Иран 2016. Восхождение на Демавенд, путешествие по городам Персии

Автор:Диана Мартынова(DMart)
Опубликовано:25.05.2016
Ключевые слова: Иран, Демавенд, вулкан
Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Сергей Есенин

Хотела ведь в Грузию поехать, но решила, что в Иране я смогу побывать только раз и опять в этой безумной компании людей от альпинизма, Коли, Андрея... Решилась за 5 секунд, как всегда!

– Мы берём билеты! – И мне, и мне!

30.04.2016

И вот мы уже летим в самолёте до Москвы, берём машину, катаемся на Воробьёвы горы, потом на Арбат, обедаем в Ёлки палки, доходим до Александровского сада. День накануне Пасхи и кругом все в пасхальных украшениях, арки из цветов, расписные яйца. Люди с корзинками освещают куличи и крашеные яйца. Настроение тоже праздничное. Из сибирской весны мы уже попали в зелень и цветение Москвы. Возвращаемся в аэропорт и, благодаря Наташиной волшебной банковской карте попадаем в вип-зал, где бесплатно можно пить вино и брать закуски. Смеёмся, что зря ходили в ёлки палки!

01.05.2016

Перелет до Тегерана занимает примерно 3,5 часа. Сразу в аэропорту получаем визу, заплатив 70€. Здесь нас уже встречает наш улыбчивый Экстрим гид Сергей и часть участников, прилетевших раньше или на одном самолете с нами. Группа на восхождение включая гида и помощников – 17 человек с широкой географией: Украина, Крым, Казахстан, Москва, Нижний Новгород, Башкирия и основной костяк это Иркутск. Спать, спать, спать...

Утром завтрак и небольшая прогулка по Тегерану. Район, в котором находится наша гостиница, очень похож на Тамель в Непале или Торговые улицы Патайи. Весь первый этаж магазины с целыми улицами тематических товаров. Мы живём среди запчастей, колёс и аккумуляторов. Не нашли обменный пункт, деньги меняли в гостинице. Женщины все ходят в платках и жакетах либо в черных одеждах в пол, как черные вороны, лица разные, есть со сведенными и нахмуренными бровями, но большинство улыбающихся и открытых. Иногда проскакивает нечто радостное и цветное. У меня с головы сдуло платок, тут же поймала недоуменные взгляды, как будто трусы слетели. Тегеран показался шумным, загазованным, с потоками беспорядочно снующих машин и мотоциклов. Переход через дорогу по пешеходному переходу вызвал некий шок, здесь это бесполезные черточки на земле, переходить улицу можно в любом месте и лучше с закрытыми глазами.

Нашли менял на площади недалеко от Голестана, но хитрят, пишут курс, а потом берут себе процент. Деньги здесь называются реалами, а цены в основном в туманах, 1 туман = 10 реалов. Умножаем все ценники на 10. Дынный коктейль от 30-50 тыс. реалов, фисташки 400 тыс. реалов, обед 100-300 тыс. реалов – в зависимости от того, что возьмешь.

После обеда выезжаем к пику Точал для акклиматизации. Долго едем по Тегерану (водители что-то напутали), но успеваем осматривать город. Северная часть города оказалась вполне красивой. Много зелени, цветов, ландшафтного дизайна. Есть красивые современные районы с жилыми комплексами, довольно чисто. Многоуровневые автомобильные развязки, часть пути проехали по подземному тоннелю.

Точал. Высота 3965 м. Подъем с рюкзаками с 1800 до 3200 метров до приюта Шипала. Дорога вначале не сложная, но постепенно угол подъема меняется, тропа переходит в вереницу высоких каменных ступеней с перилами из натянутых тросов. Хорошая тренировка для наших ног. Дошли за 2,5 часа, чистого хода &nash; 2 часа, 30 мин – отдых. В приюте нам дали комнату на 40 мест с матрасами и одеялами. Есть небольшой бар с напитками и шоколадками, но у нас процесс уже запущен, Сергей варит нам ужин. Собственно, в конце нашего путешествия нам была роздана анкета, в которой был пункт – оцените качество питания на маршруте, я поставила 5, но не могла же я себе и своим коллегам поставить оценку ниже. Прости нас Сергей! Мы не дали тебе шанса проявить кулинарные способности, но думаю, ты не в обиде на нашу помощь.

