Летние воспоминания: Священная Гора Жима

Автор:Юлия Макарова(julimak)
Опубликовано:02.03.2011
Ключевые слова: Ольхон, Жима, Байкал

Ольхон. Мой любимый Ольхон. Именно здесь я впервые познакомилась с Байкалом. И с тех пор, даже повидав самые отдаленные и живописные байкальские берега, люблю этот Чудесный Остров все сильнее и сильнее.

Я видела его во все сезоны года, исходила вдоль и поперек и даже однажды обошла по всему периметру на байдарке, заглянув в самые укромные его уголки. Но оставалось одно серьезное "белое пятно" – Священная Гора Жима. Самая высокая точка Ольхона (1276 м.), возвышающаяся над самой глубокой впадиной Байкала, географический центр Озера (равноудаленный от его северной и южной оконечностей), место, где раньше отправляли в последний путь шаманов, сжигая на ритуальных кострах. Гора загадочная, окруженная пеленой поверий и священного трепета. "Женщинам туда нельзя" – безапелляционно произносили местные, стоило нам с подругой озвучить свое желание побывать на Жиме. Но желание от этого не пропадало.

А этим летом наша встреча с Жимой, наконец, состоялась. Причем, неожиданно.

Началось все с того, что мы в очередной раз приехали на Ольхон. А желание сходить на Жиму приехало вместе с нами.

Но все наши попытки найти среди местных жителей проводника не дали никаких результатов. Мы уж было решили, что и на этот раз не судьба, и ушли отдыхать в Песчанку. Разбили лагерь и несколько дней наслаждались жизнью наедине с Байкалом.

Но однажды утром рядом с нами остановился отдохнуть молодой человек. Мы разговорились. Оказалось, что нашего гостя зовут Федор, он иркутянин, приехал погулять по Ольхону, но определенных планов не имеет. На Жиме был три раза. И не против сходить четвертый – с нами. Мы обрадовались такому Подарку Судьбы и накормили его завтраком. Федор назначил выход на раннее утро следующего дня. Остаток дня настоящего мы с подругой провели за изучением шаманистского пантеона ольхонских бурят, чтобы знать, у каких божеств просить разрешения подняться на Священную Гору. Неоднократно мы слышали истории о том, как Жима "не пускала" непрошенных гостей. Бывало, людей начинало "водить" уже в каких-то нескольких километрах от вершины и туда они так и не попадали. А бывает, люди теряются и на обратном пути. Говорят, что хранитель Священной Горы Нагрэ Боо, которого представляют в виде седовласого лешего, помогает заблудившимся детям выйти из леса. А взрослым, чтобы леший перестал "водить" советуют переодеть всю одежду на левую сторону – отстанет.

В общем, всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию мы изучили, разрешение у духов попросили, завели будильник на пять утра и легли спать... Проснулись от того, что вокруг нашей палатки начала летать и пронзительно трещать какая-то, судя по звуку очень крупная, саранча. На часах оказалось без пяти пять. Мы решили, что это дух самой Жимы послал нам такой будильник, а значит, Гора нас ждет и к себе пустит.

Мы высунули из палатки свои сонные головы и, увидев окружающую нас красоту, проснулись окончательно. Нас поглотил Байкальский Рассвет.

Любование и фотографирование затянуло наш выход. Но, в конечном итоге, вещи собраны, ненужные оставлены в деревне, нужные взяты с собой. Так как в лагерь вернемся этим же вечером, идем практически налегке. Время выхода – семь утра.

Идем в обход. Вот по этой схеме.

Можно было идти напрямую из Песчанки. Тогда путь туда-обратно составил бы всего 20 километров. Но идти бы пришлось без всякой тропы, по бурелому. Наше же путешествие составит примерно 40 километров, но большую часть пути будем идти по тропе. Поэтому по времени в дороге оба варианта близки друг к другу.

Первые несколько километров идем по степным просторам и любуемся ольхонскими дорогами, которые ранним утром особенно чудесны.

Перед тем как повернуть и начать пересекать остров, заходим на придорожное сэргэ и еще раз просим у духов разрешения посетить Священную Гору.

И вот мы вошли в лес. Долгое время шли по довольно широкой тропе с отчетливой машинной колеей и обустроенными кострищами по сторонам. Видимо, местные жители промышляют здесь древесиной.

Со временем колея перешла в противопожарный ров, а он, в свою очередь, сменился узенькой тропкой, которая вскоре исчезла совсем – мы шли по хребту на север, вдоль восточного побережья Ольхона. Большая часть пути пройдена. До Жимы остается километра четыре. Но это самые сложные и длинные километры.

