в Иркутске 12:43, Апр. 16

Ну вот мы и вернулись...

Автор:Наталья Жовтюк(nj)
Опубликовано:20.09.2007
Ключевые слова: Западный Саян, Ергаки

"Все начиналось как в дешевеньком кино...". Свой небольшой отпуск я собиралась посвятить делам домашним, на кои не хватает времени НИКОГДА... Да и отпуск-то смех один – 14 дней. Но не случилось...

Первое письмо из Питера от моих друзей Асии и Тимофея пришло с вопросом, готовы ли мы в этом году принять их в Иркутске. Я мысленно порадовалась, думаю, ну вот уважительная причина не делать ремонт, не будешь же заниматься всякой ерундой, когда у тебя гости с другого конца страны.

Второе письмо пришло через 2 дня, и в нем было сообщение, что планы несколько изменились и народ хочет ехать в Ергаки, Западный Саян, и тут же следовало предложение составить компанию. "Нееет, – подумала я, – Видимо ремонт мне все-таки светит".

Как вы думаете, что произошло дальше? Ну конечно! Я поехала с ними!!! Сборы были трудные и долгие. Уже в процессе, обнаружилось, что кроме Асии и Тимофея из Питера едут еще 6 человек. Состав группы получился очень разноподготовленный, в результате было решено разделиться. Сказано, сделано. Переписана раскладка, скорректирован маршрут, подготовлен необходимый минимум снаряги и в путь. Встреча была назначена в Абакане. Обе группы приезжали туда раньше меня, и первая группа должна была сразу уехать на маршрутке, а вторая, ждать моего появления ни много, ни мало – 5 часов. Но как в очередной раз оказалось, человек предполагает, а Бог располагает. Мои приключения начались еще в поезде. Подъезжаю к Тайшету, получаю смс-ку от Асии: "Тимофей разбил голову, зашили, едем домой, завтра будем менять билеты". В общем, долго ли, коротко ли, но в итоге я попала в первую группу. Встретили они меня в Абакане со словами: "Девушка, мы вас уже 5 часов ждем!", очень быстро довели меня до маршрутки и мы поехали... Уже в пути я узнала подробности приключений Тимофея и Асии, и то, что билеты удалось поменять и что приезжают они через сутки. Даже было обговорено место встречи.

Думаю теперь пора сказать несколько слов о составе наших групп.
1-я группа: Бусловский Максим, Бусловская Маргарита, Трофимов Виктор, (имеют достаточный опыт пеших, лыжных и байдарочных походов, веселые и безотказные ребята!) Кроме них в группе, благодаря "безотказности Макса и Риты" оказались еще два человека, Ольга и ее 15-летняя дочь Алена.
2-группа: Загидуллина Асия, Свежова Надежда, Ситников Тимофей, и автор повествования.

Асия и Надежда – люди полевые, биологи по специальности, народ выносливый, многоходящий. Тимофей просто многоходящий программист. Впервые мы с ними познакомились в 2002 году. Их маршрут проходил в Хамар-Дабане, затем летом 2006 года – наш совместный поход на Шумак (Восточный Саян, традиционный маршрут через перевал Шумакский), кроме этого Кавказ, Карпаты, Хибины. Мой же собственный опыт походов ограничивается походами выходного дня на Хамар-дабан, весенними выездами в Аршан и Монды, ну и Большое путешествие по Тофаларии (2003).

И началось... Маршрут был рассчитан на десть ходовых дней плюс две дневки. Нитка маршрута была составлена так: Тормозаковский мост (614 км) – река Малая Буйба – озеро Радужное – перевал Спящий Саян (1А) – озеро Лазурное – река Большой Кебеж – перевал Сказка (1А) – озеро Сказка – (радиально на два дня: озеро Сказка – перевал НКТ (1А) – озеро Двойное – перевал Межозерный (1Б) – озеро Северное – водопад Богатырь – водопад Грация – перевал Спасателей (1А) – вдоль хребта горы Перевальной – озеро Сказка) – перевал НКТ (1А) – озеро Черное – река Тайгишонок – Стрелка – озеро Художников – перевал Западный Курсантов (1Б) – озеро Мраморное (водопад Тушканчик) – перевал Мраморный (1А) – озеро Медвежье – река Тушканчик – трасса 622 км.