Вечером наблюдаем феерическое зрелище, перед нами лежит многомиллионный Тегеран (9-13 млн. человек), переливаясь разноцветными огнями, он завораживает, притягивает взгляды, ради такой картинки стоит подняться так высоко! Хочется клетчатый плед, дымящийся кофе, удобное кресло...

Выспалась! Я выспалась!

02.05.2016

Идём на Точал. Шли три часа, спускались 1,5-2 часа. Чем выше, тем больше бьется сердечко. Тропа каменистая, с осыпями, но не сложная. Встретили трёх собак, которые пошли с нами наверх. Не зря. Им достались печеньки и остатки ветчины. На пике встретили иранца в одной футболке, хотя погода совсем не жаркая. С вершины в ясную погоду можно увидеть Каспийское море, но тучи расходились неохотно и на короткие мгновения. Море мы не увидели.

Спустились в приют и после небольшого отдыха и перекуса сходили по горной речке, по водопадам. Цветут дикие тюльпаны, растёт лук. Трое участников искупались в небольшой заводи. Вечером учили новичков играть в свинтуса, я опять тормозила на «хлопкопыт», но в кои-то веки выиграла два раза! Было весело!

03.05.2016

Спуск в Тегеран, прогулки по городу, Голестан был уже закрыт, поэтому пошли в сокровищницу персидских шахов. Много разных ювелирных изделий, посуды и других изделий, очень древних и не очень. Сидела перед зеркальцем хатун и перебирала свои цацки. Что надеть, что бы понравиться шаху? Ночью в комнате жужжал комар, мне показалось так по-русски...

04.05.2016

Едем в Полур, Дороги с нашими не сравнить, вокруг довольно серый пейзаж, который скрашивается видом иногда открывающихся гор. Вблизи Тегерана очень много лесопосадок из сосен, ёлок и кедров. По дороге заезжаем купить фрукты и овощи. Едим клубнику. Красивая, но не очень вкусная. Дорога занимает примерно 3 часа.

Получаем пермиты в Федерации альпинизма Ирана. На транспорте повышенной проходимости (водитель включил нам национальную музыку и показывал фото своей дочери) доезжаем до Гусфанд Сара. Высота 3200. Здесь нанимаем мулов. Один рюкзак – $20. Однако! Расценочки! Спихиваем мои вещи в рюкзак Андрея, в мой еду из общака. Погонщик мулов мечется, причитая, между рюкзаками, не ожидал от нас такого подвоха, но и мы не ожидали таких цен. Поднимаемся до приюта на 4200. Путь занимает около 4 часов, дорога каменистая, местами с потоками тающей воды. Наверху лежит снег. В приюте холодно, но терпимо. Слегка болит голова и слегка подташнивает, но аппетит нормальный. Головная боль проходит к утру.

05.05.2016

Делаем акклиматизационный подъем примерно до 4700. Выше сил идти нет, дует очень сильный ветер. Ветер воет всю ночь. Даже поход в туалет становится подвигом. Остаток дня проводим играя в «свинтуса» и «крокодила» и распевая песни, вовлекая в процесс всех обитателей приюта. Вечером пришла толпа скитуристов из Германии, собираются делать блиц-криг на вершину и обратно в Полур.

06.05.2016

Просыпаясь ночью все время думала о том как бы отказаться от восхождения. Слишком тяжело дался подъем на 4700. Решила, что пойду, но по состоянию... Может до 5000 хотя бы... Подъем в 4 утра, варим и едим очень вкусную овсянную кашу с шелковицей и курагой. Выходим примерно в 5:15. Чуть раньше вышла большая группа скитуристов. Идём траверсами по их следам, обгоняем. Идется очень хорошо. Почти без остановок заходим на 5000 и идём дальше. Ветер дует не переставая, не такой сильный как накануне, но все же меня он выматывает, сносит с ног, иногда у меня начинается внутренняя истерика. Когда же это кончится.  Прекратись хоть на минуту. На одной из остановок Сергей показывает снежный флаг над вершиной и у меня появляется уверенность... Точно дойду... Ради вершины готова еще потерпеть. По дороге попадаем на фумаролы с серными испарениями, воняет тухлыми яйцами. Если ими надышишься, может начаться рвота, головокружение. Обходим их на сколько это возможно. На подъемах считала шаги 50-70 шагов, остановка, дышу. Последняя остановка. Сергей, Юра, Артём и Андрей сидят в 30 метрах выше. До вершины 100 метров по горизонтали и 15 по вертикали!

— Ура! Я дошла!

