Куда уходят герои. Памяти Валерия Попова

Автор:Алекандр Жилинский(master)
Опубликовано:15.01.2012
Ключевые слова: коньки, Байкал, лёд
Это рассказ о ледовом путешествии по Байкалу, в январе 2011 года.

Традиционно в начале новой зимы, я рассказывал о походе зимы прошедшей. В этом году хочу также поделиться информацией и впечатлениями о нашем ледовом пробеге по озеру Байкал в январе 2011 года.

Поход был красивым, сложным и неповторимым. Теперь уже, неповторимым в первую очередь, потому что от нас навсегда ушёл Валера Попов. Он погиб в октябре в Гималаях на спуске с вершины Кьязо Ри.

Сонцей, гуру, шеф, как мы его называли меж собой в шутку, человек который любил жизнь и делился этой любовью со всеми кто находился рядом. Пробеги на коньках по Байкалу, были ещё одной страстью Валеры. Он с друзьями альпинистами сумел создать традицию таких пробегов, начало которых в далёком 1972 году. Байкал конечно в этом плане уникален, позволяет проходить на коньках сотни километров. В 2009 году мы провели экспедицию на коньках, достойную книги рекордов Гиннеса, вдоль всего Байкала с севера на юг. Подробнее здесь ...»»

В этом 2011 году мы решили пройти следующим путём стартовать в деревне Сахюрта и через Ушканьи острова выйти в Чивыркуйский залив. Идея понравилась сразу особенно Валере, поскольку на Ушканьих островах бывать ему ещё не приходилось. Далее мы ждали когда встанет лёд, отслеживая ситуацию по фотографиям со спутника.

6 января мы выехали из Иркутска на большой машине в сторону Малого моря, к деревне Сахюрта (это 250 километров от Иркутска). Прибыв и разместившись на усадьбе "Ковчег Байкала" неспешно перебрали и подготовили всё снаряжение. Запланировав на следующий день ранний выход на лёд.

В наших широтах в это время года светает поздно, поэтому начинаем движение по льду обычно ещё в темноте, чтобы максимально использовать световой день. Может быть, поэтому или по какой-то другой причине, но первый день у нас не задался. Пройдя пролив Ольхонские ворота, и уже выйдя в открытый Байкал, неожиданно Валера въезжает в свежую трещину. Ещё секунда и он полностью в воде. Я двигался за ним следом, оценив обстановку, подъезжаю, подаю лыжные палочки. Следом подъезжает Токарев Саша вместе мы вытаскиваем Валеру на лёд. В процессе вылезания из трещины, один конёк у Валеры слетел и лежит теперь глубоко на Байкальском дне. Благо, далеко мы убежать не успели, решаем, не переодеваясь двигаться к ближайшему теплу. Согреться и переодеться удалось у сторожа паромной переправы на Ольхоне, спасибо ему большое. В итоге возвращаемся обратно на базу "Ковчег Байкала", чтобы основательно просушить все вещи и подобрать запасной конёк.

Следующий день: Сахюрта – метеостанция Узур (остров Ольхон)

Вчерашний провал под лёд подарил нам несколько бонусов. Во-первых, за сутки лёд стал толще, затянулись участки открытой воды. Во-вторых, мы применили новую технику путешествия на коньках, с использованием пластиковых волокуш, которые нашлись на базе. Это значительно облегчило общую нагрузку, до этого мы бегали с рюкзаками на себе. Вдоль восточного берега острова Ольхон мы двигались весь следующий день.

Фантастической красоты свежий лёд, без снега и торосов был впереди на сколько хватало глаз. Восход солнца мы встретили, уже выйдя в открытый Байкал.

Валерий Николаевич сразу задал хороший темп, чтобы за ним поспевать приходилось изрядно попотеть. Конечно катиться по такому льду одно удовольствие, изумительные по красоте пейзажи со всех сторон. На мысе Ухан делаем остановку, обедаем рядом с участком открытой воды. В этом последнем, не замёрзшем озерце плавала одинокая утка и это в январе месяце.

