Angara.Net

Проверка рамы на усталость

Алексей Ноздрин / @lilskyle
Свой велосипед я брал с рук, рама 2009 года выпуска, обычный такой mongoose amasa comp. Отъездил на нем почти три сезона, сейчас наступает четвертый, постепенно было заменено все кроме рамы, с каждым сезоном езда становится все агрессивнее, рама не молодеет...Может есть какие-то способы проверки рамы на усталость или наличие микротрещин, профилактика какая-нибудь или это все глупости?:)
#1037753
02.04.2014 - 11:41
Илья Киселев / @hardrain
lilskyle [1037753]: ну поменяй раму и забудь) Рама как устанет. она тебе "скажет", она не лошадь;)
#1037757
02.04.2014 - 11:45
Амператар Галахтике / @LT
lilskyle [1037753]: способы есть, но дешевле будет новую раму купить ))

hardrain [1037757]: точно. моя мне говорила три раза)))
#1037773
02.04.2014 - 12:00
Lava Lava / @Lara2012
lilskyle [1037753]: Когда сломается значит устала.
#1037846
02.04.2014 - 13:50
Дмитрий Сергеевич / @LandLord06
lilskyle [1037753]: на трещины можно можно проверить проведя пвк, но это надо зачищать краску, вихреток хз как на алюминии поведет себя, как и магнитка..твердость померить можно, но тоже зачищать нужно пятаки
#1037896
02.04.2014 - 14:29
Дмитрий Токмачёв / @QuakeGrunt
#1037917
02.04.2014 - 15:00
Иван Майоров / @Dizel
lilskyle [1037753]: Измерь точно рулеткой расстояние от оси переднего колеса до оси заднего, запиши куда-нить, примерно через пару недель езды снова замерь, сравни результаты, еще погоняй, опять сравни. Грубую динамику будет уже видно. Вообще рама не сразу сломается (ежели не прыгать кабаном с метровых высот), а будет постепенно разъезжаться.
Конечно же этот метод не тестирует узлы сварки, перья и т.п.
#1038205
03.04.2014 - 02:19
Иван V / @mesuka
Dizel [1038205]: чет мне кажется не пойдет такой вариант для люминя. Рама внезапно лопается. Чаще в районе перьев и рулевого стакана, но чтобы разъезжалась...
#1038220
03.04.2014 - 08:00
Илья Киселев / @hardrain
mesuka [1038220]: Даже если, то рулетка за 50 рублей из магазина, покажет деформацию в 0,5-1мм. Авиационные инженеры знают, что советуют;)
#1038240
03.04.2014 - 08:47
Иван V / @mesuka
hardrain [1038240]: так никто и не говорил про рулетку из магазина )
можно калибр выточить. как для цепи. Только для рам :D
#1038246
03.04.2014 - 09:06
Илья Киселев / @hardrain
mesuka [1038246]: не, проще тогда армированную раму с преднапряжением делать
#1038250
03.04.2014 - 09:16
Иван Майоров / @Dizel
mesuka [1038220]: Мало ли что тебе кажется. У меня лично умерло уже 3-и рамы и описанная метода вполне так прогноз делала. Рамы ломаются "вдруг", коль не следить за процессом. Еще как индикатор износа рамы - нахождение колёс в разных плоскостях, при прямом положении руля.
hardrain [1038240]: Рулетка, кстати, "покажет" не 1-0.5 мм, а куда как больше, проверь. И не важно: откель она там.

З.Ы. господа чайники, учите Русскому и дизайните, в общем делайте то, чему учились ;-) А на досуге повторите: http://velosamara.ru/article/frame_material_and_strength.shtml
#1038260
03.04.2014 - 09:42
Илья Киселев / @hardrain
Dizel [1038260]: о колёсах. На глаз определять? А что если из-за спиц обод сместится, ну как при неправильной сборке колеса?
#1038282
03.04.2014 - 10:30
Pavel Chimitov / @proteus
Dizel [1038260]: Мало ли что тебе кажется. У меня лично умерло уже 3-и рамы и описанная метода вполне так прогноз делала. Рамы ломаются "вдруг", коль не следить за процессом.

Тебе значит повезло, либо ты мерил каждую неделю =)
Конструкция деформируется постоянно, но вот деформации остаются (т.е. когда их можно замерить) если металл перешел в пластику (т.е. нагрузки превысили предел текучести). Если пропустить этап текучести материала и образование шейки (обычно на этом этапе деформации особенно заметны) то по достижении предела прочности материал разрушается (трещина).
Так вот для стали 30ХМА предел прочности/предел текучести 588МПа/392МА для алюминия 260/240МПа . Т.е. разница почти в 100Мпа (против 20 у алюминия). Поэтому у стали проще выловить момент образования трещин, а вот алюминия может и не повезти (точнее выловить можно, но вот проходить процесс быстрее).

