в Иркутске 21:03, Апр. 18

Автор:Наталья Заруева(zaruna)
Опубликовано:07.09.2015
Ключевые слова: Ильчир, Шумак, Китой, Саяны

Мы, группа из четырёх иркутян (Пётр Туревич, Виктор Гетман, Дмитрий Мишанин, Наталья Заруева) совершили поход по маршруту озеро Ильчир – Шумак. Маршрут очень красивый, можно не выпускать из рук фотоаппарат, с обычной дорогой на Шумак не сравнить. Наш поход продолжался с 23 июля по 31 июля 2015 года, то есть занял девять дней при небольшой скорости передвижения. Предлагаю вашему вниманию рассказ с описанием этого маршрута.

Общие впечатления и эмоции

Нитка маршрута обозначена на картах, которые есть в продаже: оз.Ильчир – оз.Голечное – р.Шара-Гол – р.Китой – р.Андольте – пер.Новогодний – р.Жалга – р.Ара-Ошей – р.Яман-Гол – пер.Обзорный – р.Нарин-Гол – р.Шумак. Мы пользовались бумажной картой и описанием маршрута, взятого с сайта семьи Сучилкиных. По нашим наблюдениям, описание с этого сайта соответствует действительности только отчасти. На большей части маршрута отличная тропа, перевалы несложные. Основную сложность представляет большое количество бродов. Так что, эта дорога для группы не менее чем из трёх человек, чтобы можно было противостоять быстрому течению. Этим маршрутом мало кто ходит. Мы на протяжении всего похода встретили только одну группу из Новосибирска, которая шла через Хубыты. Хорошие тропы натоптаны лошадьми до середины Ара-Ошей. Мы видели, что перед нами, может за день-два, проехали всадники. Стоит отметить, что наш поход пришёлся на засушливое лето, воды в реках и болотах было мало (за исключением Шумака). Для тех, кто пойдёт в более дождливую погоду, этот маршрут будет сложнее. Из девяти дней которые мы потратили на эту дорогу, один день прошёл практически впустую – результат того, что мы сбились с пути. Так что при хорошей скорости этот маршрут вполне можно преодолеть быстрее, дней за семь.

К сожалению, для нас этот поход закончился драматично – из-за человеческой безответственности одного из членов группы. Не посоветовавшись с другими, взяв с собой в дальний путь собаку из будки – рыжую дворнягу Тишку, хозяин забыл её на Шумаке. Собака девять дней преодолевала с нами все трудности, мёрзла, мокла, но при этом не могла согреться в палатке, спала под открытым небом и вечно недоедала. Нам приходилось делиться с ней своим скудным туристическим пайком и кормить ополосками из котелка. Она скулила нам в спину от отчаянья и страха перед каждым бродом, где ей приходилось бросаться в бурный ледяной поток, который нёс её от камня к камню. А бродили мы только в последние два дня около тридцати раз, и это когда вода была выше колена, а то и выше болотников. Животное исхудало и сбило себе лапы, но при этом, как каждая собака, была преданной своему хозяину. На Шумаке она осталась в зимовье № 21. Если есть собачий Бог, он не допустит, чтобы Тишка погибла там от холода и голода, охранники с базы не дадут её в обиду местным собакам и будут её кормить. У хозяина же должен быть свой Бог – пусть он ему будет судья.

День первый, 23 июля

Из Иркутска до Ильчира ехали около семи часов. В Кырене заезжали в МЧС, после Монд останавливались ненадолго перекусить. Озеро Ильчир находится по правой стороне дороги, которая ведёт дальше к посёлку Самарта. В этом месте несколько маленьких озёр, Ильчир – самое большое. Ильчир обошли и держали путь левее – по направлению к озеру Голечное. Тропы нет, шли по мхам. Дорога до Голечного занимает час-полтора. Озеро Голечное небольшое, очень живописное. На берегу стоит зимовьё с печкой, на полатях свободно могут разместиться пять человек. Около зимовья много мусора, который оставляют после себя явно не пешие туристы, а скорее всего рыбаки или геологи (недалеко от зимовья мы видели колею от ЗИЛа или Урала). В зимовье решили остановиться на ночлег. Пытались рыбачить, но рыба не клевала, хотя по рассказам людей, встречавшихся нам на Шумаке, в Голечном, как и в Ильчире, много рыбы.