Бухта Узур – местность Онхолой первый кордон прибайкальского заповедника.

Это был день больших испытаний, по-другому не назовешь. Переночевав на Ольхоне, в Узурах одеваем коньки. Лёд в нашей терминологии можно описать как колобовник покрытый куржаком. В общем, не такой гладкий как в первый день. Первое испытание, с которым мы столкнулись, это свежая широкая трещина, уходящая в противоположном нашему маршруту направлении. Пройдя несколько километров, находим место, где нам удалось по тонкому припою её перейти.

Следующим серьёзным испытанием, которое чуть не поставило точку в нашем путешествии. Была серьёзная поломка коньков у Саши Токарева. Правдами и неправдами коньки удалось отремонтировать, с помощью проволочек, матерков и переставления креплений. Далее, выйдя из под прикрытия острова Ольхон, нас буквально остановил шторм. Дул горный северо-западный ветер. Холод был просто собачий. Лица поморозили все. Вспоминаю как Валера Попов, не взирая на ветер, уходит в точку. Выносливость его просто поражала воображение и это в шестьдесят с лишним лет. Весь световой день молотили коньками лёд, чтобы приблизиться к Онхолою, запланированному месту ночёвки. Когда стемнело ветер несколько стих, и мы до поздних сумерек не снимали коньков. Наступила ночь, коньки снимаем и по навигатору пешком доходим к кордону заповедника.

На кордоне Онхолой был сказочный приём: как всегда на Байкале зимой – волшебная расколодка, к тому-же хозяйка постряпала чебуреков. После изнурительного дня на морозе это был просто праздничный ужин.

Онхолой – Ушканьи острова

За северным ветром наступили настоящие крещенские морозы. Давило явно за минус сорок. В этот день нужно было добраться до острова Ушканий, заветной цели нашей экспедиции. От Онхолоя до Ушканов, примерно пятьдесят километров. Этот участок пути практически весь был засыпан снегом, катить удавалось лишь эпизодически, большую часть прошли пешком. Уже в сумерках пришли на метеостанцию, где нас гостеприимно встретили Таня и Юра Будеевы.

Следующий день – знакомство с островами, обошли все три малых острова: Круглый, Долгий и Тонкий. Нерпы в это время там не бывает. Зато очень красивые наплески льда, причудливые гроты. Зимой есть возможность подойти к любой части острова без проблем. Но лучше об этом рассказать посредством фотографии.

Вечерком нас ждала прекрасная банька, на малолюдном Ушканьем острове посреди ледового Байкальского царства. Свежайшая расколодка, а на десерт истории горных восхождений от Валеры и Саши Токарева.

Ушканьи острова – посёлок Курбулик – Усть-Баргузин

В районе островов снег лёг достаточно плотно, использовать коньки было невозможно. И здесь нам здорово помог Юрий Будеев согласившись подвезти до Северного Святого Носа. Утром мы погрузились на снегоход "буран" с прицепом и через час экстремальной заморозки были на северной оконечности полуострова Святой Нос. А дальше уже пешочком до посёлка Курбулик. Темп, как обычно, задавал Валерий Николаевич, ничто не могло остановить этого человека, он стремительно уходил в точку в белоснежном просторе Чивыркуйского залива.

К вечеру добрались в посёлок Курбулик, где удачно нашли транспорт до Усть-Баргузина. А дальше отогревались перцовкой с перцем в тёплом уютном гостевом доме. Ощущая ломоту в мышцах и заново переживая красоту ледяного Байкала его восходов и закатов.

Образ бесстрашного героя уходящего вдаль, по тонкому льду вперёд, встаёт у меня перед глазами, когда я вспоминаю Валерия Николаевича. Можно сказать, с ним было надёжно рисковать. Он умел чувствовать людей и обстоятельства, умел видеть красоту. Многих этому успел научить, спасибо ему огромное. Нам остается светлая память о походах и восхождения пройденных вместе.

P.S.

Традиция пробегов на коньках по Байкалу зародилась в 1972 году, нынешний год будет юбилейным 40–м.В планах повторить пробег из Сахюрты до Листвянки.