в Иркутске 08:07, Апр. 19

Хроники велогонки Транс-Байкал. Часть вторая. Или как велосипедистов научить ездить на мотоциклах.

Автор:Дмитрий Шиндякин(Shindyakin)
Опубликовано:09.10.2010
Ключевые слова: мотоцикл, Листвянка, Большие Коты, Малое Голоустное

Чуть больше месяца назад закончился Транс-Байкал 2010. Пришло время подумать о следующем, уже третьем по счету ТБ. В этом году мы вышли на новый качественный уровень и на Байкал приехали 134 участника со всей России. Данная статья, о мото-туре, который мы проехали, с целью разведки трассы ТБ на 2011 год. Поездка состоялась благодаря нашему партнеру в этом году – компании Байкал Мото Тур (БМТ).

Еще во время гонки мы – команда организаторов, посмотрев на ребят из Байкал Мото Тура, ощутили все преимущества мотоциклов на пересеченной местности перед автомобилями, даже подготовленными внедорожниками. Где-то на третий день гонки мы уже объявили, что точно поедем.

В прошлой хронике мы уже рассказывали о трассе для ТБ. В следующем сезоне мы планируем увеличить гонку с пяти до шести дней. Как уже говорилось, маршрут ТБ – достаточно сложное испытание для гонщиков. При его разработке мы постарались максимально красиво показать природу Байкала всем участникам.

Варианты маршрута

Маршрут гонки должен быть составлен так, чтобы соединить воедино 5-6 дней и возможность заброски автобусами из Иркутска 150-300 участников. Поэтому у нас в "арсенале" есть только западная часть Байкала.

Один из самых интересных на наш взгляд вариант, на данный момент – заброска участников по качугскому тракту. И по лесной дороге за день доехать до мыса Зама. Но на данный момент ситуация выглядит практически нереально сложной с точки зрения организации. Плюс, пока мы достоверно не знаем о проходимости маршрута. По совокупности факторов мы решили на год отложить этот вариант.

Более простой с точки зрения организации, но не менее живописный маршрут, с началом в Листвянке или от поселка Большая речка, через Большие Коты и выездом на Голоустинский тракт. Именно этот маршрут нам и предстояло разведать и посмотреть.

Участники поездки

Евгений Гришкевич (johngreen), Дмитрий Шиндякин (Shindyakin) – организаторы ТБ, Гурковский Сергей – друг "семьи ТБ"

К сожалению, из-за полученной травмы перед туром, не смог поехать один из организаторов – Нечаев Александр. Нам пришлось быстро найти замену. Один из самых лучших гонщиков в кросс-кантри, братчанин Гурковский Сергей отозвался на наше очень заманчивое предложение и специально приехал на несколько дней в Иркутск.

Подготовка к туру

Практически все участники поездки – неплохие велосипедисты, "видавшие виды" в кросс-кантрийных соревнованиях, но мото практика ограничивались катанием "10 лет назад 5 минут на "Минске", т.е. практически отсутствовала. Стоит сказать, что мы все автолюбители и представляли как работает коробка передач, двигатель и пр.

На такие случаи для "чайников" у Байкал-мото-тур'цев есть несколько простых маршрутов, например в районе Шаманки и по Олхинскому плато. Но нам было необходимо разведать трассу, и ребята согласились потащить нас.

В общей сложности у нас было три тренировки, в ходе которых мы постигли азы управления байков эндуро. Научились правильно держать руль, балансировать в сложных ситуациях не вцепившись в руль руками, а грамотно зажавши мотоцикл ногами. Причем делать это было необходимо в разных "позах" – и сидя и стоя. На тренировках мы получали не меньший кайф, чем при самой поездке.

Перед тренировками нам выдали всякую мотоциклетную экипировку: шлем, очки, панцирь, щитки колено-голень, мото ботинки, перчатки. Перед самой поездкой разобрали рации, на случай если кто-то заблудится.

Нельзя не рассказать про нашего инструктора и гида – Ерофеева Игоря.

Игорь оказался не только хорошим инструктором-гидом, но и отличным собеседником и человеком с огромной харизмой. За всю непростую поездку атмосфера в команде никогда не доходила до какой-либо нервозности. Такое было ощущение, что это человек с абсолютно железной нервной системой. В общем, респект и уважуха! Всегда приятно работать с профессионалами, которые получают огромное удовольствие от своей работы.

План маршрута

Нам предстояло разведать несколько вариантов маршрута. Первый: из Листвянки через Большие Коты в нижний Кочергат в Малое Голоустное. Если этот маршрут по каким-то причинам не подходит, то из Большой Речки есть упрощенная версия – более равнинная дорога до Нижнего Кочергата.