Зимовье на оз.Голечном
Озеро Голечное в лучах заката
Тишка – самая смелая собака на свете

День второй, 24 июля

Из зимовья хорошо видна седловина между вершин на противоположном берегу озера, как небольшой перевал. Туда мы и направились на следующее утро. Озеро пришлось обходить по болоту. После перевала нам нужно было выйти к Шара-Гол, наш путь лежал лесом по берегу ручья и по его высохшему руслу. Кое-где чуть заметно проявлялась тропа. Перед слиянием ручья и Шара-Гол на нашем пути возникла сопка, которая скрывала перспективу. Приняли правильное решение – идти по левому берегу, слева обогнули сопку и вышли к Шара-Гол. Там по берегам так и не растаял снег. Шара-Гол течёт по большой широкой долине, которая потом сужается до каньона и обрывы приходится проходить по верху. Если будет стоять высокая вода, то и без бродов вряд ли обойдётся. Вдоль Шара-Гол мест для стоянок практически нет. Не выходя из каньона, нам удалось разместить две палатки на небольшой площадке между скалой и берегом.

Долина р.Шара-Гол. Но дальше каньоны!
По берегам Шара-Гол лежит снег
Шара-Гол, но уже труднопроходимый

День третий, 25 июля

Место слияния Шара-Гол и Китоя

От нашей стоянки до слияния Шара-Гол с Китоем оставалось совсем немного, утром через полтора часа мы вышли на эту стрелку. Место очень красивое, но для стоянки непригодное. Китой делает поворот вокруг нависающего над водой утёса и здесь же в него впадает Шара-Гол, так что создаётся впечатление, что сливаются сразу три потока. На карте каньон обозначен как «первые щёки». Мы стали готовиться к нашему первому броду по быстрому течению, одели болотники, выбрали место повыше слияния и успешно перешли реку шеренгой, хотя вода налилась в сапоги. Всего в этот день нам пришлось таким образом переходить Китой четыре раза. После последнего брода вышли на правый берег в лес, где была хорошая тропа. Видели небольшие вырубленные участки, но на лесозаготовки это не было похоже. Потом оказались в широкой долине между Китоем и его притоком Урта-Гол. Поскольку в этом месте Урта-Гол был совсем мелкий, перешли его там, хотя натоптанная тропа пролегала между Китоем и притоком. На берегу Китоя устроили небольшой привал, где нам открывался великолепный вид на белые Тункинские Гольцы. Вдалеке, слева от гор, на высокой лесистой сопке увидели широкую дорогу и даже слышали гул мотора, чему очень удивились. Дальше наш путь лежал по берегу и лесной тропе, где сильно одолевали комары и пауты. Миновали речку Ара-Хонголдой, дошли до места впадения в Китой реки Бого-Хонголдой. Для стоянки выбрали себе остров – красивейшее место, живописные горы вокруг, на берегу песчаные пляжики среди светлых камней, а лёгкий ветерок сдувает насекомых. В подарок другим путешественникам оставили у костровища сооружённое Виктором сиденье из больших камней – табурет пещерного человека.

Тункинские гольцы
У места впадения Бого-Холгондой в Китой
Место впадения Бого-Холгондой в Китой