Но жизнь вносит свои коррективы маршрут пришлось переписать прямо на месте, в итоге получилось: Тормозаковский мост (614 км) – река Малая Буйба – озеро Радужное – озеро Нижнее Буйбинское (Каровое) – перевал Художников (1А) – перевал Промежуточный (Ноги) (1А) – перевал Спящий Саян (1А) – озеро Лазурное – (радиально озеро Лазурное – река Большой Кебеж – перевал Вспомогательный (не категорийный) – Каменный замок – озеро Сказка – перевал Сказка (1А) – озеро Лазурное) – перевал Сказка (1А) – озеро Сказка – перевал НКТ (1А) – озеро Двойное – озеро Черное – река Тайгишонок – Стрелка – озеро Художников – перевал Парабола (не категорийный) – озеро Горных Духов – перевал Птица (1А) – перевал Мраморный (1А) – озеро Мраморное (водопад Тушканчик) – река Тушканчик – трасса 622 км.

Отмечу, что поход предполагался не категорийный, а гулятельно-наслаждательный, что в общем у нас и получилось.

День первый: 16.07.2007
Клубника
Озеро Радужное
и спящий Саян

Маршрутка довольно быстро доставила нас от вокзала Абакана до Тормозаковского моста, по дороге было куплено ведро клубники, которую пришлось есть в аварийном режиме прямо у моста, потому как нести никто не хотел, а осталось ее много.

Примерно два часа ходу до озера Радужного и первый перекус. Макс как старший группы взял меня на довольствие на 2 дня, до приезда второй команды. Раскладка составленная ими из расчета 500 гр на человека в день показалась мне великоватой и когда я впервые сказала, что я наелась, оставив кусочек мяса и печенье, Макс строго посмотрел на меня и сказал: "Положено!", пришлось доесть.

Первая встреча со Спящим Саяном, Висячий камень, Каровое (Нижнее Буйбинское) озеро...

Озеро Радужное
вид от Висячего камня
Озеро Нижнее Буйбинское
(Каровое)

Полная невесомость в окружении гор и озер. Я стояла под Висячим камнем и меня не покидало ощущение полета.

Первая ночевка после купания в Каровом озере. Сейчас, через месяц после возвращения, осталось только неуловимое дыхание гор внутри. Потом был поход. Много разного виделось, во всех озерах купалось, но вот это ощущение "первого дня" осталось до сих пор. Теперь кажется Ергаки – это старый добрый друг, который примет меня в любое время года, и снова подарит мне силы и радость, а тогда в первый день радость встречи была смешана с настороженностью от незнакомого.

День второй: 17.07.2007
Перевал
Молодежный

Утро ознаменовалось для меня в 7 часов словами Макса, стучавшего по моей палатке: "Спите быстрее!". Так как вечером на этом самом озере была назначена встреча со второй группой, Макс принял решение сходить в радиалку: перевал Молодежный (1Б), перевал Западный Курсантов (1Б), перевал Художников (1Б). Первый перевал по плану Молодежный, нормальная такая 1Б.

Но два человека в группе внушали серьезные опасения по поводу разумности этого маршрута, все дело в том, что ни Оля, ни Алена, не имели хоть сколько-нибудь маленького опыта горных походов и я высказала сомнения. Подъем на перевал скально-осыпной, поросший травой, в общем, не стоило. Группа поворчала на меня, но приняла мои аргументы и мы пошли на перевал Художников.

Уже стоя на перевале, Оля посмотрела вниз на другую сторону и сказала: "я вниз не пойду!" В общем, дальнейший поход проходил под лозунгом: "Надо чтобы прошла Оля". Поэтому – с Художников траверс на перевал Промежуточный (Ноги) (1А), а затем Тропа разведчика до Висячего камня и спуск к озеру. В лагерь мы вернулись в 6 часов вечера, к этому моменту пришли Асия, Тимофей и Надежда. И я благополучно вернулась в мою команду.

