Проверка рамы на усталость
Свой велосипед я брал с рук, рама 2009 года выпуска, обычный такой mongoose amasa comp. Отъездил на нем почти три сезона, сейчас наступает четвертый, постепенно было заменено все кроме рамы, с каждым сезоном езда становится все агрессивнее, рама не молодеет...Может есть какие-то способы проверки рамы на усталость или наличие микротрещин, профилактика какая-нибудь или это все глупости?:)
#1037753
02.04.2014 - 11:41
lilskyle [1037753]: ну поменяй раму и забудь) Рама как устанет. она тебе "скажет", она не лошадь;)
#1037757
02.04.2014 - 11:45
lilskyle [1037753]: способы есть, но дешевле будет новую раму купить ))
hardrain [1037757]: точно. моя мне говорила три раза)))
hardrain [1037757]: точно. моя мне говорила три раза)))
#1037773
02.04.2014 - 12:00
lilskyle [1037753]: на трещины можно можно проверить проведя пвк, но это надо зачищать краску, вихреток хз как на алюминии поведет себя, как и магнитка..твердость померить можно, но тоже зачищать нужно пятаки
#1037896
02.04.2014 - 14:29
lilskyle [1037753]: Измерь точно рулеткой расстояние от оси переднего колеса до оси заднего, запиши куда-нить, примерно через пару недель езды снова замерь, сравни результаты, еще погоняй, опять сравни. Грубую динамику будет уже видно. Вообще рама не сразу сломается (ежели не прыгать кабаном с метровых высот), а будет постепенно разъезжаться.
Конечно же этот метод не тестирует узлы сварки, перья и т.п.
Конечно же этот метод не тестирует узлы сварки, перья и т.п.
#1038205
03.04.2014 - 02:19
Dizel [1038205]: чет мне кажется не пойдет такой вариант для люминя. Рама внезапно лопается. Чаще в районе перьев и рулевого стакана, но чтобы разъезжалась...
#1038220
03.04.2014 - 08:00
mesuka [1038220]: Даже если, то рулетка за 50 рублей из магазина, покажет деформацию в 0,5-1мм. Авиационные инженеры знают, что советуют;)
#1038240
03.04.2014 - 08:47
hardrain [1038240]: так никто и не говорил про рулетку из магазина )
можно калибр выточить. как для цепи. Только для рам :D
можно калибр выточить. как для цепи. Только для рам :D
#1038246
03.04.2014 - 09:06
mesuka [1038246]: не, проще тогда армированную раму с преднапряжением делать
#1038250
03.04.2014 - 09:16
mesuka [1038220]: Мало ли что тебе кажется. У меня лично умерло уже 3-и рамы и описанная метода вполне так прогноз делала. Рамы ломаются "вдруг", коль не следить за процессом. Еще как индикатор износа рамы - нахождение колёс в разных плоскостях, при прямом положении руля.
hardrain [1038240]: Рулетка, кстати, "покажет" не 1-0.5 мм, а куда как больше, проверь. И не важно: откель она там.
З.Ы. господа чайники, учите Русскому и дизайните, в общем делайте то, чему учились ;-) А на досуге повторите: http://velosamara.ru/article/frame_material_and_strength.shtml
hardrain [1038240]: Рулетка, кстати, "покажет" не 1-0.5 мм, а куда как больше, проверь. И не важно: откель она там.
З.Ы. господа чайники, учите Русскому и дизайните, в общем делайте то, чему учились ;-) А на досуге повторите: http://velosamara.ru/article/frame_material_and_strength.shtml
#1038260
03.04.2014 - 09:42
Dizel [1038260]: о колёсах. На глаз определять? А что если из-за спиц обод сместится, ну как при неправильной сборке колеса?
#1038282
03.04.2014 - 10:30
Dizel [1038260]: Мало ли что тебе кажется. У меня лично умерло уже 3-и рамы и описанная метода вполне так прогноз делала. Рамы ломаются "вдруг", коль не следить за процессом.
Тебе значит повезло, либо ты мерил каждую неделю =)
Конструкция деформируется постоянно, но вот деформации остаются (т.е. когда их можно замерить) если металл перешел в пластику (т.е. нагрузки превысили предел текучести). Если пропустить этап текучести материала и образование шейки (обычно на этом этапе деформации особенно заметны) то по достижении предела прочности материал разрушается (трещина).
