в Иркутске 01:46, Апр. 20

Автор:Юлия Спешилова(katastrofa)
Опубликовано:15.11.2007
Ключевые слова: автотуризм, Томск
"Искусство – в удовольствии от путешествия,
А наука – лишь в том, чтобы добраться до пункта назначеия".
topgear.com

В новогодние каникулы решила я прокатиться до Томска – аккурат под Рождество там намечался слет сибирских автостопщиков, именуемый ими "Эльба". Название это появилось давно. Собрались вот так же ребята, путешествующие по России и по миру автостопом, в лесу где-то между Питером и Москвой – на других посмотреть, себя показать, поделиться дорожными байками и обменяться адресами и телефонами, чтобы потом друг к другу в гости ездить. Кто-то ляпнул – "вот и получилась встреча на Эльбе". Название закрепилось и прочно вошло в обиход вольных путешественников. А потом Эльбы стали множиться по регионам, так появились Белорусская Эльба, Азиатская, Сибирская, а пару лет назад организовалась и Байкальская – на КБЖД недалеко от станции Култук.

Тюмень на
Томском мосту
Эльба там!

Каждый раз информация об Эльбах распространяется по интернету на специальных сайтах и форумах и лично друг другу. Ехать хотели мы вдвоем с подружкой, но в последний момент планы у нее поменялись и на трассу я пошла одна.

В общем, стартовала я 3-его января, днем. Было не очень холодно, к счастью. Сначала я долго торчала на автобусной остановке, ожидая пригородный автобус, который меня на загородную трассу вывезет. Не дождалась, уехала на маршрутке до водоохранки.

Там быстро застопила джипик с мужчиной спортивного вида средних лет, который поехал в Юбилейный на лыжах кататься. Почти через два часа после выхода из дома, я наконец попала на трассу М53.

Автостоп, если говорить о нем в двух словах, ничего общего с гоп-стопом не имеет. В древности это увлекательная забава называлась езда на перекладных. Допустим, надо попасть из Мусюкино в Бузюкино. А между ними есть еще Гадюкино, Жадюкино и Козюкино. Телега может ехать сразу в нужное вам Бузюкино, а может и только до Гадюкино. Во втором случае надо будет искать новую телегу. И так до тех пор пока вы не попадете в свое Бузюкино. НО: телега может сломаться на полпути между любыми Жадюкино/Козюкино или просто ямщик захочет порыбачить. А в лесу водятся волки, привидения и Робин Гуды. Вся эта нечисть активизируется, как полагается во всех сказках по ночам, и ни один порядочный крестьянин вас не подберет, пока петухи не пропоют.

Применение данной теории к нашему времени и местности таково: водители останавливаются ночью только если вас хорошо видно (есть уличные фонари). А вам чтобы самим в темноте зимой не околеть, нужно периодически прятаться в теплое помещение и желательно пить там горячий чай. Под это описание идеально подходят придорожные кафе.

И вот самая-то загвоздка в том, что в наших поселениях Нижнеудинск, Тулун, Куйтун, Тайшет и прочее фонарей уличных нет вообще, да и с кафешками там туго, а гопников зато много.

Значит – стою, жду машину которая идет минимум до Красноярска.
Такой машиной может быть:
а) дальнобойщик на фуре
б) перегонщик японки с Владика
в) просто легковая которая едет по своим делам.

Машины типа в) присутствуют, но едут почему-то не дальше Усолья. В данном случае к ним можно отнести группу маленьких грузовичков явно от одной конторы – тоже все до Усолья. Машины типа б) есть, но не останаливаются.
Ну, а фуры в эти праздничные дни отсутствуют напрочь, как в песне у Глюкозы:

А снег идет, снег идет,
стою и жду тебя как дура.
клевый вечер, делать нечего,
там, где нет машин...

В целях сугрева и развлечения прыгаю через рюкзак и шлю СМС-ки. Жалуюсь другу в Москве: "Зависла под Ангарском, на запад никто не едет". Друг ободряет: "Ты не висишь, а ждешь своего драйвера!". Надеюсь, "мой" драйвер Мегет уже проехал.

