Монгольский Индиана ДЖИПс

Автор:Max Seeker(Seeker)
Опубликовано:27.09.2017
Ключевые слова: Монголия, Хубсугул, джип

Это небольшой рассказ о нашем путешествии на джипах по Монгольскому бездорожью.
  • Год: 2017.
  • Место дислокации: Монголия.
  • Цель миссии: Объехать озеро Хубсугул по бездорожью.

Участники экспедиции, и транспорт:
  • Toyota Land Cruiser 105. Цвет: чёрный.
    Экипаж: 2 человека.
    Водитель: Олег.
    Штурман-связист: Макс (это я).

• Nissan Patrol. Цвет: синий.
    Экипаж: 3 человека.
    Водитель: Максим.
    Второй водитель: Михаил.
    Штурман-связист: Андрей.

• Toyota Land Cruiser 105. Цвет: серый.
    Экипаж: 3 человека.
    Водитель: Алексей.
    Второй водитель: Никита.
    Штурман-связист: Евгений.
    Расчетное время экспедиции: 5 дней.

День первый

Это была пятница. Около 5 утра. Мне позвонил Олег, и сказал что выехал из дома. Значит, через 10-15 минут он будет у меня. Я встал, быстро умылся, взял с вечера собранные вещи, и вышел на улицу. К этому времени Олег как раз подъехал. И мы направились в сторону Монд. Остальные участники экспедиции выехали на день раньше, и сделали ночевку в Жемчуге. Наш джип сделал остановку на АЗС в Кырене, для дозаправки. Пока заправлялись, подъехали и остальные. Наконец все участники были в сборе, и мы двинулись в путь.

Проехав Монды, мы остановились у шлагбаума, по дороге к границе с Монголией. Там уже стояло несколько машин. Мы немного перекусили. Вскоре приехали наши погранцы, и окрыли шлагбаум. Мы поехали дальше. А вот и погранпереход. Дальше началась обычная бюрократия, которая продолжалась часа полтора. И вот, наконец, мы в Монголии. Приехав в Ханх, мы решили хорошо подкрепиться. Заказали хороший обед в одной из кафе. Насытившись, и конечно, приняв по 50 г. (а может быть и больше) за хорошую экспедицию, мы выехали из Ханха, и направились на северную часть озера Хубсугул.

Сначала ехали по берегу озера. Отсюда открывались красивые виды на горы, и в частности на Мунку-Сардык. Затем проехали немного по степям, и начался лес. Большой, красивый, густой лес. Деревья, кусты, трава, цветы, комары. Выехав из леса, мы пересекли брод. Началась небольшая долина. В долине нам часто встречались небольшие болотца и топи. Несколько раз наши джипы «садились» (застревали). Приходилось пользоваться лебедкой.

Наш джип почти всегда шел первым. Во время движения мы пользовались рациями. Сначала не было никаких позывных. Кто-то из ребят сказал по рации: «Черный джип, черный джип, прием». Я ответил: «Черный на связи». С тех пор каждый экипаж получил свой позывной, по цвету транспортного средства: черный, синий, и серый.

К вечеру мы проехали болотца и топи, и начались предгорья. Здесь мы решили сделать ночевку. Развели костер, поставили палатки. Сварили ужин. Обычные посиделки у костра. Андрей и Евгений взяли свое рыболовное снаряжение и ушли на рыбалку. Вернулись они когда уже стемнело. С хорошим уловом.

День второй

Утром мы пожарили пойманную рыбу. Это был отличный завтрак. И двинулись дальше. Мы продолжили свое движение по долине, но теперь начался подъем вверх, в горы. Вскоре дорога по долине проходила уже среди гор. Это было красивое зрелище. Мы сделали остановку в самой высокой точке долины. Сделали фотографии. Отдохнули. И направились дальше. Теперь уже на спуск. Спуск был затяжным. Дорога сложная. Ехали медленно. Зато какие красивые виды. Наконец спустились в предгорья. Снова начался густой лес. Много цветов. Целые поля жарков. Проехав предгорья, мы выехали в Дархатскую Котловину. Начались лесостепи. Снова мы ехали по равнине, где часто встречались небольшие болотца и топи. Проехали уже пару часов. Темнело. И мы решили сделать остановку. Выбрали красивое место, рядом с речкой и небольшим лесом. Пока развели костер, установили палатки, и готовили ужин, наши водители уснули. Оно и понятно. Они очень устали. Эта часть дороги по горам была достаточно сложной. Вечером к нам подбежали двое местных ребятишек. Угостили их конфетами и жвачкой.

Я решил немного прогуляться по лесу. Пока гулял, видел где-то вдалеке одиноко стоящие юрты. Видел пасущиеся стада овец, яков, лошадей. Здесь нет ни благоустроенных домов, асфальтированных дорог, интернета. Здесь люди живут по-своему. Занимаются животноводством. И наверняка они по-своему счастливы.

