Братск-Иркутск: Траверс Победы 2004

Ключевые слова: Тянь-Шань, пик Победы, альпинизм

Гора и команда

Пик Победы (7439 м)

В самом центре Тянь-Шаня, в хребте Кокшаал-Тоо, расположен – нет, это нельзя назвать пиком – грандиозный горный массив, протянувшийся с востока на запад на 14 километров. И практически на всем этом отрезке высота не понижается менее 7000 метров над уровнем моря! В центральной части массива расположена огромная башня, поднимающаяся еще почти на полкилометра. Гребень, венчающий эту башню на протяжении почти полутора тысяч метров по горизонтали, и есть собственно то, что называется пик Победа. По вершине проходит граница между Китаем и Киргизией, поэтому наши альпинисты совершают восхождения на нее только с северной стороны – холодной, обледенелой. Она настолько велика, что помимо Главной вершины с отметкой в 7439,3 метра собственную топонимику имеют еще несколько ее частей. Западное плечо Победы высотой 6918 м грузинской командой в 1961 году было названо пиком Важа Пшавела. Противоположный конец массива, расположенный в верховьях ледника Звездочка, оканчивается Победой Восточной (7048 метров). А возвышение между Главной и Восточной вершинами известно как пик Советская Армения – 7150 м. (Сегодня говорят короче – пик Армения).

Траверс Пика Победы
Эту вершину недаром нарекли именем "Победа". Весь альпинистский мир с ней на Вы. Гора-загадка, гора-легенда, гора-пьедестал. Пожалуй, только Эверест и К2 имеют столь же мифическую историю и мистическую репутацию. Когда в среде горовосходителей говорят об этих вершинах – как правило, лица людей становятся серьезными. С Победой, уж точно, шутки плохи.

Здесь отсутствуют даже относительно безопасные маршруты, погода чрезвычайно переменчива, внезапны ураганы, а мощь их такова, что ветер сдувает людей с гребней, лавины сходят "без расписания" практически в любом месте массива, перепады температуры воздуха в короткое время достигают 55 градусов, а влажность воздуха – до 100%. Победа, являясь центром всего Тянь-Шаня, в прямом смысле притягивает к себе ураганы из верхних слоев атмосферы.

Освоение пика Победа сверх всякой меры переполнено трагизмом. Это самый северный семитысячник, самый холодный. И, пожалуй, самый страшный – на его склонах навсегда остались десятки альпинистов. Лишь немногих из них спустили вниз. Для большинства тех, кто здесь лег, Победа – вечный мавзолей. К началу 60-х годов сложилась поистине удручающая статистика: 25 альпинистов взошли на вершину и 27 погибли. К 1969 году число погибших и благополучно спустившихся сравнялось. С развитием техники и тактики альпинизма, совершенствованием снаряжения и подготовки восходителей сальдо изменилось в положительную сторону, но факт остается фактом – каждый год в среднем по два альпиниста не возвращаются со склонов Победы. И теперь в списке погибших пошла уже вторая сотня имен. В этом году в России были опубликованы сведения, в которых утверждалось, что по этому мрачному показателю Победу опережает только одна гора – Эверест. Но на Эверест, в отличие от Победы, в последние годы налажен чуть ли не массовый туризм, на классических маршрутах в иные дни выстраивается самая настоящая очередь. Траверс всех 3 вершин пика Победы, по оценкам специалистов, значительно осложняется тем, что:
  • Основная часть маршрута проходит на высотах, близких к 7000 м.
  • Являясь разделителем между теплыми воздушными массами с юга и холодным воздухом с севера, пик Победы известен резкими изменениями погоды. Из-за длительных периодов непогоды восхождение может стать невозможным из-за ураганного ветра и полутораметрового слоя снега.
  • Точка возврата практически отсутствует – только вперед.
Все команды, прошедшие траверс со стороны перевала Чон-Терен оказывались в призерах чемпионата Страны, что также говорит о большой сложности выбранного маршрута. Статистика прохождений содержит ряд неудачных попыток, закончившихся трагически.