На вершине несколько больших камней, за которыми прячется кратер. Высота 5617 по Юриному телефону. Дошли за 5:15. Делаем серию фотографий, подтягивается еще несколько участников, начинаем спуск, на спуске еще участники, которым подниматься ещё минут 40.

На спуске не обошлось без происшествий. Один из участников (умолчим его имя) неуправляемо проехал по склону около 300 метров.

Рассказ от 1-го лица:
«В жизни бывают случайности и закономерности. Что это было я не пойму. Я не люблю кататься на пятой точке. Не люблю мокрые штаны. В какой-то момент я немного соскользнул(а) и сел(а) на попу, рядом сидел еще один участник. Мы попробовали – катится ли... Не катилось. А потом вдруг поехало... Летел(а) я метров 300-500 по разным оценкам. Страха не было, только работали мысли. Надо скинуть вторую палку, одна слетела сама, не налететь бы на камень, не надо, чтоб ловили, будет хуже... В какой то момент удалось развернуться на живот вниз головой, расставил(а) руки ноги и начал(а) упираться носками ног и локтями... Скорость постепенно упала и мне удалось остановиться. Всю эту картину наблюдали и даже пытались меня поймать наш гид и еще один участник, который в итоге тоже чуть не улетел. Я лежал(а) и просто дышал(а), слушал(а) своё тело, немного крови на снегу, ободрал(а) подбородок, надо встать и показать, что со мной все в порядке. Встал(а). Нет палки... Начинаю кричать вверх. Ха! Нет очков и шапки! И телефон вылетел из не застегнутого кармана! Но все чудесным образом находится.»

Небольшой полет проделал еще один участник, но отделался легким ушибом носа. Больше происшествий не было. Спуск занял примерно 2 часа.

По приходу в приют появляется идея спуститься вниз и доехать до Тегерана. Мне она не очень нравится, так как очень много подвязок с транспортом и жильем и ночевка в холодном приюте меня тоже не пугает. Но большинство есть большинство. За два часа спускаемся на 3200, где погода окончательно портится и начинается косой дождь. Машины нас уже ждут, но часть вещей едет на мулах и не факт, что все приедет, так как немцы, совершив блиц-криг, тоже спускаются вниз. Решили, что две машины уезжают в Полур, одна остаётся ждать мулов.

Автобусы из Тегерана за нами приехать не смогут, да и в гостинице нет мест, остаёмся в приюте Федерации, часть народа уехала в ближайшую деревню, где есть гостиница и горячие источники.

07.05.2016

Утром пьём кофе с финиками и орешками и ждём остальных с рассказами о купаниях в источниках. Им все понравилось, живописное, тихое место, источники сероводородные. Завтрак принесли прямо в номера. Потом в отзыве многие написали, чтобы в тур включили отдых на горячих источниках.

Возвращаемся в Тегеран и сразу идём в дворец султана – Голестан. Экспозиция большая, но за каждый вход нужно брать билеты. Мы выбрали музей этнологии, резиденцию султана и прогулялись по территории парка.

В гостинице произошли накладки, помыться все не помытые смогли, но наши вещи брать на хранение не хотели, Сергей договорился с другой гостиницей, но там увидев наши рюкзаки заладили про небольшие сумки, долгие уговоры и переговоры не помогли, пришлось снять одноместный номер, так как мы могли опоздать на поезд до Йезда. Поезд с одно и двухэтажными вагонами. В купе шесть мест. Мужское купе разыгрывало «суефа», кто будет спать на третьей полке. Поезда во всех странах разговаривают на одном языке, приятно было уснуть под неторопливый перестук колес.

08.05.2016

В пять утра прибываем в Йезд, оставляем вещи в гостинице и идём гулять по старому городу. Рядом с нами находится красивейшая пятничная мечеть с двумя минаретами, подсвеченными синими огнями (Jameh), самая высокая в Йезде. Места для молитв устелены коврами, у входа лежат молельные камни, с противоположной стороны находятся гробницы со святыми мощами. Старый город построен из кирпича и глины с соломой, а-ля мазанки. Улицы узкие, дома без окон, одни двери, полукруглые крыши, которые не так сильно нагреваются в жару, повсюду видны ветроуловители (бадгиры). Они выполняют роль кондиционеров. Для доставки воды в город были прорыты подземные каналы с гор (ганаты), которые находятся под всем городом, воздух из башен попадает к воде и охлаждаясь – охлаждает дома. Всю технологию, приспособления и историю мы посмотрели в музее воды. Затем посетили красивый парк с цветущими гранатами, кипарисами, виноградниками и хохотушками иранскими школьницами.

