Angara.Net

ЧаВо (F.A.Q.) по обслуживанию велосипеда

Максим Пензин / @maxp
В этой теме публикуются вопросы и ответы по обслуживанию велосипедов в формате

Вопрос.

Пояснения, рекомендации, ссылки на более развёрнутый ответ и т.п.


Внимание! здесь только вопросы и ответы. Для дебатов используйте другие темы.
#108826
29.04.2008 - 11:17
Максим Пензин / @maxp
Как поставить "чашки" в рулевую колонку?

Описание процедуры по шагам с иллюстрациями - http://angara.net/forum/t7508
#108832
29.04.2008 - 11:38
Виталий Бутаков / @Sarmat
Задний переключатель: Чем отличается система XL от XT. Хочу определиться с покупкой XT или дальше юзать LX 2000го года еще старой конструкции.В старой не устраивало то что часто приходилось перенастраивать переключатель.
Это первое и второе: в Триале видел другую систему где тросик переключателя ходит по сектору. Очень понравилась конструкция. Вопрос к профессионалам, дать анализ всех трех их плюсы и минусы?
#108839
29.04.2008 - 12:45
Андрей Пpотасов / @Flex
- в какую сторону откручивать педали и какими ключами?

Ответ: правая педаль откручивается против часовой стрелки, левая - по часовой. Чтобы проще запомнить, установите ключ так, чтоб он торчал вверх и крутите в сторону заднего колеса(я так для себя запомнил, обычно долго думал прежде чем открутить).
Для достижения цели нам понадобится плоский рожковый ключ на 15 и возможно труба, чтобы увеличить рычаг или молоток, если трубы нет.
#108841
29.04.2008 - 13:10
слава барабашов / @slava5650
Flex [108841]: обычным ключем на 17 откручиваю на конце обмотав толстым слоем тряпки и выставив на веле самые скоростные передачи.и давить на ключ сверху вниз покручивая шатуны.и купленые педали обычно производитель ленится смазать и затянуть гайки. В пути могут развалиться. А при большом болтании в подшипниках шарики могут вылететь испортив педаль.
#108847
29.04.2008 - 13:30
Андрей Пpотасов / @Flex
- на колесе "восьмерка", можно ли исправить?
Да, это достаточно просто. Для того чтобы выполнить такую задачу нам понадобится спицевой ключ(хотя можете и пассатижами, но это ужасно не удобно), стоит он немногим больше 100 рублей(у меня фирмы BBB), а также немного ума.

И так начнем. Имеем восьмерку, а также тормоза - вибрейки(с дисками точно выправить будет сложнее). Задача распремить так называемую восьмерку, вот такую |S| и сделать так, |||.
Для этого нужно ослабить спицы, которые исходят с внешней стороны изгиба(справа внизу буквы S) и наоборот натянуть с внутренней стороны(слева внизу), тоесть мы ослабляем спицы там где обод слишком сильно приблизился колодки тормоза и натягиваем с противоположной стороны, делать это нужно плавно, чтобы спицы были натянуты равномерно, иначе если перетянуть их, они просто лопнут. Так делаем по всей окружности колеса, до момента, когда биение обода исчезнет или будет минимальным 1-1.5 мм в сторону, главное чтоб не шоркало о колодки. Надеюсь расписал понятно=)

PS: Если у вас вылетела спица, то не пытайтесь выправить восьмерку, лучше купите спицу или пусть вам ее заменят в сервисе, после ее протяжки восьмерка должна быть минимальной и вам не придется тратить много времени на ее устранение.
Также, если спица вылетела на переднем колесе, то вы сможете, купив новую(придите с колесом в магазин/сервис и попросите подобрать длину спицы) запросто ее установить, если на заднем(что чаще всего), то без снятия кассеты спицу просто не вставить, придите в сервис и попросите снять кассету(в шелезяке по прайсу это 50 рублей).
#108848
29.04.2008 - 13:32
Андрей Пpотасов / @Flex
- чем смазывать цепь
Я смазываю цепь смазкой для цепей мотоциклов. Фирма производитель Liqui Moly Racing chain lube
Смазка в виде спрея, 250 ml хватает на долго, очень удобно смазывать цепь. Перед смазкой нужно вытереть/вымыть цепь от предыдущей смазки(уже грязи почти), распрыскать по роликам цепи, быстро прокрутить в холостую педали в течении 2-х минут и вытереть тряпкой насухо, чтобы пыль не оседала на поверхности цепи, так как смазка прежде всего нужна в роликах, а не снаружи.

