Поездка: Иркутск - Слюдянка - Комаринский хребет - метеостанция Хамар-Дабан

Автор:Юлия Воронцова
Опубликовано:11.10.2018
Ключевые слова: Хамар-Дабан, Метеостанция, Подкомарная

Отдых ведь бывает разный, правда?!. Меня всегда больше привлекал активный... Даже моя обычная леность и любовь поспать подольше куда-то исчезают! Побеждает желание увидеть, узнать, прочувствовать как можно больше, охватить целиком этот кусочек мира!

И в этот раз мы собрались на Пик Черского – высшую точку (2090 м) Комаринского хребта в Хамар-Дабане (в прошлом имела название гора Комар). Это весьма популярный маршрут. Обычно заходят пешком со Слюдянки (расстояние 20 211 метров, перепад высот 1 625 м). Сначала поднимаются до Метеостанции Хамар-Дабан. Это около 16 км от начала тропы, что постепенно поднимается вверх, неоднократно пересекая реку Слюдянка, достаточно простая, на мой взгляд, и только местами подъем становится круче сложнее. Обувь одеть правда лучше треккинговую, с подошвой пожестче, иначе каждый камешек через какое-то время будет напоминать о себе дискомфортом и даже болью. Далее, переночевав на Метеостанции в палатках или на турбазе, идут дальше на Пик, озеро Сердце или водопады. Мы же решили ехать, а не идти!

По Старо-комарской дороге, которая когда-то была частью чайного пути, до метеостанции, а далее уже пешком. Для ГАЗ-66 это обычный маршрут, а товарищи джиперы из клуба Протектор, да и не только с него, наверное, ездят здесь развлечься на выходные. Чем же стандартные Нива и Патриот хуже?! Ведь прохождение сложного маршрута зависит не только от технического состояния и подготовки авто, но и, скажем так, от «прокладки» между рулем и сиденьем. А команда и водители у нас что надо! И мы рискнули!

Сама я не водитель ас, а скорее «датамдевицазарулем» (ну не бабой же себя то!). И не «обезьяна с гранатой», конечно, но вряд ли я смогла бы рулить джипом по бездорожью, или даже быть штурманом и помогать, подруливать и бегать с тросом от лебедки… Так попытка помочь убрать из-под машины сэнд-трак, закончилась для меня отбитым ногтем на мезинце. Поэтому я просто не мешала ребятам. Фотографировала и развлекала как могла! ;)

Слюдянка. Пересадка.

Итак… В дорожную авантюру собрались два экипажа – на Ниве Саша с братом Артемом и по совместительству штурманом; на УАЗ Патриоте – Лена с начинающим штурманом Марией, у которой в помощь был более опытный и отважный лесоброд и водитель Андрей, ну и я – в довес. В пятницу с обеда как планировали, конечно, не получилось выехать… Меня и Андрея задержала работа, а затем пробки на дорогах… а еще мы проехали поворот на объездную в Ново-Ленино!!! Да-да… чуть до Ангарска не доехали! Ну девочка ж за рулём!!! Спишем это на мою неопытность и общую нервозность дня. Андрей, конечно, пытался мне что-то сказать, но яжсамазнаюкак!.. В итоге в Слюдянке мы были только в девятом часу вечера. Бросили мою малютку у знакомой, пересели в джЫп к девчатам и поехали… навстречу приключениям, которые не заставили себя ждать!

Перевернутый УАЗ

Заехали мы со Слюдянки-2, свернули в районе свалки в лес… Едем, торопимся немного, ведь первый экипаж уже заехал в лес, разбил лагерь и с нетерпением ждет! И тут вдруг в свете фар – развилка дорог и толпа людей, раскиданные вещи… и перевернутый Уазик! Оказалось, ребята неудачно сдали назад к обрыву, земля провалилась, и машина легла набок в овраге. Что ж бывает, но вот только трехдверный Пыжик точно не вытянул бы русского собрата. И помощи ждать было б не от куда. МЧС нас сразу предупредили, что если что, людей вывезут, а на спасение машин чтоб не рассчитывали. Но на счастье отчаянной компании, явилась такая же отчаянная, но (!) более подготовленная – на Патриоте да с лебедкой, да с СуперЛеной за рулем!