Изначально посмотрев карту, мы планировали поехать в первый день куда-нибудь в район Еланцов или устья реки Анги. И доводы инструктора Игоря, что это будет, мягко говоря, сложно, казались какими-то далекими, ведь мы – спортсмены. Подсчитав километраж, я подумал, что в лучшие времена я бы без проблем проехал этот маршрут за один день, ну и сейчас смог бы! А на мотоцикле-то... В общем, задача минимум была – доехать до поселка Бугульдейка и там заночевать. Как вариант, можно доехать до Малого или Большого Голоустного и там заночевать. Но, как показала практика, во время планов мы были слишком оптимистично настроены.

Поездка

В будний день, во вторник, рано утром мы собрались на базе Байкал-Мото-Тура в поселке Марково. Оттуда по гравийной дороге мы доехали до плотины и далее поехали в Листвянку в падь Крестовую. Там закончился асфальтовый участок дороги.

В самом начале мы немного ошиблись с дорогой, поехали не по той стороне реки, потом вернулись. На протяжении поездки, не смотря на наличие GPS-трека, таких казусов было несколько. Эти отклонения от маршрута не отображены на треке.

От Листвянки до Больших Котов мы доехали не очень быстро. На пути нас ждало небольшое болотце, в котором мы застряли, и перевал "Чёрный". Незадолго до его начала, один из участников, Евгений Гришкевич, упал на сложном участке трассы, скорее всего именно это падение и привело к тому, что предохранитель, отвечающий за стартер, сгорел. Причём, поломку сразу выявить не удалось. В итоге, когда на середине горы после технической ошибки мотоцикл заглох, завести его было проблематично. Небольшие падения с мотоцикла и самого мотоцикла отдельно от наездника – норма, и нужно было быть к этому готовым. К тому же, по ходу трассы встречались препятствия, преодоление которых без навыка стоило немало сил. А если учесть, большой уклон, суглинок и валуны, то не самому опытному мотоциклисту заехать в такой подъем оказалось не под силу. Пришлось вызывать по рации эвакуатор в лице Игоря, который ни раз еще успешно справлялся с этой ролью.

Когда доехали до Котов, мы уже чувствовали, что "покатались" – не то, чтобы устали общее самочувствие было нормальным, но на то, что нас ждало впереди, сил потребовалось гораздо больше.

В духе воскресных прогулок договоренность с моей и Жениной жёнами, о том чтобы они приехали на машине в нужное нам место, приготовили еду, привезли палатки и т.д. В принципе нас устраивал и вариант, что мы всю утварь везём с собой, но упустить такой шанс показать своим женам какие мы "крутые мотоциклисты", упустить не могли.

В Больших Котах мы созвонились с Анастасией и Ириной договорились, что если через четыре часа мы не выходим на связь, то они едут в Большое Голоустное, если же позвоним, то они едут в Бугульдейку. (Если кто не в курсе, эти места на Байкале находятся на разных трактах, т.е. если вы не на подготовленном внедорожнике или на вертолете, попасть из одного в другое место можно только через Иркутск). Предусмотреть какие либо другие варианты развития событий мы не стали, как оказалась напрасно.

А дальше началась самая интересная часть маршрута. От Больших Котов нас ждал подъём, достигающий 31% уклон. При общей сравнительно небольшой длине подъёма два километра, из которых один километр средняя крутизна подъема составляет 5%, и один километр со средней крутизной подъёма 23%, в самом крутом месте достигающий 31%. Инструктор Игорь Ерофеев и Сергей Гурковский, даже не смотря на прокол камеры в конце подъема, заехали в него без проблем. А нам с Евгением предстояло помучиться. Стоит описать то, как выглядела дорога на подъеме, ее в общем-то и дорогой назвать сложно, по сути это след от гусеничного трактора, который делал противопожарную полосу на горном хребте.

