в Иркутске 19:37, Апр. 20

(Genya-120376)
Опубликовано:10.02.2017
Ключевые слова: Шумак, Саяны, поход

Горы я полюбила с первой поездки в Аршан, курортный поселок в Бурятии, горы Восточные Саяны. Приезжая туда семьей мы лазили по окрестностям, ходили по каньону реки Кынгырги. Про Шумак я впервые узнала там же, что есть целебные источники высоко в горах, до которых дойти можно только с проводником. Заманчиво, но не для нас. Другой раз стоя на остановке, у нас в городе, услышала, как женщина рассказывала другой, как ходила туда сама, хотя она была далеко не молода. Меня заинтересовало, то с каким восторгом она рассказывала об этом месте. Прочитала все интересующее в интернете, за одно и семью увлекла.

Затягивать не стали и на ближайшее лето запланировали свой первый турпоход. Конечно, были страхи и сомнения. Планировали на конец июля, с отпусками было не просто, но когда чего-то захочешь по-настоящему, то мало что может помешать. Ожидания не оправдались, умерла свекровь, пришлось отложить все на следующий год. По финансам первый поход обходится не дешево. Палатка прочная не продуваемая, рюкзак побольше, прочный дождевик для себя и на рюкзак, теплый спальник, палки для ходьбы обязательно. Горелка с газом, котелок, чайник, коврик, сапоги резиновые (лучше полиуретановые так как они прочные и легкие), кроссовки или горные ботинки. Еще легкие шлепки пригодятся на источниках ходить. Фонарик на голову, можно взять легкий тент от дождя. Складная легкая канистра пригодится или складное ведро. И обязательно теплые вещи, шапку, куртку, по ночам в горах очень холодно. Днем идешь обливаясь потом, на ночь одеваешь сухую одежду, а утром опять натягиваешь влажную от пота или дождя, а сухую беречь в пакете. За время похода чувствуешь себя мерзко, без возможности помыться (на Шумаке на турбазе есть платный душ). В тот первый поход мы часто шли под дождем, ливнем, и под град попадали, и гроза нас не обошла. А по ночам здорово мерзли. Но все трудности похода, после возвращения быстро забываются, в памяти остается только лучшее. Изумительная природа, замечательные люди, масса новых впечатлений и ощущений, которых в обычной жизни не испытаешь. Новый опыт, неожиданные мысли, интересные знания. Вернувшись, я долго была в противоречивых чувствах. С одной стороны – восторг, с другой – “груз” в себе, на осмысление и разборку которого потребовалось продолжительное время.

На следующий год после Шумака мы сходили на пик Черского, что на хребте Хамар-Дабан, возле Байкала. Приятный маршрут на три дня. Живописная, чистая, легкая тропа через многочисленные мостики, через горную речку. Понравилась часть пути перед пиком, путь лежит по верху гор, так здорово идти смотреть вниз на реки, озера. На пик лезли по жаре без воды, так как была засуха и на метеостанции пересох колодец. Еще мужа укусили два клеща с которыми все обошлось. Кстати при походе на Шумак клещей не встречали.

В этом году решили опять идти на Шумак. Как всегда, трудности с отпуском, ведь идти туда благоприятнее с конца июня до начала августа, так как на пути перевал, который в остальное время года закрыт снегом. Купили новую палатку, экстремальную, прошлую у нас сильно продувало. Муж взял себе рюкзак более объемный и удобный. В сборах тоже есть своя неповторимая прелесть: за несколько месяцев все продумываешь, составляешь список чего докупить, меню. Ближе к походу уже и продукты можно брать. Все что легкое и быстро готовится: картофельное пюре в пачках, лапшу быстрого приготовления, крупы, супы в пачках, яичный порошок, сухое молоко. Сало, сыр, сырокопченую колбасу, я заворачиваю в белую ткань и фольгу. На перекусы чего-нибудь побольше – варить в пути некогда. Стараюсь меню разнообразить, так как все быстро приедается. В пути очень хочется овощей, фруктов, мы обязательно берем несколько головок лука и чеснока. Сушим сухари, нарезая хлеб кубиками. Берем топленое масло и немного растительного. На всем пути много грибов, которые мы с удовольствием употребляем.