Продается в Автограде, стоит 320 рублей (павильон 140 чтоли, поправьте), имеет приятный запах.

PS: не нужно смазывать звезды системы и кассеты, так как смазка на них при смешивании с пылью становится наждачкой и срок службы уменьшается, по возможности нужно начищать звезды до блеска=)
Файл: /6 kb/.gif
#108852
29.04.2008 - 13:56
Андрей Пpотасов / @Flex
- Цепь начала проскакивать на некоторых задних звездах, особенно сильно на средних звездах кассеты, что это такое и как с этим бороться?
Ответ:
1) Звезды кассеты, особенно средние сильно изношены, цепь тем более. Выход здесь один, купить новую кассету и цепь.
Внимание, если купите только цепь, то ничего вы этим не поправите, нужно только парой, а если пробег слишком большой, то возможно передние звезды системы(особенно средняя) так же износились => замена(всей системы или только средней звезды).

2) Если пробег не большой, то скорее всего что то с петухом или переключателем => нужно выпрямить петух/настроить нормально переключатель.

Как продлить срок службы трансмиссии?
1) Чистить, а потом смазывать цепь и звезды(их только чистить)
2) Купить 2-3 цепи и менять их по кругу каждые 500-800 км(чем чаще тем лучше), чтобы растяжение цепи было равномерным, так как растянутая цепь сильно "сьедает" звезды кассеты и системы.
3) Когда все таки цепи и кассета будут изношены, следует их заменить, а не доводить до самого конца, иначе система также будет изношена(а ее срок службы гораздо больше чем одна кассета, да и стоит она совсем по другому).
#108854
29.04.2008 - 14:14
слава барабашов / @slava5650
Еще для удобства когда правите обод можно раскрутить колесо и потихоньку подвести сбоку к ободу маркер с обоих сторон, по полосе будет видно где выпирает
#108856
29.04.2008 - 14:19
Юлия Хлебникова / @Predstud
slava5650 [108856]: Слава, маркером всё колесо измажется и потом не отмыть, мелком советуют это делать!
Прежде, чем дать ответ, да и вообще что-либо писать, думайте, я вас очень прошу!
Обратите внимание, на самый первый пост, а именно: Внимание! здесь только вопросы и ответы. Для дебатов используйте другие темы. Это значит: цитируете вопрос, выделяя его красным цветом, и даёте ответ! Не засоряйте этот топик незаконченными "ответами" и не надо дополнять другие- если хотите- то давайте полный развёрнутый ответ!
Спасибо! Надеюсь на Ваше понимание, Слава!
#108859
29.04.2008 - 14:42
Юлия Хлебникова / @Predstud
Дефекты обода и их устранение
http://www.bike-repair.ru/rim.htm
#108862
29.04.2008 - 14:54
Ан Гарск / @BisuSlist
Flex [108848]: Специалисты из сервисных центров КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуют использовать при работе со спицевыми головками непрофильный инструмент:пассатижи,плоскогубцы и,даже,недорогие спицевые ключи. Так как использование этих девайсов приводит к уничтожению граней головки.За этим следует замена спицы вместе с головкой.
#108865
29.04.2008 - 15:20
Владимир (PSY Factor) / @psych
У меня есть вопрос:
Как ухаживать за байком. Точнее, как его мыть и чем его мыть. (Ато после покатушек по грязюке надо байк отмывать ведь).
Чем и как мыть и чистить переключатели, цепь и систему.
#108955
30.04.2008 - 03:25
Андрей Никольский / @nikolsky
в идеале:
прыскаем на велик велошампунем, например, Motorex, даём постоять несколько минут (не до высыхания)
берём тряпочку-губку и, промывая в чистой воде, аккуратно смываем всю грязь
берём слегка влажную тряпочку и вытираем весь велосипед насухо
берём грязную замасленную тряпку и накладываем ёё снизу на цепь (выше заднего пера, переключить предварительно на самую большую звезду впереди и на среднюю сзади) и поддерживая ладонью левой руки снизу медленно прокручиваем шатуны правой рукой против часовой стрелки. несколько полных оборотов цепи - убирается сильная грязь и комки-трава.