Пол-пятого солнце присело и стало существенно холодать. Я уже вовсю замерзла и решила – останавливаю еще 10 машин и пойду домой. Ну вот, первая, вторая, пятая – все до Усолья. Наконец восьмая останавливается. Перегонщик. Иду к нему, думаю, ну давай быстренько говори, что ты тоже до Усолья, и я домой пойду.

Подхожу, а он уже с сиденья все убирает. Меня увидел, что я подошла, обрадовался даже, рукой машет – садись давай!

Не-е, думаю, сначала выясню, куда ты:
— А вы докуда едете?
— А тебе куда надо?
— Хотя бы до Красноярска.
— А, ну я в Новосиб.

УРА! Покатило наконец-то! 4 часа прыганий по обочине! С Андреем мы мгновенно нашли общий язык, и уже через 10 минут дружно орали песни под магнитолу.

Андрей Ярик
Дед Мороз,
оленей потерявший

Молодой симпатичный парень, веселый, сразу видно – порядочный, приставать не будет. К Усолью мы уже практически в друзей превратились. Когда уже окончательно стемнело, он завел разговор о любви.

Обычно после таких бесед начинаются осторожные предложения, но не реальные, а для галочки "ну как это – находиться с девушкой наедине, и ничего ей не предложить, она ж подумает, что я импотент!". Но чувствовалось – его действительно волнует вопрос отношений, и домогаться он не будет. Так мы беседовали, песни горланили и к ночи прибыли в Куйтун. Заселились в какой-то отель – при этом он спросил – как я, если в одном номере, или может два номера снять? Ну, я-то со своим многолетним походным опытом без проблем и в одном спальнике могу спать – тут уж по мужику решаешь, с каким конкретно можно, а с кем не стоит. А тут даже кровати разные.

Честно говоря, первый раз в гостинице ночевала. На далекие расстояния обычно едешь на фурах, а них есть специальные спальные полки, наподобие как в поезде. В "отеле" с удобствами на улице было холодно, поэтому встали мы около шести – в машине-то однозначно теплее.

Мои вещи из рюкзака уже были разбросаны по всему салону – высшая степень доверия. На каждом посту ДПС проверяли документы. Только иногда просто смотрели, а иногда Андрей в здание поста шел и там по комьютеру еще пробивали. На очередном посту, отстегивает ремень, я ему документы из бардачка подаю, и говорю таким шутливо-наставительным тоном:

— Разговаривай с инспектором вежливо, поздороваться не забудь, с Новым годом поздравить, все дела...
Он засмеялся:
— Ну конечно, обязательно, я всегда с ними вежливо.

Живет Андрей в Ярославле. Имеет высшее образование – технолог пищевого производства, но специальность эта недоходная, и уже три года он перегоняет иномарки с Владика. Сам покупает, сам перегоняет в Ярик и сам продает. Неделю дома поторчит и снова во Владик летит. Не может на одном месте долго сидеть, это тоже болезнь.

Королла, конечно, машина быстрая, и подвеска у нее хорошая, но ехали мы не торопясь. Андрей объяснил, что на чужих машинах больше 120 км/ч не ездит – "жизнь дороже, все-таки, ну приеду на сутки позже, ничего страшного". А на этом экземпляре японского автопрома вообще стоял ограничитель скорости 106 км/ч, который мгновенно начинал звенеть и весьма противно, и даже громкая музыка не помогала.

Красноярск проезжали уже в полной темноте, и к этому времени снежок пошел, кра-асивый такой. Сначала мелкий – это было весело и радостно. Мы кричали "привет, белые мухи!" и пели незабываемое "прошит метеоритами простор". В машине царило полное единодушие и гармония.

Три рубля
Сибирские стопщики
в томском лесу

Постепенно снег усилился и стал настолько плотным, что мы ориентировались уже исключительно по обочине. Когда мимо проезжала встречка или, все-таки, нас кто-то обгонял, поднимался жуткий столб снежной пыли, так что мы даже собственный капот не видели. Это было уже страшно, я орала "мама", потом восхищенно "вот нифига себе адреналин!". Андрею, видимо, тоже это все нравилось, потому что он ужасно матерился, самое приличное было "в жопу такой адреналин!"

