в Иркутске 17:08, Апр. 18

Автор:Алексей Савватеев(asavvate)
Опубликовано:12.03.2010
Ключевые слова: лыжи, марафон, Утулик, Хамар-Дабан
Загадка. Если f(73) = 67, то чему может быть равно f(67)?
(Ответ, а также разъяснения см. в конце дневника.)

Традиции и ожидания

Год 2010, всё нынче юбилейное. 65 лет победе, 1000 лет Ярославлю. Сам год "круглый". Вот и сверхмарафон "Хамар-Дабан" нынче тоже юбилейный, 10-й.

В этот год все ждали "слома традиции". Напомню, что история последних девяти лет подсказывает, что каждый нечётный год сверхмарафон получается полноценным, 110 километров по маршруту Слюдянка – Метеостанция – перевал Чёртовы Ворота – река Спусковая – внизу по Утулику до Байкала, а каждый чётный год сокращается, в силу различных обстоятельств, вдвое, заворачивая от метеостанции на Комарский хребет назад в Слюдянку.

Причины бывали разные – от лавиноопасности склона перевала Чёртовы Ворота до плохого состояния льда на реке Утулик. В этом году вторая из возможных причин сразу отметалась – всю зиму по сей день здешние края мутузили дикие морозы.

Однако те же самые морозы, никак не отпускавшие Иркутск, могли стать причиной укорочения дистанции в этом году: старт основного марафона происходит в 5 утра, когда в той долине температуры могли опускаться до -30 и ниже.

В связи с этим организоторы перенесли дату марафона с 6 на 8 марта: вроде как все прогнозы обещали в этот день, наконец-то, существенное потепление. Было некое недовольство народа "как же тогда пиво пить 6-7 марта?", но как альтернатива пресловутому сокращению вдвое, всё-таки нормально.

135 километров за 27 часов

Но для меня лично ничего нормального в этом переносе не было, ибо уже до Нового Года все планы на мою месячную командировку в Иркутск были расписаны, и в эти выходные планировался переход на лыжах с Переезда до Ангасолки с приезжающими из Москвы гостями (лекторами).

Конкретно, переход планировался 7 марта, то есть тогда, когда по хорошему надо весь день валяться и настраиваться на марафон. Ещё и рюкзак на этом переходе был тяжёлый, ибо мы несли продукты для вечерних посиделок.

Ну, а планы с гостями отменять нельзя – аксиома. Поэтому мы, как и собирались, пошли на лыжах с переезда, после чего я должен был, пообедав на базе в Ангасолке, идти пешком/ на лыжах до Тёмной Пади и подсекать электричку 20:07.

Так вот, с этого момента начались чудеса.

Байкальский Круиз

Прежде всего, пока я обедал в столовой, какая-то вожжа мне попала под хвост и заставила меня поменять план – вместо отхода к Тёмной Пади я решил пересечь Байкал и выйти непосредственно в Слюдянку. Поэтому я собрал все необходимые для марафона вещи в рюкзак, а в две руки взял по сумке, которые планировал вручить остающимся. (Мы на следующий день договорились возвращаться вместе на электричке 18:47 от Слюдянки.)

Спускаясь по лесенке от столовой к бане, я вдруг увидел едущий по Кругобайкальской ЖД красивый фирменный трамвайчик, типа "Байкальский круиз", в котором возят разных там интуристов, репортёров и просто желающих комфортно отдохнуть с отличными видами из окна.

Мгновенно оценив ситуацию, я кинул обе сумки на полотно железной дороги, попросив товарища их передать в баню, и побежал вслед за этим поездом. Поезд, впрочем, и сам на десять минут остановился на станции Старая Ангасолка, чтобы дать иностранцам возможность побродить вокруг и поснимать увиденное.

"До Слюдянки подбросите?"

"Ну, не знаю. Это вообще-то экскурсионный поезд!"

"А у меня завтра сверхмарафон, 110 километров, самый длинный и сложный из проводимых в мире однодневных марафонов, старт в 5 устра, набор больше полутора тысяч, и мне надо поскорее в Слюдянку, чтобы успеть выспаться" и так далее, и тому подобное.

"Ну ладно, залезай и езжай в тамбуре!"

УРА!!! И вот мы уже едем, обозревая в окно ослепительную под заходящим солнцем гладь Байкала. Меня зовут внутрь, приглашают к столу какие-то дяденьки-тётеньки из Улан-Удэ.