Отправились мы опять в последних числах июля этого года. Все той же компанией: муж, я, и дочь (ей 14) и наша собачка Буля (неизвестной породы, весом 3 кг). Буля с нами во всех походах, конечно горы не для такой собачки и она там здорово мерзнет, но без нас она ни куда, а мы без нее. Рюкзаки получились приличные: 25, 20 и 15 кг, хотя старались все облегчить. Но продукты почти на две недели, на семью – это тяжело. В первые наши сборы мы были в шоке от веса рюкзаков, и думали нормально ли, когда не можешь его поднять. И когда оденешь, то кажется, что от такого веса можешь упасть назад. Оказалось, нормально, нужно просто помогать друг-другу закидывать его на спину. Вообще такое мероприятие, как поход, очень сближает людей, открывает их по-новому, да и себя открываешь то же. Поехали из Иркутска на микроавтобусе, который ходит каждый день. Можно и на рейсовом автобусе с автовокзала, но на нем дольше, и он идет только до Ниловой

Пустыни, от куда нужно еще добираться до места “Сухой Ручей”. Мы выехали 8 часов утра и в 2 часа дня благополучно высадились на “Сухом Ручье”, там организована удобная стоянка для туристов где можно оставить машину, переночевать, поесть и помыться в бане. День был очень жарким, мы обнажились на сколько было возможным и почти сразу двинулись в путь. От “Сухого Ручья” нужно еще пройти около 6 км по лесной дороге до начала тропы. Эту часть пути можно тоже проехать на ЗИЛе, который возит от “Сухого Ручья”, но нужно было подождать пока накопятся желающие. А нам не терпелось уже начать свой поход, хотя советую, все же на машине лучше. Дорога идет через густой березняк с постепенным набором высоты. Кругом в изобилии насекомые, стрекочут, порхают, кусают. Этот лес мы прозвали “Рай насекомых”. В горах и на источниках с насекомыми проблем нет. На половине пути нас догнал ЗИЛ с туристами, но мы ехать отказались, решили, что почти дошли. Доплелись мокрые от жары до сарая и упали на пол часа отдыха. Муж с дочкой сходили к реке, к ней ведет тропинка в лево от дороги. С водой в дороге проблем нет, чистейшие реки и ручьи на всем пути.

Дальше лес разнообразнее, подъемы круче. Можно не бояться заблудиться, вся тропа заботливо кем-то помечена. Да и путников идет много, подскажут. Люди в горах отличаются от людей в городе. Там они приветливы, доброжелательны, отзывчивы, объединены одним духом братства. Шли мы до 8 часов вечера, с нетерпением ждали, когда уже появятся озера. К слову сказать, ходим мы медленно. До Шумака идем почти 4 дня, это говорят около 70 километров. Но вот наконец крутой подъемчик и вот они, два небольших озера по обе стороны тропы. По пути можно найти место для ночлега, но есть удобные стоянки, где основная масса идущих старается встать. Для меня оказалось очень важным чтобы рядом кто-то был. Так веселее и спится спокойно, не нужно прислушиваться к звукам. Стоянки всегда возле реки, а по ночам они журчат так грозно и чудится все, что угодно. А бывают камнепады, этот грохот тоже жутковат.

На второй день мы шли по “Приятному лесу”, опять стояла жара. Сделали недолгий привал на “Коровьей поляне” (там их зачастую можно встретить, они пасутся в горах все лето), это место после затяжного спуска по краю довольно крутой горы. На поляне никого не было, и мы с дочкой спустились к реке, спуск очень крутой. Я, изнывая от жары решила помыться в ледяной воде, от чего в итоге заработала простуду и дальнейший поход не могла дышать носом, по ночам спасалась каплями. Но зато хорошо освежилась, на полчаса. Когда лес кончается с права открывается великолепный вид мы назвали это место 6-и водопадов. В складках гор, почти на одинаковом расстоянии и высоте, стекает вода. Горы высокие и отстоят далеко, и расстояние позволяет видеть одновременно 6 таких водопадов. Многие путники останавливаются здесь отдохнуть и полюбоваться открывшимся видом. Так сделали и мы, сидели молча и любовались. На ночь встали на границе где лес кончился, а дальше начинаются «альпийские луга», через которые мы пойдем завтра. Рядом стояло несколько палаток, две занимала группа, состоящая из нескольких семей вроде бы из Перми, по разговорам я поняла, что это верующие люди. Вечер был теплым, муж ставил палатку, а мы варили ужин, жарили сало на костре. Наслаждались жизнью туриста и видом открывшихся гор. Рядом остановилась пожилая пара, они возвращались с источников, женщина хромала. Мужчина попросил сахар, на обратном пути с продуктами у всех туговато. Сахар мы не брали, поделились шоколадом. Ночь прошла спокойно. Вставали мы всегда в 6 часов, но собирались долго, часам к 9. Весь день идешь в 7-8 часов, потом остановка – темнеет в горах рано. Нужно успеть поставить палатку, устроиться, сварить ужин и после ужина немного отдохнуть.