Так вот для стали 30ХМА предел прочности/предел текучести 588МПа/392МА для алюминия 260/240МПа . Т.е. разница почти в 100Мпа (против 20 у алюминия). Поэтому у стали проще выловить момент образования трещин, а вот алюминия может и не повезти (точнее выловить можно, но вот проходить процесс быстрее).
Ну и дополнение. Усталостные разрушения (у самолета) чаще происходят в местах соединений (заклепочный шов, сварочный) т.е. в местах наибольших концентраторов напряжений. У велорамы тоже самое. Материал рамы может еще и не начал разрушатся, но вот сварной шов уже разошелся (с внутренней стороны или внутри самого шва) и геометрия поплыла (хотя трещин снаружи еще не видно и их не будет видно пока рама не лопнет). Исправить это или остановить уже не возможно (ну разве что переварить шов или наварить косынки, но еще остается проблема найти какой из швов поплыл). Даже самолет проще по окончании ресурса списать в металлолом, чем устранять усталостные изменения металла.
Тебе значит повезло, либо ты мерил каждую неделю =)
Конструкция деформируется постоянно, но вот деформации остаются (т.е. когда их можно замерить) если металл перешел в пластику (т.е. нагрузки превысили предел текучести). Если пропустить этап текучести материала и образование шейки (обычно на этом этапе деформации особенно заметны) то по достижении предела прочности материал разрушается (трещина).
Так вот для стали 30ХМА предел прочности/предел текучести 588МПа/392МА для алюминия 260/240МПа . Т.е. разница почти в 100Мпа (против 20 у алюминия). Поэтому у стали проще выловить момент образования трещин, а вот алюминия может и не повезти (точнее выловить можно, но вот проходить процесс быстрее).
Ну и дополнение. Усталостные разрушения (у самолета) чаще происходят в местах соединений (заклепочный шов, сварочный) т.е. в местах наибольших концентраторов напряжений. У велорамы тоже самое. Материал рамы может еще и не начал разрушатся, но вот сварной шов уже разошелся (с внутренней стороны или внутри самого шва) и геометрия поплыла (хотя трещин снаружи еще не видно и их не будет видно пока рама не лопнет). Исправить это или остановить уже не возможно (ну разве что переварить шов или наварить косынки, но еще остается проблема найти какой из швов поплыл). Даже самолет проще по окончании ресурса списать в металлолом, чем устранять усталостные изменения металла.
#1038288
03.04.2014 - 10:36
Dizel [1038260]: У меня лично умерло уже 3-и рамы - мне в таких случаях вспоминается один из сборщиков компьютеров со старой работы, по кличке "мальчик, который все сжигает". Как-то так выходило, что у всех остальных статистика была менее печальная :))
Вань, ты ДХ втихаря гоняешь?
Вань, ты ДХ втихаря гоняешь?
#1038294
03.04.2014 - 10:42
Dizel [1038260]: Рамы ломаются "вдруг", коль не следить за процессом
Предлагаю тебе взять Jamis и дропнуть с заблокированным задним тормозом :)
http://forum.dirt.ru/attachment.php?attachmentid=173720&d=1308648931
http://ep1.pinkbike.org/p4pb7486892/p4pb7486892.jpg
http://fcdn.mtbr.com/attachments/jamis/541445d1273182727-broken-jamis-thread-dam-.jpg
http://i731.photobucket.com/albums/ww320/shortyokc/xamdamage1.jpg
http://fcdn.mtbr.com/attachments/downhill-freeride/334324d1202870315-broken-jamis-parker-two-break2....
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS2tP6HumT21ezyzSh5F10-Gk5IJqNfeVFRU6RCaxUbPIc8wuxY
Что ты там намеришь рулеткой мне непонятно
Предлагаю тебе взять Jamis и дропнуть с заблокированным задним тормозом :)
http://forum.dirt.ru/attachment.php?attachmentid=173720&d=1308648931
http://ep1.pinkbike.org/p4pb7486892/p4pb7486892.jpg
http://fcdn.mtbr.com/attachments/jamis/541445d1273182727-broken-jamis-thread-dam-.jpg
http://i731.photobucket.com/albums/ww320/shortyokc/xamdamage1.jpg
http://fcdn.mtbr.com/attachments/downhill-freeride/334324d1202870315-broken-jamis-parker-two-break2....
