в Иркутске 01:01, Дек. 15:t -14°C

История иркутского сноубординга 1993-2004

Лавина на Мамае 27 марта 1998 года

Когда мы пришли на Мамай, людей там было не много, в том числе компания из трёх горнолыжников: Григорий Несмелов, Сергей Власов и Александр Плеханов. Кроме них, еще досочники – Сергей Саморуков и я, на горных лыжах – Наталья и остальные.

Было 27 марта 1998 года. Днем раньше мы пришли на Мамай. Компания из трех человек там уже жила где-то неделю. За ночь выпало около 20 см снега, и наутро мы пошли кататься. В тот год на вершину ходили через центр цирка. Мы прошли через цирк и начали подъем на гребень правее кулуара. Гриша пристегнул лыжи и съехал по цирку под наши завидующие крики и улюлюканье. Мы с Серегой Саморуковым тропили впереди. Не доходя до гребня где-то 25 метров, мы стояли и смотрели вниз в цирк. Я тропил первый, поэтому находился выше всех по склону. Когда я повернулся обратно лицом к склону и собрался тропить дальше, то понял, что меня смывает вниз вместе со снегом. В трех метрах от меня рос стланик, к которому я прыгнул, но не долетел и приземлился в снежный движущийся поток. Меня перевернуло на спину вниз головой по склону, и в таком положении на спине под снегом я проехал кулуар. Выкат из кулуара я ощутил четко – меня сбросило со скального сброса в цирк, где уклон меньше, чем в кулуаре.

Дальше лавина потащила по цирку. Все это время я находился внутри лавины, но периодически меня выталкивало к поверхности, и мне доставались глотки воздуха. Это продолжалось не секунды, а гораздо дольше. В момент остановки лавины, мне удалось вытащить кисть руки над лавиной – это меня и спасло. Лежа вниз головой в одной футболке, засыпанный снегом, я терял сознание с мыслями «ну х..ли вы так долго?»

Как выяснилось позже, лавина зацепила еще трех человек.

Сергея Саморукова – он ехал в конце лавины, и, когда она остановилась, оказался засыпанным по пояс и откопался самостоятельно.

Гришу спас камень в конце цирка, об который он затормозил спиной с привязанными к ней лыжами. В момент торможения у горных лыж отломились носки и пятки по полметра с каждого конца, а спина осталась целой.

Последнего участника, Сашу Плеханова, вынесло из цирка и завалило четырьмя метрами снега в кулуаре.

Серега Власов в это время поднимался на лесных лыжах в цирк. Перед выходом в цирк он остановился под вертикальной снежной стенкой. Каким-то шестым чувством Сергей почуял что-то неладное в момент начала схода лавины. Он отъехал в сторону и сразу после этого на месте, где он стоял, прошла лавина.

Как только сошла лавина, народ запаниковал, увидев, что двоих нет. Наталья поднималсь в цирк, и в момент схода лавины была сильно в стороне, поэтому не пострадала. Хотя до этого она не была в горах и не знает, что надо делать при сходе лавины, Ирина почему-то пошла не вниз, куда сошла лавина (а не вверх выше тела лавины), и увидела мою торчащую кисть руки. Я лежал под снегом около 15-ти минут. Меня откопали, но сознание вернулось ко мне, только когда подходили к зимухе. Я спускался из цирка сам, но процесс спуска совершенно не помню. В избе забрался в спальник и уснул, согреваясь.

В это время одну из девчонок из зимухи отправили вниз вызвать спасателей. Она не обладала никакой информацией, кого и где засыпало, просто народ сбежал вниз до избы, сказал, что засыпало двоих, и отправил ее за спасами. Девушке каким-то чудом удалось связаться со спасателями по телефону и вызвать их. Они прилетели в этот же день после обеда. Я уже оклемался и поднялся наверх, где все начали методичный поиск щупами. Когда прилетели спасатели, мы были наверху. Поиск продолжили, но в этот день парня не нашли.

Кроме вертолета, слюдянские спасатели двинулись на буранах, но не доехали до избы и пришли поздно вечером пешком. К обеду следующего дня тело Саши нашли там же, где искали до этого, только он лежал гораздо глубже...