Наши впечатления от соревнований на яхтах в классе "Торнадо" c борта GBR 1

Благодаря нашему общему знакомому Ходыкину Роману, который познакомил нас с Димой Бородулькиным, мы получили приглашение от Новосибирской Ассоциации "Торнадо" на участие в "Сибирской регате 2004" в олимпийском классе яхт "Торнадо".

После долгой переписки с Председателем Новосибирской Ассоциации "Торнадо" я и мой матрос Витёк решились выехать в город Новосибирск на соревнования "Сибирская регата 2004". Наша поездка началась уверенно, но не без приключений. Одно из них – это прошедший ураган в Иркутской области, который повалил 22 высоковольтные опоры. А так как Витёк работает в Иркутскэнерго, где объявили чрезвычайное положение, никого не отпускали с работы. Но все обошлось, и отпуск был предоставлен, пусть даже за несколько часов до отправления поезда.

Далее препятствием нам встал проводник, который наотрез отказывался брать наши латы в поезд, которые мы взяли с собой. А так не хотелось оставлять с трудом найденный бук на перроне. После напряженных разговоров с проводником и начальником поезда разногласие было разрешено, но с нас взяли обещание на приобретение бутылки водки, которая была переходным звеном к следующему приключению.

Единственное место, где можно было приобрести обещанный презент – это станция "Красноярск". Что мы и сделали. Правда, когда вернулись на платформу, то поезд уже ушел. И мы всей Иркутской командой остались на вокзале без вещей и в тапочках. Пришлось ловить такси и догонять свой поезд на станции "Казулька". Когда мы сели в такси и попросили привезти в эту станцию как можно раньше, то водитель сказал: "Вы у меня не первые и свою работу по обгону поездов знаю очень хорошо". И со скоростью 140-160 км/ч поезд мы догнали.

Подготовка катамарана "Шквал 7" к гонке
Когда приехали в г. Новосибирск, очень порадовала встреча команды местных торнадистов. Они отвезли нас в яхт-клуб "Чкаловец", где мы и прожили весь период соревнований. Каюта нам досталась хорошая, и соседи были отличные мужики – помогали нам постоянно. Что было важно, потому что наши знания класса "Торнадо" к тому времени были нулевые.

На утро следующего дня мы принялись изучать лодку, которая нам досталась. Это оказался польский пластиковый катамаран с хорошими парусами. Катамаран был в хорошем состоянии, благодаря золотым рукам Стрельникова Максима и Енина Сергея.

На второй день случился наш первый выход. Очень сильно поражала скорость лодки, которая моментально набиралась при приходящих порывах. Также было непривычно найти удобное место на тенте, натянутом между поплавков, потому что сильно буксовали ноги при попытке выкарабкаться поближе к наветренному поплавку. Витёк весом 110 кг тоже осваивался долго к новым условиям – резкая динамичность скорости, неустойчивая платформа и трапеция, которая, как мы думали в начале, не пригодится. В общем, за два дня тренировок перед гонками мы освоили немного маневренность и инерционность катамарана. Эти факторы мы считали важными, так как очень не хотелось участвовать в какой-нибудь аварийной ситуации из-за неопытности.

Предстартовые маневры
Первый день соревнований. Время – 20 минут до старта. Скорость ветра 5-8 м/с. Адреналин мы схватили, когда выходили в водохранилище к старту. Очень много яхт собралось у стартовой линии. Здесь и швертботы, и крейсерские яхты. На катамаране едешь как на лыжах в слалом, как бы не задеть никого, да еще и на старт успеть вовремя. Под впечатлением от всей окружающей суеты и возможности лодки, находящейся под нами, мы встали у стартового знака, готовые стартовать.

Старт катамаранов класса "Торнадо"
И был дан старт. И вместе с прозвеневшим колоколом была оторвана кипа одного из крепежей системы гика-шкота. Пришлось проводить экстренный ремонт подручными средствами. Поэтому наш старт не удался. Сильный ветер помогал нам, и некоторых соперников мы догоняли, а кое-кого обогнали на петле. Но ветер стих и тут начало проявляться наше неумение ходить в бакштаг. И все наши заслуги в течение всего этапа были проиграны на последнем треугольнике. И мы достойно заняли последнее место в первом этапе.

Старт второго этапа удался нам больше: на первый знак мы вышли третьими и продержались до второго знака на этом месте. До третьего знака мы наблюдали, как еще трое соперников обгоняли нас под генакером, которого у нас, к сожалению, не было. Финиш этой гонки был удачнее, чем предыдущей. Здесь мы пришли четвертыми. Так закончился первый день соревнований.