"Не, не пью – на весь 2010 год завязал. И не ем – только что от пуза пообедал! Куда направляюсь? У меня завтра сверхмарафон, 110 километров, самый длинный и сложный из проводимых в мире однодневных марафонов, старт в 5 устра, набор больше полутора тысяч метров, за день потеряю 6 килограмм, вот кстати и вам советую – хотите похудеть, спросите меня как!"

Тётеньки уже всерьёз обсуждают, как они побегут завтра 100 километров только для того, чтобы похудеть, а мужчина смотрит на меня и серьёзно так говорит: "Ну, это наверное нельзя пробежать без подготовки."

Пока суть да дело, пока я им втолковывал, зачем людям это нужно, впаривал про то, что надо быть не размазнёй-желе, а готовым к испытанием спартанцем, что иначе мозги и всё остальное атрофируются, и прочее-прочее-прочее, поезд подъезжает к Слюдянке. Мы тепло прощаемся, и я иду в музей Жигалова, на старт марафона.

Форма у меня в этом году так себе, сотню в Москве пробежал чуть быстрее 12 часов, так что я планирую стартовать с первой группой в 4 утра, чтобы с запасом успеть до закрытия марафона.

Прохожу, как и все, необходимые формальности, получаю последние инструкции, ставлю будильник на 3 утра и иду спать.

Ночной участок пути

В 2:50 меня будит хозяйка, я выглядываю в туалет и понимаю, что обещанного потепления как-то не случилось. Более того, совершенно неуместно задул ветерок, вдобавок к -19 градусам.

Пока завтракал (а в Москве в это время мои друзья, наверное, как раз сели ужинать!), решил таки взять ещё и тёплую рубашку.

Итого на старте на мне было:

• Термуха
  • Шорты (яйца беречь!)
  • Штаны на подтяжках
  • Тельняшка
  • Номер 11 (тоже одежда!)
  • Накидка от ветра (мой друг, Дима Шварц, подарил!)
  • Спасжилет (тоже Дима Шварц подарил, тоже одежда!)
  • Рубашка

Спасжилет лучше рюкзака – ибо то, что за спиной, уравновешивает то, что впереди. Плюс греет отлично. Короче говоря, я сразу же со всем этим барахлом оказался замыкающим.

Друзья мои, которые из местных! Скажите – ведь правда в этой долине волки не водятся? А то я шёл последним и думал, как мне себя вести, если на меня нападёт стая. Деревья вокруг не внушали доверия – слишком тонкие. Решил – буду отбиваться палками, потом заползу всё-таки на первое попавшееся дерево, и позвоню организаторам марафона.

И тут понял, что телефона организаторов у меня нет! Тут же вспомнилась жуткая история, когда этой весной на соревнованиях в Подмосковье девушку чуть не загрызла стая бродячих собак – она тогда влезла кое-как на дерево, и вызванивала организаторов.

Надо будет в другой раз вбить номер и назвать "ААА", чтобы этот номер вылезал первым в списке. Впрочем, если волков нет, то и неважно – ведь дальше всё равно телефон нигде не ловит.

Ну, а пока суть да дело, начался подъём, и к метеостанции я вышел в 6:25 (за 2:30 прошёл; в предыдущие годы, кажется, за 2:20 и 2:25, соответственно).

А потом, наскоро хлебнув чаю и не заметив в нём привкуса дерьма, я повеселел и бодро потопал в горку. (Изнеженные своей байкальской водой иркутяне, говорят, этот чай сблевали! Нам-то москвичам, с нашей водой из Москвы-реки, грех жаловаться!)

По пути обогнал несколько человек, ну и в общем на Чёртовых Воротах был в 7:44 и третьим из нашей "медленной" группы.

Рассвело, над окрестными вершинами плыла розовая небесная акварель. Шлось очень резво, и несмотря на плохое скольжение лыж в мороз, я этот второй участок прошёл быстрее, чем год назад.

Уже стал фантазировать, как попарюсь в баньке и, чтобы ускориться на спуске, снял рубаху и попросил дежуривших на перевале МЧС-ников засунуть её мне в задний отсек спасжилета (они удивились, зачем я раздеваюсь на спуске, но я-то знал, что все эти повороты и удержание равновесия изматывают не меньше, чем крутой подъём!).

На спуске быстро обогнал ещё одного коллегу. Впереди остался только один участник – точнее, одна участница.

