в Иркутске 03:12, Апр. 20

Ключевые слова: Восточный Саян, Пирамида, альпинизм
Специально для gorbiy

Пирамида

По мне так уж, лучше ПирамидAll, "чем от водки и от простуд". Именно эти "таблетки от счастья" употреблялись мною на протяжении нескольких лет для успокоения души и тела. Пока не наступил момент их полного усвоения и моего встречного растворения. Об том и речь!

Пирамида, – такое фундаментальное название носит горная вершина высотой 2338 м., что притаилась в укромном уголке ущелья реки Кынгарга Восточного Саяна.

Первый раз об этой горе довелось услышать на дебютных для меня альпинистских сборах, этак в середине девяностых годов прошлого столетия. В силу удаленности горы от основных караванных путей, тогда она меня не сильно возбудила. В наличии имелись куда более близкие вершины, сулившие интересные героические восхождения для восторженного новичка. Гору это опечалило не сильно, она осталась до поры до времени стоять в сторонке от моих спортивных амбиций.

На заходах

Шли годы, Кынгарга стала для меня "домашним" районом. Лики многих вершины ущелья к этому времени уже имели "отпечатки моих кед", причем не раз. Только Пирамида продолжала одиноко возвышаться над стрелкой, в ожидании моего скорейшего прибытия. Ничего не оставалось, как по тихому взяться точить на нее зубья своих верных кошек. А началось это уже в новом веке.

Именно к пятому году нашего столетия во мне в полной мере сформировалось намерение сходить на Пирамиду. Да не просто так, а зимой! Потому как, в традиционные сроки осенне-весенних альп.сборов жалко тратить драгоценное время на легкую, как тогда казалось, вершину.

Тем более что, зимнее восхождение представлялось вполне героическим, поскольку гипотетически предполагало набор тягот и лишений, столь ценимых в альпинизме. Бескомпромиссная тропежка снежной целины, при наличии хорошего километража по горному рельефу, да с приличным перепадом высоты, сдобренная звонким морозцем на фоне рано сгущающихся сумерек, разве не это заставляет учащенно биться мужественное альпинистское сердце?!

Февральская открытка
Бастионы над стрелкой

Итак, в первых числах января, когда вся страна пребывала в постновогоднем анабиозе, мучительно переваривая адскую смесь прошлогоднего оливье с шампанским, наша маленькая экспедиция выдвинулась из Аршана. Принимая во внимание, что Гора обещала быть "легкой", то и стиль восхождения был выбран модный "light & fast". Основной состав экспедиции, состоящий из автора этих строк, был усилен подающей надежды Аленушкой. В таком ударном составе планировалось за День (!) выдвинуться со стрелки (слияние реки Кынгарга и притока); протропить до Обзорной; проскочить по гребню до дюльфера; с него вскарабкаться по предвершинному гребню до топа; и не забыть все это проделать в обратном порядке.

Ну что тут сказать? Альпинист предполагает, а Гора располагает! "Точкой возвращения ни с чем" для нас стал предвершинный гребень. Пробороздив гребни, полки, кулуары до и после Обзорной. Размотав единственную веревку-тридцатку по спусковому кулуару до середины дюльфера, остальное скорячившись лазанием, мы начали движение к вершине. И были остановлены простыми, вообщем-то, скалами. Но острый гребень с припорошенным снегом рельефом потребовали от нас веревки для организации страховки. А ее-то у нас уже и не было. Время поджимало, вечерело. Перспектива ночных кульбитов на заснеженном скальном гребне с условной страховкой "улыбала" не сильно. Прозвучала команда "Назад!" и наша двойка повалила вниз. Так закончилась попытка Раз.

Гребневики
Аршанский подлесок

Вновь вернуться к проекту ПирамидAll мне довелось спустя еще несколько лет. На этот раз решающий выезд был приурочен к празднику всех мужчин и народов "23 февраля". Для сокрушительного натиска на вершину были выписаны два отъявленных головореза, которыми оказались Саня и Рома. В компании с такими опытными и высотными во всех отношениях бойцами, сомневаться в неминуемости успеха не приходилось!

Опыт первого Раза подсказывал, что в зимних условиях единственно верной будет избрание гималайской тактики восхождения. Выйдя из поселка, заброситься первым днем на максимально возможную высоту на гребне Обзорной и заночевать там. На следующий день штурмовой бросок до вершины и победоносный спуск в Аршан для принятия банных процедур по случаю эпохального восхождения.

Бодрячком, пацанчики,
бодрячком!
На орбите

В первый же день экспедиционная машина забуксовала "по самые бакенбарды" в заснеженных распадках на подступах к подъемному гребню. Это привело к тому, что до намеченного места ночлега на перемычке мы не дошли. Встали в месте примыкания отрога к подъемному гребню, под серым треугольником жандарма, что хорошо виден со стрелки. Разочарование невыполненной дневной нормой по переноске тяжестей в полной мере компенсировалось сытной трапезой с живописным видом на Трехглавую.