С самого начала у меня не пошло. Это только кажется, что мотоциклом управлять легко. Но когда ты едешь по лесу и болоту, то его приходится очень часто перетаскивать через препятствия, такие как, например, упавшие поперёк дороги деревья, при весе мотоцикла, в районе 125 килограммов отнимают очень много сил. После первого более равнинного участка на этом подъёме, едва начался второй крутой участок, я упал. Здесь я и совершил большую ошибку. Вместо того, чтобы как следует отдохнуть, найти ровный участок и стартонуть, я пытался заехать. Это выглядело ужасно. Я трогался, проезжал 10-15 метров, падал. Поднимал мотоцикл, вытаскивал его на тропу, снова падал. И так несколько раз. Где-то через 20 минут такой "веселухи" мотоцикл упал к верх тормашками, и из него через воздушный фильтр потекло масло. Это не могло вызвать у меня большой радости. В добавок, моя рация в этот момент приказала долго жить, и я пошёл уже измученным подниматься километр наверх, где ждали Игорь и Сергей. По дороге снял тяжелые мотоциклетные ботинки и в одних носках забрался наверх. Сообщил об этом Игорю, и мы вместе пошли вниз. Осмотр мотоцикла криминала не выявил. Сняли фильтр, посмотрели, проверили уровень масла – все в порядке. Игорь помог Жене: сел на его мотоцикл, с трудом тронулся в такую гору и уехал. К сожалению, мои силы были уже на исходе, и я после ещё минут 30 падений и подъёмов мотоцикла так и не смог заехать. В этот период я много раз вспоминал первые свои гонки в кросс-кантри, когда ехал в подъёмы, на самой низкой передаче, а от зашкалившего в крови лактата в глазах темнело, тошнило, и сердце, казалось, ещё чуть-чуть и выпрыгнет наружу. Еще через 20 минут пришёл Игорь. Я лежал на земле и ничего не мог сделать. Отдохнув минут 10, попытался тронуться, но у меня ничего не получилось, и я в очередной раз упал. Далее минут 10 мы вместе пытались запустить уже Игоря на моем мотоцикле в гору. Наконец это получилось, и я снял всю мотоциклетную защиту, прикрепил её к рюкзаку, одел кроссовки, взял в руки Мото ботинки и пошёл в гору.

Я разделяю для себя несколько видов усталости. Один из последних по моей шкале – изнеможение. Когда пот становится каким-то не таким, от его огромного количества заливает и щиплет глаза, появляется тошнота. Когда я шёл в этот подъём с экипировкой, тяжёлым рюкзаком и ботинками в руках, у меня были все проявления изнеможения. Во время подъёма я вспоминал о разных своих запоминающихся гонках: когда 5 лет назад я чуть не умер на жаре в Ершах, или гонка после отравления на кубке России в Красноярске. Эти гонки во время подъёма пешком казались мне "ерундой".

Уже после приезда домой я думал почему так произошло. Причин, конечно, несколько. Самая основная – я плохо поел и с утра и в Котах, когда был перекус. Плюс, за год слабых тренировок я растерял спортивную форму и мой организм никогда не работал в условиях, когда нужно двигаться – идти, бежать, плавать (аэробная работа) и поднимать тяжелый мотоцикл (анаэробная).

На высшей точке подъёма, я перекусил и силы потихоньку ко мне начали возвращаться.

Через минут 15 мы поехали. Наш инструктор Игорь ездил по этому маршруту где-то полтора месяца назад. За это время нам на "счастье" на дорогу упало штук 40 деревьев. Видимо лет 5-10 назад на том участке леса был пожар, и как раз в этом году в конце лета настал час "Х" для того, чтобы деревья начали активно падать.

В общем, мы продолжали заниматься перетаскиванием мотоциклов через деревья. Где было возможно, конечно объезжали, но по ощущениям таких моментов было не много.

Часа через 3 мы спустились к речке, почувствовалось, что до Голоустного мы до темна не доедем. Через несколько километров нам на счастье попалось зимовье. К этому моменту стемнело и мы в нем заночевали. Связи, естественно, в этом районе не было.

В это время в Большом Голоустном, на берегу Байкала нас ждали моя и Женина жёны. Они, конечно, были "рады" что мы где-то в лесу заночевали. Версий, где мы и что с нами у них было много.

На следующий день мы поняли, что мой мотоцикл съел больше бензина, чем мы планировали, и мы решили, что вернемся на байкальский тракт по другой дороге в Большую речку и там заправимся. Тем более, что дорога от зимовья до речки была езжена, и поэтому бурелома на ней не было. Практически без приключений мы к 10 часам доехали до поселка Большая Речка, созвонились с женами, заправились бензином, "заправили" свои желудки и поехали в Голоустное по другой дороге. После приключений предыдущего дня этот маршрут показался нам райским, хотя на нём и были большое болото и несколько бродов через речки.

Мы доехали до Малого Голоустного по лесным дорогам и от туда по тракту вернулись в Иркутск.

Усталые и очень довольные мы были на базе БМТ, там, где и началась поездка.

Итог

Участок по которому нам удалось проехать, с точки зрения требований к трассе ТБ нам не совсем подходит. Он, так сказать, не гоночный для МТБ, так как гонщикам пришлось бы очень часто идти пешком, спешиваться преодолевая различные препятствия, а все остальное время просто вваливать. Мало техничных участков, где бы можно было проявлять мастерство управлением байком. К тому же, крайне сложна трасса, для организации тех помощи и эвакуации.

В целом, мы хотели посмотреть гораздо больше маршрутов, и задача выбора маршрута на Транс-Байкал 2011 немного осложнилась. За эту осень нам нужно подумать над маршрутом и доработать его. Желаем нашему архитектору трассы Саше Нечаеву быстрого выздоровления и продолжения работы над маршрутом.