На следующий день путь начался с красивого водопада. Дальше тропа относительно ровная идет через луга где пасутся коровы. С правой стороны каньон, в котором течет река Эхе-Гер с обеих сторон возвышаются горы, и вся эта красота уходит в дальнюю даль. Часто по пути встречаются огромные валуны, которые когда-то срывались от вершин и скатывались сюда. Может сотни или тысячи лет назад, наверняка при землетрясениях, грандиозное было зрелище. На этом пути мы встретили парня с девушкой из Чехии, молодые, красивые, веселые они возвращались с Шумака. На пути нам предстояла важная переправа через Эхе-Гер. Когда оказываешься в таком путешествие вся житейская суета, заботы забываются. Разум больше не обременяют мелочи, думается о действительно важном. Удивительным образом проблемы, что волновали в городе, будто исчезают. Думаешь о предстоящих переправах, подъемах о том, что видишь вокруг. Посещают и интересные мысли, не зря говорят, что в горах живет мудрость. И в голове, и на душе, так легко и свободно. В первый наш поход я много отвлекалась на трудности, неудобства, больше смотрела себе под ноги. А в этот раз все по сторонам, восторгалась, ахала и охала от неописуемой красоты. Какой же все таки вкус у нашего творца! Даже муж признавался, что и у него, не раз накатывалась мужская скупая слеза от окружающих видов.

Брод перешли без особых проблем, пришлось разуться. Вода как лед, а камни скользкие. За бродом, по обе стороны от тропы, в траве, растут грузди-белянки они не горчат. Собрали немного, я их слегка отвариваю и присаливаю на ночь, получается вкусно, а если еще добавить лук и полить маслом… За бродом ландшафт меняется, кругом видны завалы из черных камней и валунов, поросших зеленым лишайником. Мы это место назвали “земли Рохана” (из “Властелина колец”). По пути нам встречалось много идущих, молодежная группа из Иркутска, на конях путники. Погода была хорошая, и видимо поэтому все шли позитивно настроены, общались, шутили, подбадривали друг друга. Так мы доплелись к подножью перевала и остановились на ночлег. В этот раз решили изменить прошлую тактику и штурмовать перевал с утра, со свежими силами. Вечер был слишком тихим, это немного настораживало. Мимо проходило много групп в обеих направлениях. Мы радушно всех приглашали на постой рядом с нами, но желающих так и не нашлось. Одна женщина спросила, а не страшно ли нам здесь ночевать, они планировали успеть до темноты добежать до леса. Когда уже смеркалось, группа из четырех человек пошли на перевал. Молодой парень с бородкой, семейная пара и пожилой мужчина. Мы пытались отговорить их идти так поздно. Парню хотелось сегодня перейти, пожилой мужчина был за то, чтоб ночевать возле нас, а семейная пара сомневалась между ними. Парень решительно двинулся на верх и остальные были вынуждены пойти за ним. Мы удивлялись толи человеческой смелости, толи безрассудству. Перевал снизу кажется вполне безобидным, но это только видимость.