Радостно осознавая, что "золотой ключик" от вершины уже практически у нас в кармане, с утра мы не сильно торопились. Степенно позавтракав, выдвинулись в начале девятого. Погода не баловала, при минус двадцати с легким романтическим бризом замолаживало не слабо. Втянув головы в капюшоны, зябко поеживаясь от мороза, медленно и печально мы двинули по гребню Обзорной.

Проплачено ГазПромом
С позаранку все подранки!

Перевалив очередной увал гребня мы ступаем на вершинный гребешок Обзорной. За ним открывается дальнейшая перспектива. Изрезанный снежными надувами гребень, угадываемый в понижении дюльферный спуск, вздымающийся за ним предвершинный гребень, и над всем этим она – Вершина. Вывалив из рюкзака нехитрые пожитки, увлеченно начинаю разбирать страховочную систему с железками. Сейчас начнется самое интересное!

Вдруг замечаю, что мои спутники не разделяют моего воодушевления, мрачно кутаясь в запахнутые на ветру пуховки. Начинается нудный диалог про то, что "овес нынче дорог, вода, раньше мокрее была, а снег белее, да и богатырь ноне не тот пошел". Отчетливо понимаю, что парни не настроены идти на вершину, готовы довольствоваться Обзорной. Неожиданно звучит самый сокрушительный аргумент о том, что, вообще-то, на вечер заказана праздничная баня и она, ежели чего, ждать не станет! Я сдаюсь, бросаю прощальный взгляд на Пирамиду и мы уходим. А счастье было так возможно!

Штурмовик на взлете
(внизу видна палатка)
Гребень на г. Обзорная

Начинаю замечать, что восхождение на Пирамиду становиться навязчивой идеей. Поэтому, длительного перерыва с крайней попытки не допускаю. Уже зимой следующего года, также в двадцатых числах февраля стоим с парнями перед заиндевевшим распадком уводящим нас в заснеженное пирамидальное царство.

Гора та, да вот парни уже не те, другие. Помимо меня в пермит на восхождение тибетскими властями вписаны, образчик спокойствия и невозмутимости Егор, и гламурный подонок Леха Хало. Ну думаю, в этот раз прорвемся!

"Мороз и солнце, день чудесный" приветливо встретили нас на заходах. Снега заметно больше, чем в прежние разы. Еще больше это заметно, когда еще в лесу (!) на подъеме из под ног начинают уходить снежные лавинки. Благо, линия нашего подъема безопасна, проходит по гребню. Так мы и идем к месту штурмового лагеря, метя свой путь слева и справа трассирами лавинных выносов.

На подъеме
Angara.Net на Обзорной

Легкое Deja Vu настигает меня уже в уютной палатке с видом на Трехглавую. Где-то это уже было, думаю я, проваливаясь в сон. А он, признаться, выдался не ахти какой для меня и Егора, спавших по краям. Конкретный дубак, заставил нас всю ночь ворочаться в попытках согреться, чего не скажешь про Леху, мирно посапывавшему меж нами.

Памятуя о прошлых просчетах, рассвет мы встретили уже на ногах, на подступах к серым скалам жандарма, преграждавшего дальнейший путь по гребню. Траверсируем его слева по полкам, дабы не утруждать себя ненужными техническими изысками на дальних подступах к горе. Идем не связываясь, помогая себе на сопливых участках треккинговыми палками.

Путь на Пирамиду
Дюльфер

В одном месте, смело прыгаю со скального уступа на снежную полку, отхожу в сторону. За мной сигает Леха, и ... провалившись, начинает судорожно барахтаться в расширяющейся снежной воронке. Раздается характерный треск, по склону ниже пробегает зловещая трещина, вот уже весь снежный пласт переходит в движение и устремляется вниз. Лавина! Леха, выпучив глаза, отталкиваясь от уходящих из под ног снежных блоков, "бежит" к нам наверх. Снежный поток набирает силу, со смертельным шелестом лавина уходит до дна цирка. Линия отрыва местами достигает полутора метра. Дааа, снег в этом сезоне заряжен как надо! Страшно подумать, что могло случиться, не прояви Леха завидное проворство. Да и мне, видимо, повезло.

Звучит команда "Аларм!" Незамедлительно из рюкзака появляется моток веревки. Связавшись, оставшуюся часть траверса жандарма проходим с попеременной страховкой. Далее, до верха Обзорной внештатных ситуаций больше не возникало. Местами снежные склоны норовили вновь уйти из-под ног, но после "звоночка" мы уже не теряли бдительности.

На связи
Ползком по гребню

К моменту нашего появления на верхушке Обзорной погода начала подлым образом портится. Небо затянуло серыми тучами, начало пробрасывать снежком. К моему счастью это ни коим образом не отразилось на мотивированности моих спутников. Приспустившись с Обзорной на подветренную сторону, надев страховочные системы, сменив палки на кайло, мы двинулись по ажурному гребню, отделяющему нас от Пирамиды.