И тут случилось непредвиденное обстоятельство, в корне поменявшее весь последующий расклад.

Лыжная палка

Оглянувшись у границы леса, я увидел невдалеке стремительно приближающуюся фигуру лидера. Им оказался Валера Адаменко, прошлогодний чемпион.... со сломанной палкой !

Валера остановился возле меня – я всё понял.

В его глазах был уже написан вопрос, который я сразу прочёл. Он мечтал нормально посоревноваться, хотел, рвался победить. На одной палке это ему никогда бы не удалось.

Бывает так, что Судьба отдаёт тебе долги. А бывает и наоборот – она их забирает назад. Осень 2008 года. Основной Бегущий Город, Санкт-Петербург, родина этого соревнования. Наша дерзкая команда "Лягуха-Вездеход", состоящая из четырёх московских математиков, бросает вызов всему Городу на Неве. Мы садимся в маршрутку, и я звоню своему другу, питерцу Мите Тарасову.

"Митя, друг мой, помоги нам, москвичам, победить – узнай по интернету, где у вас Окраинная улица? А то на нашей карте её вообще нет, она не обозначена!"

Митя помог. Она была ЗА пределами карты, в жопе мира, недалеко от платфолрмы Ржевка. Мы победили. Нам, москвичам, помог обыграть свой родной, любимый город наш питерский друг. У нас тогда было всего 18 минут отрыва за целый день бега!

И вот ситуация симметричная – я ни за какие места здесь не борюсь, мне бы просто встряхнуться, пройти дистанцию. А так появляется определённый ажиотаж – смогу ли я пройти весь оставшийся путь с одной палкой? Хватит ли сил, умения, изобретательности, светового дня?...

В общем, отдал я Валере палку, и не жалею о том. Конечно, это отчасти неспортивно – каждый должен идти на своей снаряге. Но мы же не на суперофициальном соревновании, всё-таки тут все друзья. Они не осудят, даже если из-за этого потеряют свои первое и третье места, соответственно. (Я успел потом поговорить и с Владом Хохулиным, занявшим второе, и с Димой Ноженко, лишившимся тройки призёров. Вроде всё нормально, они не в обиде!)

Вниз по Спусковой

Ну, собственно до Утулика вниз по Спусковой эта палка бы мне только помешала – руки нещадно замерзали, а нормального катания там по-любому нет. На каких-то участках я пробовал ехать, взяв еловый (нет, наверное кедровый) дрын вместо палки, однако этот дрын больше оттягивал руки и проваливался в снег. Зато он отлично тормозил на резких спусках!

С этим дрыном я достаточно быстро спустился до низу, где меня поджидало очередное приключение. Там была свежайшая наледь!

Надо сказать, что по долине Спусковой вообще не было и мысли, что днём температура подымется близко к отметке "ноль" – как обещали, словно сговорившись, все эти несчастные метеослужбы. Наверное, одна метеослужба что-то написала сдуру, а другие самым бессовестным образом растиражировали. Ну да ладно, не буду судить, может они просто все поошибались.

Короче говоря, влип я в эту наледь по самое небалуй. Причём при переходе первой наледи я ещё хоть успел снять лыжи, а вот вторая наледь приняла меня в чём мать родила, то есть и в лыжах, и в ботинках, и в креплениях. Сразу же, конечно, все эти три разных сущности покрылись толстым слоем "сахарной глазури", равно как и низ лыж. Непостижимым образом после этого скольжение сильно улучшилось, я буквально летел в сторону Утулика, но как вы можете догадаться, нигде более снять лыжи не получилось.

Вниз по Утулику

Ещё одна фигня приключилась со мной: я пошёл сначала в то самое зимовьё, где нас кормили в прошлом году. Естественно, пошёл прямо в лыжах. Так туда и явился – внутри было тепло, но пусто. И только спустившись на лыжню, я обнаружил бумажку с надписью "Обед 2 километра".

На пункте питания мне вылили на обе ноги по две кружки кипятка, и лыжи высвободились из плена креплений. Пока я ел, они сушились у костра. Заодно скукожилась и краска на лыжах. После еды мне захотелось отойти в лес (не скажу зачем, ибо об этом можете почитать в предыдущем отчёте!), и я нос к носу столкнулся с мёртвой кабаргой, висящей головой вниз в ловушке. (То, что это кабарга, я не знал – местные товарищи объяснили.)