Вечером поехали на башни молчания (дахме), где зороастрийцы оставляли своих покойников, для того чтоб их склевали птицы. С башен открывается прекрасный вид на Йезд и его окресности.

Выяснили, для чего служат непонятные деревянные сооружения в виде каркаса, которые в Йезде стоят повсеместно и разных размеров – от метра до размеров с большой грузовик. Оказалось, что эти сооружения используются во время шествий по случаю смерти Имама Хусейна, полностью повторяют форму его надгробия.

Очень хотела попробовать напиток шербет, вроде нашего морса с добавлением розовой воды. Гадость неимоверная на мой вкус. Хотя вечером взяла мятный шербет и постепенно он мне начал нравиться.

09.05.2016

День Победы! Сегодня едем на автобусе в деревню Мейбон, местечко Чак Чак и покинутый город Хоронак. В Мейбон осмотрели местную голубятню, крепость Nareen Qualeh, и ледохранилище. Илюша-счастливчик искупался в местной ванне, все остальные тихо и громко завидовали. Дорога в Чак Чак лежала по каменистой пустыне, окруженной такими же пустынными и бесплодными горами, пейзаж безнадежный. Температура за бортом достигает +40 гр. плавимся от жары, едим курагу с восхождения и вспоминаем, как мёрзли в приюте.

Чак Чак – автобус подъезжает, куда может нас доставить его надорванный на жаре двигатель. Идём вверх по тропе, потом по ступеням, в зороастрийское святилище, где сочится вода из скалы, горит неугасимый огонь и растёт тысячелетнее дерево. По легенде здесь пряталась некая принцесса Никбану во время нашествия арабов, мучимая жаждой, и некие силы сжалились над ней, дав ей воду.

По гравийной дороге катим дальше в заброшенную деревню Хоронак. Полуразрушенные дома переходящие один в другой, как большой разрушенный муравейник. Немного походили по крышам и длинным коридорам. Ощущения очень неуютные, вызывающие некую тоску. Пейзаж скрашивают старый мост и цветущие сады: гранаты, фисташки, шелковица.

10.05.2016

Отъезд в Исфахан на комфортабельном автобусе. Спорили с Димой на кило слив, кто водитель, я проиграла, но Дима не хочет зелёных слив, у него уже есть килограмм. Специальный бой подогнал автобус на посадку, водитель в форме, всем раздал по напитку и упаковке с печеньками. Курит прямо в автобусе. Умудряется одной рукой держать сигарету, другой грызть семечки и еще разговаривать по телефону. Чем рулит не понятно. Дороги очень хорошие, встречные полосы разделены метров на 100, две полосы в одном направлении. Исфахан нас встретил проливным дождем с градом. На такси от автовокзала ехали с недоумением, как может вести водитель машину при полной невидимости. Окна запотели как в аквариуме, но мы доехали.

Пошли гулять на площадь Половины мира (Имама). Исфахан поражает обилием зелени и фонтанов, как в другой мир попал. Недалёко от площади зашли в ресторанчик, у входа стоял местный качок в шляпе, с английским – напряженка. Кое-как сделали заказ. Качок ходил по залу с важным видом и расставлял тарелки. Счёт как всегда один на всех. Зато нам принесли блюдо от шефа, три пиалы с разными угощениями. Сказали, что это традиционная иранская еда, хотя я бы назвала эту еду варенье с курицей: варенье из айвы с курицей, варенье из крупной вишни с курицей и курица с травами наподобие подливки. Все было приторно сладкое. Обычно все заказывали рис, салат, различные кебабы, кисломолочный напиток дук, иранское пиво нулевка. Я предпочитала брать рыбу или просто рис с овощами (сабджи, бададжун). Рис был очень длинный и очень вкусный. Если вам предложат купить и попробовать местную вкусняшку называемую Фалуде, то не соглашайтесь на это, наши брали – бяка редкостная, а иранцы стоят за ней в очереди. Потом, открыв дома коробку из кондитерского магазина с иранскими сладостями я поняла в чем тут дело. Во многих сладостях присутствует розовая вода, которая придет сладостям привкус духов или шампуня. Мы, которые слаще морковки в жизни ничего не ели, ничего не понимаем в этом.