День третий

Проснулись, умылись, подкрепились, собрались, двинулись. Ехали по степям. По левую сторону: горный хребет. По правую: степи. Наш пункт назначения – большая деревня (не помню название). Через несколько часов мы до нее добрались. Действительно, большая деревня. Даже как-то необычно для этих мест. Нашли магазин. Затарились всем необходимым, и поехали дальше. К следующей деревне. Из деревни свернули по проселочную дорогу, и направились на «федеральную» трассу, которая соединяла деревни. Я видел по GPS, что мы медленно, но верно, приближаемся к «федералке». Проселочная дорога как-то взяла и…кончилась. Ехали просто по степи в направлении «федералки». И я вижу что она вот вот должна начаться. Мы остановились. Перед нами какое-то подобие дороги. Просто две колеи. Похоже это «федералка». Забавно.

Дальше ехали по «федералке». Как мы там еще не застряли ни разу. Ну да ладно. Зато красивые пейзажи. Горы, равнины, степи. Встретили стадо верблюдов. Наконец доехали до деревни. Заказали хороший ужин в кафе. Затарились всем необходимым. И снова двинулись. Вечерело. Мы все еще в дороге. Едем среди холмов. Изредка встречаются одинокие юрты. Где ночуем, пока еще не решили. Рации сели. Наш джип шел первым.

Оглянулись назад, остальных не видно. Решили подождать. Остановились возле ближайшей юрты. К нам вышли двое молодых парней, и девушка с ребенком. Им всем лет наверное по 20. Мы угостили ребенка жвачкой. Они угостили нас в ответ национальным деликатесом. Это похоже на наши сухари, только сделаны из творога и какой-то кисломолочки. Вкус на любителя. Зато сытные. Недалеко от нас мы увидели серый джип. Решили что наши. Попрощались с местными, и поехали дальше. Проехали какое-то расстояние и решили подождать. Каково же было наше удивление, когда мимо нас проехал серый джип, но это были не наши.

Вернулись к той юрте. Снова увидели этих двух парней. Спросили их видели ли они два джипа. Они сказали, что видели. Что наши поехали по другому распадку. И что где-то там дальше мы с ними встретимся. Мы направились дальше. Стемнело. В свете фар кое-как видно едва различимые следы дороги. Поднимались по холмам. Увидели юрту. Подъехали. Я вышел и спросил как нам доехать до Хатгала. Показали.

Едем по холмам. Снова юрта. Надо бы еще спросить. Я вышел спросил. Ага, немного свернули не туда. Зато теперь правильно. Едем по верхушкам холмов. Темнота. Видим, навстречу едет мотоциклист. Остановились. Я вышел. Мотоциклист тоже остановился. И выключил музыку. У него прямо на мотоцикле играла музыка. Я спросил дорогу до Хатгала. Он сказал, что едем правильно. Я его поблагодарил, сел в машину, и мы снова двинулись. Что этот мотоциклист здесь делает? Один. На верхушке холмов. В темноте. Зато с музыкой.

Вскоре начался затяжной спуск. Мы спускались с холмов. По GPS я высматривал как нам выйти на главную дорогу. Спускались долго. В темноте по сторонам были видны очертания холмов. На небе светили звезды. Это было по-своему красиво. И вот, GPS показывает, что главная дорога уже близко. Действительно. Вскоре мы выехали на главную дорогу. И она асфальтирована. Это участок дороги между городом Мурэн, и поселком Хатгал. Мы выехали примерно посередине между ними. И направились на север, в Хатгал.

Приехав в Хатгал. Решили, что нужно бы перекусить. Вот только ночь на дворе. Проехали по поселку. Поспрашивали. Все глухо. Медленно едем по поселку. Видим впереди яркие фары. «Похоже наши», сказал Олег. Действительно. К нам подъехали два джипа, синий, и серый. Наши. «Мужики!» послышались радостные крики. Дальше началось обсуждение где и как мы разменулись, кто где и как ехал. Оказалось, что «синий» и «серый» немного от нас отстали. И свернули в другой распадок. Ладно хоть эти распадки идут в одном направлении. К главной дороге. Решили «цивильно» заночевать. Остановились на ближайшей турбазе, и сразу завалились спать.

День четвертый

Неспеша проснулись. Встали. Один из джипов во время ночной поездки немного поломался. Починка заняла какое-то время. Затем выехали с турбазы до ближайшей кафе. Там хорошо подкрепились. В магазине купили все необходимое и двинулись дальше. Мы ехали вдоль восточного берега Хубсугула, обратно в Ханх. Время от времени встречались небольшие холмы. Открывались красивые виды на озеро. Один из членов нашей экспедиции предложил заехать на горячие источники, на которых он уже бывал. Сказал, что нужно свернуть с «федералки», и немного проехать в сторону, примерно 20 км, и что дорога до источников хорошая. Мы решили посетить источники.