берём машинку для чистки цепи, заправляем шампунем-смывкой для цепи, например Barberri. устанавливаем машинку на цепь и крутим, как в пред. пункте до полного очищения. снимаем машинку, протираем цепь тряпкой (как вначале). можно также промыть водой, после чего снова протираем цепь тряпкой. даём полностью просохнуть.
берём шприц на 1-5 кубиков без иглы, либо спец-шприц для смазки, набираем 1-2 кубика смазки для цепи, например Motorex для влажных условий.
капаем по 1 маленькой капельке на каждый ролик цепи, медленно прокручивая шатуны против часовой стрелки. удобнее смазывать сверху рядом с пер. переключателем.
по окончании процедуры (цепь пошла на второй круг, что видно по уже смазанным роликам) пару десятков раз прокручиваем шатуны против часовой стрелки.
при необходимости отдельно прочищаются кассета (специальным инструментом либо жёсткой щёткой с длинной щетиной), передние звёзды и ролики заднего переключателя (последние потом можно смазать, капнув около оси на каждый ролик с каждой стороны)
ваш велик готов к новым свершениям!
#108958
30.04.2008 - 05:48
Александр Мартынов / @Rus
nikolsky [108958]: Спасибо! Ясно и доступно.
#108969
30.04.2008 - 08:40
Владимир (PSY Factor) / @psych
nikolsky [108958]: спасибо за разъяснения, но это в идеале, а если более менее приближенно к домашним условиям? Где-то все эти шампуни, машинку для чистки цепи и дополниетельные гаджеты продаются в свободной продаже? (Простите за оффтоп, просто ухаживать приходится за двумя велами и о велошампунях впервые слышу. Все таки хотелось бы послушать, какэто все делать, если нету велошампуня и специальной машинки для чистки цепи. Как будут даны разъяснения, этот пост можно будет удалить)
#109096
30.04.2008 - 15:39
Максим Пензин / @maxp
psych [109096]: если по-простому, то мыть можно обычной водой, мойка цепи дело сугубо личное, но чаще всего после грязных и мокрых поездок смазывать её приходится. Признак того, что уже пора доставать масло - цепь сухая на ощупь и характерно "свистит" при педалировании.

Основной момент, на который стоит обращать внимание при мойке велосипеда - нельзя погружать целиком направлять сильные струи воды на сальники (втулки, каретка, вилка).

Как показывает практика, содержание велосипеда в чистоте это больше эстетическая потребность, чем техническая.
#109130
30.04.2008 - 19:58
Юлия Хлебникова / @Predstud
#109132
30.04.2008 - 20:26
Александр Мартынов / @Rus
psych [109096]: я без всех приспособ, что были указаны мою так - перевернул вел, губкой с фэйри - кассету, систему и цепь с петухом, обильно так все пеню. Цепь прокручиваю, зажимая ее с двух сторон губкой. Потом той же губкой, но уже чистой водой поливаю эти же детали, но (maxp [109130]:) не обильно :) После этого, еще прогоняю цепь ликвимолевской очисткой. Затем тряпкой вытираю насухо и после этого только смазываю ликвимолевской смазкой. Удаляю тряпкой лишнее и...вел шепчет просто :))
#109172
30.04.2008 - 23:12
Евгений Чернигов / @EasyRider
Обслуживание амортизаторной вилки (эластомерка) - чем чистить, смазывать, как часто?
#109179
01.05.2008 - 03:48
Владимир (PSY Factor) / @psych
maxp [109130]: Кстати, в фак можно добавить вот такие приспособления, как описаны по ссылке Predstud [109132]: (это я про мойку велика). А себе возьму на заметку и скорее всего куплю.
#109198
01.05.2008 - 10:15
Максим Пензин / @maxp
psych [109198]: в фак можно добавить вот такие приспособления, как описаны по ссылке Predstud - дак добавьте же их поскорее! :)