Площадь Половины мира впечатлила своими размерами, фонтанами, зеленью и находящимися на ней памятниками архитектуры: мечеть Имама, мечеть Шейха Лютфоллы, дворец Али Капу. В большом зале мечети Имама в центре находится камень на котором усиливается звук и растекается по всему куполу, но стоящие в нескольких метрах ничего не должны слышать. Ёжик... Медвежонок... По всему периметру площади располагается рынок сувениров, плавно перетекающий в городской базар. Здесь можно купить расписные тарелки и кувшинчики, повторяющие рисунки сводов мечетей, красивые чеканные изделия, керамику, скатерти, покрывала и ковры ручной работы, сумки, кошельки, и даже огромный самовар.

Ближе к вечеру гуляем по старым мостам через Зайенде-Руд. Всего видели четыре старинных моста. Мост Сио-Се-Поль (мост 33 арок), мост Хаджу самый красивый на мой взгляд. Мосты с подсветкой, много гуляющей молодёжи, пикники прямо на мосту. Очень прохладный вечер. По дороге домой растеряли часть группы, но все смогли вернуться сами, некоторые с помощью местных мотоциклистов. Надо сказать, что иранцы очень приветливый народ, любят кричать туристам "хеллоу" и "веа а ю фром" и, конечно же "велкам ту Иран", любят помогать заказать еду или поймать такси. Здесь абсолютно безопасно гулять даже одному.

11.05.2016

Поездка в парк птиц. Приехали на четырех такси в разные места парка и кое-как собрались все вместе. Парк красивый, много организованных групп детей детсадовского возраста идут паровозиком. Разнообразие птиц: страусы, фазаны, фламинго, попугаи, павлины. Стервятник, как старый аксакал, сидит, развесив крылья с закрытыми глазами. Очаровательный белый павлин распустил свой хвост. Здесь это не редкость, они как будто понимают за что их кормят и регулярно всем демонстрируют свои хвосты.

От парка птиц можно пешком вернуться по набережной вдоль реки Зайенде-Руд до моста Сио-си-поль, пытаемся пройти под мостом по столбикам торчащим из воды, на середине моста не хватает одного столбика, пришлось возвращаться обратно, вода бурная, жёлтая после дождя, форма потока повторяет форму арок. Доходим до площади Имама и все расползаются по сувенирам. Кто-то поехал смотреть армянскую церковь, я присоединилась к группе, которая направилась к пятничной мечети.

Пятничная мечеть изначально нагоняет уныние, то ли из-за разыгравшейся пыльной бури, то ли из-за ее сумрачного вида. Внутри нет богатых орнаментов ручной работы, все сделано из кирпичной кладки. Но чем дальше мы продвигаемся внутрь, тем она больше завораживает. Здесь проглядывается несколько стилей, разнообразная геометрия, покосившиеся столбы и арки, трещины в стенах, под более новой кладкой видна старинная лепнина, здесь соединились века, мастера, чувствуется влияние времени и стихий. А я чувствую себя песчинкой среди этой древности.

12.05.2016

Переезд в Тегеран. Из гостиницы едем до автовокзала на общественном автобусе за 10тыс. реалов. В автобусе есть два отделения, женщины едут в конце автобуса, а я зашла и села вперед. Наши мужчины надо мной потешаются, отправляют в женское отделение. Иранцы даже не посмотрели на меня. Оказалось, что впереди смешанное отделение. Автобус в Тегеран не такой хороший как в Йезде, обычный автобус. Два водителя и ещё один, бегают на остановках собирают народ, кричат как зазывалы, едем долго, по приезду в Тегеран успеваем съездить в местный гипермаркет за всякими вкусностями. Покупаем местную готовую еду – котлеты А-ля-килька в томатном соусе. Местный житель помог нам поймать машину, водитель – интеллигент в золоченых очках, сделал вид, что понял куда нам надо, включал нам классическую музыку и башкирский курай. Потом возил два круга по одному и тому же маршруту, один раз проехав нужное место. Какаду в отеле охотно всем скрипит – «Салам!», а у нас расставание за расставанием...

Это все. Как всегда хочется, чтоб вся эта сказка продолжалась тысячу и одну ночь. Возможно, что мы ещё встретимся с новыми и старыми друзьями, и проживем ещё не одно замечательное приключение, но это будет уже другая сказка!

Фотографии: Наталья Дульская, Сергей Брошеван, Андрей Красник, Диана Мартынова.