Ну и дополнение. Усталостные разрушения (у самолета) чаще происходят в местах соединений (заклепочный шов, сварочный) т.е. в местах наибольших концентраторов напряжений. У велорамы тоже самое. Материал рамы может еще и не начал разрушатся, но вот сварной шов уже разошелся (с внутренней стороны или внутри самого шва) и геометрия поплыла (хотя трещин снаружи еще не видно и их не будет видно пока рама не лопнет). Исправить это или остановить уже не возможно (ну разве что переварить шов или наварить косынки, но еще остается проблема найти какой из швов поплыл). Даже самолет проще по окончании ресурса списать в металлолом, чем устранять усталостные изменения металла.
#1038288
03.04.2014 - 10:36
Павел Воробьёв / @vpv
hardrain [1038282]: не, просто рама - "перевертыш" или "конструктор"...
#1038289
03.04.2014 - 10:38
Павел Воробьёв / @vpv
Dizel [1038260]: У меня лично умерло уже 3-и рамы - мне в таких случаях вспоминается один из сборщиков компьютеров со старой работы, по кличке "мальчик, который все сжигает". Как-то так выходило, что у всех остальных статистика была менее печальная :))
Вань, ты ДХ втихаря гоняешь?
#1038294
03.04.2014 - 10:42
Иван V / @mesuka
Dizel [1038260]: Рамы ломаются "вдруг", коль не следить за процессом
Предлагаю тебе взять Jamis и дропнуть с заблокированным задним тормозом :)
http://forum.dirt.ru/attachment.php?attachmentid=173720&d=1308648931
http://ep1.pinkbike.org/p4pb7486892/p4pb7486892.jpg
http://fcdn.mtbr.com/attachments/jamis/541445d1273182727-broken-jamis-thread-dam-.jpg
http://i731.photobucket.com/albums/ww320/shortyokc/xamdamage1.jpg
http://fcdn.mtbr.com/attachments/downhill-freeride/334324d1202870315-broken-jamis-parker-two-break2....
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS2tP6HumT21ezyzSh5F10-Gk5IJqNfeVFRU6RCaxUbPIc8wuxY

Что ты там намеришь рулеткой мне непонятно
#1038395
03.04.2014 - 13:39
Дмитрий Токмачёв / @QuakeGrunt
mesuka [1038395]: Эт не надо тут, от дропа с заблокированым задом рветься все, темболее для подвеса плоскач зло)), я аж фотку какогото хардтейла с оторваными перьями от каретки и подседельной трубы находил
#1038421
03.04.2014 - 14:09
Иван Майоров / @Dizel
hardrain [1038282]: Впредь рекомендую читать внимательно: Dizel [1038205]: от оси переднего колеса до оси заднего Ось колеса останется осью, с четко обозначенным центром (туда еще эксцентрик вставляется), даже когда не будет ни ободов, ни спиц.
proteus [1038288]: Причем тут везение? Когда на веле часто ездишь, начинаешь чувствовать даже то, что колесо спустило с 90 пси до 75, не? "Просевшую" раму и на глаз видать, а рулетка лишь опасение в цифры переведёт.
vpv [1038294]: И не говори... первая рама (сломалась подо мной) была такая: http://pics.livejournal.com/alexio_marziano/pic/004d8kyx к слову сказать он честно отслужил своё, затем был Джамис КК 1.0 , но он был мне подарен парнем по прозвищу Крейзи Фрог, коль тот падал за покатуху менее 5 раз, то значит что он спал при езде :-) прыгал он на нем, кажись даже в 2-х метровой стены на ЗАГСе, так что немудрено. Ну и мой Драгон совершенно непонятным образом "расклеился". Во всех трёх случаях, включая и начальные школьные годы, я видел, что вел умирает (фото).
mesuka [1038395]: Знаешь, коль по велу трактором проехать, там тоже сразу и "вдруг" много чего поломается.
#1038432
03.04.2014 - 14:26
Илья Киселев / @hardrain
Dizel [1038432]: это ты невнимателен. Моё hardrain [1038282]: относилось к Еще как индикатор износа рамы - нахождение колёс в разных плоскостях, при прямом положении руля Меня это прям взволновало, ты наверное в рюкзаче возишь с собой все эти хитрые инструменты для измерения расстояния между осями, и инструмент по проверке нахождения колес в одной плоскости.
#1038452
03.04.2014 - 14:56
Илья Киселев / @hardrain
или так
#1038453
03.04.2014 - 14:59
Иван Майоров / @Dizel
hardrain [1038452]: Когда колесо собираешь неправильно, то его в вилке тоже мотыляет, а когда раму ведёт, то колесо в вилке стоит ровно, а вот переднее относительно заднего находится (конечно же вместе с вилкой) в разных плоскостях и это сильно заметно.
#1038454
03.04.2014 - 15:00
Илья Киселев / @hardrain
Dizel [1038454]: сильно заметно Если уже так, то раскоряченную раму должно быть видно невооруженным глазом)
#1038456
03.04.2014 - 15:02
Иван V / @mesuka
Dizel [1038432]: Когда на веле часто ездишь, начинаешь чувствовать даже то, что колесо спустило с 90 пси до 75
Некоторые столько в вилку не качают :D
#1038488
03.04.2014 - 16:00
Иван Майоров / @Dizel
mesuka [1038488]: Для кого-то и ветер в пути - проблема.