Уверяю, у меня в браузере в точности такая же форма добавления сообщения, как у вас.
#109229
01.05.2008 - 16:25
Евгений Мартыненко / @Gunslinger
EasyRider [109179]:
Обслуживание амортизаторной вилки (эластомерка) - чем чистить, смазывать, как часто?

    Пружинно-эластомерная вилка конструктивно представляет из себя конструкцию "шток-корона-ноги" подвижно соединенную с "штанами" В качестве упругого элемента в таких вилках используется стальная пружина (за исключением самых дешевых вариантов где она отсутствует а вместо нее используется кусок эластомера - "резины", такие вилки называются просто "эластомерными"). Для обеспечения прогрессивной работы (т.е. когда усилие сжатия меняется нелинейно в зависимости от того, на какой ход срабатывает вилка) в таких вилках используется эластомер - кусок эластичного пластика вставленный внутрь пружины.

    Обслуживание эластомерных вилок, на мой взгляд бесполезная трата времени и сил, так как никакие процедуры не могут изменить качество ее работы.

    Пружинно-эластомерные вилки можно не только обслуживать но и попытаться модернизировать. Обслуживание таких вилок заключается в следующем:

    1. После каждой поездки нужно удалять грязь и пыль, скопившуюся на ногах вилки, т.к. уплотнения (пыльники) на таких вилках обычно низкого качества и плохо защищают вилку от попадания грязи внутрь, что сокращает срок ее службы.

    2. 2-3 раза за сезон, а лучше чаще производить разборку вилки с очисткой внутренностей штанов от старой смазки и грязи и закладкой новой порции смазки. Для очистки использовать можно любые жидкости, растворяющие смазку (напр. уайтспирит, бензин). Использование воды с моющими средствами нежелательно, т.к. внутренности такой вилки плохо или совсем не защищены от коррозии. Смазка обычно используется любая консистентная, лишь бы она не была слишком густой и была именно смазкой, а не например консервационной смазкой типа "пушечного сала". Если конструкция вилки обеспечивает достаточно надежное уплотнение между штанами и ногами, вместо консистентное смазки можно использовать жидкое масло, например моторное, но высокой вязкости (густое).

    Если на ногах Вашей вилки имеются сплошные пальники ("гофра") ни в коем случае не удаляйте их! На ногах таких вилок нет защитного покрытия (напыления) и без этих пыльников они быстро заржавеют.

    По поводу модернизации:
    1. Если Ваша вилка кажется вас слишком жесткой даже после смазки, можно увеличить ее ход и сделать мягче. Для этого нужно от эластомерной "колбасы" внутри пружины отрезать кусок 1-2-4 см и собрать вилку. Отрезанные куски выбрасывать не нужно, воследствии они могут пригодиться на старом месте.. :-)
#109249
01.05.2008 - 20:02
Kpacx Desu / @Kpacx
Вопрос:
Как ухаживать за переключателями? И в частности есть ли какие-нибудь приспособления для защиты переднего переключателя от грязи, а то его вечно закидывает (
#109358
02.05.2008 - 19:31
Иван Майоров / @Dizel
Kpacx [109358]: Есть. И стоят весьма немного. Называются "а-ля китайские крылья" продаются в Автограде, цоколе Комплекса по цене за пару в пределах 90-150 руб + 2 болта 8*30 с гайками. Все это ставиться на крепежнве места перед подсидельной рамой. Процедура прои определенном навыке занимает 5-10 мин.
Файл: /175 kb/.jpg
#109407
03.05.2008 - 02:12
Ст Си / @nord-veter
Опытные и знающие люди, посоветуйте мне ипродиагностируете. У меня при педалировании происходит равномерное постукивание педалей и втулки, что конкретно не понял, вроде педали не болтаются.
#109493
03.05.2008 - 20:56
Антон Кузьменко / @Tosha
Dizel [109407]: А если у меня сосис? Я одно крыло уже отломал, пока не придумал как на сосиса также сделать
#109498
03.05.2008 - 21:37
Шурик А / @Velmek
nord-veter [109493]: скорее всего не протянута каретка-картридж в раме она издает звуки в такт кручения педалей. ее надо просто протянуть.
#109789
04.05.2008 - 23:18
Sergey Arsen / @Arsen
Dizel [109407]: это то что должно идти в комплекте со Stels... :)