Идем медленно, пробираясь сквозь расставленные повсюду препятствия. Любуясь Байкалом, который мы первый раз видим с такой высоты:

Последний километр идем палимые солнцем по открытому сыпучему склону. Но на все эти неудобства внимания уже не обращаем, ведь прямо по курсу Жима!

И вот мы на вершине! Здравствуй, Священная Гора!!!

Да, место, конечно, потрясающее. Отсюда открывается такая панорама Большого Моря, что дух захватывает, а с противоположной стороны просматривается Море Малое.

На первой фотографии можно увидеть баржу, с которой как раз в это время в водную пучину спускали "Миры". А значит там – самое глубокое место Байкала.

А вот, смотрите, какая каменная птица сидит на склоне горы.

А какие там на вершине ощущения! Если бы у меня на макушке была крышечка как у чайника, то ее определенно начало бы подбрасывать. Меня саму-то почти подбрасывало. Место, действительно, очень сильное. И людей ходит сюда совсем не много – ленточек, монеток и других подношений самый минимум. Среди камней лежит небольшой цилиндр. Мы думали, что он с мантрами, но уже потом нам сказали, что туда редкие посетители складывают записки со своими желаниями. А еще говорят, что человеку, побывавшему на Жиме, Дух Горы на целый год дает свою силу...

Но нам уже пора двигаться в обратный путь – энергией Духа зарядились, бутерброды съели, воду выпили. Да, кстати, о воде. С ней связана самая большая наша ошибка в этом путешествии... Воды мы взяли с собой непозволительно мало – всего по 800 мл на каждого... Да, мы знали, что в этих местах нет никаких источников воды. Просто думали, что вернемся в лагерь гораздо раньше, а весь путь "туда" решили не пить вообще, чтобы легче идти. Но дорога оказалась такой долгой, изнуряющей и жаркой, что практически всю воду мы выпили уже на вершине. А нас еще ждал такой же путь обратно. Тут мы разгадали одну из загадок Жимы, которая якобы вселяет в некоторых людей безумие, и они, несмотря на опасность и необходимость возвращения в лагерь, сползают по крутому склону вниз к Байкалу. Имя этому безумию – жажда. Совершенно сухая тайга вокруг и бескрайние воды Байкала до горизонта. Они манят и сводят с ума своей недоступностью. Вот и срабатывает в головах людей какой-то переключатель, направляя их рискованным путем вниз.

В нашем случае до это не дошло. Моя жажда, в принципе, была терпимой. А Марина от безысходности ела зеленую бруснику и жевала лиственничную хвою. И все мы вспоминали болото, которое должно было появиться незадолго до выхода из леса. Перспектива "стать козленочком" нас не смущала, главное – утолить жажду.

А вот и оно – издалека вроде как вполне себе симпатичное озерцо...

А при ближайшем рассмотрении – обычное болото.

Но как же мы были ему рады! Сначала, увидев оранжевый цвет воды, пить ее я отказалась. Но Жажда еще больше, чем Голод не тетка.

Чтобы не наглотаться всяческих личинок, процедили оранжевую жидкость через ткань. На удивление, вода оказалась очень вкусной. Вволю напившись, и, на всякий случай, проглотив по несколько таблеток активированного угля, отправились дальше. Когда вышли в степь, уже темнело. На часах практически одиннадцать вечера (16 часов в пути!). Ноги гудят. Хочется упасть и не вставать до утра. А в ближайшей перспективе – километров пять по ночной степи. Решили дойти до дороги и искренне верить в то, что кто-то все-таки будет проезжать в это позднее время в этом безлюдном месте. И, о чудо! Наши спасители появились! И не важно, что водитель был настолько пьян, что, казалось, за руль он держится, чтобы не упасть – нам уже было все равно. Надо отдать должное, довез он нас целыми и невредимыми, разве что с повышенным содержанием адреналина в крови. Остатка сил как раз хватило, чтобы поставить палатку и упаковаться в спальники.

Вот так и исполнилось наше желание – мы побывали на Священной Горе Жиме. Больше ее покой мы решили не беспокоить. Не то это место, куда можно как на смотровую площадку бегать, или же так – ноги поразминать...

Так что "думайте сами, решайте сами" – ходить или не ходить. Лично мы очень рады, что все-таки там побывали.

За фотографии спасибо Марине Бронниковой.