Арадан Ергаки

Опубликовано:22.12.2009
Ключевые слова: горы, альпинизм, Ергаки
Нитка маршрута

Долина Девяти Озер – Пик Араданский – Озера Араданские – перевал Митька – оз. Поднебесное – турбаза "Тушканчик" – озеро Светлое – перевал Звездный – оз. Художников – перевал Туманный – оз. Лазурное – перевал Спящий Саян – оз. Радужное

Дневник

8 августа (0 день)

ручей Нистофорский

Вот так все начиналось. Мы приехали в г. Абакан на поезде около 10 часов утра. Маршрутку нашли быстро (за 4400 руб.) По дороге восхищали виды: высота горы, острые пики Ергак. Заехали на турбазу Тушканчик, оставили заброску за 500 руб., при этом охранник обозвал нас Иркутскими жидами. Далее заезд по реке Нистафоровка.

Брод мини-стенкой

Выход в 16:00. Переоделись и пошли... Лес... Хм... Особо не впечатляет: болото, трава, мухи, горелые деревья, зато впечатляют медвежьи следы и какашки с целыми ягодками, красненькими. Тут этого добра мнооого! Был еще брод и мостики-деревья.

9 августа (1 день)

Переправа

Вышли со стоянки чуть позже 8-ми, сразу встретили людей, буквально пару минут прошли и зимуха! Люди были печальными, нам сочувственно улыбались... На вопрос: "Как оно?", был ответ "Сурово". Погода радует, светит солнце. Но есть на пути и препятствия. Сначала было бревно, а как Юля с него упала (драбалызнулась) никто даже сообразить не успел! Очки уплыли, Юля промокла, но в остальном все нормально.

На пути к долине
Девяти озер

Вот так мы торжественно открыли купальный сезон! Вторым препятствием стала – голубика, и вечером болели косые мышцы пресса... и язык! На обед встали на поляне, солнышко, народ валялся на кариматах. Правда Вася ходил искать тропу, пока ходил "все питалово растрес", которое он "сожрал за обедом". Gardex forever.

10 августа (2 день)

Утро началось, как и положено, с освежающего душа с кустов. Мы шли и шли, по болотам, через речку – теперь бревна у нас вызывают недоверие. Тут столько жарков, так красиво. Так как наверху дров нет, то нам пришлось набрать их на границе леса, и потом нагруженные, как верблюды, мы шли еще 40 минут до обеда и ночевки.

Даша. Слева
пик Араданский
Вдали пик
Араданский
Долина Девяти озер
с пика Араданского

После обеда радиально ходили на пик Араданский. Шли кучкой, тут же научились пользоваться палками как альпенштоком. Шли быстро, но у поля жарков нас накрыла гроза! Дождь колотил (штили-вилил в хламиду!?)

11 августа (3 день)

Солнце, на небе нет ни облака. Утро отдыхаем в лагере.

Утро
перевал
Минусинских
туристов
перевал Прогресс

Встали пораньше, чтобы посушить вещи. Вышли только в 9:00. Мы уже почувствовали свою силу, еще бы, идем точно по графику, настроение боевое, эдакие гордые улитки, небыстро, но уверенно продвигаемся вперед. У поля жарков нас догнала команда из трех человек (папа и дети). Они нас так легко и непринужденно догнали, вприпрыжку, как пенсионеров, что мы сразу их не полюбили. Дети радостно улыбаясь здороваются с нами, позади них легко идет папа, через плечо у него продета сумка из которой выглядывают несколько полуторалитровых бутылок с белой жидкостью. Так мы их и прозвали – "Протеиновые дети", нам было все равно, что это молоко.