nord-veter [109493]: с очень большой вероятностью раскрутилась каретка, которую нужно протянуть, предварительно на всякий случай вынуть и смазать.

Tosha [109498]: забей и бери пример с нас, правильный перекл будет работать всегда и в любых условиях, правда иногда с помощью волшебного пенделя по нему что бы всё отвалилось, когда катаешься, то так лень слазить с вела из-за какой-то мелочи.
#109807
05.05.2008 - 02:02
Ст Си / @nord-veter
Velmek [109789]: Arsen [109807]: Спасибо.
#109820
05.05.2008 - 06:33
Ст Си / @nord-veter
взял у друга масло Hanseline в виде спрея. я вроде как напрыскал на цепь, она должна быть сразу же отсохнуть или как? а то у меня получилось как будто просто попрыскал и также сталосухо через пару секунд. до этого велик мы в ванной.
#110027
05.05.2008 - 17:39
Ст Си / @nord-veter
Я тут видимо самый чайник из всех присутствующих
#110028
05.05.2008 - 17:40
Максим Пензин / @maxp
Хочу купить горный велосипед, посоветуйте, какой лучше?
http://www.birota.ru/useful/choice.php
#110054
05.05.2008 - 20:12
Иван Майоров / @Dizel
maxp [110054]: Мда... сколько копья про "Стелсы" ломали... Все доходчиво и аргумметировано описано.
Arsen [109807]: Нет, на "Стелс" крылья подороже ставят :-)
АОдин из самых распространенных типов ублюдков на постсоветском пространстве. Геометрия которую нужно избегать как чуму: http://www.birota.ru/images/useful/newbike/bad.jpg , я узнал: http://www.minsktoys.shop.by/186/
#110108
06.05.2008 - 01:52
Kpacx Desu / @Kpacx
Снимал вибряки чтобы смазать оси на которых они собсна находятся, и все вроде бы нормально, но передний-правый откручивается вместе с осью. =( видимо болт сильно затянут, как выкрутить сам болт из оси ума не приложу...
#110284
06.05.2008 - 22:50
Виталий Бутаков / @Sarmat
Kpacx [110284]: как любую прикипевшую резьбу помести в баночку и залей тормозной жидкостью, через день должно откиснуть, если не откиснет тогда прокипяти в керосине если и это не поможет акуратно высверли болт и по новой нарежь резьбу.
#110286
06.05.2008 - 22:55
Kpacx Desu / @Kpacx
Bjakins [110286]: спасибо :)
#110292
06.05.2008 - 23:05
bory пупов / @keeper13
как снять эту кассету ?
Знаю что там стопорное кольцо должно быть, но я его не наблюдаю, оно ведь с внешней стороны должно быть, или это то которое утопленное? Головка на Шимано там другая должна быть отличной от стандартных??
Или маленькая звезда здесь играет роль стоп кольцо.....?вот в чем вопрос
#714484
15.04.2012 - 16:53
Ярс ツ / @Zabcektopom
Как закрепить ниппель на спице. Постоянно один раскручивается, если потуже закрутить - восьмерка получается:)
#714523
15.04.2012 - 18:21
Дмитрий Ившев / @po2
ZABCEKTOPOM [714523]: А, никак. Спицу и головку поменять. Резьба повреждена и не держит нагрузки. Т.е. головка не откручивается, а проскакивает.
#714529
15.04.2012 - 18:37
Юлия Хлебникова / @Predstud
#714530
15.04.2012 - 18:38
Юлия Хлебникова / @Predstud
#714531
15.04.2012 - 18:39
Андрей Горбунов / @multispekt
Небольшая информация: В торг центре "Карамель" на 3 м этаже в "Спортмастере" продается "тефлоновая" Шимановская смазка для цепей , стоит 390 руб. Еще там есть полезная щетка для чистки вела, удобно чистить кассету.