Cамодельный катамаран под управлением Максима Стрельникова
Второй день соревнований. Ветер средний, и наши результаты не многим отличаются от предыдущего дня. Лодок было зато на две больше. Пришли еще два экипажа, которые не смогли выйти в первый день гонок, и которые пополнили нашу группу "жо". До этого был один экипаж, гоняющийся, как и мы, без генакера. Таким образом, стало четыре лодки без генакеров. Всем нам оставалось либо обманывать в меру возможности (что было практически невозможно), либо надеяться на сильный и крепкий ветер, когда генакеры не приносили преимуществ или были крайне нежелательны.

Второй день гонок опять показал, что нам не хватает опыта управления катамараном, и поэтому мы проиграли четвертую гонку на финише, когда был реальный шанс прийти на пятое место. Помешал нам в этом соперник по имени Володя. Он заходил на финиш правым галсом и просто выдавил нас за финишную черту. Это было, честно говоря, обидно. Обидно на себя из-за того, что можно было совершить много маневров до подхода к финишу и не допустить подобной ситуации, а я так бился за каждый метр, что в результате проиграл гораздо больше.

Отлично сбалансирован-
ный вес экипажа и катамаран выходит "на лапу" - на один поплавок
Третий день соревнований. Ночью пришел фронт. Температура воздуха 13 градусов, и мы одеваемя во все, что у нас есть. Ветер в Аванпорте дует хороший. Когда мы вышли и поймали первый порыв, то катамаран задрало на лапу и вырывало у нас из-под ног. Не малый вес Витька стал казаться недостаточным, а порывы стали такими резкими, что приходилось часто травить шкоты. Когда выходили из Аванпорта, то дорогу перебегали глиссирующие "Оптимисты". Мы шли фордаком с выбранными шкотами. Страшно, потому что при узком выходе из Аванпорта можно переехать кого-нибудь.

Когда пошли на старт, то катамаран помчался в бакштаг с такой скоростью прошибая волны, что Витёк очень неуверенно висел на трапеции. Каждый удар носами в попутную волну заставлял рулить очень аккуратно, выбирая на пути волны поменьше. Хотя скорость также ограничивала возможность динамично рулить. Добрались со свистом до старта. И с нетерпением начали ждать колокольный звон, открывающий старт. Стоять вдоль стартовой линий тяжело. Все время дрейфовало, и маневрировали другие катамараны. На удивление, рядом не было других классов яхт.

Торнадо 41 идет в средний ветер в лавировку против ветра на наветренный знак
Старт открыт! Во избежание столкновения мы подождали пока пройдут катамараны, идущие правым галсом, и стартовали. Лавировка оказалась очень тяжелой. Шкоты добрать невозможно, потому что не хватает веса экипажа, а идти острее, значить остановить лодку и сделать неуправляемой. Накрывающая туча брызг омывает наши тела, полные избыточного адреналина, носящиеся с поплавка на поплавок при повороте. И вот первый знак – мы вышли на него первыми. Может из-за нашего веса или по другим причинам, но тогда нам некогда было думать об этом. Уваливание на бакштаг и взлет! Не могу сказать, какая была скорость, потому что, сидя на тенте, я то скрывался под волной, то подпрыгивал от удара волны снизу. Я просил Витька искать знак, потому что самому найти сквозь пелену брызг было тяжело, а отвлекаться на руле нельзя. Хотя, один раз я все же отвлекся. Дернув рукой, мы влетели в волну с такой скоростью, что оба поплавка врылись в волну до самой мачты. И Витёк, висевший на трапеции за задней балкой, при резком тормозе, на трапеции как на тарзанке просто улетел вперед. Пока летел, были мало успешные попытки поймать ванту или затормозить ногами, но не получилось, т.к. все облетел по длинной дуге, не затронув ничего. Приземлился он между поплавками перед передней балкой, погрузился по грудь в воду и продолжал висеть на трапеции. А т.к. катамаран шел, то его засосало под балку. Надо было видеть его лицо – на нем нарисовалась гримаса смерти. И я все понял – переворот неизбежен. Начал искать безопасное место при перевороте, чтобы гик по голове не стукнул или еще подобные мелочи не произошли. Справедливости ради, стоит отметить, что я начал приводиться, и кат спокойно прошел галфвинд и встал в левентик. Витек залез на балку, и мы полетели дальше – к победе.