озеро
Изумрудная гитара
Долина реки
Малый Казыр-Суг
Вид в сторону
перевала Неожиданный

Спустились к озеру Изумрудная гитара. Искупались и пообедали. Вид на долину реки Казыр-Суг просто волшебный! Такие масштабы, зеленые склоны гор, серые вершины скал и голубая нитка реки, внизу убегающая за поворот гор. После обеда было все по-жесткому. Большой перепад высот. Спуск в долину по крутому склону почти без тропы на километр, наверное. Местами пришлось прыгать с полки на полку. И подъем по такому же крутому склону на другой стороне долины на высоту чуть большую, чем та с которой спустились. В некоторых местах приходилось лезть почти вертикально вверх. Это еще не все... Потом за дровами пошли, пришлось спуститься чуть-чуть вниз к границе леса на склоне. Искупались в озере на ночь под перевал Неожиданный.

12 августа (4 день)

Ночью была гроза, громыхало и сверкало, палатка ходила ходуном. Утром все проснулись и... Легли дальше спать. Дождь. Часов в 9 позавтракали под мелкими капельками, кругом туман, видимости почти не было, отдыхаем, обедаем. Решили дождаться летной погоды. Выход в 13:00.

под перевал
на фоне гор
Долина
руч.Маралий

Пока заходили на перевал Неожиданный, поднялся туман. Поэтому перевал Гребневой брали почти в тумане, словно ежики. Спустились к озеру Зеркальное – красотища! Поставили лагерь и искупались. Через некоторое время поднялся сильный ветер и пошел ливень, закончился правда достаточно быстро и позитивно – три радуги, совсем рядом, так что можно было дотянуться до них рукой.

13 августа (5 день)

Утро проводило нас дождиком. Юля мыслила позитивно и все время повторяла: "Баня, пиво, мужики". Порой паслись, поедая ягоды. К обеду вышли к зимухе, погода немного разгулялась, появилось солнце. В обед на зимовье развесили сырые палатки, штаны, носки и куртки, но радость длилась недолго, и под привычные звуки дождя, чай мы убежали пить в зимовье. Складывать и раскладывать вещи мы уже научились быстро. Спасибо ежедневным тренировкам.

14 августа (6 день)

Утро

Все ждали солнца, а его так и не было.

Подъем на
перевал Митька

На завтрак съели яичницу со спагетти и пошли вверх к перевалу под мелким мерзким дождиком. А вокруг туман. А еще вокруг миша землю раскидал, нарыл ям, наверно ел что-то... Встали на границе леса, натянули тент и сели ждать погоду. И было то ветрено, то дождливо, то... ШЕЛ СНЕГ!? И вершины гор все были покрыты снегом. Вот и зима подкралась незаметно. И пообедали мы под тентом, играя в песни. В три часа минут на 10 появился просвет в нашем направлении, мы увидели перевал и пошли, потому что ждать уже было нечего.

вид после спуска

Тур мы вроде нашли, а записки не было. Спуск уходил в туман... Сначала метров 10 снега со льдом. А потом по сыпухе вниз – горные ноги!!! Юле понравилось, потому что на горные лыжи похоже. Катись себе.

P.S. Завтра дневка! Ураааа!!! А вечером был камнепад очень сильный, минуты 2 громыхало.

15 августа (7 день)

Дневка! Ура! Встали поздно, и шел дождь! Он все еще шел, и Вася говорил с утра что-то про то, что он достал нас "в дугу", и все проснулись, хохоча? Горы белые, как зимой, просто май в Мондах какой-то. Сидим в палатке в шерстяных шапочках. Завтра ждем солнце. На завтрак-обед блины фаршированные творогом! После обеда у нас была сиеста... до вечера. И все по-прежнему шел дождь. Сегодня нам не удалось помыться, посушить и постирать вещи, но зато мы поспали хорошо и поели вкусно.

P.S. Хотим солнца! Ооочень!

16 августа (8 день)

Сегодня выход к заброске. Сегодня мы уходим из Арадана и идем в Ергаки. Горы завалило снегом. Хорошо, что мы не стали ждать погоды и позавчера пошли через перевал Митька. Благодаря этому мы четко в графике. А еще мы встретили группу, и нам сказали, что в Красноярске нет Макдональдса.

