Автостопом через мир

Автор:Владимир Янкович
Опубликовано:12.10.2015
Ключевые слова: автостоп, Монголия, Лаос, Казахстан, Китай, Молдова, Украина

Когда путешествуешь по миру автостопом без денег, то чувствуешь себя слепым котенком. Ты не можешь знать наверняка – когда доедешь до места, на чем, с кем и доедешь ли вообще. В процессе моего путешествия друзья и знакомые нередко пытались задавать мне подобные вопросы и ждали конкретики. Но мне приходилось отвечать: «Да не знаю я! Ничего не знаю!».

Будущее становится настолько непредсказуемым, что порой даже трудно представить возможное развитие событий – в этом, пожалуй, одна из прелестей автостопа. Порой, проехав 500 километров, приходится засыпать на берегу какой-нибудь реки, где тебя неожиданно накормит разными вкусностями добросердечный китаец. В такой момент думаешь – прошел классный день, а завтра будет еще интереснее. И подобных классных дней у меня накопилось немало – в каждой стране, в каждом городе у меня хранится сундучок с самыми разными «классными днями». Потому я не могу хотя бы вкратце не поделиться с вами впечатлениями о местах моих остановок. Впечатления только мои – субъективные, личные, они такие, с какой стороны и как именно я увидел этот мир. Начнем.

Казахстан

В Южном Казахстане берёт своё начало горная гряда Тянь-Шань, которая тянется до самого Китая. В ее пределах расположен пик Сайрамский – любимая гора Владимира Высоцкого, куда я решил подняться. Но в итоге заблудился, потому что все перепутал, поднялся не на нее, а на совершенно другую гору. Замечу, что в свое восхождение отправился один. Когда начинал подниматься на гору, температура воздуха стояла +38 С – Казахстан, июнь месяц, сами понимаете. Когда же добрался до цели пути, ощутил, что заметно похолодало – не больше +10°C. Наступила ночь. Я не знаю, насколько умная мысль меня посетила, но решил, что нужно спускаться с горы. Как ночевать в реальных условиях, я не совсем понимал – у меня не оказалось с собой ни спальника, ни палатки. Словом, ничего, кроме одежды на мне. Решил спускаться прямо ночью, что и сделал. Только к утру вышел из заповедника. Хорошо, что остался жив – слезать во тьме с трехтысячеметровой горы, пожалуй, не самая безопасная затея.

Замечу, что вообще-то люблю ходить пешком – пройти 20 километров для меня не проблема. Но в этот раз «прогулка» изрядно утомила. Все, на что мне хватило сил – добраться до дороги, скинуть с себя рюкзак и заснуть прямо на обочине. Проснулся оттого, что меня разбудил какой-то таксист.
 – «Братан, ты живой?» – спросил участливый мужчина.
 – «Живой, отвези меня в город», – ответил я.
Он отвез почти бессознательного путешественника по назначению. Я вернулся к семье, у которой остановился, и от усталости рухнул на кровать. Потом еще два дня не мог толком ни есть, ни пить и только на третий день начал приходить в себя.

О другом. В Казахстане цены средние. Однако за первые четыре недели жизни там я потратил всего 4 доллара. А все почему? Казахи интересные и чрезвычайно гостеприимные люди. Меня не однократно приглашали к себе домой, пытались напоить, накормить и спать уложить. А еще и денег немножко дать. Казахи молодцы, ничего не скажешь. Везде бы так.

Китай

Однажды в Китае я решил посетить пределы Шаолиньского монастыря. То есть как «посетить»… Билеты стоили весьма дорого – мне не по карману. Но ум и сообразительность никто не отменял. Долго ли, коротко ли, но я попал туда через забор. На территории монастыря расположена одна из пяти святых гор Китая – Сунь-Шань, на которую я радостно залез.

На горе для туристов и посетителей находилась смотровая площадка. Замечу, что в Китае все высокие достопримечательности имеют ступеньки и поручни – просто поднимаешься по лестнице, вот тебе и восхождение. Ну это же скучно… Увидел, что за пределами смотровой площадки есть некая тропинка – решил дойти до вершины горы по ней. В итоге добрался до вершины, наделал классных фото, порадовался и пошел назад. И опять заблудился. Ну, прямо как в Казахстане. Вершина горы плоская, на ней – огромное количество тропинок. Неудивительно, что потерял свою. Начал спускаться по склону и вообще потерял ВСЕ тропинки. Былинным героям на распутье из трех дорог и то проще. Кроме всего прочего гору покрывал лес, что еще больше затрудняло путь. Получается, идешь по камням в лесу и не видишь ничего дальше собственного носа. Куда вообще идти-то? Хоть пасьянс раскладывай. Кругом огромные деревья и кусты. Я брел четыре часа. Начало темнеть. В итоге я нашел место (хм, Китай все-таки), где имелась хоть какая-то связь. Я скорее написал послание о помощи своим местным знакомым. Одни из них вызвали полицию, другие – пожарных. Все ринулись мне звонить и писать наперебой. Когда еще больше стемнело, я посветил фонариком в сторону земли и закричал. Наконец китайцы меня услышали, стали сигналить в ответ. Где-то еще спустя два часа появились пожарники. Они меня нашли и спасли. Слава им! Пожарные передали меня в руки заботливо подоспевшей полиции. Стражи порядка отвезли меня в хостел, спросили, все ли в порядке. На том приключение и закончилось.

