Саянская резня бензопилой

Автор:Владимир Асмаковец(burseg)
Опубликовано:05.09.2011
Ключевые слова: каяк, сплав, водопад, Билюта, Китой, Саяны

В конце июня, проплыв Китой за пять дней, стало безумно интересно насколько быстрее можно его проплыть. Ответ на этот вопрос был получен в следующих двух поездках. Во второй китойский раз я узнал от Митяя, что группа московских каякеров с его непосредственным участием проплывала его за 4 дня. Что ж, значит нужно это сделать быстрее да еще и с пользой, за сколько и с какой пользой? Об этом и будет данное повествование.

Понедельник

День начался с утренних сборов, за 10 минут скидал вещи в драйбэг и вот уже "привычная" покупка еды в супермаркете. Быстро пробежавшись мимо лотков с продуктами, интуитивно сгребли то, что нужно и выдвинулись в сторону Саян.

Дорога заняла весь оставшийся день и к реке мы подъехали после пяти вечера.

Китой встретил нас проливным дождем, постепенно перешедшим в град в лучах августовского солнца. Погода недолго испытывала наши нервы и минут через десять, град сменился полноценной радугой через всю долину, хороший знак. Значит надо действовать, сложили вещи, пересыпали крупы и выплыли.

Почти сразу левый приток, который вдруг забурлил как горная река. Из за только что прошедшего ливня, он втекал мощной молочной струей и на протяжении следующего километра неспешно смешивался с кристально чистой водой Китоя. Удивительное ощущение, когда на одной половине реки вода прозрачная на другой нет. Проплыв около часа, под начало маленького Верхнего каньона, мы встали на ночлег.

Высоко и уже середина августа, а это значит, что ночь будет не из теплых. Видно что погода налаживается, но, как и для всего в этой жизни, для перемен необходимо время.

Вторник

Утро пасмурное, но дождя не предвидится.

Следующие полдня мы провели не в самых тепличных условиях.

Китой снова прозрачный и радует глаз своими причудливыми оттенками. Сегодня у меня появился спутник, который будет со мной на протяжении всего экспедишена – Бензопила. С ней мне предстояло породниться, проплыть все пороги Китоя, а потом занести ее на Билюты и пропиливать тропу наверх.

Но пока Китой и его верхнее течение. Средняя вода, несла неспешно наши лодочки через вереницы удивительных по своей красоте горных пейзажей. Как же я люблю эти места

и уже пятый раз за два года сердце знакомо защемило.

Единственное, что немного отвлекало это холод, но я уже знаю способ победить его, этот способ движение, движение вперед!

Час меняет другой, так поворот за поворотом,

шиверами да порогами мы подплыли к стоянке перед верхними щеками "Зеленый чемодан".

Усталость, которая была вызвана больше борьбой с холодом, немного отвлекала, но усталость это не удивительно, все предыдущие разы первый мой день на Китое заканчивался именно тут, а в контексте нашего трипа день считается за два! Поэтому плывем дальше, плывем в пороги верхних щек: Веретено

и Винт,

одни из самых серьезных на реке.

Погода наконец сжалилась над нами и показала солнце во всей красе, а адреналин, который в избытке выделялся в порогах, окончательно убил весь холод, а вместе с ним и усталость. Для нас начался как бы новый день, второй день в первом дне сплава. Потрясающее чувство.

Китой вновь понес нас по живописной долине, с горами до небес и каскадами несложных порогов.

Мы постепенно перетекали в среднее течение, оставляя все грозы и непогоду наверху. К вечеру небо стало абсолютно голубым, подарив нам восхитительный вечер на излюбленной стоянке всех каякеров Китоя "Рыбном месте".