Свернув с «федералки», мы направились к источникам. Дорога действительно была хорошая (для Монголии). Мы ехали среди холмов. Наш джип как обычно шел первым. Несколько раз мы останавливались, чтобы уточнить правильное направление. Мы уже проехали 20 км. А источников все не было. На небольшой развилке мы свернули направо, на вершину холма. Забравшись на холм, мы решили подождать остальных.

Вскоре нас догнал «синий». Вместе мы ждали «серого». А его все не было. Мы предположили, что они свернули не туда. «Синий» решил спуститься с холма обратно вниз, и поискать их там. Какое-то время «синего» не было. Затем он вернулся. Ни следа «серого». Мы решили, что ребята все равно не заблудятся, и в крайнем случае мы с ними встретимся в Ханхе. И поехали дальше. Мы ехали по холмам. Уже около 40 км. Источника все не было. Тогда я подумал, что это напоминает какой-то из одних фильмов про Индиану Джонса. «Иркутяне, и таинственный источник». Как видите среди членов экспедиции даже уже были «потери».

Мы выехали на большой холм. Был довольно крутой спуск с него. И вот, наконец, мы увидели эти таинственные источники. Остановились. Мы проехали 50 км. На источниках было немного местных жителей. Сами источники представляют из себя маленькие домики в полу которых прорублены ванны. Температура воды в домиках разная. Искупавшись в источниках, мы присели отдохнуть. Вскоре мы услышали приближающийся звук машины. Похоже на джип. По склону холма, на высокой скорости несся наш «серый». Они подъехали к нам и выскочили из машины. «Мужики!». Снова раздались радостные крики. Как оказалось, они от нас немного отстали. И когда мы свернули вправо на холм, они поехали прямо, дальше по распадку. Затем дорога кончилась. Они поняли, что свернули не туда. Решили немного вернуться назад, и морально уже приготовились встретиться с нами в Ханхе.

После источников, мы решали куда нам ехать. Назад этой же дорогой, или проехать дальше через распадки, и немного срезать. Решили ехать через распадки. Мы поехали дальше. А дальше началась болотина. Проехав по кустам болотину, мы направились по одному из распадков. Дорога была в общем-то никакая. Ехали через кусты, по склону холма между деревьев. Уперлись в каменную насыпь. Пошли пешком на разведку. Нет. Здесь мы не проедем. Решили вернуться немного назад и поехать по предыдущему распадку. Снова проехали болотину и направились по распадку. В распадке тоже было много болотц и топей.

Мы остановились. Время приближалось к вечеру. Мы решали, ехать ли нам дальше по распадку, или вернуться проверенной дорогой на «федералку». Пока решали, водитель серого джипа сел в свою машину, и рванул вперед. Мы только и видели, как он уходит все дальше от нас, за ближайший холм. Решай не решай, а догонять его надо. Поэтому мы сели в машины, и рванули за ним. Вскоре мы его догнали. Остановились. В общем, решили ехать этим путем. Мы постепенно поднимались вверх по холмам. Но небольшие болотца и топи нам встречались постоянно. Забрались на холмы. Даже здесь были топи. Затем начался спуск. И тут мы видим. Что вы думаете? Еще один мотоциклист! С женой и ребенком. На мотоцикле по холмам, болотам и топям. Вот жеж.

Во время спуска с холмов, мы постоянно ехали по грязюке. Но «федералка» была где-то впереди. Был смешной случай. Наш джип шел за «серым». Дорогу перегородило небольшое деревце. Один из членов экипажа «серого» вылез из машины и начал толкать деревце в сторону. Деревце не хотело поддаваться. И настал момент, когда деревце так отпружинило, что чуть не закинуло человека обратно в машину. Со стороны это выглядело смешно. Мы проехали еще какое-то время, и выехали из зоны леса. Наконец-то, впереди мы увидели «федералку». Мы ехали по «федералке» несколько часов. Уже давно стемнело. Но мы уже определили место ночевки. Наконец мы до него добрались. На берегу Хубсугула. Развели костер. Поставили палатки. Сварили ужин. Обычные посиделки у костра. Сидели обсуждали наши приключения. Смеялись.

День пятый

Неспешно проснулись. Приготовили завтрак. До Ханха оставалось не так уж и далеко. Да и к тому же дорога хорошая (для Монголии). «Федералка» же ж. Ехали местами по холмам и по берегу озера. Остановились на красивом песчаном пляже. Искупались. Через несколько часов мы приехали в Ханх. Зашли в ту же кафе, где обедали перед началом экспедиции. Заказали хороший обед. Отметили окончание экспедиции. Выехали из Ханха, и направились к погранке. Дальше снова немного бюрократии. И вот мы в России. Дома. Итог экспедиции: Миссия выполнена.