Нелегкое путешествие на Шумак

Автор:Валентина Карпова(VaOs)
Опубликовано:10.09.2015
Ключевые слова: Аршан, Шумак, Китой, поход

Этим захватывающим рассказом со мной поделилась жительница Иркутска, большая любительница приключений, прекрасная девушка Асия Митрофанова. (Асия Митрофанова)

Нелегкое путешествие на Шумак.
Или чуть не уплывший предводитель, жуткое Детское место и свержение Обамы.

Мысль сходить на Шумак «засела» в наши головы давно и плотно. Но каждое лето что-то не складывалось. То компании нет, то времени. И вот в этом году команда из девяти отважных нас собралась, все обговорила и решила отправиться в путешествие. Группа получилась сборная – Улан-Удэ, Иркутск, Ангарск, Новосибирск. Двое подростков и их папы уже не раз бывали там. Остальные шли впервые.

Встретились перед походом обсудить меню, бюджет. Бывалые сказали ориентироваться на 6-7 тысяч рублей. Мы с подругой, мягко говоря, расстроились – многовато. Плюс ко всему, как выяснилось, парни хотели продукты взять только на заход, остальное покупать на месте. (Да, там есть магазин!). Пришлось их уговаривать, обещать, что мы не будем плакать, таща тяжелые рюкзаки с провиантом.

В итоге взяли весь расклад по еде с собой из города, так как цены на месте очень кусаются, с разбега просто! Закупились, упаковались. И вот день «икс» настал. Рано утром мы довольные и сытые выехали из города. Добрались до Ниловой пустыни. Там заранее договорились с местными жителями, что оставим у них машины на время похода, и что они на ЗИЛе подбросят нас до места Сухой ручей (это примерно 10 км, но значительно экономит время и силы).

С Ниловки до Шумака пара дней пути. Первый день все шло прекрасно. Отличная погода, компания супер, все интересно. На второй день, когда подошли к перевалу, погода испортилась, небо затянуло, тучи, как живые, ходили вокруг нас. Красота нереальная. Мы, полные еще сил, легко взяли перевал. И вот тут-то и началось. Дождь, туман, холод, неизвестно, что впереди. Ты хочешь достать из кармана конфету, но не можешь, потому что пальцы практически отмерзли и не слушаются. Психоделические картинки на перевале...

Наверху оделись, достали дождевики и всё, что хоть отдаленно напоминает дождевик. Двинули с перевала дальше. В голове крутилась мысль, что обязательно надо дойти до леса. Там должно поменьше поливать. По пути очень красиво, огромный водопад, но остановиться посмотреть – значит замерзнуть еще сильнее. Насквозь мокрые, мы добежали до привала. Натянули тент, даже развели костер. Наспех поужинали и разбрелись по палаткам греться и надеяться, что утром будет тепло и сухо. Но надежды наши не оправдались. Не стало ни сухо, ни тепло.

В этот день мы должны были дойти до места, но на пути еще встретили несколько бродов. Реки разлились, поэтому по сухому пройти их не удалось. Один из участников группы, он же негласный руководитель, где-то в реке потерял одну из палок. Мы решили, что это дань Шумаку, и дальнейший путь будет легким. И снова ошиблись.

Дошли до реки Шумак. Дождь так и не прекращается. До места около часа пути. Те, кто там уже был, рассказали, что основные источники, турбаза, магазин находятся на другом берегу. Туда построен хороший мост. Но в такую погоду, когда разливается река, его поднимают. И перейти возможности дальше не будет. Поэтому надо искать брод, чтобы перейти реку и гарантированно оказаться там, где хотелось. У меня в этот момент внутри все бунтовало и сопротивлялось, потому что я видела, с какой легкостью по реке несутся огромные камни и бревна.

Наш руководитель Дима, пошел искать брод. Мы стоим на берегу, наблюдаем за ним, и в какой-то момент мужчину сносит. Он с рюкзаком кувыркается в реке. Мы замерли, в добавок получив по несколько микроинфарктов, но вот ему удается выбраться на берег, к сожалению, на противоположный.

Он трясется от холода, мы, глядя на все происходящее, благоразумно отказываемся от безумной идеи перейти реку. Идем дальше. Мы группой идем по одному берегу, Дима – по другому. В какой-то момент на его пути оказывается еще одна река, он снова мужественно лезет в нее, предварительно найдя в лесу посох, так как вторую палку тоже унесло. Я на это уже не смотрела, отвернулась и молилась, чтобы он перешел водное препятствие. Уфф, обошлось.

