. По пути мы знакомимся с участниками нашей поездки. Автобус периодически останавливается возле красивейших и святых мест на восточном берегу озера Байкал. Мы фотографируемся, бурханим и просто поедаем буузы в местных кафешках.

По приезду вторую половину дня мы занимаемся так называемым безопасным фрирайдом, но с небольшими бонусами – катаемся на лыжах, коньках, играем в хоккей. А вот уже после небольшого душа и релакса начинается основная часть безопасного фрирайда – вечером праздничный ужин в честь Международного Женского Дня 8 Марта! Песнь прекрасным дамам. Показательные выступления капоэйристов, поздравительная песня, много тостов в честь наших замечательных дам, которые отважились на это весьма экстремальное мероприятие...

А вот катание следующего дня было именно не для слабонервных. В начале захода после границы леса нас сразу же встречает огромных размеров лавинный вынос. Тяжело определить с какого кулуара он сошел. Пока его проходили, думали что лавина сошла с кулуара справа. Потом слева. А вскоре мы обнаружили линию отрыва, которая просто удивляла своими громадными размерами для этого места. Лавина сошла с центрального кулуара с его северовосточной части в виде смерзшейся снежной доски. Линию отрыва можно было нащупать ногами, так как ее уже присыпало свежим снегом. После, мы выяснили, что буквально до нашего заезда в районе было очень сильное землетрясение, которое скорее всего могло спровоцировать такой сход лавины.

После лавинного выноса мы вышли к скалкам разделяющим верхнюю – финишную часть подъема и нижнюю – проходящую в длинном и глубоком жолобе. Небольшой отдых, ожидание отставших участников, обсуждение дальнейших действий и инструктаж. До этого места я все прошел в снегоступах. Удобная вещь, но только в начале пути. Удобно, когда ты проваливаешься в рыхлый и смерзшийся снег в лесу или идешь по льду на небольшом уклоне. Но теперь уклоны недетские, впрочем как и снег становится все тверже и тверже. В общем вторая часть пути уже была без снегоступов. Снег в центральном кулуаре представлял собой толстую смерзшуюся ледяную корку слегка присыпанную снегом, переносимым ветрами с западных склонов. Местами эта корка пробивается сноубордическим ботинком, а местами не пробивалась даже трекинговой палочкой.

На помощь к нам пришли два лыжника в нашей группе. Они пробивали жесткими ботинками нам ступеньки наверх. В совокупности все это прибавляло экстремальности восхождению. Я никогда не получал столько удовольствия от восхождения. Борьба с самим собой, хождение на грани над пропастью. В общем, адреналин так и бьет в тебя, ибо шаг в сторону и ты едешь вниз, и зацепиться не за что, только вот эта вереница неглубоких ступенек, которые так старательно нам выбивали Сергей и Михаил.

Самым запоминающимся для меня оказались 10 метров перед выходом на Гребень. Вот уж поистине экстрим. Западный ветер просто тебя сбивает. Держаться не за что – ты просто едешь вниз. Все что тебя останавливает – это перенесенный снег с западных склонов, которого здесь лежит около 10 см. Но и он не особо держится. Вот так вот балансируя на краю пропасти на ледяной плите, мне дали единственный в группе ледоруб (хотя до этого в местном ПСО ледорубов свободных не оказалось из-за выездных учений спасателей). Началась монотонная работа по выбиванию ступенек. 10 минут работы и мы наверху. Впереди идущий Максим на удивление залез на склон, но у него всю дорогу был сноуборд в руках и он просто тупо доску втыкал кантами в землю. А у нас получалось что доски пристегнутые к рюкзакам создавали дополнительный парусный эффект, который просто сбивал нас на этой нестабильной ледяной стене. Очень нестандартно поступил Семен. Он в лесу срубил себе две толстых жерди и использовал их как трекинговые палочки весь подъем. На выходе на гребень, он эти палочки вбивал в лед и подтягивался поочередно на них.

Далее руководитель группы выбрал безветренное и безопасное место в левом цирке на пятачке который разделяет два узких кулуара. Вот на этом маленьком нависающим над пропастью пятачке мы на ходу передохнули, покушали, полюбовались бездонным видом и огромными просторами на высоте 1200 метров над уровнем Байкала и 1600 над уровнем моря.