Я помню это разочарование в глазах парней, когда они только увидели, что экипаж в основном девчачий. Но мы быстро изменили отношение к себе… и вот уже кто-то из потерпевших крушение просит: «Ребят, ну мооожет что-нибудь придумаем, ааа?!.» Еще б! Лене достаточно было одного беглого взгляда на «пузо» Уазика, чтоб оценить какой-то там у него кардан, подвеска и мосты (или что там у него там?!..), куда цеплять лебедку и каковы шансы на спасение… После некоторой возни мы поставили на его колеса, а Паджеро помог вытянуть вперед на дорогу. Уазик в порядке и даже царапинки нет. Вздох облегчения – путешествие не завершено, the show must go on! За что, собственно, спасенные ребята дружно бахнули водки! Мы же, попрощавшись, двинули дальше. Приключения начались. Это радовало.

А между тем!.. Наши парни на Ниве уже мчали к нам навстречу!!! Ибо им показалось, что это наш Уазик перевернулся! Это происки ужасной связи в лесу. Но было приятно, что за нас беспокоятся! Вот она дружба и взаимовыручка в деле. Не без приключений, немного на нервах, голодные и уставшие, мы добрались до места лагеря, где уже горел костер, и стояла палатка-кухня. В прочем первые три рюмочки самогона и долгожданный походный ужин нас успокоили и расслабили! Обсудили спасательную операцию, предстоящий день – с оптимизмом и воодушевлением, накричались песен под гитару у костра… кто-то лег спать только под утро… Я же задрыхла, не дождавшись и песен под гитару… Мягкий мох, что лучше любого новомодного матраца Асконы, и чистый лесной воздух усыпили меня в миг.

УТРО первого дня.

Утро первого дня
Начало пути. Солнце едва пробивается сквозь высокие деревья. Свежий воздух, пропитанный хвоей, запахом трав и опавшей листвы. День обещает быть приятным и теплым.

Завтрак. Сбор палаток и провизии. Мы в путь. Первая промежуточная цель – «труба». Все бодры и оптимистично настроены. Эта часть дороги была вполне себе нормальная. Первые лужицы и грязь. Разминка. У Патриота были небольшие проблемы с цепями, которые просто не сразу надели правильно, а также что-то за что-то цепляло… сняли и поставили на место несколько раз диффузор и вроде проблема ушла. Ехали весьма расслабленно, не торопясь. Останавливались на «бурханы» и любования природой. Пытались найти шишку и бруснику, но вместо этого находился только обобранный черничник (явно богатый в этом году) да следы пребывания в этих краях мишек.

На «трубе» встретили наших знакомцев из перевернутого Уазика. Обе компании были рады встрече. Отдохнули, обсудили планы и отсутствие предметов собирательства – грибов, ягод, шишки. Судя по всему Игорь – водитель того самого Уаза – так воодушевился нашими подвигами и планами добраться до Метеостанции, что если бы не товарищи и дела, то точно рванул бы с нами.

Мишкин след

Артем у трубы
Бурхан-пати

А потому спустя какое-то время ребята догнали нас на очередном месте стоянки, где мы вместе сделали групповой селфи, выпили наконец (!) за знакомство и обменялись телефонами. Возможно, нам еще предстоят совместные поездки. Почему нет! Пока просто прокатились немного по бездорожью вместе. И Уазик, надо сказать, хорош в лесу. И с «прокладкой» однако порядок!

Место, где нас догнали спасенные товарищи, кстати, очень красивое! На гребне хребта открывается отличный вид – слева вдалеке открывается вид на вершины Хамар-Дабана, в том числе на Пик Черского, справа внизу шумит река Большая Быстрая. Здесь много черники и брусничника, а в хорошие года, судя по всему, еще и кедровой шишки много, так как проехали несколько стоянок, оборудованных для этого и усыпанных шелухой. А погода нас как всегда радует! Солнечно!

От этого места началась уже более «веселая» дорога, лужи стали больше, колеи глубже, а грязь грязнее… Двигались уже медленнее, аккуратнее. То и дело в ход шла лебедка. Маша только и успевала бегать, держа на перевес телефон, кружку пива и трос с корозащитой. Успевала и видео снимать, и трос цеплять-отцеплять и глубину луж измерять в своих невероятных болотниках! А между делом пританцовывать и запивать все это дело пивом! Ну а что?! Так веселее и слаженнее работа шла! Как ни странно! Штурман Нивы тоже вовсю старался! Буквально не жалея последних брюк! В итоге так настарался, что просто уснул в машине вместе с Чучей (точнее, с Рикки – еще одним членом нашей команды, четырехмесячным цвергшнауцером).