Заселились в первую же попавшуюся гостиницу, где-то под Ачинском. Номер оказался весьма симпатичный, не то что в Куйтуне, там просто ночлежка какая-то была, а тут и мебель современная и даже телевизор есть, евроремонт. А главное – тепло! На этаже – душ, туалет (в Куйтуне душем и не пахло, а туалет вообще был на улице).

Заныкали вещи в номер, пошли ужинать. Тут я вобще выпала – он меня спрашивал, что мы сегодня будем есть! Ну я то как обычно, кашку. Взяли рис (ну он конечно, еще мяса) и чай с тортиком.

Там в это время по телевизору шла передачка про боди-арт. Он сначала попросил переключить, но мужики за соседним столиком завопили – не, мы хотим посмотреть, и он сам увлекся. А дальше он вспомнил, что у него с собой есть DVD, и мы пошли в номер смотреть кино.

Вечером смотрели "Бой с тенью", утром – "Турецкий гамбит". Это, конечно, исключительный случай, идеальный. Один на миллион. Это мне страшно повезло (ну да я вообще везучая). Все 33 удовольствия сразу – и машина теплая, и драйвер интересный, и душ, и даже кино!

Наутро сильный боковой ветер переметал свежевыпавший снег через дорогу. Казалось, это призрачные белые змеи пересекают нам путь. Мы снова кричали песни, обсуждалии бренность бытия и тихие радости жизни, методы воспитания детей, рассказывали друг другу о своих городах и собаках... За разговорами незаметно достигли развилки. На Юргинском посту ДПС я поворачиваю на север – 120 км до Томска.

У костра
Дрова пилим

Расставаться было жаль, успели действительно подружиться. Обменялись на прощанье телефонами и даже адресами (тоже редкость).

С поста я уехала на первой же машине – японский грузовичок довез меня, собственно, до самой Юрги (10км). Заглянув на вокзал и убедившись, что ближайшая электричка в Томск только в 6 утра, потопала на выезд из города.

Н-да... Не фонтан... 11 вечера (по местному), снег валит, машин нет вообще никаких, фонарь всего один, да и тот где-то в стороне, кафе нет. Если в течение часа не уеду до утра ловить нечего, пойду обратно на вокзал. За 40 минут прошло всего две иномарки с кемеровскими номерами, стремительно промчавшись мимо меня. Срок ожидания уже был на исходе, как появился КамАЗ. Ооо, КамАЗ! – основное средство передвижения по Сибири – медленный, трясущийся, неудобный, но зато надежный, да и спалка в нем есть! Мир и пространство сужается и здесь и сейчас существуем только я и драйвер. Он не сможет проехать мимо! Он обязательно меня возьмет! Он не сможет оставить человека одного зимой ночью в пургу на пустынной дороге – то ли уговариваю себя, то ли мысленно молю остановиться. А ведь, подействовало.

Пожилой водитель удивился, чего я тут по ночам делаю, и вообще, говорит, если бы не разглядел, что девчонка, не остановился бы. Через полтора часа я въехала в славный город Томск. Час ночи. Иду пешком по нужному адресу к таким же автостопщикам, которых никогда прежде не видела – знакомы лишь по интернету.

Томск шокировал меня в первые же 10 минут, 9 из которых я топала по длинному мосту через Томь. Едва свернула в жилые кварталы, услышала голоса детей. Верчу головой по сторонам – и правда, дети. Не бомжата, одеты прилично, мальчишки лет 8-10 во дворе лепят снеговика! Это в час ночи?! Иду дальше. Женщина выгуливает собаку... По освещенной улице неспешно прогуливается пожилая пара... Молодежь на остановке играет в снежки... Тихо шуршат машины...

Но что меня доконало совершенно – рейсовые автобусы ходят и в этот час!!! Я попала в сказку! Вы можете представить подобное в Ангарске? Конечно, я сразу и бесповоротно влюбилась в Томск.

