в Иркутске 19:41, Апр. 19

Ключевые слова: Байкал, Ольхон, велосипед
А нас, велосипедистов,
очередь не волнует!

Всем нам Ольхон нравится, кроме одного – переправы с материка на остров. Летом как соберется толпа жаждущих автотуристов у пролива, так в ожидании парома съедается и время, и положительные эмоции, за которыми мы, собственно, и едем на отдых. Подумали и решились на велопрогулку по Ольхону. Нет, до МРС мы доехали на машине и, оставив её на берегу, пересели на велосипеды. Положительные эмоции начались сразу, когда мы, неторопливо проехав вдоль длинной очереди (сто восемь автомобилей насчитали), спокойно зашли на паром. Правда, я уже вскоре по гордо задранному носу получила «щелчок» – первый после парома подъем в гору (и откуда он здесь взялся? на машине едешь – незаметно!).

Гнездо паука

Потом свернули с грунтовки и параллельно ей двинулись вперёд. Ну, конечно, под рюкзаком не так вальяжно, как на прогулке, зато видишь многое, что ускользает при взгляде через окно автомобиля. Вот змея тропинку пересекла, попозировала, позволила себя заснять. Тут паук жертвы свои караулит, ловчую сетку сплёл в траве, да не просто в одной плоскости, а такую объемную «в три D». Это из-за нехватки места: кустов-то высоких для вертикальной паутины нет, вот мизгирь и изощряется.

По степной части мы доехали до залива Елга, искупались, на галечной косе залива обед на газовой горелочке сготовили. После отдыха – наверх в гору, нам надо пересечь остров с западного берега на восточный. Сначала легко, а чем дальше – тем круче, железных коней своих повели под уздцы. Добрались до перевала, где находится озеро Шара-Нур с лечебной грязью. У озера встретили немку; она, немного запинаясь, говорит по-русски, а у нас, к стыду нашему, в голове после школьного курса кроме «Гутен морген» и «Ауфвидерзеен» совсем мало слов. Далее съезжаем с перевала по тропе в урочище Ташкиней, к самой кромке воды. Здесь всего три палатки, народу мало, это радует. Только слезли с великов, к нам подбегает парень; оказывается, незнакомец обрадовался, встретив родственные души. Они вдвоем с подружкой стоят лагерем невдалеке. Приехали с велосипедами поездом из Санкт-Ленинграда до Северобайкальска, затем на корабле до Хужира и путешествуют по Ольхону. Вот, молодцы питерцы!

Малое море с острова

Змеюка
Озеро Шара-Нур
Сопка после пожара
Наш дом в урочище Ташкиней

(А мне как-то одна молодая пенсионерка, всю жизнь прожившая в Ангарске, обмолвилась, что ни разу не была на Байкале, даже в Листвянке. Говорит: «А зачем? У нас есть дача за городом, туда и ездим». Я с неделю не могла придти в себя от такого признания, мне это казалось невероятным!)

Наутро осматриваем незнакомый берег, он с восточной стороны острова падает в Большой Байкал отвесными скалами. Бухт, годящихся для подхода корабликов, очень мало. В Ташкинее же цветочный лужок подходит прямо к воде – это редкость для Байкала, чаще здесь – песок, или галька, или каменный обрыв. Каменные кручи, как сторожевые башни, охраняют бухту с двух сторон, защищают от ветров. Поднимаемся на вершину северного бастиона, видимость отличная. На сучке огромной сосны висят-позвякивают кем-то привязанные медные колокольчики, за ветками видно синее море, белый катерок – красиво! В трещине базальтовой глыбы растет иван-чай, будто прорезав монолит метровой толщины в жажде света. Отличное место этот Ташкиней! Живем здесь пару дней, и снова «в седло».

Бастион
Восточный берег острова
Приморский хребет с водораздела
Море Малое, теплое

Пересекаем в обратном направлении остров, с перевала любуемся панорамой гор Прибайкальского хребта через пролив Малое Море. На крутом спуске часто останавливаемся, надо же посмотреть, запомнить, сфотографировать (я, когда поняла, что перестала украшать собой виды, перешла на съемку пейзажей). А тут перед глазами аквамарин Байкала – как у Айвазовского, далее голые острова Огой, Замогой – в духе сурового Рокуэлла Кента. Воздух так чист, что виден даже знакомый прогал в горах – Сарминское ущелье, а ведь до него добрых километров пятнадцать-двадцать.

По Рокуэллу Кенту
Аквамарин
Наши кони
Залив Семь сосен
Лиственницы в заливе Семь сосен
Утро из палатки

Подъехали к бухте Семь сосен. Ставим палатку в самом конце длинного пляжа, у чахлых лиственниц, а сосен тут нет! «Коней» размещаем на заднем дворе, вход в палатку почти у воды. Это, конечно, чревато песком на полу в походном доме, однако всё искупает рассветный вид на гладь Озера прямо из спальника. Нет, не для нас сервировочные столики с чашками кофе, которые подают в постель! Мы выходим умываться, от нашего порога до чистейшего бассейна Байкала четыре шага. Умывание переходит в купание, ну и скажите, много ли ещё мест, где окунаясь в водоеме, можно и испить с удовольствием этой воды?!

(Как-то в Куркутском заливе нас насмешили туристы из Екатеринбурга: идут мимо нашего костра, мы их приглашаем на чаёк. В руках уральцев пластиковые пустые бутылки, спрашиваем, для чего. «Воды, – отвечают, – в магазине на турбазе купим для чая». – «Да идите в Байкале наберите!» – «А можно?» – «Можно!». Говорят: «А у нас в реках вся таблица Менделеева, никто для готовки еды воду там не берет, только в магазине покупаем».)

Школа пловцов
Бухта Загли

А мы после купания уже неспешно наслаждаемся кружкой-другой крепкого чая из котелка у костра. Недалеко от нашего очага мама-героиня утка учит деток плавать, крякает им: «Делай, как я!». Хорошо! Мы сворачиваем лагерь, сидим у догорающего костра «на дорожку» и отправляемся в обратный путь. По дороге к проливу Ольхонские Ворота встречаем в бухте Загли, где стоят МЧС-ники, знакомых ангарчан. Присаживаемся к именинному столу, угощаемся чаем, от других напитков отказываемся – мы за рулём. И вот снова наш спокойный (а внутри-то фанфары звучат!) проезд на велосипедах мимо длинной вереницы машин, опять паром «Дорожник», и – до свидания, Байкал!