Первые 20-25 километров после еды я шёл довольно резво, особо не ощущая дискомфорта от отсутствия одной палки.

Я сразу же понял, что руку с палкой надо часто менять, а на наледях следовал полученному вчера совету Димы Ноженко: палку между ног, и толкаешься двумя руками. Получалось очень даже неплохо!

Затем, однако, постепенно силы закончились. То ли измотался за последние недели, то ли действительно с одной палкой всё-таки не ходят, но километров за 10 до последнего пункта подкормки я буквально валился на лыжню от потери сил – не мог двигаться вперёд, не мог приложить усилие. Ветер стал дуть в лицо, что усугубило моё положение.

Единственное, что воодушевляло и вселяло вселенский оптимизм, это были ледяные водопады, громоздящиеся в каждом распадке. Я уже писал о них год назад – ради одного такого зрелища стоило идти эти 100 с лишним километров!

Я понял механизм их формирования. Течёт ручеёк, литр в секунду. Холодает. Течь ему некуда – впереди заторы льда. Он течёт поверху. Замерзает, тоже не дотекая донизу. И постепенно образует такую вот глыбу льда толщиной до нескольких десятков метров! Это же резервуар воды ручья за все полгода зимы!

Долго, однако, обманывать ум не получилось, и вот на ближайший пригорок я в буквальном смысле едва заполз. Дальше было некуда. И я изменил своему принципу никогда не есть в промежутках (интересно, найдётся ли сейчас какой-нибудь придурок из москвичей, который спросит меня в ЖЖ – а как же так, Лёша? Ты же никогда не изменяешь своим принципам?...).

Как выяснилось (я это понял только тогда, когда припёрло!), я всё-таки кинул в рюкзак порошок Multipower и шоколадку фабрики Крупской, из Питера. Так я просто засыпал себе в рот эту жёлтую гадость, и закусил шоколадом! Надо сказать, энергетическая бомба взорвалась как надо и привела меня к последнему костру перед финишем.

На Финиш!

На этом костре я поел на славу, чем очень порадовал гостеприимных хозяев: капуста, супчик, тут же шоколад, морс, халва – всё подряд и в перемешку летело в ненасытный рот!

Скорость, однако, потом не возросла, но я хотя бы умирать перестал. Меня обогнали все, кто только мог. Я плёлся как мёртвая черепаха, "гребя" палкой то с одной, то с другой стороны обеими руками, как в каноэ.

Последние несколько поворотов я молил Бога о пощаде.

И вот долина реки расширилась, и на правом берегу показались домики – турбаза Утулик, венец моего нелёгкого пути !

На финише встречал сам Володя и его друзья. Они уже всё знали, пытались мне предложить пива – но я же не пью весь год. В баню я опять опоздал на пару минут. Время 12:21, в точности такое, как в далёклм 1999 году на моей первой сотне в Москве ! 14-е место. Первый раз не совпавшее с моим 11-м номером. Наверное, 11-м я бы пришёл, если бы шёл на обеих палках. Но – если бы, да кабы.

Ну, а дальше – дальше было счастье. Обед, который оказался гораздо вкуснее прошлогоднего, награждение, праздничная суета, а также чемпион Валера, изо всех сил жмущий мне руку за палку и обогнавший Влада на одну (!!!) минуту!

Потом микрик, электричка, друзья, пять проглоченных омулей, песни, оживлённый рассказ и постепенный приход в себя.

Разгадка

Год назад на старте я весил 73 килограмма, на финише – 67. То есть f(73)=67 означает, что функция "марафон Хамар-Дабан" превращает вес человека 73 килограмма в 67. Чему же равняется f(67)? Проверить нетрудно: в этом году я сильно похудел, и на старт вышел, как раз имея эти самые 67. Взвесился вскоре после марафона... 70! То есть, f(67)=70. Не понимаю, как так бывает.

Ну и конечно же, не могу не завершить свой рассказ глубокой благодарностью Володе Белову, а также всем энтузиастам, которые готовили нам еду, прокладывали трассу, следили за безопасностью – то есть тем самым настоящим Героям, по сравнению с которыми мой "подвиг" на одной палке – сущая (и срущая) фигня !

До встречи на БАМе 14 марта (который тоже юбилейный) !

Лёша Савватеев
9-11.03.2010 года

Обсуждение на форуме ...»»