hardrain [1038456]: На начальном этапе это видно только когда присмотришься хорошо.
#1038511
03.04.2014 - 16:32
Иван V / @mesuka
Dizel [1038511]: а кому и кобыла жена. Будем упражняться в словоблудии до посинения? :)
#1038523
03.04.2014 - 16:54
Pavel Chimitov / @proteus
hardrain [1038452]: классная штука =) но лазерные устройства лучше и точнее (трекер API или Leica). Эта лазерная измерительная головка (сканер) измерят только отклонения (на картинке видно), при этом она сравнивает с идеальным состоянием электронной модели. Т.е. этой штукой можно измерить качество изготовления, а не усталостные разрушения =)
#1038524
03.04.2014 - 16:59
Кокоуров Василий / @Stirliz85
hardrain [1038453]: 2Т30? Который в чехле на Р2Д2 похож? Такой можно в Политехе найти, если еще живые:)

proteus [1038524]: Этой штукой можно отсканировать идеальную нулевую раму, а потом сканировать ее же после напряженных тестов. ИМХО, должна быть разница.
#1038535
03.04.2014 - 17:26
Pavel Chimitov / @proteus
Stirliz85 [1038535]: разница то есть, но и разница между нулевой и моделью тоже есть (погрешности в процессе изготовления). Точность этих сканеров от 0,1 до 0,001 мм. Погрешность изготовления этих деталей примерно +/- 1,0 ... 0,1. Т.е. при такой точности ромера каждая рама будет отличаться друг от друга.

В случае тестов (если уж они все равно делаются) довести тесты до разрушения рамы, замерив при этом величины нагрузки и время (ресурсные испытания). Обычно для самолетов ресурс так и определяется, думаю для рам где то тоже можно найти данные по ресурсным испытаниям.

2Т30? Который в чехле на Р2Д2 похож? Такой можно в Политехе найти, если еще живые:) Теодолиты для таких задач вряд ли подойдут =) другое дело тахеометры, трекеры, лазерные сканеры=) Все кстати есть в политехе =)
#1038552
03.04.2014 - 18:06
Дмитрий Сергеевич / @LandLord06
Dizel [1038432]: ось конечно хорошо, но деформации и погрешности измерения с погрешностью какой-то рулетки будут очень близки, не ясно будет. к тому же надо максимально выбрать зазор вилки в стакане перед замером. Погрешности не позволят ничего оценить я считаю.
#1038631
03.04.2014 - 22:01
Иван Майоров / @Dizel
mesuka [1038523]: Причем тут словоблудие? Подмастерье, вона, ветер в реальные проблемы ставит ;-) Я вполне серьёзно писал.
LandLord06 [1038631]: Ты извилины не перенапряг? Поберёг бы "силушку" то, тебе ещё спортпит переваривать :-)))
#1038633
03.04.2014 - 22:03
Дмитрий Сергеевич / @LandLord06
Dizel [1038633]: ты как обычно..по сути ничего не сказал..
#1038652
03.04.2014 - 22:19
Иван Майоров / @Dizel
LandLord06 [1038652]: Правильно! Когда речь про извилины - суть не при чем!
#1038659
03.04.2014 - 22:23
Дмитрий Сергеевич / @LandLord06
Dizel [1038659]: о чем бы ты не говорил, получается у тебя обилие "пустых" слов и суть отсутствует в принципе.
#1038664
03.04.2014 - 22:27
Иван Майоров / @Dizel
LandLord06 [1038664]: В пустой голове любой звук - эхо.
#1038732
04.04.2014 - 04:29
Иван V / @mesuka
Dizel [1038633]: так в нем весу то, парусит :)
#1038735
04.04.2014 - 06:59
Павел Воробьёв / @vpv
Dizel [1038633]: а с каких пор ветер перестал быть проблемой?
#1038761
04.04.2014 - 09:01
Кокоуров Василий / @Stirliz85
vpv [1038761]: Для Ивана - с тех пор, как проблему озвучил Мастер. Думаю, что того же мнения он будет и о гравитации, если на нее пожалуется кто-нибудь из его вечных противников в споре.