Обычно я доплывал сюда за 2 дня, сейчас же мы сделали это за 1 день или где то 8-9 часов. Информации в голове просто масса и она всю ночь укладывалась в ячейки памяти, еще бы, такое просто невозможно забыть! Рыбное место, на то и рыбное, поймав

и вдоволь покушав разнообразных рыбных блюд,

окончательно согревшись у костра, завалились спать. Завтра тяжелый, но вместе с тем прекрасный день, завтра нас ждут все пороги Китоя.

Среда

Неспешный утренний подъем, исключительно совместно с августовским солнышком и мы снова в лодках. Вода стабильно средняя и сплав обязательно будет интересным! Пороги до Моткиных щек плавно нарастали по своей сложности и постепенно превратились в хороший класс 3. Пейзаж при этом не переставал быть говном,

а в совокупности с полным контролем лодки и внутренним спокойствием довставлял особенно смачно.

Сорок минут и вот они Моткины щеки – самый серьезный и длинный каскад порогов на реке. Сложность препятствий в нем постепенно нарастает. Поначалу это локальные бочки,

потом прижимы, потом небольшие траверсы между камней и бочек, потом большие

и даже очень большие волны,

потом Китой показывает "Палец", но не средний :)

Этот мощный порог проходится зигзагом через валы и небольшие бочки в конце надо просто уплыть от котла, в котором можно серьезно завариться.

Далее еще пару препятствий и вот уже можно привязывать системы и обносить порог водопад, убийцу под кодовым номером 47.

В этой точке и сконцентрированы сложнейшие пороги.

Проплыв до начала обноса, за какое то смешное время решили не утруждать себя переносом всего и сразу, а сходить два раза, так как помимо обычных вещей с нами бензопила, бензин и фото/видео оборудование. Вода чуть меньше чем в предыдущий раз, поэтому не оставляем надежды посмотреть порог 47 на предмет возможного его полного первопрохождения на каяке. Но, к сожалению, она все еще высока для сорок седьмого, а играть в русскую рулетку с водой не наш стиль. Обнос порога это очень простая тропа с небольшим набором и таким же сбросом. Кушая по пути дары природы, которые заботливо приготовило доживающее свои последние деньки Лето, мы за пару часов обнесли и спустили к Китою все вещи и с боевым настроем поплыли дальше.

Два порога сразу после обноса достаточно сложны

поэтому второй из них решили все-таки посмотреть,

так как не все в нашей команде видели его, а плыть Китой БР в первый раз пусть и за бывалыми перцами

порой бывает сложно.

Это был второй и последний просмотр порогов на Китое. Первый раз мы смотрели порог Веретено и то только потому, что все равно обносили его первую ступень. Пороги пройдены и мы подплыли к стоянке на Эхе-голе.

Обычно здесь заканчивался день и мы вставали на ночевку, а затем и на дневку с различными целями, в том числе и что бы отдохнуть. Нам же не до отдыха, наша цель Билюта. Между нами нижняя часть Моткиных щек. Этот участок очень прост в малую воду, далее в среднюю сложность резко растет и уже плавно возрастает с уровнем воды. Сложность препятствий класс 3-4 по большой воде и класс 2-3 по малой. Основной характер препятствий это локальные сливы, бочки, сбойки и прижимы, ну в общем полный джентельменский набор для испытания себя. Учитывая утренние приключения и "слегка" уставшее общее состояние после основных порогов нижней части Моткиных щек, решено встать на рыбалку заодно и отдохнуть.

За один час отдыха, наш провиант пополнился шестью килограммами рыбы, в том числе и примерно двухкилограммовым красавцем ленком,

пойманным Томасом

Настроение на полном позитиве и мы снова в мощных водах Китоя, который играючи раскидывая наши лодочки нес в сторону ночлега.

Выкат из Моткиных щек великолепен,

черная как смоль вода, заточенная в высоченных черных скалах подготавливает и без того ошарашенное воображение к красотам нижнего течения Китоя, устьям рек Шумак и Билюты.