После чего определили порядок спуска участников и поехали, периодически заезжая в безопасные места и наблюдая друг за другом. Наслаждаться пухляком нам довелось 300-400 метров. После чего начался ужасный скрежет кантов о ледяную корку. Катание своеобразное я вам скажу. Лучше и не тормозить задним кантом. Так как даже на нем ускоряешься. Невольно подумал о том, что надо было наточить их. На катании в глубоком паудере как-то это не отражалось. А тут даже канты не помогают. В общем булки в горсть, перекантовка и вперед. Только это и спасает. Главное скорости не бояться. Но если все же теряешь равновесие и падаешь, то тут уже cхватиться за мимо проносящиеся деревья или затормозить любыми силами. В общем спуск отнял у нас очень много сил и нервов. Покидая основной цирк – решено уйти траверсом максимально влево через лес, там на боковых кулуарах есть немного свежего снега, его мы и закатали. Далее спуск в желобе лавинного выноса, объезд лавины через края желоба и выкат к лесу и спуск к берегу Баргузинского залива, где нас ждали уже остальные участники и УАЗик, доставивший утром нас к месту катания.

Ну чтож... катание считаю удалось на славу. Только вот непонятно, где было много адреналина? На подъеме или спуске. Радует наличие какой-то физподготовки. Перепад в 1200 км осилил без особой усталости. Еще бы сходил, но солнышко уже подбиралось к горизонту. Фотосессия и обратно на лыжную базу в посёлок Усть-Баргузин. Легкая дрожь в ногах от адреналина и других нагрузок легко снимается банькой на лыжной базе, вечерний борогоз и посвящение женской половины во фрирайдерши с вручением памятных сувениров и ну и традиционный праздничный ужин.

Утро следующего дня мы путешествуем уже по Чивыркуйскому заливу. Красота неописуемая. Хорошая солнечная погода. Ясное небо. Все этот открыло красивые виды на белоснежные поля Баргузинских альп, находящихся на северо-восточной части побережья озера Байкал. Путешествие проходило преимущественно по льду залива. По пути следования к месту отдыха мы останавливались на островках, где можно было покататься и попрыгать со скалок и камней на островах. Конечно это не горы, но это уже релакс и просто веселье. Позже мы цеплялись за веревку нашего УАЗика и катались по присыпанному свежим снегом льду Байкала. Невольно вспомнилось лето и катание на вейкборде.

Кульминацией дня оказалось купание в горячих источниках и заселение в Бурятскую Юрту. Юрта находится прямо на льду Байкала. Внутри юрты есть даже люки в деревянном полу. Хорошее занятие для рыбаков. Рыбачить можно не выходя из Юрты. Только вот рыбу мы ловили, к сожалению, у местных рыбаков, и приманкой у нас была бутылка водки, которую мы не смогли просто осилить. Вечером очередной ужин и народ уставший просто валится и спит. Остались только видать самые неспокойные. Раздавив остатки коньяка, я сходил и попытался сфотографировать звездное небо. Но как назло у фотоаппарата сломался ползунок и я не смог выставить должным образом экспозицию и выдержку. В итоге удалось заснять небольшое движение звезд, а хотелось снять это все на фоне ночных гор. Ночью ребята слышали как трещит лед Байкала и булькают волны подо льдом. Я же спал крепко.

Ну чтож. Всему хорошему рано или поздно приходит конец, поэтому по утру мы собрали все свои вещи и отправились домой, попутно заехав и полюбовавшись ледяными гротами на островах. Очень красивое явление, когда вода творит такие вот красивые сооружения. Налюбовавшись всем этим величием мы поехали в Усть-Баргузин. Дождались нашего автобуса и рванули в Улан-Удэ, где нас уже ждал наш поезд. Ну, а дальше ночевка в поезде и расставание с участниками, обмен телефонами и вкручивания своих телес в привычные шестеренки этого сложного механизма, под названием ГОРОД. Впрочем, вся эта возня в муравейнике, лишь только ради очередных выходных на Мамае, а возможно и еще где-нибудь. Постараюсь об этом обязательно вам написать.

А еще Семен с собой брал кайт, но вот ветра не было как на зло. Лишь только в день выезда подул слабый ветерок. Мы попробовали развернуть кайт, даже немного я попробовал им по управлять. Но понял что тут без бутылки не разберешься. Поэтому мы его свернули обратно. Впрочем отсутствие ветра нас сильно не расстроило. Мы все равно отдохнули на славу.

Спасибо большое организаторам Сергею, Оксане и Полине, а также участникам. Был рад с вами всеми познакомиться. А Святой Нос? На Святой Нос покататься с Пика Экстрим райдеры приезжают 1 раз, чтобы приобрести опыт. Опыт катания на доске я приобрел. А еще у меня есть лыжи. Так что, я думаю, я обязательно туда еще вернусь.