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS2tP6HumT21ezyzSh5F10-Gk5IJqNfeVFRU6RCaxUbPIc8wuxY
Что ты там намеришь рулеткой мне непонятно
#1038395
03.04.2014 - 13:39
mesuka [1038395]: Эт не надо тут, от дропа с заблокированым задом рветься все, темболее для подвеса плоскач зло)), я аж фотку какогото хардтейла с оторваными перьями от каретки и подседельной трубы находил
#1038421
03.04.2014 - 14:09
hardrain [1038282]: Впредь рекомендую читать внимательно: Dizel [1038205]: от оси переднего колеса до оси заднего Ось колеса останется осью, с четко обозначенным центром (туда еще эксцентрик вставляется), даже когда не будет ни ободов, ни спиц.
proteus [1038288]: Причем тут везение? Когда на веле часто ездишь, начинаешь чувствовать даже то, что колесо спустило с 90 пси до 75, не? "Просевшую" раму и на глаз видать, а рулетка лишь опасение в цифры переведёт.
vpv [1038294]: И не говори... первая рама (сломалась подо мной) была такая: http://pics.livejournal.com/alexio_marziano/pic/004d8kyx к слову сказать он честно отслужил своё, затем был Джамис КК 1.0 , но он был мне подарен парнем по прозвищу Крейзи Фрог, коль тот падал за покатуху менее 5 раз, то значит что он спал при езде :-) прыгал он на нем, кажись даже в 2-х метровой стены на ЗАГСе, так что немудрено. Ну и мой Драгон совершенно непонятным образом "расклеился". Во всех трёх случаях, включая и начальные школьные годы, я видел, что вел умирает (фото).
mesuka [1038395]: Знаешь, коль по велу трактором проехать, там тоже сразу и "вдруг" много чего поломается.
proteus [1038288]: Причем тут везение? Когда на веле часто ездишь, начинаешь чувствовать даже то, что колесо спустило с 90 пси до 75, не? "Просевшую" раму и на глаз видать, а рулетка лишь опасение в цифры переведёт.
vpv [1038294]: И не говори... первая рама (сломалась подо мной) была такая: http://pics.livejournal.com/alexio_marziano/pic/004d8kyx к слову сказать он честно отслужил своё, затем был Джамис КК 1.0 , но он был мне подарен парнем по прозвищу Крейзи Фрог, коль тот падал за покатуху менее 5 раз, то значит что он спал при езде :-) прыгал он на нем, кажись даже в 2-х метровой стены на ЗАГСе, так что немудрено. Ну и мой Драгон совершенно непонятным образом "расклеился". Во всех трёх случаях, включая и начальные школьные годы, я видел, что вел умирает (фото).
mesuka [1038395]: Знаешь, коль по велу трактором проехать, там тоже сразу и "вдруг" много чего поломается.
#1038432
03.04.2014 - 14:26
Dizel [1038432]: это ты невнимателен. Моё hardrain [1038282]: относилось к Еще как индикатор износа рамы - нахождение колёс в разных плоскостях, при прямом положении руля Меня это прям взволновало, ты наверное в рюкзаче возишь с собой все эти хитрые инструменты для измерения расстояния между осями, и инструмент по проверке нахождения колес в одной плоскости.
#1038452
03.04.2014 - 14:56
hardrain [1038452]: Когда колесо собираешь неправильно, то его в вилке тоже мотыляет, а когда раму ведёт, то колесо в вилке стоит ровно, а вот переднее относительно заднего находится (конечно же вместе с вилкой) в разных плоскостях и это сильно заметно.
#1038454
03.04.2014 - 15:00
Dizel [1038454]: сильно заметно Если уже так, то раскоряченную раму должно быть видно невооруженным глазом)
#1038456
03.04.2014 - 15:02
Dizel [1038432]: Когда на веле часто ездишь, начинаешь чувствовать даже то, что колесо спустило с 90 пси до 75
Некоторые столько в вилку не качают :D
Некоторые столько в вилку не качают :D
#1038488
03.04.2014 - 16:00
mesuka [1038488]: Для кого-то и ветер в пути - проблема.
hardrain [1038456]: На начальном этапе это видно только когда присмотришься хорошо.
hardrain [1038456]: На начальном этапе это видно только когда присмотришься хорошо.