Как только начало темнеть, стало очень холодно, в лесу ночевать гораздо теплее. После ужина в палатке, я вышла на вечерние процедуры. Появились первые звезды, а какое в горах ночное небо, звезды так близко и их очень много. Глаза сами стремились к вершине перевала, главная задача на завтра. На вершине установлен православный крест и флаг, я не сразу поняла, что там кроме флага, еще что-то двигается. И о чудо-это человек! На самой вершине на фоне неба просматривалась фигурка человека. Он то неподвижно стоял, то исчезал, то спустя время, появлялся вновь. Время для покорения перевала, мягко сказать, было не подходящим. Меня мучила неизвестность, почему он там один и не торопится спускаться? Дальше было еще интересней, человек стал светить фонариком, будто подовая сигнал. Потом исчез окончательно. Мы сломали голову нам ли были эти знаки, ведь с этой стороны перевала стояли только мы. Так в озабоченных чувствах мы легли спать, поставив будильник, так же на 6. Долго не могли уснуть от холода. Пытались согреться горелкой, помогло ненадолго. Жутко ночевать под перевалом, да еще одним. Ночью палатку освещали странные вспышки, но наружу вылазить не хотелось. В 5:30 мы проснулись от сильных, резких раскатов грома. Горы окружали нас стеной, а внизу наша одинокая, маленькая, беззащитная палатка. Казалось, что гроза прямо над нами. Стреляло и сверкало так жутко, что мы боялись, как бы молния не угодила в нас. В городе чувствуешь себя защищенным, а оказавшись один на один с стихиями природы, в тебе просыпается животный страх и начинаешь понимать наших предков, которые так боялись всего неизвестного. Слишком уж хорошая погода была последние дни, было предчувствие чего-то не хорошего и вот, это предчувствие оправдалось. Да, перевал перейти не так просто. Потом полил ливень, иногда было слышно, как с гор сыпались камни. Рядом текли два ручья, они быстро наполнились. Лужи на глазах стали соединяться между собой, мы периодически выглядывали из палатки для оценки ситуации. На наше счастье, все это длилось не очень долго. И когда дождь поутих, мы быстро собрались и первыми, в этот день, пошли на штурм перевала.

Перевал состоит как бы из нескольких ступеней. Когда мы поднялись на вторую, то увидели палатку, поняли, что с этой стороны мы были не одни. Дождь моросил, по тропе стекали ручьи, кругом туман, мрачно и холодно-настоящий “Мордор”. Как можно быстрее добрались до вершины, перевели дух, из-за тумана ничего не было видно. В первый поход нам повезло лицезреть открывающийся вид с вершины – это очень красиво и высоко 2760 метров. Для тех, кто боится высоты это будет настоящим испытанием. Площадка на вершине небольшая прямо с нее почти отвесный спуск, но лучше пройти влево по гребню несколько метров, там есть более пологая тропа. В прошлый раз мы о ней не знали, и на наше счастье на вершине был всего один мужчина, который и указал где спускаться. Сразу от вершины спуск довольно опасный, эту часть тропы называют живые камни. Если ниже камни как бы скреплены между собой, то тут они просто насыпаны горой и от неосторожного движения ползут под ногами. Вообще перевал место мрачное и опасное, где не хочется задерживаться. Заходить на него долго, а спускаться кажется еще дольше. Спускаясь мы встретили вчерашнего парня с бородкой, он шел на встречу. Выяснилось, что это он маячил ночью на перевале. Его попутчики остались на ночь с той стороны их палатку мы и видели, а он сигналил им фонариком, давая понять, что ждет. Но не дождавшись спускался в темноте с фонариком. Брр… Ночевал под перевалом с той стороны, а утром вернулся за ними. Когда мы почти спустились, наш ребенок не выдержал нагрузки и заплакал. Еще рюкзак у нее был тяжелый и большой, весь груз держался на плечах, а на бедрах не получалось хорошо зафиксировать. Посидели, отдохнули, успокоили и дальше. А вообще для подростков, для их формирования, такой поход – это очень хорошо. А вот до 12 лет детей, на мой взгляд лучше не брать, это не легкая прогулка. В пути может быть всякое. В этом году слышали про случай с мальчиком 12 лет, который упал на Шумаке с камня и ударился лицом. Было сильное носовое кровотечение, пришлось вызывать вертолет МЧС. Это хорошо, что на турбазе есть спутниковый телефон, а по пути связи нет. Проходившие туристы со стороны Шумака говорили, что ночью была сильная гроза, которая видимо и задела и нас. Спустившись мы остановились на привал над изумительно изумрудными озерами. Рядом с нами остановились два парня буряты, приветливые и общительные. Мы угостили их груздями, они в ответ военным пайком, который очень даже ни чего. Полный комплекс на сутки на одного человека. Можно купить через инет. Все готовое, только разогреть. Перекусили и пошли дальше в волшебную долину ста источников!