Команда

Владимир Белоус

19.09.1969 г.р., Братск. 1-й спортивный разряд по альпинизму.

1993 – п. Ленина (7134)
1995 – п. Ленина (7134)
1999 – п. Хан-Тенгри (6995)
2001 – п. Победы (до 7000)
2002 – Шиша-Пангма (8012)
2003 – Эверест (до 8700)

Алексей Коронатов

28.04.1976 г.р., Братск. 1-й спортивный разряд по альпинизму.

Высотные восхождения:

1999 – п. Хан-Тенгри (6995)
2001 – п. Победы (до 6500)
2002 – п. Хан-Тенгри (до 6000)
2003 – п. Корженевской (7105), п. Коммунизма (до 7000)

Максим Кривошеев

13.04.1970 г.р., Иркутск. КМС по альпинизму. КМС по скалолазанию. Призер Чемпионата России по альпинизму.

1992 – п. Хан-Тенгри
1992 – п. Победы
1994 – Эверест (до 8300)
1994 – п. Эльбрус
1996 – п. Хан-Тенгри
1999 – п. Ленина траверс

Дмитрий Песков

1966 г.р., Иркутск. КМС по альпинизму.

1992 – п. Хан-Тенгри
1992 – п. Победы
1993 – п. Коммунизма
1993 – п. Корженевской
1996 – п. Хан-Тенгри
1999 – п. Ленина траверс

Сроки экспедиции: 15 июля – 30 августа 2004 года.

Новости от 20 июля 2004

Привет всем!

Тренировочный забег
в Каркаре
Сегодня вторник, третий день нашего сиденья в лагере в Каркаре. Вот краткие события прошедшие с нашего отьезда.

У нас сейчас разлагаловка, сидим на вертолетной площадке в предгорьях в МАЛе (межлународный альп лагерь) и ждем погоды. Добрались мы сюда удивительно быстро и без приключений: 2,5 суток поезд до Алматы, там нас встретили и повезли сразу же на микроавтобусе в Каркару. В МАЛ наша турфирма передала нас другой для заброски на ледник, т.к. в этом году летает только один вертак из Каркары от Валиева (где мы сейчас сидим). Говорят что зимой во время каких то спасработ киргизы угробили 2 вертолета и сейчас с этим напряг.

Сюда мы прибыли вчетвером: это я, Леха Коронатов, Макс и Дима. Остальная наша толпа во главе с Женей параллельно с нами уехали в Каракол, чтобы потом отправить груз вертолетом из (Мойдодыра) а самим идти пешком по леднику. Груз будет забрасывать наш же вертолет (он летает сложным треугольником).

В лагере у Валиева, конечно, наиболее комфортно. Неизвестно во сколько нам это встанет, но нас поселили, кормят, поят и денег не берут, поскольку мы от другой фирмы и здесь вроде как проживаем взаимозачетом.

Сходили в баню наберегу ручья, в ообщем, разлагаемся. Вчера начали понемногу тренироваться – бегали на ближайшую гору. Сегодня для разнообразия кросс по дороге по долине. Народу скопилось здесь на 3 рейса, мы еще и не первые.

Наверху навалило куча снега. По связи передали, что на Хане погиб поляк – улетел со стены с севера. В общем, все события впереди.

ВП – где отчет?
Вдохновение
Внимание – розыск!

Видео:

pobeda-18.07.2004.mpg (8 мб) – cъемки из поселка Каркара.

Новости от 22 июля 2004

Посадка
Лавина
Вчера прилетели на ледник на 4000. Разместились в БЛ очень хорошо – большие палатки на 2 человека, очень уютно и просторно. Раскидали все свое оборудование, получилось как в пресс центре в горячей точке. Накормили до отвала, персонал (девушки) приветливые и очень даже ничего для таких мест (видели вчера на фото, зовут Маша). Чего их сюда несет не понятно, 2 месяца в снегах, из окружения отмороженные альпинсты и непонятные для русской души буржуи.