Идем дальше. Доходим до места. Дима пытается уговорить охранников, чтобы хотя бы ему разрешили по мосту перейти, потому что вся группа, включая сына, уже там. Охрана непреклонна. Мы уходим искать зимовье. Большинство домов оказались заняты. А нас девять человек. В итоге детей определили в один дом, девочек – в другой. Остальные в палатках.

Только обустроились, развели костер, ругая Диму, как вот он, явился. Этот человек, чувствуя свою вину, дикое одиночество и досаду, снова, в третий раз, решился перейти реку! Но в теперь он рассчитал, чтобы его вынесло на наш берег. Получил свою порцию волшебных люлей, пообещал, что больше так делать не будет. Выдали ему мазь, лечить разбитые колени.

На следующий день погода улучшилась, выглянуло солнце, которое не покидало нас больше до самого конца похода. Мы отогрелись, отпились чудесной водичкой из источников, которых там очень много.

Надо сказать, что место это уникальное. С бешеной энергетикой. И многие люди, с которыми мы там знакомились, рассказывали невероятные истории исцелений от различных хворей. Очень жаль, что у нас имелось всего два с половиной дня на то, чтобы познакомиться с Шумаком. А идти туда нужно минимум на неделю.

И вот, настал день выхода. Мы тогда даже не подозревали, что ждет нас впереди. Выходить решили через Аршан. Этот путь длиннее, но, как говорили ходившие, интереснее. Из нашей группы никто ранее не пробирался той тропой. Рассчитывали успеть за три дня. Слишком оптимистично рассчитывали.

Разговаривали об этой тропе с теми, кто ходил. Данные оказались слишком разными. Кто-то за два с половиной дня пробегал, кто-то шел восемь дней. Но разговоры – одно, а идти – другое. Вышли уже под вечер. Дошли за часик до так называемого Детского места. Там все желающие у духов просят детей. Жутковатое местечко, надо сказать. Кучи игрушек, целых и не очень. Все вокруг обвязано ленточками и веревочками...

Переночевали неподалеку. И с утра начался наш поход. Местами трудный, местами опасный, местами неожиданный. Мы шли по берегу реки Шумак. Вся дорога бесконечно то спускалась к рекам, которые впадают в Шумак, то снова поднималась, чтобы обогнуть скальники.

В первый день нам предстояло пройти каньон. Это узенькая тропинка, с одной стороны – прижим, с другой – обрыв. Людям с боязнью высоты (мне, например) дался этот день очень тяжело. Местами тащили меня за руку, местами плакала, но шла сама. Страшно, но при этом невозможно красиво. Такие места в кино про амазонок показывают.

Небольшие передышки и снова идем. В этот день мы должны были дойти до стрелки Шумак-Китой. Но вымотались настолько, что силы кончились значительно раньше. Поставили лагерь, наелись грибов, легли спать. С утра снова в путь. Только к обеду вышли на стрелку.

Следующий ориентир – река Билюты. К вечеру дошли до нее. На берегу встретили гостеприимного рыбака, ночующего под целлофаном и на лодке сплавляющегося по Китою. Решили вставать на противоположном берегу. Тут-то мы и обнаружили чудо. Мост! Добротный висячий мост. Идешь по нему и ощущаешь себя героем фильма про Индиану Джонс.

На привале познакомились с ребятами, которые шли немного впереди нас. И до самого Аршана так и пересекались на стоянках. Снова грибы на ужин (в тех лесах их огромное количество). Десять минут в паре метров от тропы – и два котелка маслят уже варятся на костре. Ягодки на десерт (тоже ковром растут везде). Недолгие разговоры за чашкой нереально-вкусного чая и спать.

Следующим маяком была для нас река Федюшка (Федюшкина речка). Там нас должен был ждать друг из города со всякими вкусняшками. По пути туда нам попадались красивейшие пляжи с лазурной прозрачной водой и белым горячим песком. На одном из них устроили обеденный привал. Уходить оттуда не хотелось. Уставшие наши тельца требовали отдыха, купаний и загораний.

Но время поджимало, поэтому полчаса на релакс, полчаса на обед и снова идем. К слову, к этому времени еда наша катастрофически заканчивалась. На последний день оставалась только овсянка. Много овсянки. Так вот, пообедав этой овсянкой, отправились искать Федюшку, периодически вызывая в рацию друга. В ответ рация молчала...

Ближе к вечеру добрались. На противоположном берегу обнаружили домики, скамейку, собаку и человека, который очень быстро на лодке перебрался к нам. Познакомились. Он рассказал, что там живут рыбаки. Еду им на вертолете забрасывают, а они ловят рыбу. Мы попросили у него немного еды. На пару обедов. Пока болтали, он обмолвился, что у них есть радио. Группа наша, девять дней без связи с миром живущая, сразу оживилась. Давай расспрашивать о новостях в городе и в мире. Человек ответил, что глобально вроде ничего не изменилось, за исключением того, что Обаму народ сверг, и теперь в Америке будет новый президент. Сказали вроде даже кто, но фамилию он не запомнил.