Дальше тропинка почти ровная – просто чудо. Прошли немного и пошел дождь, ох уж этот дождь в горах. Живя, в городе так привыкаешь к удобству, что уже не ценишь этого. И только очутившись в спартанских условиях дикой природы, начинаешь ценить все прелести нашей жизни: мягкую постель, возможность всегда помыться, не говоря про унитаз. А просто идти по ровной асфальтированной дороге – это уже счастье. Оказывается, столько радости и удовольствия можно получить от обычных вещей. Когда перевал остался позади, я оглянулась, и увидела, как с него очень быстро спускается группа в одинаковых, длинных, кроваво-красных дождевиках. На мрачном фоне перевала смотрелись они устрашающе. Муж шуточно назвал их “Красные кхмеры” (точно не знаю кто это). Эта группа быстро нас догнала, в дальнейшем мы не раз пересекались, это семья из Иркутска. Еще довольно молодые, в хорошей физической форме, бабушка, дедушка и их внук подросток. Они уже пятый год ходят на источники. Их скорости передвижения мы просто поражались. Пока мы переходили очередной брод, искали более подходящее место, минут 10 ходили туда-сюда. В итоге муж пошел первым поскользнулся и упал в воду, хорошо, что еще не глубоко, вымочил только ноги. А “Красные кхмеры” пронеслись по камням, не задерживаясь ни на минуту. Пока мы выбрались из оврага, они исчезли из виду. Возможно их скорость объясняется еще и тем, что ходят они налегке, так как живут и питаются на турбазе. На Шумаке можно жить бесплатно в зимовье, которых там много, построены обычными людьми для себя и не только. Но в сезон обычно все занято и тогда можно жить в палатке. Но есть и хорошая турбаза на которой проживание стоит не дешево.

Так мы доплелись до супер-водопада, который падает с 30 м высоты. Постояли, полюбовались – как нарисованный. Дальше опять начинается лес, если немного пройти, то там есть речка, возле которой много хороших мест для стоянок. Получилось так, что мы остановились рядом с “Красными кхмерами”, поняли это по дождевикам, дождь кончился и они были развешаны на кедрах. Кедры и ели там кругом. Вообще растительность на всем пути очень красива и своеобразна. Мы живем не так уж далеко, но много растений я увидела впервые, а какие-то знакомы, но видоизменились из-за сурового климата и скудной почвы. Кругом мелкие милые цветочки, душистые лечебные травы, воздух порой пропитан ими, кусты жимолости, заросли ревня. Река, перед которой мы встали на ночь, после дождя сильно наполнилась. Она довольно пугающе ревела. За вечер мы не раз наблюдали, как возвращающиеся с источников люди штурмовали ее. Выбирали более спокойное место, разувались, и почти по пояс брели. Я уже представляла, как нам завтра придется проделывать тоже самое. Вообще на пути много рек приходится бродить, и после дождей они очень опасны, бывали и смертельные случаи. Но за ночь вода спала, и мы перешли без проблем.

Дальше тропа идет по краю каньона вдоль реки. Тропа сырая, особенно после дождя, идешь почти по ручьям. Вообще весь путь на Шумак – довольно серьезное испытание для ног. Все время идешь по камням, меняется только их размер и форма. На всем протяжении камни, корни, грязь, конский навоз и камни, камни. В камнях живут милые хомячки-пищухи. Они постоянно пищат, а иногда выбегают и тут же прячутся. Наша Буля то и дело бегала за ними, а мы боялись за нее, что бы она не упала в пропасть или не провалилась между камней. На этом участке пути мы шли рядом с семьей из Италии с пятилетним ребенком, вел их дедушка. Он Иркутянин, ему около 80-и он частенько ходит на Шумак. В итоге они нас перегнали, на что мы сделали заключение, что нас перегоняют даже старики и дети. На пути каменная осыпь, тропа проходит по завалам из камней, которые когда-то осыпались с гор. Идешь постоянно с большой нагрузкой, дышишь вовсе легкие, высота 1500 тыс. Бывает путаешь слова или окончания слов, наверное, от недостатка кислорода. Да и костры на такой высоте плохо горят, приходится постоянно раздувать. Не доходя до источников на тропе есть зимовье Бегущий олень, мы возле него отдыхаем и перекусываем. В этом году было неприятно обнаружить там кучку мусора, это очень огорчает, мы свой мусор несем с собой. Перед Шумаком лес становится очень влажным, кругом ручейки, глубокий мох, плотные кусты, через которые приходится пробираться. В прошлый раз кусты были мокрыми после дождя, мы здорово вымокли и устали. Начинало темнеть, а Шумака все не было. Я проявила слабость и выругалась матом, типо того, что когда кончится этот не хороший лес. Чем видимо удивила своих, так как они на долго запомнили этот мой огрех и не один раз припомнили мне о нем. И поэтому эту часть пути мы прозвали “Неприятный лес”. К источникам на этот раз мы вышли часам к 7-и. Устроиться в зимовье мы даже и не мечтали, думали жить в палатке. В прошлый раз нам повезло, нас приютили в первом же зимовье на пути. Но и в этот раз, как только мы вышли на берег нас гостеприимно пригласили в очень хорошее, добротное зимовье. Настоящий дом, который стоит на самом берегу, откуда открываются шикарные виды на окрестности. Там мы и жили 5 дней в замечательной компании туристов из Москвы, Хабаровска, Казахстана, Иркутска и Ангарска. Вечерами были посиделки возле костра, песни, истории. В зимовье под свечи (электричества там нет): игры, загадки, шутки. Дни стояли жаркие, даже ночи были теплыми, что там бывает редко. Днем гуляли, усиленно пили целебную водицу из источников, которых там очень много. Вода очень вкусная, она просачивается из глубин насыщаясь разными минералами. Принимали радоновую и минеральную ванны, мазались грязью. Все это богатство прямо под открытым небом, почти в естественном виде и совершенно бесплатно. На тур. базе есть магазинчик где можно купить необходимое, все конечно по завышенным ценам, но все доставляется на вертолете. Так что деньги с собой брать желательно. И не будет лишним, на всякий случай, иметь определенную сумму на обратный перелет на вертолете. Беззаботные наши дни очень быстро пролетели. Как было здорово, пожить вот так без телевизора, телефонных звонков, компьютера. Часами сидеть на берегу позабыв про все на свете и просто созерцать, созерцать…