Все 4 дня нет погоды. Когда мы сидели в Каркаре, здесь валил снег и сейчас, когда вышло солнце, повалили лавины, можно сказать одна за одной, как на фронте. Мы надеемся что традиционная большая лавина с Победы сойдет того, как мы будем пробиваться на Чон-Терен, в любом случае пойдем с предосторжностями.

Сегодня пойдем вверх на забросу в строну Дикого, завтра уйдем дня на 3 к Чон-Терену. В минуты отдыха приготовили кучу вешек, для маркировки ледника, на красные тряпочки пущен банер кока-колы.

Вчера по приезду у всех проявилась в легкой форме горняшка, но мы вовремя злоупотребили адаптагеном (водкой) и вечер прошел весело. Ночь прошла тоже вполне прилично для первой ночевке на высоте.

Сегодня на вертаке увозили труп поляка, ушедшего с северной стены Хана.

Да вчера к нам прилетел Валек с грузом, остальная толпа идет пешком к нам из Мойдодыра, на это уйдет дня три. Они подойдут, когда мы будем наверху. Вокруг наших палаток наставили флагов Альпиндустрии, Братска, Иркутска и России. А Валентин присоединяется к нам.

Айр Кыргызстан

Самая красивая
Фото с иллюминатора

Видео:

pobeda-21.07.2004.mpg (9 мб) – залет на Южный Иныльчек. (файл может плохо воспроизводиться)

Новости от 2 августа 2004

Привет всем!

Хорошо в палатке
с компом
Второй день отдыха, и я собрался написать письмо о первом выходе.

Вчера просто отдыхали радовались жизни, отпивались всеми жидкостями, ходили в баню на леднике и конечно смотрели почту.

Проходили мы 5 суток, но впечатлений хватает и, как полагается после первого боя, первые потери и корректировки в составе. Ходили мы с нашей основной группой (Белоус, Коронатов, Песков, Кривошеев, Житихин) и группой поддержки (Антонов, Берсенев и Евстигнеев!). Змей остался в БЛ, так как болела нога.

Первый день – подьем по леднику в сторону Чон-Терена, движение в связках и снегоступах через трещины на фоне многочисленных лавин со склонов центральной и восточной Победы.

Второй день опять движение вверх, еще более разорванный ледник и постепенный набор высоты. Остановились на ночевку, не доходя около 1.5 км до перевального взлета из соображений безопастности. Вид идущих постоянно лавин напрягает.

Третий день встаем в 4 утра, ничего не варим, сразу собираем лагерь, уходим наверх, чтобы опять же, безопастно выйти на перемычку. Поднимались довольно долго, 4 часа, повесили 4 веревки, последняя самая крутая с ледовой стенкой – оставляем на постоянно. С седловины 5500 открывается красивый вид на пик Военных Топографов и на китайский Тянь-Шань-Тимер.

Через трещины
Вся группа остается на седловине рыть снежную пещеру, а я, Дима и Макс отправляемся наверх провешать перила и посмотреть дорогу дальше. Проходим крутой взлет, вешаем 2 оставшихся веревки и возвращаемся назад. К этому времени 2 пещеры практически вырыты мы успеваем, заселиться туда и начинается сильнейшая метель.

На следующее утро выясняется, что после проведенной высотной ночевки дальше вверх двигаться могут только я, Валек, Дима и Макс, хотя и у нас голова болит как у всех, но терпеть можно, а движение всегда облегчает головную боль на высоте.

Подьем занял около 4,5 часов и мы вылезли на предвершинное плечо Восточной Победы 6100-6200, склон оказался очень крутой, и мы по ошибке не забрали далее наверх провешаные в начале две веревки, чем я озаботился, поскольку на следующий день надо будет спускаться. Остальная часть группы провела этот день на седловине, пытаясь прийти в себя.