В начале лета, проплывая тут, можно лицезреть миллионы бабочек летящих тебе навстречу. Такие масштабы невольно заставляют задуматься "а не в сказке ли ты?". Уже к вечеру, окончательно налюбовавшись просторами, доплываем до устья Билютов. Впервые сквадом иркутских каякеров при участии латвийского прорайдера. Категорийная часть Китоя пройдена за два дня.

В награду за это мы получили безумно вкусную уху и просто шикарнейшую закуску в соевом соусе.

Уставшие и довольные легли спать с наполеоновскими целями. Пропилить заход по Билюте до середины, после этого занести лодки на водопад Серега, там устроить лагерь и пропилить верхнюю часть захода. Ну да утро вечера мудренее.

Четверг

С восьми утра двое добровольцев отправляются пропиливать, надеясь управиться за два часа. Саня и Томас знают, что основную часть уже пропили парни из команды Риверзу. Вернулись они через четыре. Как показала практика один час ходьбы – это где-то три часа пропила этого же участка. С такой арифметикой мы и отправились под палящим солнцем к водопаду.

Всю дорогу в руках, помимо каяка с вещами за спиной, у меня была бензопила. Этот зубастенький грудной ребенок лучшая защита от лесных обитателей.

За пять раз вещи уже научился подбирать так, что бы ничего кроме лишней еды перед пешкой не выкладывать, поэтому сборы каяка были обычными, чего не скажешь об общем весе за спиной, в итоге более тридцати килограмм. Шлось тяжело и жарко.

Но безумно красиво.

В какой-то момент настолько тяжело, что хотелось даже потерять сознание от обезвоживания и общей усталости, но мы все выдержали и за 3,5 часа по пропиленной тропе дошли до места переправы каяков через левый приток Билютов.

Бросив лодки и взяв только вещи и инструменты для пропила хайвея наверх, быстро перелезли на противоположный берег и отправились поиграть в железных дровосеков. Огромное спасибо команде Василия Порсева, которая сделала просто великолепную лестницу, в будущем она поможет не одной группе туристов. Пропиливать мы начали в пять вечера, вместе с нами, только уже нас, начали пилить многочисленные насекомые, повылезавшие вслед за скрывшимся солнцем. В таких условиях мы сражались с тайгой на протяжении 3 часов, до тех пор, пока не начало вечереть, а мы окончательно не устали. Вдобавок ко всему, потеряли тропу, осталось только понимание направления, а пилить билютинскую тайгу по направлению, занятие утопичное. Стало ясно, что до верха пропилить за сегодня у нас не получится. Повернули обратно и по нашей арифметике за 40 мин почти ползком вернулись в лагерь. Там мы встретили догнавших нас товарищей, увидев полное опустошение в наших глазах от безумной усталости, они быстро обнулили его нам отменным ужином, основу которого составлял запеченный в фольге ленок и "боевыми" не побоюсь этого слова пятидесятью граммами. Засыпали мы под приятный уху рокот Сереги и абсолютно чистое звездное небо. Это означало, что вода в реке не увеличится, сплав должен быть достаточно комфортным, несмотря на ожидающие нас завтра подвиги с бензопилой.

Пятница

Встав пораньше и определив планы на день как:

• 1. Переправить лодки через каньон.
  • 2. Запилить до самого верха
  • 3. Занести лодки наверх
  • 4. Сопроводить пеших участников похода до брода в месте слияния двух Билют
  • 5. Сплавится по верхнему каньону и сделать хорошие береговые кадры
  • 6. Сплавится до Сереги

Сказано сделано и лодки переправлены.

Задачи серьезные и для ускорения решили пропиливать и нести каяки одновременно. Благо в каяках только сплавное. И понеслась песня бензопилы по бескрайней тайге. Устал пилить, отдаешь пилу и начинаешь разгребать распиленное, устал идти наоборот берешь пилу, скидываешь лодку  и начинаешь пропил, особо суровые делали все и сразу. Тропы были найдены и полностью запиленны.