Ошарашив нас этой информацией, он уплыл за едой. А мы загудели, заспорили. Но не похож вроде парень на болтуна. Поверили. Он вернулся, еще раз подтвердил, что не сочиняет. Привез, как и обещал, пакет с едой. В пакете немного макарон, сахара, карамелек, пачка сигарет «Прима», несколько хвостов хариуса и совсем неожиданность – пятнадцать маленьких, но безумно вкусных чебуреков! Самодельных!! Это лучшие чебуреки в моей жизни! Не раздумывая отдали ему деньги, проглотили чебуреки и пошли дальше. Друг наш так и не приехал.

Снова ночевка, праздник живота. Снова рядом с нами лагерь тех ребят, что шли параллельно с нами. Рассказали им про Обаму. Поудивлялись, поспорили, но пришли к тому, что это возможно. С утра за завтраком обсудили предстоящий день, решили, что после обеда должны быть в Аршане. В этот день нам предстояло пройти перевал, который, как нам говорили, значительно ниже Шумакского. А от него до Аршана рукой подать. Вышли следом за соседями. Снова лес, тропка, спуски-подъемы.

Нам почему-то забыли рассказать, что до перевала этого еще дойти надо. А там бешеный набор высоты, постоянный. Тяжело, жарко. И вот ты у подножия перевала, а перед тобой стена. Крутая, с сыпучей поверхностью стена, которая выглядит совершенно неприступно. Собрались было плакать, но обнаружили неподалеку заросли черники. Подкрепились. Все равно обратной дороги нет. Надо идти. Поползли. Вниз я старалась не смотреть. И не оглядываться. Смотрела только наверх. Ближе к концу подъема встретилась нам группа из 13 крепких белорусов. Они день назад выдвинулись с Аршана на Шумак. Доброжелательные улыбчивые ребята. Давай мы у них новости выспрашивать. Сомнения не давали нам покоя. Они все как один подтвердили новость о свержении президента. Все сомнения отпали.

Заползли мы на перевал. Тут одну девочку «накрыло». Нервное напряжение, усталость и отсутствие конфет вылились горючими слезами. Наобнимались, успокоили и только тогда поняли, какая красота лежит перед нами. Не описать словами. Горы, синее небо, скалы, лес и вдалеке Аршан.

Путь до деревни представлялся нам парой часов легкой прогулки по лесу под горку. Мы уже мысленно поедали аршанские позы вприкуску с чебуреками. Не тут-то было! Нас ждала сошедшая с ума Кынгарга с безумным течением, отломанными скалами, сошедшими селями, порушившими местами тропу. Где-то по воде вброд, стенкой, где-то по скалам, где-то между скалами по бревну, каким-то чудом зацепившемуся за камни, где-то под огромными камнями, висящими на честном слове, ползли мы к цели. После преодоления очередной преграды «накрыло» меня. Такое случилось со мной впервые. Я кричала, потом рыдала, потом просила ребят сжечь мой рюкзак и ботинки, потому что это мой последний поход. Но, успокоившись, вставала и пошла дальше к очередному броду, скале, камню.

Двухчасовая прогулка превратилась в 5-6-ти часовой изматывающий переход. К Аршану мы вышли (или выползли?) уже по темноте. Измотанные, мокрые, голодные. Вопрос о том, чтобы вернутся в этот день в город, отпал как-то сам собой. Сняли домик, побросали рюкзаки и отправились-таки поедать чебуреки, мысль о которых вела нас последних два дня.

Выводы? Идти на Шумак стоит. Обязательно. В это место невозможно не влюбиться. Непередаваемая энергетика, неописуемые красоты. Нужно ли выходить через Аршан? Как сказала моя подруга из Новосибирска: "Только в том случае, если с головой у вас немножечко не в порядке". Но в любом случае, все наши приключения стоили того, чтобы подумывать сходить туда еще. Рюкзак с ботинками отмылись и ждут новых приключений!

P.S.
Об Обаме и перевороте в Америке. Конечно, нас «развели». От скуки, как подростков. И наш воспаленный мозг все принял за правду. А может, просто очень хотелось в это поверить. Как выяснилось уже в Аршане, те парни, что ночевали рядом с нами, тоже встретили этих белорусов. И сказали им, что за ними идет группа, которая точно про Обаму спросит. Попросили подтвердить…
Авторы фотографий:
Асия Митрофанова, Юлия Мызникова, Дмитрий Никоров, Сергей Семенов.