На 6200 мы с большим трудом за три с лишним часа непрерывной работы вырыли пещеру, потратили на это все силы, забились внутрь и начали пить спирт в целях адаптации и согревания. На 6200 до всех нас дошла горная болезнь (от природы не убежишь), ночь прошла беспокойно, посреди ночи начали топить воду, Валек начал пить таблетки. Но все же наступило утро мы оставили максимум вещей в пещере (для следующего рывка), в том числе палатку, газ, продукты и начали спуск вниз. Параллельно с нами наша группа с седловины начала спуск вниз, рассчитывая, что мы их догоним (что в итоге и получилось).

Вверх
к Восточной Победе
Спуск наш с 6200 оказался действительно тяжелым (не зря я переживал). Отсутствие страховки, крутой склон, заставили не раз идти лицом к склону в 3 такта (я иногда в 4, т.к. у меня был снежный крюк в руках). Уже на леднике мы догнали группу, ушедшую ранее и выяснили, что одному из участников стало плохо и поэтому скорость была минимальной (а аптечку мы оставили на 6200).

Все вместе, связав 2 большие связки мы стали спускаться вниз по леднику. Это было уже средина дня, ледник весь расквасился, и мы начали проваливаться в трещины. Меняя ведущего после очередного падения в трещину, мы все же медленно продвигались в сторону БЛ. К вечеру вся группа вернулась в лагерь.

Наш больной был осмотрен врачом и тот успокоил, что ничего криминального нет, просто сильное переутомление. Так закончился первый выход, вместо шести мы сделали все, что планировали, за 5 дней. После этого один из участников траверса заменился (Леха на Валентина). Таким был этот выход.

Сейчас мы набираемся сил, следующий выход решающий, если не сказать более пафосно. Группа Жени Антонова будет делать еще один акклиматизационный выход уже на Победу классику и потом решать. К ним примыкает Леха.

Теперь уже можно за нас поболеть. О старте напишем дополнитеьно.

В связках
и снегоступах
Евстигнеев

Вверх
к Чон-Терену
Перед выходом

Видео:

pobeda-29.07.2004.mpg (8 мб) – акклиматизационный выход на Чон-Терен.

Новости от 6 августа 2004

Здесь женщинам не место, и очень жалко когда они гибнут.

У нас тут сегодня был страшный день, как на войне. Подняли лагерь около 6 утра гонцы из под Хана, на подьеме на Хан между 1 и 2 штурмовым лагерем сошла лавина смела кучу народа, в это утро туда поднимались Наташка Дульская, Борисыч, Саша и Нина (иркутяне – прим. ред.). Мы обменивались рациями до этого, тут же включили, и Наталья отозвалась сразу. Они все живы, вышли чуть раньше бы минут на 10 и кранты, лавина не докатилась до них чуть чуть.

Мы были сегодня на отдыхе и тут же всем составом ломанулись на спас работы. Когда прибежали туда, то двоих живых раненых уже грузили в вертак. Мы подтаскивали труп девчонки из Чехии, но ее не взяли – в первую очередь только живых. Страшно было на не ее смотреть – совсем молодая. Всего погибло около 12-15 человек, на поверхности около 6 трупов, остальные погребены. Спускать и откапывать трупы сегодня не решились, так как висит огромный козырек ледовый, и около 11 часов был уже третий обвал с лавиной (первый, кровавый был около половины пятого утра).

В основном побило ледяными кусками людей. Наталья тащила оторванную ногу, сначала думала что это ботинок с фонариком. Много погибло чехов (у девчонки, которую мы тащили в вертак). Потом подошел чех – молодой парень и говорит: "Что мне делать, я ее муж..." Он похоже был в шоке.

Еще погибли барнаульцы, москвичи – пока говорить трудно. Есть просто пропавшие: кто жив, кто погиб – не ясно. Наташка говорит, что впереди них под лавиной ушло человек 20. Сейчас все вычисляют у кого сколько не хватает (это трудно, не все организованы).

Девчонки, занимайтесь шейпингом и ждите нас дома.

Погибшие девочки добивают.
Хотя и мужиков очень жаль.
Гора берет свою цену и каждый может ее отдать в любой момент.