#1038511
03.04.2014 - 16:32
Dizel [1038511]: а кому и кобыла жена. Будем упражняться в словоблудии до посинения? :)
#1038523
03.04.2014 - 16:54
hardrain [1038452]: классная штука =) но лазерные устройства лучше и точнее (трекер API или Leica). Эта лазерная измерительная головка (сканер) измерят только отклонения (на картинке видно), при этом она сравнивает с идеальным состоянием электронной модели. Т.е. этой штукой можно измерить качество изготовления, а не усталостные разрушения =)
#1038524
03.04.2014 - 16:59
hardrain [1038453]: 2Т30? Который в чехле на Р2Д2 похож? Такой можно в Политехе найти, если еще живые:)
proteus [1038524]: Этой штукой можно отсканировать идеальную нулевую раму, а потом сканировать ее же после напряженных тестов. ИМХО, должна быть разница.
proteus [1038524]: Этой штукой можно отсканировать идеальную нулевую раму, а потом сканировать ее же после напряженных тестов. ИМХО, должна быть разница.
#1038535
03.04.2014 - 17:26
Stirliz85 [1038535]: разница то есть, но и разница между нулевой и моделью тоже есть (погрешности в процессе изготовления). Точность этих сканеров от 0,1 до 0,001 мм. Погрешность изготовления этих деталей примерно +/- 1,0 ... 0,1. Т.е. при такой точности ромера каждая рама будет отличаться друг от друга.
В случае тестов (если уж они все равно делаются) довести тесты до разрушения рамы, замерив при этом величины нагрузки и время (ресурсные испытания). Обычно для самолетов ресурс так и определяется, думаю для рам где то тоже можно найти данные по ресурсным испытаниям.
2Т30? Который в чехле на Р2Д2 похож? Такой можно в Политехе найти, если еще живые:) Теодолиты для таких задач вряд ли подойдут =) другое дело тахеометры, трекеры, лазерные сканеры=) Все кстати есть в политехе =)
В случае тестов (если уж они все равно делаются) довести тесты до разрушения рамы, замерив при этом величины нагрузки и время (ресурсные испытания). Обычно для самолетов ресурс так и определяется, думаю для рам где то тоже можно найти данные по ресурсным испытаниям.
2Т30? Который в чехле на Р2Д2 похож? Такой можно в Политехе найти, если еще живые:) Теодолиты для таких задач вряд ли подойдут =) другое дело тахеометры, трекеры, лазерные сканеры=) Все кстати есть в политехе =)
#1038552
03.04.2014 - 18:06
Dizel [1038432]: ось конечно хорошо, но деформации и погрешности измерения с погрешностью какой-то рулетки будут очень близки, не ясно будет. к тому же надо максимально выбрать зазор вилки в стакане перед замером. Погрешности не позволят ничего оценить я считаю.
#1038631
03.04.2014 - 22:01
mesuka [1038523]: Причем тут словоблудие? Подмастерье, вона, ветер в реальные проблемы ставит ;-) Я вполне серьёзно писал.
LandLord06 [1038631]: Ты извилины не перенапряг? Поберёг бы "силушку" то, тебе ещё спортпит переваривать :-)))
LandLord06 [1038631]: Ты извилины не перенапряг? Поберёг бы "силушку" то, тебе ещё спортпит переваривать :-)))
#1038633
03.04.2014 - 22:03
LandLord06 [1038652]: Правильно! Когда речь про извилины - суть не при чем!
#1038659
03.04.2014 - 22:23
Dizel [1038659]: о чем бы ты не говорил, получается у тебя обилие "пустых" слов и суть отсутствует в принципе.
#1038664
03.04.2014 - 22:27
vpv [1038761]: Для Ивана - с тех пор, как проблему озвучил Мастер. Думаю, что того же мнения он будет и о гравитации, если на нее пожалуется кто-нибудь из его вечных противников в споре.
По теме: давайте соберем вел на убой, и пропробуем его измерять по мере ушатывания. Готов пожертвовать раму для этих целей.
По теме: давайте соберем вел на убой, и пропробуем его измерять по мере ушатывания. Готов пожертвовать раму для этих целей.
#1038763
04.04.2014 - 09:04
Stirliz85 [1038763]: а что мерить-то? У меня на трех рамах лопнуло перо и труба у кареточного узла. Думаю, хоть за мерься, ничего не показало бы.