Потрачено уйма сил и времени, заходопропил длился 5 часов. И вот мы в сказочном мраморном раю.

Оптимальный уровень воды, в верховьях он оказался выше малого уровня.

Так и подмывал сесть в лодки и кататься, кататься, кататься. Но нужно кино и нужно проводить Валю с мамой Томаса до начала тропы на перевал. Решено, я с братом фиксируем прохождение Томасом верхнего каньона, Макс и Саня провожают женщин до переправы и возвращаются. "Тут часок туда и побыстрой обратно" сказал Саня и исчез в зарослях тайги. Проходит час, солнце потихоньку заходит, снимать больше смысла нет. Пока ждем друзей, решаем прокатить верхний участок втроем. Проехав первые три порога возвращаемся. Вечереет, а вместе с этим появляется мошкара, разводим костер и уже окончательно обессиленные и замотанные ждем возвращения парней. В восемь понимаем, что можем попасть на холодную ночевку в верховьях Билюты, не то что бы без спальников, а даже без теплой одежды. В отсутствие фонариков понятно, что если часть народа не вернется в светлое время, то дойти в ночь почти нереально. Принимаем решение вдвоем с Томасом уходить в лагерь и готовить его к приходу остальных, ставить тент, варить пищу. Светового времени у нас около часа, что ж, что с утра мы прошли за пять часов, теперь надо пройти за час. Блуждать по билютинским зарослям в ночь, я лично никому не пожелаю, ну разве что на пару с бензопилой, так мы собственно и поступили. Мы сделали все что бы успеть, но не успели и последние 15 минут шли в сумерках спотыкаясь то от усталости, то от того что банально ничего не видели. Первую половину шли по подготовленной тропе, потом успешно ее потеряв продирались напролом, то по звериным тропам, то просто через заваленную вековыми деревьями тайгу. Час пятнадцать и мы в лагере, окончательно вымотанные и разбитые, но расслабляться нельзя, друзьям сейчас тяжелее. Костер, тент, кипящая вода и время ближе к двенадцати. Парней нет, не было их и в час. Становится ясно, что их ждет холодная ночевка без еды, после целого дня испытаний и лишений. Саня с Максом вернулись к ожидавшему их у костра Александру только к двенадцати и благоразумно решили не возвращаться в лагерь, так как легли бы они тогда только ближе к утру. Долгожданный сон.

Суббота

Утро. Ощущение непередаваемые, тело отказывается слушать мозг, но каким-то усилием все же удается встать, развести костер, приготовить поесть и выдвинутся к друзьям. Мы несли им еду, много еды. Поплутав в предыдущий день по тайге, однозначно решили промаркировать тропу. Начали сразу от переправы через ручей. На ленточки пошла футболка спонсора данного экспедишена компании "Классика три полоски Adidas".

Теперь общественность получила промаркированную дорогу, вдоль одной из самых красивых рек Саян. На прогулку с маркировкой ушло два часа и ближе к одиннадцати мы порадовали друзей фастфудом, а они нас тем, что выжили и прибывали в боевом настроении духа. Переодевшись в сплавное, начали закатывать верхний каньон. Первый дроп Томас прыгнул 6 раз, остальные по 3-4 раза. Откатав и отсняв верхние водопады с различных ракурсов, начали фансплав по верхней Билюте. Ощущения супер, несложные пороги, кристальная вода, и мраморные стенки каньона. Доплыв до первой ступени "не прохода Чеснокова" решаем, что все же это проход и один из нас это доказывает. Буф налево, да пара направо и первая ступень поддается. Вторая ступень тоже выглядела проходной, в итоге Томас замочил и ее. Все, не пройдённых порогов на Билюте не осталось! Уставшие, но удовлетворенные результатом подплываем к Сереге.