Нива шла первой. Саша более смелый и отчаянный водитель, разведывал дорогу. Лена же уже более вдумчиво и осторожно подходила к прохождению сложных участков. Опять же и весовая категория у машин разная. Большой и тяжелый Патриот не всегда пройдет там, где проскочит короткобазная и легкая Нива, и наоборот. А еще так было удобнее при необходимости вытягивать лебедкой застрявшую Ниву…

Таким вот образом, мы медленно и неумолимо двигались вперед, к самому жесткому месту нашей поездки. Туда, где мы встрянем уже ночью в глубокие колеи с лужами от 66-го, без возможности объехать. Туда, где я обрушила на свой палец тяжеленный металлический сэнд-трак, и как подбитая птица забилась в Уазик и уже не казала носа наружу. Туда, где мои товарищи бились за каждый метр пути, а в ход шли и траки, и пила, и лебедка, которую сорвали в конце концов… и встали… и уснули прямо в машинах, кто как мог. Мы вчетвером в Уазике, который так и остался стоять в глубокой колее посреди дороги; и двое парней в Ниве, утонувшей в огромной луже по самые пороги.

Зато какой сказочный лес и какой дивный закат мы наблюдали! Этого не описать и не передать на фотографии. Мне казалось порой, что стоит лишь пройти немного вглубь леса и увидишь избушку на курьих ножках, а в ней Ягу.

Что, лично мне, еще понравилось и за, что я благодарна нашей компании, дык это за то, что не забывали в суете и тяжести похода отвлекаться на эту самую красоту! Пробирались сквозь лес, чтобы полюбоваться закатом, обращали внимания на цветы, травы, запахи и не забывали поднимать глаза на небо и звезды! Ведь не только за сложностями и копанием в грязи мы приехали в лес, не только за ягодами или шишкой. Каждый из нас бежал от городской суеты, повседневности и обыденности. Окунуться хоть не на долго в мир природы, тишины и такого естественного равновесия.

УТРО второго дня.

Первые поломки
Холоднее, чем накануне. Все сосредоточенные и немного хмурые. Как выезжать из засад пока не ясно, что с Нивой и насколько серьезна поломка тоже еще не выяснили. Для начала нужен горячий и сытный завтрак! Первый за наш поход полноценный прием пищи, а не перекусы и заедание горячительного. Макароны с тушенкой – что может быть божественней!? :)

Последний наш перекус накануне был в совсем уже густых сумерках, на вершине очередной сопки, после достаточно крутого каменистого подъема. Вид был АбАлденный! Темные сказочные пики пихт и сосен на фоне закатного неба – на горизонте еще желто-оранжево-красного с легкими перьями облаков, а над нами уже фиолетово-черного с огоньками первых, далеких и самых ярких звезд. Совсем вдалеке были видны огни Слюдянки и краешек Байкала.

Ну, а сегодня нам просто был необходим заряд энергии. На одном энтузиазме такой путь, что нам предстоял, не пройти! После завтрака наладив лебедку и вытащив Уаз на сухое место, взялись за Ниву… Неполадки были весьма серьезные. Александр сумел из подручных средств что-то сотворить и завести машину, но ехать далее на ней было бы весьма затруднительно. Вот не зря говорят, что случайности не случайны! А каждая встреча и человек несет нам как минимум какой-то опыт, помощь, подсказку или урок. Главное правильно воспользоваться! И, наверное, поэтому именно в этом месте, в это время нам навстречу выехал ГАЗ-66. Ведь именно сейчас нам нужна была помощь, чтобы не впасть в уныние и не отказаться от дальнейшего покорения этого маршрута, не отказаться от мечты в конце концов! А мы были близки к этому… Пройдя немного по дороге, мы убедились, что все только началось. Дорога просто ужасна, и где-то впереди еще ждет каменный подъем – довольно крутой и с огромными валунами, и болото! Мы люди адекватные и вполне ясно осознавали, насколько это сложно и чем чревато.

Мужчины на ГАЗ-66 были весьма недружелюбны. Но благодаря одному из парней (мир не без добрых людей!), все же помогли вытянуть УАЗ повыше и подальше от грязи, а застрявшую Ниву вытянули на сухой и твердый островок суши сбоку от дороги. За что огромное им спасибо! А самый сварливый мужчина из троих, так раззадорил наш боевой дух своими претензиями и ворчанием о том, что мы мешаем им работать, что на таких машинах здесь делать в принципе нечего и что вообще тут всяким нечего шляться, это не автострада и все такое! Мы с Машей так завелись и раззадорились, отвечая ему про его работу и про асфальт, что о повороте назад и речи быть не могло! Только вперед!