C перевала Художников

Вечер прошел в рассказах о том кто, как и с какими приключениями добирался до места.

День третий: 18.07.2007
Вид с перевала
Спящий Саян

До Стрелки наши маршруты с первой группой совпадали.

Следующей точкой нашего маршрута стало озеро Лазурное, и позавтракав мы начали подъем на перевал Промежуточный, для спуска Оли и Алены было принято решения бросить перила, хотя перевал и не сложный. Затем спуск к подножию перевала Спяший Саян (Волосы), подъем на перевал.

Озеро Лазурное

Спуск в долину озера Лазурного осложнялся наличием полочки размером сантиметров 90, пришлось снова провесить перила. Вполне объяснимо и, в общем довольно прогнозируемо, но для Оли этот кусочек маршрута оказался пожалуй самым сложным. Ей было страшно... и это понятно, полочка мокрая, а под ней зеркало в несколько десятков метров. Ей было страшно даже смотреть вниз. Отдельный респект ребятам Максу и Вите, не знаю уж какие аргументы они использовали, но Оля мужественно сделала этот шаг. Аленке все давалось существенно легче, видимо из-за определенной доли безшабашности, и не полного осознания возможных последствий. К озеру мы прискакали по курумнику уже часов в 6 вечера.

Вид с перевала Тайгиш

И так как большую часть пути мы провели в ожиданиях, у нас осталось достаточно сил для прогулки на перевал Тайгиш. Подъем от озера Лазурного у нас занял минут 20.

Вид, который открылся нам со смотровой площадки Тайгиша: Зуб Дракона, перевал Парабола, перевал верхняя Парабола, озеро Художников, пик Звездный, озеро Горных духов, гора Птица.

И начинаешь осознавать, что на очень маленьком клочке земли плотно-плотно расположены такое количество разных-разных объектов. Когда дома я смотрела на карту, писала и переписывала маршрут, это не было так очевидно. Озера, перевалы, вершины, все это каким-то невозможным образом уместилось на площади в несколько квадратных километров. Вот уж действительно, начудила природа: место с максимальным коэффициентом уплотнения. Вечером ужин, песни акапелла у костра и обсуждение планов на завтра. А потом спать...

День четвертый: 19.07.2007
Утренние сборы
По Большому Кебежу

После вчерашнего психологически сложного перехода, Олю и Аленку было решено оставить в лагере, необходимо было, чтобы они отдохнули. С ними осталась Надежда, так как вчера она натерла мозоли на ногах. А ноги надо было поберечь, впереди было еще 6 дней похода. Все остальные дружной компанией отправились по долине реки Большой Кебеж, в сторону перевала Вспомогательный, по дороге мы планировали остановку в Каменном замке и посещение скалы Арка.

Скорость передвижения по лесу при полном отсутствии тропы, составляла примерно 0,7 – 1 км в час, шлось не тяжело но медленно, поэтому когда мы вышли на ручей, впадающий в Большой Кебеж, мы с облегчением вздохнули, дальше привычный уже курумник и выход на перевал Вспомогательный.

Прогулка по лесу
Каменный замок, Арка, скала Черепаха удивительные создания природы, дышащие, живые.

Дальше несложный спуск в долину озера Сказка, перевал Сказка (1А) и возвращение в лагерь.

Скала Арка
Перевал Вспомогательный
Озеро Сказка

Утром нам предстояло взять этот перевал всем составом, так как следующая стоянка по плану предполагалась на озере Сказка. Наше возвращение в лагерь было встречено радостно, стало очевидно, что девушкам день отдыха пошел на пользу.

День пятый: 20.07.2007
Вид с перевала Сказка
Закат на Сказке

Утро. Все как обычно погода чудная, ни разу за все дни не было дождя, это настораживало. Завтрак, неспешные сборы. Переход на озеро Сказка прошел благополучно, подход к перевалу от Лазурного несложный с небольшим набором высоты. Почему-то именно в этом месте тропа очень сильно напомнила мне Хамар-Дабан. На несколько минут я даже потеряла ощущение реальности, мне вдруг показалось, что я дома.