На вписке (так на языке автостопа называется квартира/дом/любое место для ночлега) уже было полтора десятка парней и девчонок, в основном из Тюмени. Поскольку я прибыла глубокой ночью, знакомство отложили до утра. Среди них я узнала Антона из Кирова, с которым мы познакомились год назад на зимней Эльбе между Питером и Москвой. Он возвращался домой из путешествия по Афганистану, а поскольку ехал через Тыву и Алтай, то по пути и на Сибирскую Эльбу решил заглянуть. Сама СибЭльба проводилась в лесу в 40 км от Томска, аккурат на границе Томской и Кемеровской областей, то есть утром надо еще немного постопить. Антон предложил ехать до места вдвоем, я согласилась. Впрочем, и остальные поделились на пары.

При свете дня Томск оказался еще более симпатичным. Чистенький, ухоженный, веяло каким-то спокойствием и неторопливостью. Улица упиралась в Лагерный сад – парк, возраст которого едва ли не старше самого Томска (в прошлом году город отметил свое 400-летие). Парк расположен на высоком крутом берегу Томи, столь высоком и столь крутом, что он вполне соизмерим с нашей Ангарской горкой. Только здесь принято кататься не на лыжах, а на санках-ледянках. Сфоткавшись по традиции у памятника Героям-Освободителям, мы-таки поехали на Эльбу.

Ёлочка и стопщики
Вечер перед Рождеством

Со стороны это выглядит как обыкновенный поход – палатки, костер, гитара. Те же байки из жизни, советы бывалых и вопросы новичков. С той лишь разницей, что большинство присутствующих лично не знакомы. Ночь была Рождественской, да и новый год был недавно, посему нарядили елочку, в полночь водили хоровод, пускали салют. Беседа у жаркого костра плавно перетекала с одной темы на другую, а затем и вовсе превратилась в жаркие споры о службе в армии, об аресте Ходорковского, о нефтедолларах...

Приезжают на такие встречи и уезжают кому когда удобнее. Последним прибывшим был Вова из Перми, которого в 5 утра до палатки довел стопщик из Екатеринбурга – он уже поехал домой.

А всего было около 20 человек – из Тюмени, Томска, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Кирова. Самый западный был Вадим из Москвы, а самой восточной, соответственно, я.

На обратный путь мне снова нашлась пара в лице Артема из Красноярска. В Рождество все машины на трассе были легковушками, забитыми до отказа. Хорошо хоть тут теплая кафешка была. С Артемом мы стопили по очереди – пока один ловит машину, другой греется. Тем временем заметно холодало. Но самое неприятное было в том, что мы находились не на основной трассе, и важно было попасть на нее до темноты.

Часа через три я остановила новенькую десятку. Драйвер ехал в Шерегеш за подругой. Но едва мы выехали на М53 ему позвонила эта самая подруга и сказала, что останется в Шерегеше еще на пару дней. Сергей довез нас до Юргинского поста ДПС, извинился, и повернул обратно. Не самое лучшее место. Обочины почти нет, кафе и фонарей тоже. Стремительно темнеет. К счастью, очень быстро застопили Кресту – парень едет из Новосиба в Кемерово к девушке (прямо эпидемия какая-то). Высадил нас на центральной улице Кемерово, рядом с вокзалом и автостанцией. Едва успели перекусить, как объявили автобус в нужную нам сторону. Водитель автобуса разрешил ехать бесплатно: "А я, – говорит, – вот на этом агрегате (хлоп по баранке) каждый день путешествую."

На этом выезде из Кемерово мне уже приходилось висеть прошлой зимой. Но тут вполне комфортно – теплое кафе фаст-фуда "Подорожник", фонари, широкая обочина. Часовня с подсветкой. Поток машин устойчивый, но очень местечковый – все едут в какую-то деревню.
Все же довольно-таки быстро застопили японский грузовик:
— Но у меня только одно место.
— А мы маленькие, как нибудь поместимся, – парировал Артем, в котором без малого два метра.
— Ну, пробуйте, – кивнул дальнобойщик.

Александр ехал в Абакан. Значит, едем в Красноярск по-кривому, через пост ДПС в Новоселово. Это почти в два раза дольше, но лучше провести ночь в теплой машине, чем на холодной улице. Перед Мариинском мы свернули, вскоре я элементарно отключилась, и почетная миссия развлекать драйвера досталась Артему.

— Новоселово! Вам – налево, мне – направо! – бодрый голос водителя вернул меня в этот мир.