Помним о каждом и очень очень скучаем!

Хотел написать сегодня подробное письмо о последних событиях но утренняя лавина выбила все из колеи. Короче последних выход наш на траверс кончился тем что в плотной пурге мы не смогли в принципе увидеть куда лезть (не видно было даже стены Чон-Терена), навалило кучу снега и мы отступили. Как я думаю верно там тоже эти два дня должны обваливаться все склоны. А мы должны выжить и победить. (Хотя мы не ФАНАТЫ).

Пришли через сутки в БЛ и провели собрание, где все высказались и я, как можно догодаться, жестче всех. Подробности опущу, поскольку это дело тонкое, и кто как дальше себя покажет еще посмотрим, тем более, что реальность страшноватая (особенно после сегодняшего дня).

Но итог такой:
Все мы в полном составе уходим под В Победу. Хан, Победа-классика отменяются. Ставим передовой базовый лагерь под Чон Тереном и весь народ нам помогает организовать там БЛ, страхует на случай аварии до В Победы и идет с нами на восхождение на В Победу, а потом вниз, а мы уходим в отрыв. Идея такая – все силы на траверс и это главная цель и общая работа и общая победа.
Продолжаем играть в игры для мужчин.

Евстегнеев – на гребне волны, настоящий репортер, а здесь еще кровь, риск, интрига – короче, станет звездой. Держится крепко, молодец. А так все в норме.

Фотографии c комментариями Дмитрия Пескова

Вид сверху: внизу перевал Чон-Терен, за ним черная стена пика Топографов. Видно, что склон крутой – не расслабишься, причем есть закрытые трещины. На спуске я в одну из них провалился по горло, но успел зацепиться ногой... попыхтел и вылез.
Макс Кривошеев – локомотив команды, 2/3 шел первым, рвался вперед даже тогда, когда разумнее было взять паузу. Он был готов идти до конца, ему помешал(и) трус(ы).
Торчащий из снега ботинок, точнее шекельтон, и разорванная палатка на довольно крутом склоне. Предположительно, она стояла выше под скалами, высота 6850 м: все, что осталось на поверхности от экспедиции 1955 года. Из 12 человек выжил один – Урал Усенов. Возможно, сильный ветер выдул из фирна то, что вы видите.
Вид главной вершины с траверса 500 м примерно после Восточной вершины. Левая часть – Китай, правая – Киргизия. Проблема подъема на главную вершину в пересечении лавиноопасного склона по диагонали, в обход центрального скального ребра (бастиона) справа. Вариант слева еще более фантастический.
Дмитрий Песков – поддержал Белоуса в предложении повернуть обратно, т.о. похоронил надежду на сенсацию. На высоте человек становится трубой, которая с хрипом гонит холодный пустой воздух в легкие. 10-15 вздохов и ты оживаешь, 5-6 шагов и снова почти труп.
Вид с гребня рядом с вершиной Восточной Победы на гребень, уходящий в сторону Китая, примерно в юго-восточном направлении.
Те, кто перевалили через Восточную Победу и стали спускаться в сторону главной вершины на 400 м (примерно), что стало неприятным сюрпризом (предполагали, что гребень горизонтальный): Владимир Белоус, Дмитрий Песков, Максим Кривошеев.
Видео:

pobeda-12.08.2004.wmv (7 мб) – репортаж Александра Евстигнеева (телекомпания "Братск") о завершении экспедиции с интервью Володи Белоуса, Максима Кривошеева и Димы Пескова.

khan-tengri-05.08.2004.mpg (7 мб) – репортаж Александра Евстигнеева (телекомпания "Братск") о лавине на Хан-Тенгри с интервью Максима Кривошеева и Натальи Дульской.

pobeda-06.08.2004.mpg (7 мб) – репортаж Александра Евстигнеева (телекомпания "Братск") после акклиматизационного выхода на Чон-Терен и дальнейших изменениях планов группы с интервью Димой Пескова и Володи Белоуса.