Вид
на перевал Митька
на Ергаки
Вася
(который справа)

Наверно все так получилось, потому что была дневка... Или потому что мы вышли на трассу, в цивилизацию и всем захотелось домой. С утра солнце нас подразнило и исчезло. Мы шустро шли до базы Тушканчик, по дороге встретили двух туристов, а потом еще группу с детьми (родителям респект). Пообедали после перевала и опять пошел дождь. У выхода на трассу был брод, и лезть в воду не хотелось, но пришлось. Все устали, и цивилизация звала нас к себе, но мужественно поборов минутную слабость мы забрали заброску и двинулись в сторону Ергак. На ужин Юля с Костей приготовили картошку. Завтра идем на Светлое.

17 августа (9 день)

Озеро Светлое

Погода не изменила привычкам – то снег, то дождь, то жаркое солнце. На завтрак ели настоящий борщ, а потом месили грязь в сторону озера Светлое. Периодически нас поливал мелкий дождь. По дороге, Вася с Женей собирали грибы – целый пакет, обед был просто королевский.

Женя.
Тренировка

После обеда тренировка с веревками. Спуск-сдергивание, подъем. На Светлом много народу, как у нас на Витязе.

18 августа (10 день)

Утро нас не удивило – дождь!

Вид на озеро
Вид на Пик Звездный,
перевал Звездный(слева),
пик Птица

Но он быстро закончился, мы вышли на час позже. Солнце пробивалось, как могло. Давай, родное, жги! На перевал Звездный, с нашей стороны туда было легко зайти. Потом нам с перевала открылся прекрасный вид на... туман. Вниз от перевала шел узкий скальный коридор. Одели обвязки, начали спускаться. Была парочка скал, с которых пришлось... ммм... широко шагать вниз, но все справились.

Юля, правда, в одном месте заявила, что она застряла и не знает, что делать, потом что-то крикнула матом и у нее все получилось. При всем при этом нас посыпало снегом, и было ощущение, что сейчас апрель и вот-вот из-за угла послышится грозный голос Димона Павленко.

Озеро Горных Духов... Это и впрямь какое-то магическое место. Озеро на вершине небольшого плато под двумя прекрасными пиками: Звездный и Птица, и идеально отполированная парабола, словно сооружение какой-то древней цивилизации.

19 августа (11 день)

Бабушки
спускаются
Вид сверху,
(на фото не бабушка)
Перевал
Парабола

Выход в 7:00. Мы побежали (да-да) на перевал Верхняя Парабола, а оттуда по гребню на перевал Птица (снизу гребень страшно смотрелся). На перевале одели обвязки, но вдруг вылез туман. Немного подождали, а потом как ежики пошли по тропинке в сторону озера Светлого. По дороге залезли в каменный колодец какой-то, а под маршрутом сели у камушка и стали ждать погоду. И вот через час или полтора просвет! И мы полезли. Потом решили на полочке перекусить (лепешки), сидим, еще трепет внутри и тут... Выходит веселая группа тетечек и девочек! Без веревок!!! На 2А!!! Они на предвершине лезли по вертикальной стене! И с ними был дядечька, со слов тетечек, он всех их загипнотизировал.

В резиновых сапогах! Они просто не знали, чем это может кончиться, а мы знали, и нам было страшно за них! У всех хорошее настроение.

20 августа (12 день)

Вид с озера
Художников

Дневка. Дневка как дневка. Целый день ни капли дождя, солнце! Высушили вещи, искупались, помылись.

21 августа (13 день)

Выход в 8:00. Утро. Солнце. Почти жара. По дороге пытаемся выиграть Женю с Дашей в песни – нереально! Они словно два ходячих музыкальных центра. Дневка все таки зло. К обеду все вымотались. А к вечеру вышли к Лазурному, но там нас уже ждали... Мыши и пищухи – наглые, невоспитанные, некультурные животные!!! Не успели мы скинуть рюкзаки на приглянувшемся месте, как из-за дерева в обнимку вышла пищуха и бурундук, и буквально сели возле костровища.

Пищухи это оказывается зайцы, а не хомяки.

перевал
Туманный
Озеро Черное
Костя
Пик Звездный
Озеро Лазурное

22 августа (14 день)

Выход в 14:00. Полдня шел дождь. После обеда пошли вверх, ну и тропы: то двухметровые прыжки, то по скальным полкам.