Вода в водопаде низкая, как и во всем нижнем каньоне, метаморфозы Билютов. Заход по такой воде сложен. Через приличную бочку, за которой собственно срез водопада, в котором слева оголяется скальный выступ, задев который можно испортить себе весь полет и приземление в водопаде. Прыгать решили двое и если у Томаса все вышло идеально, то у меня заход не задался. Задев таки злополучный выступ лечу в чашку говном, попутно чиркая веслом о скалы водопада.

Сорванная мощью водопада юбка и не продолжительный заплыв по чашке отнимают еще немного сил, но водопад пройден и нужно двигаться дальше.

Порог за порогом и вот мы у одного из самых серьезных препятствий реки – "Дабл Дроп". Прыгаем опять вдвоем. Я давно хотел проехать этот порог и только с третьего раза решился. В первый раз я был абсолютно не готов, во второй была очень большая вода. Сейчас все идеально и хороший уровень воды и хорошая лодка и достаточно техники. Порог я прошел без переворота, пробив входную бочку и забуфив основной слив. Очень приятные чувства и не смотря на усталость и прочие трудности, такие пороги ехать нужно, просто для того, что бы узнать как это и что это. Остановившись порыбачить в этом нереале красот, за час наловили пятилитровый котелок рыбы и поплыли к Китою. Уже в сумерках попрощались с Билютой и в полной темноте причалили на турбазу, где нас встретили радушные хозяева, предложив теплый ночлег и хорошую компанию. Но вечеринка не удалась, все были настолько изнеможены, что легли и отрубились почти сразу же. Переворачиваясь ночью, я даже во сне чувствовал каждую мышцу. Как же хорошо просто поспать. Билюта с самого верха и до турбазы полностью пройдена за один день.

Воскресение

Подъем, завтрак и дорога домой. Дорога домой это участок флэт вотера длиной в 10 часов, если не грести, по воде выше средней. Интересно наблюдать за Китоем, который с ручейка в верховьях

превращается в полноценную и широкую, как русская душа, реку.

Вчерашние час пятнадцать от устья Билютов до турбазы, вместо обычных сорока минут поставили нас перед фактом того, что на выкат потребуется 12+ часов. Я люблю выкат, люблю грести и мыслить, это помогает все упорядочить, разложить по полочкам. Поэтому я греб, думал и любовался окрестностями. Такого удовольствия конечно должно быт в меру, но выкаты не выбирают. В этот раз он длился девять часов безвылазной гребли с небольшим перерывом на сникерс. И вот уже родное Раздолье, деревня в которой так кайфово просто от свежего хлеба с ветчиной, от пачки чипсов или кириешек, от ощущения того, что ты дома.

Путешествие закончилось. Шесть дней беспрецедентных нагрузок и общественно полезных работ, замешанных с элементами отдыха. Это мне по духу, так же как и те люди, которые разделяют такой подход. Такие контрастные путешествия позволяют окунуться в отдельную жизнь, отличную от всего, что происходит с тобой постоянно. И не верьте тем, кто говорит, что жизнь одна, жизней много, надо просто не лениться их искать, так же как потом проживать.

Итог:
  • Китой полностью проплыт за 3 дня (средняя вода), Билюта за 1 день (малая вода).
  • Запилена тропа на верхний каньон Билюты за 2 дня.
  • Используются фото с двух путешествий, повествование только о последнем.

Для сплава использовалось:

• Александр Мяктов
  • Александр Асмаковец
  • Макс Волосков
  • Небольшое видео, которое показывает каким был сплав.

В заключение хочу поблагодарить Томаса, который делает все для того, что бы как можно больше народу со всего мира смогли узнать и прикоснутся к этой сказке. Нам же с вами, местным, безумно повезло, что так рядом существует одно из самых красивых мест на планете. А съездить туда скоро можно будет вообще за викэнд.

P.S.

Фильм про Билюту от Томаса, красота которая доступна каждому каякеру, надо только захотеть.