По теме: давайте соберем вел на убой, и пропробуем его измерять по мере ушатывания. Готов пожертвовать раму для этих целей.
#1038763
04.04.2014 - 09:04
Илья Киселев / @hardrain
Stirliz85 [1038763]: а что мерить-то? У меня на трех рамах лопнуло перо и труба у кареточного узла. Думаю, хоть за мерься, ничего не показало бы.
#1038765
04.04.2014 - 09:10
Иван Майоров / @Dizel
mesuka [1038735]: Да какая разница чего там парусит, главное что проблема в голове (или голова - проблема).
vpv [1038761]: Stirliz85 [1038763]: Ну тогда уж и горы - проблема, и реки -проблема, да вообще вел - одна большая проблема :-) Хотя по определению ветер проблемой быть не может: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0 это скорее препятствие: http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
Stirliz85 [1038763]: Мы уже проводили этот эксперимент, на Джамисе КК 1.0 где явно лопнула нижняя труба у рулевого стакана чел прыгал с полутора метровой лестницы, раз 15 наверное (потом ему надоело) "база" велосипеда несущественно, но по рулетке заметно увеличивалась. Вел, кстати, так и не сломался. Чел уехал, вел разобрали, раму выкинули. Кстати над рамой той я нехило так поиздевался на предмет механической прочности: http://www.primorskiextreme.ru/imag_1/baike_foto/JamisCC1_big.jpg
hardrain [1038765]: сколь возраст у рам был?
#1038783
04.04.2014 - 09:42
Кокоуров Василий / @Stirliz85
Dizel [1038783]: Исключительно вопрос из плоскости лингвистики :)
#1038794
04.04.2014 - 09:47
Павел Воробьёв / @vpv
Dizel [1038783]: то есть ты сам употребил термин "проблема", который все поняли как синоним слову "препятствие", а теперь сам же себя поправляешь. Так, глядишь, всю википедию перечитаешь в споре с самим собой :-D
#1038799
04.04.2014 - 09:56
Илья Киселев / @hardrain
Dizel [1038783]: спрашивать у рамы возраст неприлично
#1038819
04.04.2014 - 10:31
Иван Майоров / @Dizel
vpv [1038799]: Я употребил сочетание "ветер-проблема" именно в том контексте, что идет красной нитью у Подмастерья, только и всего.
Stirliz85 [1038794]: Если идёт обсуждение вопроса, то правильное употребление терминов - половина его решения.
hardrain [1038819]: И давно ты стал с рамами разговаривать?
#1038826
04.04.2014 - 10:43
Юлия Хлебникова / @Predstud
Dizel [1038826]: Да он у большинства идёт красной нитью. И горы тоже.
Это только за копмом море по колено. :)
#1038830
04.04.2014 - 10:51
Кокоуров Василий / @Stirliz85
Dizel [1038826]: Я употребил сочетание "ветер-проблема" именно в том контексте, что идет красной нитью у Подмастерья, только и всего. Иван, вот Саша в этой теме вроде никак не засветился, а ты его и сюда приплел. Ну не любит он ветер. Да и вообще много чего не любит, гололед на сликах, например. Но каким боком он, вместе со своими неоднозначными отношениями с ветром, относится к этой теме-то?

Predstud [1038830]: Сидя за компом лично я запросто могу виртуально-клавиатурно сделать дроп с трехметровой высоты на плоскач с заблокированными колесами, и мне ничо не будет, и велосипед останется целым. Даже стаканчик с кофе не пролью, который на выносе стоять будет.
#1038860
04.04.2014 - 11:36
Юлия Хлебникова / @Predstud
Stirliz85 [1038860]: Многие хотят прыгать высоко, но не у всех это получается в реальной жизни. :D
http://www.youtube.com/watch?v=d0iFZYHlG4A
#1038952
04.04.2014 - 13:36
Иван Майоров / @Dizel
Stirliz85 [1038860]: Относится просто как пример для доказательства Dizel [1038511]:
Predstud [1038830]: Ну вот мы и доказали истинность утверждения Dizel [1038511]: :-)
#1038970
04.04.2014 - 14:08