#1038765
04.04.2014 - 09:10
mesuka [1038735]: Да какая разница чего там парусит, главное что проблема в голове (или голова - проблема).
vpv [1038761]: Stirliz85 [1038763]: Ну тогда уж и горы - проблема, и реки -проблема, да вообще вел - одна большая проблема :-) Хотя по определению ветер проблемой быть не может: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0 это скорее препятствие: http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
Stirliz85 [1038763]: Мы уже проводили этот эксперимент, на Джамисе КК 1.0 где явно лопнула нижняя труба у рулевого стакана чел прыгал с полутора метровой лестницы, раз 15 наверное (потом ему надоело) "база" велосипеда несущественно, но по рулетке заметно увеличивалась. Вел, кстати, так и не сломался. Чел уехал, вел разобрали, раму выкинули. Кстати над рамой той я нехило так поиздевался на предмет механической прочности: http://www.primorskiextreme.ru/imag_1/baike_foto/JamisCC1_big.jpg
hardrain [1038765]: сколь возраст у рам был?
vpv [1038761]: Stirliz85 [1038763]: Ну тогда уж и горы - проблема, и реки -проблема, да вообще вел - одна большая проблема :-) Хотя по определению ветер проблемой быть не может: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0 это скорее препятствие: http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
Stirliz85 [1038763]: Мы уже проводили этот эксперимент, на Джамисе КК 1.0 где явно лопнула нижняя труба у рулевого стакана чел прыгал с полутора метровой лестницы, раз 15 наверное (потом ему надоело) "база" велосипеда несущественно, но по рулетке заметно увеличивалась. Вел, кстати, так и не сломался. Чел уехал, вел разобрали, раму выкинули. Кстати над рамой той я нехило так поиздевался на предмет механической прочности: http://www.primorskiextreme.ru/imag_1/baike_foto/JamisCC1_big.jpg
hardrain [1038765]: сколь возраст у рам был?
#1038783
04.04.2014 - 09:42
Dizel [1038783]: то есть ты сам употребил термин "проблема", который все поняли как синоним слову "препятствие", а теперь сам же себя поправляешь. Так, глядишь, всю википедию перечитаешь в споре с самим собой :-D
#1038799
04.04.2014 - 09:56
vpv [1038799]: Я употребил сочетание "ветер-проблема" именно в том контексте, что идет красной нитью у Подмастерья, только и всего.
Stirliz85 [1038794]: Если идёт обсуждение вопроса, то правильное употребление терминов - половина его решения.
hardrain [1038819]: И давно ты стал с рамами разговаривать?
Stirliz85 [1038794]: Если идёт обсуждение вопроса, то правильное употребление терминов - половина его решения.
hardrain [1038819]: И давно ты стал с рамами разговаривать?
#1038826
04.04.2014 - 10:43
Dizel [1038826]: Да он у большинства идёт красной нитью. И горы тоже.
Это только за копмом море по колено. :)
Это только за копмом море по колено. :)
#1038830
04.04.2014 - 10:51
Dizel [1038826]: Я употребил сочетание "ветер-проблема" именно в том контексте, что идет красной нитью у Подмастерья, только и всего. Иван, вот Саша в этой теме вроде никак не засветился, а ты его и сюда приплел. Ну не любит он ветер. Да и вообще много чего не любит, гололед на сликах, например. Но каким боком он, вместе со своими неоднозначными отношениями с ветром, относится к этой теме-то?
Predstud [1038830]: Сидя за компом лично я запросто могу виртуально-клавиатурно сделать дроп с трехметровой высоты на плоскач с заблокированными колесами, и мне ничо не будет, и велосипед останется целым. Даже стаканчик с кофе не пролью, который на выносе стоять будет.
Predstud [1038830]: Сидя за компом лично я запросто могу виртуально-клавиатурно сделать дроп с трехметровой высоты на плоскач с заблокированными колесами, и мне ничо не будет, и велосипед останется целым. Даже стаканчик с кофе не пролью, который на выносе стоять будет.
#1038860
04.04.2014 - 11:36
Stirliz85 [1038860]: Многие хотят прыгать высоко, но не у всех это получается в реальной жизни. :D
http://www.youtube.com/watch?v=d0iFZYHlG4A
http://www.youtube.com/watch?v=d0iFZYHlG4A
#1038952
04.04.2014 - 13:36