Немного о моем впечатлении от Китая в целом. Когда я там не был, то мое представление о Поднебесной основывалось на каких-то стереотипах. Если бы меня попросили назвать несколько фактов о Китае, то я бы сказал следующее. 1. Все китайцы ускоглазые. 2. Повсеместно едят рис. 3.Бедная страна. Так я представлял себе Китай.

Когда я приехал туда, то заметил, что китайцы не очень ускоглазые – во всяком случае, не настолько, как я думал, и какими показывают их в русском кинематографе. Такое ощущение, что для русского кино ищут самых ускоглазых китайцев в мире.

За первые полторы недели в Китае я ни разу не попробовал рис – просто не видел, чтобы его продавали. Зато лапшу, действительно, едят все и везде.

Я, конечно, не был в удаленных провинциях. Но все места, где останавливался, поражали своим развитием и инфраструктурой. Всему СНГ до Китая, как до Китая пешком!

Лаос

Я от Лаоса ничего не ожидал. Посмотрел по карте – маленькая, бедная страна, на территории которой нет никаких приличных водоемов и вроде как вообще ничего. Приехал туда после огромного Китая и надолго задерживаться не собирался. Однако провести там пришлось ни одну неделю. Страна действительно маленькая и бедная, цены высокие, а гостеприимство и радушие к путешественникам-каучсерферам оставляет желать лучшего.

В общем, сначала Лаос не понравился. Но потом я пересмотрел свои взгляды – в каждом месте есть свое очарование, с которым не поспоришь. Я начал ездить по Лаосу, и он привлек меня своей самобытностью и даже первобытностью. Достопримечательности или памятники природы не слишком «оборудованы» для туристов – нет лестниц в горах, как в Китае. Нет тех удобств, от которых тошнит настоящих путешественников и любителей приключений. Бывало, подходишь к какой-нибудь горе, с которой ниспадает водопад. А возле горы есть только ржавая табличка для туристов. Рядом какие-то камни, вымазанные в грязи, и бамбуковые перила, сделанные сорок лет назад и давно сгнившие. Хочешь – иди, не хочешь – не иди. Дикость, одним словом. И мне это нравится!

А еще там природа очень красивая. Я первый раз в жизни увидел настоящие джунгли, бананы, растущие на деревьях. Радовали глаз рисовые поля насыщенного зеленого цвета. Я проехал половину Лаоса от севера до столицы. Узнал, что на юге страны есть кофейная плантация. Я добрался до места и даже сделал большой репортаж о плантациях.

В Лаосе первый раз в жизни катался на байке – взял его в аренду и стал полноправным членом дорожного движения. Меня никто ни разу не остановил и не спросил права. Тоже своеобразие страны – всем плевать, умеешь ты вообще водить, есть у тебя права или нет. Феноменально!

Монголия

В Центральной Монголии посетил самый большой местный водопад Улан-Цутгалан. Он не слишком высокий – 28 метров, но, тем не менее, очень красив. Вид просто потрясающий. Зеленые холмы, рядом кристально голубые реки, вокруг которых пасется огромное количество всевозможного скота – начиная от коров и заканчивая барашками. А по этому пейзажу разбросаны маленькие белые монгольские юрты. Разве не чарующее зрелище?

Говорят, что в мире существует три входа, трое ворот в мистическую страну Шамбалу, которую не перестают искать до сих пор. На севере Монголии в энергетическом центре «Шамбала» как раз якобы и находятся одни из ворот. Конечно, я исходил этот центр вдоль и поперек.

Предполагалось, что врата расположены в следующем месте – некая круглая площадь, обнесенная камнями. Вокруг нее с четырех сторон стоят домики, на которых изображены раскосые глаза. И там, значит, врата. Но мне в саму Шамбалу попасть так и не удалось. А жаль. Впрочем, желающих и без меня оказалось немало – с раннего утра в очередь к вратам выстраивалось более ста человек. Всем не терпелось приоткрыть завесу величественной тайны Шамбалы.