Вот и узкий кулуар, уходящий своими скальными бортам вниз. Здесь по сценарию дюльфер на полную веревку, который на обратном пути станет местом подъема. Приспустившись на пол веревки, горожу станцию на якорях, принимаю остальных. Еще раз проделываем тоже самое и мы на "земле". Веревку сдергиваем за собой, сознательно лишая себя малодушного пути отступления. Устранив тем самым все сомнения в сегодняшнем успехе, карабкаемся дальше.

Сванская страховка
В двух шагах от Рая
(на заднем плане путь
от Обзорной)

Движение по предвершинному гребню особых трудностей не представляет. Идем прямо по гребню, в трудных местах переходя на лазание, либо обходим препятствия справа, предварительно спустив управляемыми лавинками перегруженные склоны. Работаем в связке с одновременной, или попеременной страховкой, в зависимости от сложности участков. Необходимости чего-либо "ложить" из железа нет, скалы простые. Ближе к вершине гребень сужается, местами кряхтя, проходим, оседлав его, как заправские наездники.

Когда вершинный тур замаячил у меня перед носом, я не смог скрыть улыбку радости, и с ликованием сообщил моим спутникам, что "скоро нас отпустят домой". Сделав крайний шаг, коснувшись каменной пирамидки вершины рукой, с сожалением констатировал для себя, что на одну мечту в жизни стало меньше.

Есть Вершина!
Теперь нас отпустят домой!

Несмотря на откровенный "зусман" и непрекращающийся снегопад, на вершине Пирамиды мы провели не менее получаса, обозревая пасмурные окрестности и стачивая принесенные с собой перекусы. Обратный путь не принес никаких неожиданностей. Сумерки застали нас при прохождении траверса "утреннего" жандарма. У нашей одинокой палатки были уже по темноте, при свете фар. Чувствовали себя, конечно, уставшими, но весьма довольными от содеянного. Стресс от пережитого немедленно был снят стопкой обжигающей Старки. Все – ПирамидAll! Страничка еще одной маленькой Жизни перевернута, и осталась добрым воспоминанием в моей памяти.

Тэкс-с-с-с, это все, конечно, лирика. А теперь, так сказать, сухой остаток по горе в прикладном ее значении.

Отходняки
Тункинские Альпы

На мой взгляд, Пирамида гора отменная и многогранная. Вряд ли она может заинтересовать восходителей увлекающихся "клеточным" альпинизмом. Всего-то в ней каких-то 2А категории сложности. Зато каких! Восхождение на эту вершину заставляет быть безупречным как физически, так и тактически, потому как до самого маршрута (его технической части) нужно еще суметь добраться. Именно удаленность Горы делает ее весьма "трудоемкой", а от того интересной в тренировочном плане.

Да, на Пирамиду в ноябре по малому снегу умудряются ходить за день туда-обратно. Не спорю, что это возможно, но считаю удовольствием сомнительным. Не люблю я эти излишне ранние подъемы и ночные возвращения. Продолжаю оставаться во мнении, что истинное наслаждение эта Гора может принести только Зимой.

Маршрут 2А к.с.
на в. Пирамида
Надеждный уголок

Полагаю, что маршрут 2А на Пирамиду найдет свое признание, как у начинающих альпинистов, так и у сочувствующих туристов. Для себя, после прохождения, беру этот маршрут на вооружение для подготовки к высотным восхождениям. Очень он для этого подходит благодаря сплаву протяженности, набора высоты и разнообразия рельефа.

Маршрут технически несложен, поэтому не стоит на нем перегружать себя лишним "железом". К стандартному набору личного снаряжения, состоящего из страховочной системы, каски, пары кошек, ледоруба, спускового устройства и уса самостраховки с карабином, добавляется немногое из общего. У нас с собою было: пятидесятиметровый шнурок 6-7 мм, три якоря, три карабина и две локальные петли. Вполне, можно обходиться этим.

Чуть не забыл! По временным промежуткам маршрута, на все про все по зиме нужно три дня, первый – заход и подскок, второй – восхождение, третий, соответственно, выход.

Теперь нас Точно
отпустят домой!

В заключении не могу не поделиться с вами раритетным описанием маршрута, попавшим ко мне в руки уже после содеянного. Может, кто найдет в нем что-то интересное и познавательное. Для себя же подчерпнул из него, что первопрохождение на Пирамиду совершено аж в 1969 году (с ума сойти, меня еще в помине тогда не было)! Хочется сказать искренние слова благодарности людям, открывшим для нас весьма нетривиальный путь на Пирамиду. Заслуживает признательности и работа ФАР по сохранению трудов старших поколений.

Вам же, дорогие друзья, рекомендую непременно для оздоровления души и тела отведать гремучей смеси ПирамидAllа в удобоваримой для вас консистенции и пропорции. И прошу не забывать, что душевная компания в столь увлекательном процессе не последнее дело!