Бориса Постникова
Переворот катамарана победителя
Когда проходили петлю, три катамарана сошли с дистанции, двое из них перевернулись. За нами стартовали только крейсеры, потому что все швертботы сдуло мимо старта на ближайший остров. Пролетая в бакштаг мимо крейсеров со скоростью вдвое, может втрое превышающей, мы наблюдали много перевернутых швертботов, но впечатлял больше катамаран, дрейфующий на боку. Эту картину мы видели впервые. И у нас даже возникла мысль сойти с гонки и уйти в яхт-клуб, но задерживало положение на дистанции. А когда мы заметили, что потеряли лючок, и в открытое отверстие стремительно заливается вода на каждой волне, то мы уже решили сходить. Но так не хотелось этого делать. И тогда пришла в голову идея – менять лючок, оставляя подветренный поплавок герметичным. Витёк поддержал идею, и мы продолжили гонку. Страшнее всего было менять на бакштаге, когда матрос сидел у подветренного поплавка. Приходилось долго идти в фордак. Поэтому самым тяжелым оказался последний треугольник. В галфвинд полностью травили паруса, но этого было иногда не достаточно и нас бросало в брочинг, которому приходилось содействовать рулем, чтобы избежать переворота. Лавировку мы прошли хорошо и финишировали в этом этапе первыми. Вторым финишировал Дима Бородулькин и третьим Макс Столяров. В этой гонке из вышедших на старт 9-ти катамаранов стартовало 8, а финишировало всего три. Три катамарана было перевернуто, и двое из них сломали мачты. Два катамарана не вышли на дистанцию, и один сошел с нее.

Похвастаться нам особенно нечем, в общем зачете мы заняли 5-е место. Но впечатлений набрали очень много. Класс "Торнадо" очень сильно заинтриговал, и мы горим желанием развиваться в этом спорте.

А теперь я поведаю вам краткое толкование столь не понятных для многих мозгов слов.

Латы – деревянные или пластиковые рейки, необходимые для формирования профиля паруса и его жесткости (в нашем случае это были заготовки длиной 3 м, сделанные из Бука ширина 35 мм, толщина пачки лат – 15 см).

Бук – сорт ценного дерева, из рода дубовых, имеет весьма схожую структуру с дубом.

Швертбот – небольшая яхта, не имеющая фальшкиля (стационарного балластного киля).

Кипа – специальные кольца для крепления тросов, веревок.

Гик – дюралевая труба, находящаяся на расстоянии 85 см над палубой, параллельная палубе, прикреплена к мачте. Необходим для установки грота (заднего паруса) и при поворотах перелетает с одного борта на другой, норовя стукнуть по башке.

Гика-шкот – веревка для управления гротом и гиком.

Генакер – огромный парус для попутных курсов.

Практически вся ассоциация "Торнадо" города Новосибирска
Травить шкоты – альпинистский вариант травить – "выдавать", шкоты – веревки для настройки и управления парусом.

Фордак – курс яхты, когда ветер дует чисто в корму (сзади). Вот есть такое пожелание у яхтсменов: "Попутного ветра и снега в горбатую спину".

Бакштаг – курс яхты, когда ветер дует сзади и немного с боку.

Трапеция – снасть, прикрепленная к верху мачты, и обвязке матроса, с тем, чтоб матрос мог вывешиваться для откренивания за борт – используется для уравновешивания в сильный ветер.

Галфвинд – курс яхты, когда ветер дует чисто с боку.

Левентик – курс яхты, когда ветер дует чисто в лица.

Лючок – конструктивное отверстие в палубе, для ремонта, откачивания вод, проветривания поплавков, закрытое специальной крышкой (лючком).

Брочинг – потеря управления яхтой в сильный ветер/волну.

Выдержка из статьи в журнале "КиЯ"

"Благодаря содействию Романа Ходыкина в гонке "Сибирская регата" приняли участие и Иркутский экипаж Сергей Дюжаков и Виктор Макушев (яхт-клуб "Исток"). Они быстро освоились на новой для себя акватории и в новом классе, заняв в итоге общее пятое место и первое среди "Классик Торнадо". Причем, надо сказать, выиграли самую сумаcшедшую гонку этого сезона, когда средняя скорость ветра составляла 15-18 м/с, а максимальная доходила до 24 м/с. В этой же гонке по техническим причинам сошли с дистанции восемь кресерских яхт, затонула одна "Ассоль", два "Торнадо" сломали мачты."
Дмитрий Бородулькин,
президент ассоциации класса Торнадо г. Новосибирска,
номер журнала за март-апрель 2005 г

Рулевой Сергей Дюжаков,
матрос Виктор Макушев. (я/к "Исток")