Впечатлил саксауловый лес, где саксаулы достигают до двух метров в высоту. Я очень хотел туда попасть. В итоге попал, шел по своеобразному лесу в пустыне около четырех часов с огромным рюкзаком, протопал километров двадцать пять. Наконец вышел к дороге. Вдруг увидел, что кто-то едет. Подъехавшие ребята остановились поодаль от меня и смотрели, как к ним подходит парень, за спиной которого простирается лишь бескрайняя даль, скрывающаяся за горизонтом. Поняли, что иду я, видимо, давно и издалека. Добрые люди отвезли меня в город и напоили водой – спасибо им!

Молдова

Не впечатлила меня Молдова. Сразу скажу – не впечатлила. Единственная страна, куда бы я никому ни разу не порекомендовал бы поехать. Молдова мне показалась бедной и депрессивной. Ощущение, что во всех сферах жизни большие проблемы. Те, кто попроще, просто мечтают уехать в Евросоюз с беженцами, те, кто поумнее опять же мечтают уехать в Евросоюз, но чтобы получить там какое-то образование и приемлемое будущее. Как бы то ни было – все грезят о Евросоюзе. О нем говорят везде и всюду в Молдове – сам слышал много раз.

В Молдове нет леса. Лишь одни каменные домики. Я спросил у местного парня: «Почему нет деревянных домов?». Он ответил: «У нас просто нет леса! Большие коттеджные деревянные дома могут позволить себе лишь богатые люди. И то лучше из дерева не строить – сожгут».

Достопримечательностей тоже нет. Рассказывать о стране особо не чего. Во всяком случае, мне.

Узбекистан

Северная часть Узбекистана похожа на южный Казахстан, в котором есть маленькие города, полностью заселенные узбеками. В Узбекистане не очень дорого. Везде продается самса – считается, что там чуть ли не лучшая самса в мире. Страна, разумеется, бедная. Не секрет, что многие оттуда уезжают на заработки в Казахстан, Россию и так далее.

Достопримечательности местные особо не видел. Давно хочу признаться – не люблю я ходить по музеям, всяким памятникам и прочим «интересным» местам. Как-то больше природу уважаю. Уже через два месяца путешествий я перестал себя обманывать и делать вид, что меня интересует подобное музейное очарование. По сути – что буддийский храм, что еврейская синагога – везде одно и то же. Заходишь в музей, там стоит какая-нибудь полуразбитая чашка двенадцатого века, разница только в степени повреждения. В одном месте она сама немного расколота, в другом – ручка потрескалась. Вот и все.

Поэтому я решил по Узбекистану особо не ездить, поскольку там практически нет памятников природы, а есть лишь места захоронения Тимура Тамерлана и все такое прочее. Посетил лишь столицу. Даже в центре практически нет народа – слишком пустынно для главного города страны. Что в выходные, что в будние дни – никого нет. Идешь, бывало, по центральной площади, а кроме тебя по ней шагают человек двадцать, не больше… Где народ? Наверное, на заработки уехал. Зато полиции много. Только через каждые пятьдесят метров и слышишь – документы покажи.

Украина

Тема Украины – больная и заезженная со всех сторон. В этой стране я побывал в марте 2015 года. На тот момент шума вокруг Украины стояло неимоверно много. На Украину я ехал через Россию. Помню, в Петербурге каждый второй водитель, узнав, куда я направляюсь, смотрел на меня как на самоубийцу. «Куда???» – спрашивали меня все, – «Ты что больной? Там же война, там же бандеровцы, террористы!»

Я приехал на Украину, а там «как в Багдаде» – все спокойно. Нет никакой войны. Конечно, я не был в Луганске с Донецком, но в остальной части Украины – тишина, мир и спокойствие. Люди живут обычной жизнью. Все хорошо и дешево было на тот момент. Я ходил в нормальные кафе, пил кофе.

На западе Украины вообще народ ни сном ни духом – какая война, где? Я не видел, чтобы на русских людей особо косо смотрели или выражали явную враждебность. Конечно, иногда украинцы прикалывались, спрашивали: «А ты шо москаль?». Но зла в их вопросах не звучало. В большей степени обоюдную враждебность стран порождали СМИ. Что российские средства массовой информации настраивали своих против украинцев, что украинские – против русских. Тут скрывать нечего. В итоге у русских сложилось мнение, что украинцы сошли с ума – страна каких-то неадекватов. Политика, конечно, грязное дело.

На этом повествование свое завершу. Был я и в других интересных местах, но о них – в следующий раз… До встречи! Если вам интересны особенности малобюджетных путешествий, буду рад вас видеть на сайте hochuiedu.ru.