Спуск с перевала в сторону озера, несколько круче, чем подъем, но часа в четыре все были на месте довольные и не успевшие устать. Так как дальше по маршруту был еще один перевал, решили не испытывать физическую форму Оли и остановиться на Сказке.

Закат как в Сказке
Купание, ужин, закат. Закату на Сказке можно было бы посвятить отдельную главу, он был великолепен. Из всех наших стоянок Сказка была самой открытой и закат мы наблюдали от начала и до последнего лучика. Да что я вам рассказываю! Вы все понимаете...

А потом начала портиться погода, сначала в небе появились перья, потом подул ветер, ночью я периодически просыпалась от того, что палатка лежала у меня на лице и мне казалось, что в конструктиве моей палаточки что-то необратимо нарушилось.

День шестой: 21.07.2007
Перевал НКТ

В этот день мы расходились с группой Макса, по плану мы должны были встретиться с ней в последний день похода и вместе вернуться в Абакан. Поэтому дальше мы отправились вчетвером: Асия, Надежда, Тимофей и я.

Утро встретило нас пасмурно, но без дождя, следующим был переход на Стрелку, через перевал Норильского Клуба Туристов (НКТ) (1А) и мимо озер Двойное и Черное.

Вид с НКТ

Седловина НКТ была очень широкая и прекрасно просматриваемая, подъем осложнялся тем, что проходил по крупному куруму. Этакое нагромождение "чемоданов", среди которых не всегда понятно, в каком направлении дальше двигаться. Зато, поднявшись на перевал, можно увидеть уходящую далеко вниз долину реки Тайгишонок, в обрамлении высоких скальных выходов.

Спуск с НКТ скально-осыпной, тропа хорошо натоптана, но местами не очень удобная. В одном "неудобном" месте я решила спустить свой рюкзак отдельно, чтобы он, находясь у меня за спиной, нечаянно не столкнул меня вниз.

Страж, Сфинкс и Тугодум
Рюкзак, видимо, обиделся на мое такое решение и продолжил спуск совершенно самостоятельно, красиво подпрыгивая на камнях. Тимофей, который шел следом за мной, удивленно посмотрел на меня, на что мне осталось только сказать: "Ну и ладно! Нам все равно в ту сторону!"

Обед на озере Черном, купание, отдых. К вечеру остановились под тремя пиками: Сфинкс, Страж и Тугодум. До Стрелки идти не хотелось, ожидалось, что там будет много народу. Вечером уже в сумерках собралась гроза. Гремело в течение нескольких часов практически непрерывно. Мы даже сразу не смогли определить в какой момент заканчивается собственно удар и начинается ЭХО. И первый дождь за шесть дней пребывания! Место для стоянки мы выбрали красивое, поймочка на берегу Тайгиша, белый песочек, красота! И три красавца скальника рядом. Следующий день планировалась дневка.

День седьмой: 22.07.2007

Утро оказалось, вопреки ожиданиям солнечное, сухое и теплое. Так как это был уже седьмой день похода, все к этому времени подустали и посвятили день купанию в реке и осмотру ближайших окрестностей. Надежда залечивала свои мозоли на ногах и все мы вместе лежали к верху пузом на солнышке. А к вечеру опять началась гроза!

День восьмой: 23.07.2007
Река Тайгишонок

И снова солнце, вода лежит на траве и камнях и блестит так, что глазам больно, но не смотреть на это невозможно, это радужное переливание, казалось бы, прозрачной субстанции еще со школьных уроков физики кажется чудом.

И еще одно поразительное чудо природы, дело в том, что реки там текут по цельному каменному руслу и ступенями спускаются в долину. Небольшие, но красивейшие водопады!

До Стрелки дошли за 40 минут, в лагере Макса оставили записку, с пожеланиями удачи и поцелуем и отправились в сторону озера Художников. Останавливались на перекус около Малахитовой ванны.

Малахитовая ванна
Перевал Парабола
Озеро Горных Духов-1

Опять купание, разлагаловка и обед. Часа в 3 вышли к озеру.