День четвёртый, 26 июля

Китой, вид сверху

Путь нужно было продолжать вдоль Китоя, хотя тропа на какое-то время уходила в сторону от берега, в лес. В лесу, огибая сопку по болотам, мы даже на какое-то время потеряли тропу и сомневались – каким путём лучше идти. Дальше вдоль Китоя видели следы от машины и съезды по берегам. Попалась также довольно большая поляна – стоянка, где было много мусора и чувствовалось недавнее пребывание людей. Мы гадали: кто это – чёрные лесорубы или, может быть, военные?. Далее опять видели более старую стоянку, с навесами и даже с врытой в землю трубой-коптильней, но без следов остановки человека. В конце концов, мы вышли на широкую – метров пять – отличную дорогу, проложенную какой-то тяжёлой техникой. Такая дорога значительно облегчила наш путь, по ней мы шли километров пять. Закончилась дорога среди канав и грязи, а мы пошли дальше – где по лесу, где по берегу. Дело было к вечеру, когда на противоположном, левом берегу Китоя мы увидели – ни больше, ни меньше – солнечные батареи! Рядом показались также три-четыре домика и вездеход. Тут мы поняли, что это и есть база геологов-золотоискателей. Это они оставляют после себя столько мусора, не считая нужным его увозить. Позже нашу догадку подтвердили установленные на нашем берегу геодезические метки посреди площадки с вырубленным кустарником. Собаки, живущие на базе, заметили нас и стали лаять. Одна из них, наверное, никогда не видела других людей, кроме геологов, и других собак, таких же чёрных, как она сама. Она лаяла-лаяла, а потом вдруг бросилась в реку, хотя Китой в этом месте достаточно широкий. Любопытное животное переплыло на наш берег, и таким образом у нас оказалось уже две собаки. Чёрная молодая сука, с ошейником, крупней нашей рыжей Тишки раза в два, прошла с нами примерно с километр-полтора, до места, где мы свернули от Китоя направо, вдоль речки Андольте. Там мы решили расположиться на стоянку. Непрошенная гостья бегала по-дурному, мешала доставать вещи из рюкзаков, а потом вдруг сцепилась в драке с Тишкой. Пришлось прогнать Чёрную палкой, она убежала, поджав хвост, по направлению к своей базе. Вечером мы обсуждали следующий день, нам предстояло пройти сразу три перевала, да ещё так называемое «медвежье ущелье» и выйти к реке Жалга.

Опять вдоль Китоя
Золотоискатели проложили в тайге дорогу
Солнечные батареи на базе золотоискателей

День пятый, 27 июля

Долина р.Жолга

Утро было дождливым, мы пережидали дождь и вышли только в 11:30. Тропа изредка терялась, шла по правому берегу, поднимаясь вверх по лесу. Внизу виднелась Андольте (или её приток?), где по берегам лежал снег. Наконец нашли отличную тропу, которая с тех пор не исчезала. По дороге начали попадаться грибы – маслята, которые мы собирали к ужину. Перевал Новогодний преодолели очень легко, явно выраженного цирка не увидели, было ощущение, что это только заход, но это оказался сам перевал. Попали в «медвежье» ущелье, шли по верху широкого распадка, на высоте около двухсот метров, оставив далеко внизу Андольте. Ни следов, ни самих медведей, слава Богу, не видели. Дождя не было часа два, потом начался опять. Перешли красивый ручей, бегущий по белым и жёлтым камням, и тропа местами была совсем белой – как будто смесь мельчайшего песка с известью. Впереди нас ждали ещё два перевала – Ложный и Проходной. Из них мы точно определили только один (кажется Ложный), потому что у него была явно выраженная седловина, а сам подъём на него не составил особого труда. Поднимались мимо горельника. Далее наш путь пролегал по долине, в конце долины, на горе слева мы увидели тропу, которая соединялась с нашей. Это была тропа, которая шла по левому берегу Китоя, с той же стороны, что и база геологов, а потом она спускалась с гор вдоль притока Китоя (тропа тоже есть на карте). Мы дошли до широкой долины Жолги, где она текла по серым и жёлтым камням. Немного погодя долина ещё больше расширилась, образовалось большое пространство, и мы увидели, как в Жолгу рядом впадают сразу две безымянных речки, одна из которых текла по камням кирпичного цвета. Тропа пролегала слева от Жолги. День заканчивался, дождь тоже утих, нужно было искать место для ночлега. Стоянок не попадалось, единственное сухое место, которое удалось найти – на сопке в лесу, небольшой пятачок под сосной. Жолга была внизу на расстоянии с полкилометра, за водой нужно было идти на ручей, стекающий с горы. Этим вечером был первый ужин из грибов, а Тишка оголодала до того, что ела даже сырые грибы. Мы промокли, было много вещей, которые нужно было сушить, поэтому костёр развели довольно большой – между деревьями, над которыми натянули верёвку. Отправляясь спать, затухший костёр мы не залили, и это бы очень плохо для нас закончилось, если бы Виктор не проснулся ночью от зарева. Несмотря на сырость, костёр сильно разгорелся, огонь пошёл по корням, и чуть было не спалил рюкзаки, оставленные под сосной, мог бы добраться и до наших палаток. Виктор поработал пожарным, мы были спасены, а позже ночью опять лил дождь.