После перекура было решено оставить Ниву в лесу, и двинуть дальше на Патриоте. Все вещи быстро перегрузили. И в итоге место в машине осталось только для водителя, а нам предстояло идти пешком. К сожалению, у нас был небольшой напряг с картами и вычислением нашего точного местоположения. Впредь надо все же иметь и бумажную карту, это надежнее карт в телефоне, которые без интернета не загружаются, если не постарался заранее. Поэтому сколько еще идти и ехать мы представляли лишь смутно.

Как оказалось позже, расстояние до Метеостанции оставалось около 10 км. И мы его прошли! Миновав место с глубокими колеями, грязью и лужами, дело пошло полегче. Каменный подъем Уазик хоть и медленно, но уверенно и без особых проблем прошел. По дороге мы встретили короткий подготовленный по всем параметрам Прадик с тремя мужчинами, которые возвращались с Метеостанции. Они нам подсказали, что впереди около шести километром вполне нормальной дороги, а болото, которое так боялась Лена, практически сухое нынче, и мы наверняка его пройдем. Это вселило в нас еще сил и воодушевление!

Когда мы преодолели каменный подъем уже начало темнеть. Дорога шла то с горы, то в гору, пока не уперлась в довольно крутой спуск к Метеостанции. Все это время мы старались бежать впереди Уазика в свете фар, успевая при этом весело трещать о том, какие мы крутые. Устав совсем или на подъемах и ровных чистых местах, где машина явно быстрее, отставали. Потом Лена ждала нас, мы догоняли, обгоняли ее и т.д. Так и пришли на место, играя в догоняшки.

Ленча

На утро местные работники не поверили своим глазам. Стандартный УАЗ Патриот на шоссейной резине и веселая компания из трех девчонок и троих парней. Такого они еще не видели у себя! Мы первые сделали это! И этого не отнять! Быть первопроходцем, как ни крути приятно!

Я всегда говорю, что счастливый человек, потому что на моем пути и в моей жизни всегда очень много хороших, интересных и целеустремленных людей. Я благодарна Лене за доверие и возможность пройти этот путь с такой компанией. Это было незабываемо! Это был экшэн, которого не прочувствуешь, смотря даже самый крутой боевик, но сидя на диване дома. И как бы мы ни устали, как бы тяжело ни было, чувство победы затмило все! И мы уже строим планы на будущие поездки! Завтра, в понедельник нам предстоит подъем на Пик Черского. А сейчас кушать и спать. Очень много сил и энергии затрачено. Очень насыщенный день и достигнутая цель, валят с ног.

ДЕНЬ третий.

Еще думаем, а может на Пик?...
Неспешное начало явно солнечного и ясного дня. Нам как всегда везет с погодой! Это уже закономерность. Плотный завтрак и сборы. План на сегодня – дойти до Пика и Озера, вернуться и проводить нас с Андреем в Слюдянку. На завтра нам обоим на работу, а ребята остаются еще на несколько дней в надежде собрать хоть немного ягод и пройти благополучно обратный путь на машинах.

Кладовая бурундука

Но… немного не задалось. Помешал мишка. Неее, не соседский парень, а медведь! Маленький, но все же! Ведь детеныш с мамашей еще страшнее. Два раза мы попробовали пройти по тропинке на начало серпантина, ведущего на Пик Черского, но оба раза нас встретил миша, который, как оказалось, нашел зимнюю кладовую бурундука и бесстыдно грабил ее. Обиженного грызуна мы встретили на обратном пути, жаль зверька.

Передумали... Идем на водопады

Поэтому мы свернули на другую тропу, ведущую на водопады реки Подкомарная, которая является правым притоком Большой Быстрой. Водопады находятся примерно в середине течения реки в месте ее поворота. Очень красивое место! Я даже не ожидала таких живописных, больших и таких разных водопадов. От метеостанции по очень крутой тропе мы спустились к реке. А потом шли вдоль нее от одного водопада к другому. По дороге очень много ягод – черника, брусника, жимолость и даже немного земляники. Я лично завитаминилась на год вперед! Очень было жаль, что со мной нет моей дочки Аленки! Ей бы, думаю, понравилось.

Перекус

На карте обозначено шесть водопадов. Мы прошли все, не забывая про селфи, бурханы и отдых. Недалеко от последнего мы присели пообедать. Тем более некоторые из нас уже умудрились окунуть ноги в речке. Надо было хоть носки выжать, и согреться горячим чаем с пихтой и черникой, что приготовил Андрей в дорогу. Самогон, кстати, тоже пошел в ход.