Озеро Художников находится в зоне леса и потому дно его заилено, а вода имеет коричневый оттенок, останавливаться не хотелось, поэтому, полюбовавшись Параболой, мы отправились в сторону озера Горных Духов.

Озеро Горных Духов-2
Вид на озеро Горных Духов

Минут через 20 вышли на хребет и увидели озеро. По легенде, рассказанной нам местными жителями, чтобы не испортилась погода нужно всех женщин в команде бросить в озеро Горных Духов. Мы бросились сами, буквально сразу. И на следующий день, так как время нам позволяло, а погода была отличная, мы никуда не пошли. Что удивительно все озера виденные нами до этого, были разные, но все были "живые" – в них дышало отражение, по воде гулял ветерок... а озеро Горных Духов было как будто спящее глубоким сном, как будто вокруг ничего его не беспокоило: ни люди, ни птицы, ни ветер. Даже после нашего купания поверхность становилась зеркалом, не успевали мы выйти из воды. Было в этом что-то мистическое.

Следующим утром мы ушли, но уже по дороге домой мы, вспоминая наш путь, решили, что самое красивое и самое величественное озеро, это озеро Горных Духов.

День десятый: 25.07.2007

Времени оставалось немного, маршрут наш шел через перевал Птица (1А) – перевал Мраморный (1А) на озеро Мраморное. Почему Птица, становится понятным, когда вылезешь наверх, открывается вид на скалу, внешним видом напоминающую голову птицы. Ярко выраженной седловины у перевала нет, как кажется снизу. Подъем не сложный, набор высоты небольшой.

Птица
Тропинка с перевала
Озеро Мраморное

Затем тропинка идет влево по хребту и спускается в сторону озера Светлого. Кроме этого, есть тропа по ручью Медвежьему.

Но наш путь лежал в сторону озера Мраморного, через одноименный перевал.

Озеро Мраморное встретило нас мрачно хмурясь несмотря на солнечную погоду, цвет воды в нем был серо-голубой, но утром следующего дня оно улыбалось нам синими-синими глазами.

До встречи с группой Макса оставалось 2 дня, а пути оставалось на несколько часов и мы еще целый день провели на Мраморном озере, осматривая близлежащие окрестности – водопад Тушканчик, перревал Западный Курсантов (1Б).

День двенадцатый: 27.07.2007
Водопад на реке
Тушканчик

С Мраморного вышли часов в 11 утра, путь впереди был не длинный, обедали в "ресторане". Неприятно поразила замусоренность стоянки. Во время выхода нас впервые застал дождь, и казалось природа плачет провожая нас домой. Мы были с ней бережны и она платила нам солнцем и теплом. Поэтому дождь в последний день только прибавил ощущения, что горы – они – живые...

Появились комары и мошки, отсутствие которых раньше нами даже не было замечено. Ну нет и нет. Ночевать остановились не доходя 15 мин до тракта. Пока ставились и варились Асия сходила в придорожное кафе и принесла нам ПИВА и ШОКОЛАДА! А хотелось почему-то хлеба...

Хлеба в кафе не оказалось, как нам сказали, его съела команда хоккеистов, которая приехала на тренировочный сбор.

День последний: 28.07.2007

Этих хоккеистов мы во всей красе увидели утром следующего дня, когда они вышли на пробежку. И небольшими группами по 6-7 человек побежали по асфальту в сторону Тывы. Встретились с группой Макса, пока ждали маршрутку, обменялись впечатлениями. Ехали в Абакан в очень сильном тумане. В городе наш опытный водитель выгрузил нас возле... бани! Удовольствие всего за 50 руб в час. И если бы не ограниченное время до поезда...

На вокзале купили продуктов в паровоз и опять попрощались с группой Макса. Наша компания в полном составе ехала в Иркутск, у моих питерских друзей еще оставалась неделя и они планировали провести ее на Ольхоне. А мой отпуск заканчивался через 3 часа после выхода из поезда. Внезапно начавшись, он так же внезапно кончился!

Добрые друзья горы хмурились и плакали: и не правда, что их величие равнодушно. И я точно знаю, что в следующий раз они встретят меня улыбкой.