На перевал
Спящий Саян
Висячий
камень
Спящий
Саян

Спящий Саян – вообще, так красиво, висячие камни, скалы, уходящие в небо! Все это приправлено туманом. Просто супер! Потом вдоль скал мы пошли на озеро Радужное. Увидели висячий камень, но идти к нему нам было уже лень. Вечером познакомились с группой из Н. Челнов, песни под гитару у дружеского костра. Страшилки про медведей на ночь.

Завтра начинается путь домой. И грустно, и радостно...

23 августа (15 день)

Дождь. Две ходки и мы на Буйбе. Первый раз сильно промокли, наверное расслабились. Кто же знал, что столовка будет закрыта...

Про заезд

Прямой поезд Иркутск-Абакан. Затем маршрутка. Сложностей никаких.

Про общее

С тропами все хорошо.

Медведей не видели, но следов очень много. Очень много.

Погода могла бы быть и лучше, хотя мы все успели.

Про группу

Надо учить мат.часть – новичков не более 30 процентов и т.д. Незнакомый народ набирать в группу хорошо подумав. У нас все прошло на ура, хотя вместе мы не ходили.

Про снаряжение

Саяны – это большое болото, поэтому обязательно:

• Тент над костром;
  • Растопку;
  • Резиновые сапоги;
  • Накидку на рюкзак;
  • Накидка от дождя;
  • Реппелент.

И еще народ заценил трекинговые палочки.

Про еду
Карта

Я не буду писать эпосов про нашего завхоза, хотя стоит, просто перечислю факты.

Факт № 1. Раскладка составлялась из расчета 850 грамм в день.

Факт № 2. Блюда из нашего меню: макароны с сыром, блины фаршированные творогом, борщ (из не сушеных овощей), солянка (с несколькими видами мяса и колбас лимон и оливки), жареная картошка, лепешки вместо сухарей, соусы, приготовленные прямо в походе. И конечно же дары природы: ягоды, грибы, шишки.

Ссылки на информацию по Арадану и Ергакам
Краткий график и карта
Дни пути Дата Участок пути Протяженность (км) Ходовое время (час-мин)
0 08.08.09 Абакан – тур.База Тушканчик – поселок Арадан – 24 км трассы Арадан-Усинск (устье Нистафоровки) – Старый лесозаготовительный участок 12 2-25
1 09.08.09 Старый лесозаготовительный участок – река Нистафоровка – ручей Ровный – Долина Девяти Озер 20 5-35
2 10.08.09 Долина Девяти Озер – Пер. Минусинских туристов (1Б) – Пик Араданский (радиально) (1Б) 15 6-30
3 11.08.09 Долина Девяти Озер – Пер. Проходной (1А) – пер.Прогресс(1А) – Стоянка у ручья Водопадного – под пер.Неожиданный 17 5-50
4 12.08.09 пер.Неожиданный (1Б) – пер.Гребневой (1А) – оз.Зеркальное устье руч.Маралий 7 3-20
5 13.08.09 руч.Маралий – устье руч.Маралий – руч.нижний малый Казыр-Суг 25 6-40
6 14.08.09 руч.нижний малый Казыр-Суг – пер. Митька(1Б) – оз.Красное 7 6-00
7 15.08.09 Дневка
8 16.08.09 озеро Красное – пер. Скалистый – вершина 1865, оз. Поднебесное – ЛЭП 620 км, устье р. Бакланиха – тур.База Тушканчик 27 4-50
Итого: 130
9 17.08.09 тур.База Тушканчик – озеро Светлое 12 2-35
10 18.08.09 озеро Светлое – пер. Звездный (2А) – оз.Художников 10 5-00
11 19.08.09 оз.Художников – пер. Верхняя Парабола (н/к) – пер.Птица (1А) – пик Птица (2А) – оз.Художников 5 7-00
12 20.08.09 Дневка
13 21.08.09 оз.Художников – Стрелка – оз.Черное – пер. Туманный-1 (1А) – оз.Лазурное 22 5-10