День шестой, 28 июля

Отличная тропа на пути к Ара-Ошей

Утром делились впечатлениями от ночного пожара и досушивали вещи. А бедная Тишка за ночь ещё больше промокла и совсем замёрзла. От холода собака озверела, забилась в пустую палатку и рычала даже на хозяина, который пытался её выгнать. Она не ложилась, а напряжённо стояла и дрожала, выпучив злые глаза. Между тем, день обещал быть хорошим, без дождя. Нам предстояло после перевала Дабан-Жалга выйти к реке Ара-Ошей. И этот перевал нам не запомнился никакими трудностями. Опять отличная тропа, наш путь лежал по низу долины, среди высоких гор, затем мы зашли в сосновый лес, где снова собирали грибы. В лесу встречалось несколько больших полян, удобных для стоянки, росло много курильского чая, саган-дали, изредка попадался чабрец. В середине дня вышли к Ара-Ошей, которая течёт по широкой долине среди светлых камней. Тропа шла вдоль русла, встречалось несколько стоянок. У всех горных рек долины рано или поздно заканчиваются каньонами, так было и с Ара-Ошей. Тропа увела нас вверх по лесу, но сильный шум воды говорил о том, что рядом водопад. В этом месте начинался каньон – красивейшее место, которое хорошо видно сверху, со скалы. Потрясающий вид: причудливо изрытые пещерами скалы, между которыми светло-зелёный поток воды бурлит и стекает по широким уступам. Жаль, что с помощью фотографии не удалось передать весь масштаб и красоту этого места. Если предпринять меры безопасности, можно заглянуть ниже с обрыва и увидеть небольшой водопад, над которым стоит радуга.

После леса тропа спустилась вниз и, проходя по берегу, мы стали искать место для брода, нам нужно было на другой берег. Увидели прибитую к дереву деревянную стрелку с надписью, которую оставила группа, переходившая здесь вброд в 1994 году. Но с тех пор много что изменилось, и нам в этом месте перейти бурный поток не было возможности.

Мы решили переходить вброд, когда тропа закончилась очередной стоянкой под большим утёсом, от которого начинался каньон. На стоянке были свежие следы от копыт и обуви. Река вызывала опасение, но шеренгой перешли довольно спокойно, правда, начерпали воды в болотники. Стоянка на другом берегу тоже была большая, очень удобная, расположенная между рекой и ручьём. Начало красивого каньона послужило отличным местом для фотосессии на закате. К ужину опять были грибы.

На пути к р.Ара-Ошей
Здесь хорошие стоянки
Самое красивое место каньона Ара-Ошей

День седьмой, 29 июля

Как мы поняли позже, этот день был поворотным и требовал от нас большого внимания, потому что именно с этого места была сделана серьёзная ошибка. Но тем солнечным утром никто из мужчин, каждый день изучавших карту вместе и врозь, не догадался, что нужно повернуть назад – по тропе, которая проходила по стоянке и вела… Никто и не подумал, куда она вела, а это была правильная тропа, обозначенная на карте. Тропа огибала по лесу непроходимый участок после слияния Ара-Ошей и Яман-Гол. Поскольку мы по ней не проходили, нет возможности её описать. Можно только догадываться, что она поднимается вверх по горе, а потом ведёт вниз. Мы же, зная, что нам нужен Яман-Гол, пошли дальше вверх по течению Ара-Ошей, взобравшись по другой тропе на сопку. Тропа была не очень хорошей, но привела нас к стрелке, откуда открывался живописный вид. Наверное, находились смельчаки, которые следовали дальше по течению Ара-Ошей, до Китоя, потому что мы вышли на место привала, где была прибита табличка с именами туристов из Сергиева Посада, путешествующих в 2013 году. Мы же свернули направо вдоль Яман-Гол. Ошибка, сделанная с утра, стоила нам потерей физических и моральных сил. После первого брода, семь часов мы потратили на крутой опасный подъём без тропы над обрывом, спуск с этой вершины и сложные броды, чтобы продвинуться на пару-тройку километров. Крайне уставшие, вечером мы вышли на большую стоянку, куда сверху, с горы приводила и правильная тропа, срезавшая угол слияния Ара-Ошей и Яман-Гол.