Каскадный

Прогулка вообще вышла замечательная. Шли не торопясь. Тропа то шла резко вниз, то круто вверх, прыгала через речку, петляла и убегала, а в конце концов вывела нас на равнинное место, в долину между гор. Здесь высокие пихты и сосны сменились стланиковыми кедрами и елями да можжевельником. Мы так загляделись пейзажами, что пропустили поворот на тропу, ведущую обратно к Метеостанции. Ушли довольно далеко по дороги на перевал Чертовы ворота, что на границе с Бурятией. Почуяли неладное, когда по времени прошли много, а поворота все не было. Собрали экстренный совет, который постановил разворачиваться на 180 градусов. Пошли обратно. Благо нужную тропу в этот раз нашли быстро. Все ориентиры совпали. Предстоял снова подъем вверх.

У начала подъема
на Пик Черского

Когда дошли до тропы на Пик Черского, подниматься было уже поздно, конечно. Двоим из нас предстояла еще дорога до Слюдянки. Почти 20 км. Поэтому мы пошли в лагерь по извилистому серпантину вниз. Снова видели многочисленные следы пребывания мишек – разрытые кладовые грызунов, объеденные кусты рябины, следы. Естественно весьма громко все это обсуждали, в том числе, чтобы медведь услышал и ушел, если что. Над чем весьма и от души посмеялись двое мужчин, встретившихся на пути. А вот мне не до смеха было. Встретиться со зверем в тайге, даже сытым и довольным, совсем не улыбалось как-то.

Дыхание осени...

В лагерь к машине мы пришли около пяти вечера. Быстро собрав самые необходимые вещи и перекус в дорогу, мы с Андреем тепло распрощались с товарищами и снова отправились в путь. Домой. Остальным же еще предстоял после небольшого отдыха обратный путь на машинах. По той самой лесной дороге с колеями, грязью, лужами, камнями и крутыми подъемами. Преодоление и ремонт Нивы! Возвращение, усугубленное дождем и холодом. Три дня в пути. Три тяжелых дня, и они тоже были дома. И люди и машины. Наши герои! Мы гордимся!

* * *

Во время прогулки я растянула связку коленного сустава на левой ноге, идти было не очень комфортно, особенно на спусках. А идти надо было быстро. Впереди быстро надвигающийся вечер, тайга и шатающиеся тут и там медведи. Да и вообще тайга ночью для двух туристов не место. Когда сумерки сгустились, было пройдено только чуть больше половины пути. Мы включили фонарики, а я вцепилась мертвой хваткой в руку Андрея. Так было хоть чуток спокойнее. От каждого лесного шороха мое сердце замирало от страха. А нога стала болеть сильнее. В этот момент я поняла, что явно переоценила свои возможности и храбрость, собираясь, если что, пройти этот путь одна. Чума ходячая! Поэтому Андрею огромный респект, что отказался от своих планов и поехал все же с нами! И с машинами помог и меня на съеденье медведям не отдал!

По началу, взяв хороший темп, мы еще успевали любоваться лесом и даже остановились перекусить. Когда спустились ниже с гор, почему-то более явно стало чувствоваться дыхание осени. Здесь лес уже начал желтеть, а листья опадать. Это было даже в воздухе, в его особенной свежести и прозрачности.

Еще я очень хорошо помню, когда мы проходили мраморный карьер. Огни на вершине которого, я сначала приняла за огни города и очень обрадовалась. В густых сумерках белая гора выглядела как-то футуристически и словно светилась изнутри. На мой взгляд, это было жутковато. Особенно учитывая, что я и так шла, вцепившись от страха в руку спутника. Но вот миновали и карьер. Было понятно, что мы совсем уже где-то близко. А когда вышли на начало тропы с указателем, я, наконец, облегченно вздохнула. Жаль попрыгать не смогла, нога разболелась. В десять вечера пришли в Слюдянку. Я устала ужасно, а еще предстояло до машины по Слюдянке топать километра два то точно! Андрей держался молодцом, хотя явно тоже устал. Он вообще крепкий парень. Я же была уже готова плакать. Но мы все преодолели! До машины дошли, тетеньку отблагодарили, поели и полетели в Иркутск. Как только миновали култукский серпантин, Андрей втопил тапку в пол! Еще полтора часа страха и мы дома. На посту ДПС в Слюдянке нас, конечно, остановили. Но удача-таки была на нашей стороне! Сотрудникам всего лишь нужны были понятые. И факт того, что Андрей не вписан в страховку, а за рулем, остался не замеченным. Домой я зашла около двух часов ночи, еле доковыляв до своего родного 9-го этажа. Упала и уснула, даже не помывшись. Не шутки пройти 40 километров по пересеченной местности, половину из которых еще и на больной ноге. Утром… об этом я решила подумать утром…