Так далеко от сюда суета,
Так мимолетны чаянья людские…
Здесь только гор немая красота
И неба величавая стихия.
Спасибо тебе Шумак!

Вышли утром 4 августа и тем же путем обратно. Вообще наша память – интересная вещь, а есть еще и ложная память. В этот поход я заметила, что многое из того, что запомнилось из первого раза, было не совсем таким как на самом деле. И идти тем же путем еще раз, было не менее интересно. С погодой снова везло, в прошлый раз мы день стояли под дождем под перевалом, побоялись в дождь подниматься. Возвращаться легко, рюкзаки заметно легче, идешь уже в низ, да еще подлечившись, ноги сами бегут. Ночевали мы опять под перевалом только уже с этой стороны. Вечером наблюдали интересное явление. Когда с приближением темноты стало холодать, то из долины в нашем направлении двигался густой туман, он быстро заполнял пространство между гор. Выглядело это довольно зловеще. Одним было опять не комфортно в этом месте и наше одиночество скрасили три девушки, которые поздно спустились с перевала. Мы их заботливо пригласили расположиться ближе к нам. Когда легли спать, а они еще устраивались, до нас долго доносился их смех и от этого на душе было так тепло. Ну а ночью моросил дождь, временами переходя в “крупу” и было холодно. Утром наши соседки занимались йогой, на фоне гор это смотрелось гармонично. Перевал перешли в моросящем тумане. Остальную часть пути прошли легко и быстро. В “Приятном лесу” наросло грибов видимо-невидимо, и было испытанием проходить мимо них. С озер позвонили водителю, забронировали места. Там мы отдыхали рядом с парой, пожилой мужчина с взрослой дочерью. Они пошли без палатки и горелки, лучше так не рисковать, бывали случаи, когда и летом люди замерзали по пути туда. Ночевали возле реки на Сарае. Утром вышли, и к 12 были на “Сухом Ручье”. День был жаркий до отъезда еще два часа, мы поели позы и лежали в беседке, слушая рассказы молодежной группы про горы. В машину набились почти под потолок, все с рюкзаками, и всем уже хочется ехать. Когда машина тронулась было необычным чувствовать, как ты передвигаешься в пространстве, но при этом не двигаешь ногами и за это я очень была благодарна водителю и его машине. Еще был интересный момент на выходе из леса. Когда встречали идущих на встречу людей, которые только что начали свой поход, то чувствовали от всех сильный приятный шлейф. Было ощущение, что все перед выходом облились парфюмом, но потом поняли, что за время похода у нас просто обострилось обоняние, это было интересно. Люди казались невероятно чистыми и их волосы были так же очень чистыми, хотя в обычной жизни этого не замечаешь. Через два дня, после нашего возвращения, в течение трех дней, по области прошел сильный ливень с ветром. В городе было очень холодно, и страшно было представить, что было в горах в это время. Как хорошо, когда все хорошо кончается. Будем вспоминать наш поход долгими зимними вечерами и ждать когда Шумак снова позовет нас.