Табличка на стрелке Ара-Ошей и Яман-Гол
Зелёная вода Ара-Ошей
Стрелка Ара-Ошей и Яман-Гол

День восьмой, 30 июля

Погода нам благоприятствовала, было тепло. Утром со стоянки разглядели тропу на противоположном берегу. К тому, что придётся целый день переходить Яман-Гол по бродам, мы были готовы. И броды эти начались, указателями пути служили сложенные пирамидкой по бурятскому обычаю камни – прообраз обо. Весь день прошагали в болотниках, жалея о том, что не догадались положить в них дополнительные стельки, больно было наступать на острые камни. Удивительно красивых мест было столько же, сколько и бродов – за каждым поворотом нас ждали то светло-жёлтые, то кирпичные, то серые скалы, то берег из розового мрамора. Почти каждый брод преодолевали шеренгой вчетвером, случалось идти по воде и вдоль берега, держась за скалы каньона. Один из таких каньонов образовали скалы из слоистой, жёлтого цвета породы, которая крошилась в руках. После десятого брода сбились со счёта и перестали его вести. По дороге на одном из лесных участков видели чти-то брошенные порванные кроссовки, не выдержавшие трудного пути. Нашей целью было как можно дальше продвинуться к перевалу Обзорный. Вечером на стоянку встали в месте впадения ручья в Яман-Гол со стороны левого берега.

Минеральный источник на Яман-Гол
Оглядываясь на Яман-Гол
Стоянка на Яман-Гол

День девятый, 31 июля

Утром, когда мы ещё завтракали, к нам подошла группа из шести человек – туристы из Новосибирска. Их маршрут начинался от Хубыты и далее пролегал через перевал Козлинный, на Шумак они планировали дойти только через два дня, то есть на день позже нас. Мы же сказали, что нас ждёт последний и решительный бой. Вдоль Яман-Гола до перевала Обзорный было ходу часа два-полтора. Перевал хоть и выше всех предыдущих, нами пройденных, но гораздо легче того же Шумакского перевала. На перевале у нас была возможность убедиться, что с него действительно открывается впечатляющая панорама, особенно солнечным днём. После Обзорного нам опять предстояло пройти множество бродов – уже по реке Нарин-Гол. Сначала тропа обогнула большую гору, оставив реку далеко внизу, потом путь пошёл по краю долины. После того, как нам встретился водопад на скале справа, начались каньоны и броды. Как и на вчерашней реке, переходить вброд пришлось бессчётное количество раз, с той только разницей, что Нарин-Гол была не такой широкой и глубокой. Перспективы пути зачастую не было видно, русло реки изгибалось, каньоны открывались один за другим из-за поворотов. Наконец тропа повернула вправо, на сопку в лес. В лесу, справа от тропы стояло зимовьё, явно построенное совсем недавно. Там у костра мы немного согрелись, потому что было прохладно, стал накрапывать дождь. Из леса к зимовью выехал на лошади местный житель и рассказал нам две новости. Одну хорошую: людей на Шумаке мало, потому что много местных бурят уехало на сенокос, так что можно будет найти места в зимовье. Другая новость была не очень хорошей: недавно прошёл сильнейший ливень и вода в Шумаке очень высоко поднялась, по словам всадника – лошади по брюхо. В этом мы и сами убедились позже, когда часа через два дошли до Шумака. Его ледяной, бурный поток также пришлось форсировать вброд. Территория, где стояли палатки, была залита ручьями, но мы действительно нашли свободные места в зимовье № 21, где и были приняты тамошними постояльцами.