#715761
17.04.2012 - 19:38
Ан Гарск / @BisuSlist
keeper13 [714484]: Это кластер. И он снимается ключом за 15 секунд в магазине Омега.(при условии, что спицы хорошо натянуты) Если нужно снять звёзды с кластера, то нужны 2 хлыста для удержания-откручивания звёзд.
ZABCEKTOPOM [714523]: Ниппель на спице закркпляется путём приклеевания головки ниппеля к ободу каплей суперклея. Имеет смысл приклеевать, если резьба (спица, ниппель)целая.
#715838
17.04.2012 - 21:33
Ярс ツ / @Zabcektopom
BisuSlist [715838]: Прослабла вторая (вчера 60 км). Выкрутил обе, капнул фиксатора резьбы, вкрутил назад. Поглядим теперь, кто кого:)
#715851
17.04.2012 - 21:46
Павел Воробьёв / @vpv
ZABCEKTOPOM [714523]: если все спицы колеса протянуты с достаточным усилием и ровно, то силы трения достаточно, чтобы ниппеля не раскручивались. Значит либо все спицы плохо протянуты, либо локально погнут обод, что ведет за собой ослабление натяжки конкретной спицы.
Возможен вариант, предложенный Димой, но тогда срыв резьбы был бы заметен при затягивании ниппеля, думаю.
Самое простое - капнуть фиксатор резьбы очень слабый, либо ниппель ДТ Про-лок.
#715997
18.04.2012 - 08:51
Ярс ツ / @Zabcektopom
vpv [715997]: Меняли ниппели и протягивали в одном велосервисе:) Вывели идеально в общем-то, но вот теперь раскручиваются:( Не думаю, что там резьба сорвана (ниппели новые, а на спице потруднее будет сорвать). Просто некоторые затянуты слабо были, вследствие исправления восьмерки.
#716053
18.04.2012 - 11:35
Серж Васильч / @Stand-artos
ZABCEKTOPOM [716053]: Капнуть в стык ниппеля и спицы фиксатором резьбы. Капиллярным эффектом жидкость-фиксатор затянет некой частью внутрь ниппеля на резьбу. Затем затянуть ниппель до нужного положения. Если капнуть фиксатор на всю резьбу спицы или в ниппель, то держание будет максимальным. Продаётся в автолавках. Бывает разных цветов, чаще встречал синего и красного в 5-10 граммовых пластиковых ёмкостях.
Производители наиболее дорогих ниппелей, смазывают их резьбу фиксатором, на стадии производства.
Вариант, хотя их множество разных:
http://industrialsolutions.ru/products/henkel/henkel_rezba?gclid=COSe_uDgva8CFUx0mAodr2qVyg
#716191
18.04.2012 - 15:23
Павел Арсентьев / @Polkan
Stand-artos [716191]: Экспериментальным путём (на шкуре vpv :-) ) выяснено, что автомобильные фиксаторы для спиц неприменимы: красный вообще для неразборных соединений (склеивает насмерть, разъединение при нагреве до +250), и даже синий слишком крепко держит - вплоть до срыва граней ниппеля или порчи ключа. При этом спицу тоже нужно удерживать, и не пассатижами, а спецклещами (которых ни у кого нет).
Розовый фиксатор (с низким моментом фиксации) и специальный для цветных металлов - отсутствуют в Иркутске.

"Предсмазанные" ниппели делает DT ("ProLock"), однако и их весьма непросто подтягивать при нужде.
#716222
18.04.2012 - 15:58
Иван Майоров / @Dizel
Polkan [716222]: Иными словами нужно колесо полностью расслабить, затем выгнуть вручную обод, потом вновь протянуть колесо. Лично я делал именно так.
#716224
18.04.2012 - 16:03