8 января. 6 утра. Голая степь, обдуваемая ледяным предрассветным ветром. А-а-а, что ж так холодно-то!!! Круглосуточное кафе почему-то закрыто, "моих" ДПС-ников тоже не видно, спят, наверное. Предыдущие два раза, когда я висела на этом посту, перезнакомилась со всеми ДПС-никами, и они меня и кормили еще. Правда, отпускать не хотели – им же скучно тут, в степи.

Стопщики на трассе
Фура пролетела мимо

Бежим с Артемом в будку автобусной остановки прятаться от ветра и срочно утепляемся. Напяливаю поверх одних штанов другие, поддеваю еще один свитер. Артем тоже упаковывается.

Машин нет. Вообще! Никаких!!! Конечно, чтоб попасть сюда к этому времени, из Абакана надо выехать в 3 часа! Да кто ж в праздники в такую рань поедет?! К 7 утра проснулись ДПС-ники и мы убежали к ним греться. От тепла захотелось спать. Радио сообщило, что за бортом -34. К 8 рассвело, но машин все еще не было. В 10, наконец, открылось кафе, появились легковушки все забитые людьми и вещами.

Мы снова стопили по очереди греясь в кафе. В 12 приехал автобус, но шофер отказался брать нас даже за деньги (неслыханная дерзость). Но мы не унывали и уже через час мчались в Тойоте-Кресте – водитель ехал в гости – к кому? – правильно, к подруге! Артем отсыпался на заднем сиденье, а мы с драйвером обсуждали повадки охотничьих собак и особенности передвижения по глубокому снегу без лыж.

В Красноярске Тёма сразу поехал домой, а я пошла в краеведческий музей. Друзья из Москвы и Питера давно его рекомендовали, вот и добралась. Там такие в натуральную величину макеты избушек народностей Сибири, лодки, повозки, одежды, шаманские бубны – некоторые вещи даже видно, что настоящие. Очень познавательно. Еще, конечно, чучела зверей разных и птиц. Есть даже скелет мамонта настоящий наполовину, собран из остатков 3-х скелетов.

А я-то в музей приперлась – сама как чучело. Я же прямо с трассы, одета как капуста, двое штанов, две кофты, пуховка и куртка еще сверху – короче, колобок такой бесформенный, еще и с рюкзаком!

Зашла в гардероб, села на лавочку и давай там переодеваться. А народ и не думал падать в обморок, гардеробщица мне даже улыбалась понимающе. Видать, и не таких перцев видали. Сдала все и пошла в туалет марафет наводить. В зеркало глянула – ну точно экспонатом можно работать: физиономия заспанная, волосы во все стороны, вид жизнью потрепанный. Умылась, причесалась – стала почти новенькая, только штаны немного запыленные. Так и бродила по залам, пугая бабушек-надсмотрщиков.

После музея встретилась с давним другом, тоже стопщиком, купили мне билет на поезд (а то с таким редким траффиком можно и на работу опоздать). Поезд был ночью, мы пошли гулять. Оказалось, весь Красноярск просто утыкан ледовыми фигурками с разноцветной подсветкой. Жаль, что мой фотоаппарат оказался бессилен перед такой красотой. Другу надо было бежать по делам, и он "сдал" меня знакомому охраннику в кинотеатре, а тот пропустил меня на уже начавшийся фильм, прямо вместе с рюкзаком. Так я еще и нового "Кинг-Конга" увидала.

Цветная компания
Новосиб

В поезде, как обычно, было стремно. От окна дуло, куча народу и грязно, туалет вечно занят. Я завернулась в свой уютный спальник и проспала почти всю дорогу. Не понимаю, как люди в поездах по нескольку дней ездят?

Через неделю я принимала у себя на вписке нового знакомого Вову из Перми – Байкал был лишь срединной точкой его путешествия – ему еще предстоял долгий путь во Владивосток. Я же в результате обрела новых друзей и получила вписки в Тюмени и Екатеринбурге. Путешествия затягивают и сродни яме, о которой метко сказал Леонардо да Винчи: "Чем больше от нее берешь, тем больше она становится." В мире столько всего интересного, осталось просто выбрать направление...