в Иркутске 11:47, Апр. 20

Алтайские приключения иркутских парней

Автор:Александр Мартынов(Rus)
Опубликовано:19.11.2009
Ключевые слова: горы, горный туризм, Алтай
Саня Гранин
Саня Забков
Саня Мартынов
Ангарск

Начало было положено еще в прошлом году, план съездить на Алтай был озвучен где-то на очередной лыжной прогулке по Олхинскому плато. Тогда еще не до конца осознавал выполнимость этого плана, но вот приближалось лето, а тема с Алтаем не ушла в небытие, а продолжала обсуждаться уже на уровне: "едем, да, точно едем!". Куда, с кем, на сколько, за сколько, зачем и с какой целью – вопросы второстепенные, до них мы еще не дошли. Очередной звонок в Краснокаменск заставил спешно планировать возвращение назад – в Иркутск, чтобы успеть до Алтая с другой компанией (не менее приятной) отдохнуть в Больших Котах. И здесь не верилось, казалось, что кого-то не отпустят, кто-то снова пропадет в пространстве и во времени, и случится поход на Шумак как компенсация. Но последние два дня висели на телефоне и гадали, как уехать из Иркутска ближе к Алтаю в ситуации полнейшего отсутствия билетов. Выход был найден – закуплены билеты из Ангарска до Новосибирска. Хорошо, хоть так. Девятого августа покидаю Большие Коты, приезжаю в Иркутск и... Делаю для себя открытие – мы только начинаем вечером в интернете искать информацию о маршруте, о транспорте на котором можно добраться, обнаруживается девушка Ася, которая даст нам карты (ах, у нас и карты еще нет?), поделится информацией об особенностях тех мест, ну и вообще что-нибудь скажет – нам все полезно. Поздно вечером еще получили смс от Сани с предложением закупить тушенки, потому что: "тут вообще тушенки нет". Наконец, 10 августа, вдвоем с Саней выехали на электричке в Ангарск, там дождались наш поезд и, загрузившись на боковые полки около туалета (иначе и быть не могло), начали свое путешествие. Еще у нас стол не работал, поэтому во время завтрака-обеда-ужина придерживали его ногой, но избежать опрокидывания котелка с кипятком в район пояса не удалось. Третий наш товарищ – тоже Саня – уже два дня жил в Тальменке, нас ждал и якобы выяснял насчет транспорта, и даже не совсем безуспешно.

Новосибирск

В Новосибирске, не дождавшись последней электрички, которая все равно до Тальменки не доходила, поехали на автовокзал. Маршрутки, кстати, стоят 16 рублей при стоимости 24,50. На автовокзале ситуация оказалась лучше, чем с железнодорожным транспортом – автобусы ходили чуть ли не по всей России и чуть ли не круглые сутки. Закупились билетами до нашего поселка на автобус, следующий до Барнаула. Стоимость 220 р. + 20 р. за багаж. Так и запомнился мне Новосибирск – красивым вокзалом, тухлым автовокзалом, двумя девушками, которые подсказали нам остановку.

Ищем
зелёный дом
Общий в Бийск

Ехали часа три, пока переписывались, как и где нас встретят, закончились деньги – роуминг, конечно, съедает баланс основательно. Успели только получить сообщение, что нас будут ждать около зеленого дома. На повороте покинули автобус и начали высматривать зеленый дом, но таких поблизости и не поблизости не наблюдалось. Повезло, что в каком-то магазине оказался пинкомат, забросили денег и созвонились. Оказывается, для некоторых и зеленая остановка – это зеленый дом. Но наконец все соединились и поехали к Саниным родственникам. Заехали в магазин, закупили местных сим-карт, продуктов и пива. Принимали нас по-царски, слов благодарности не хватает и радует, что есть такие люди, для которых сибирское радушие и гостеприимство не пустой звук. Пока ужинали и дегустировали местное пиво ("Ворсин светлый" – гадость та еще), народ успел съездить и обрадовать, что через час есть поезд в сторону Бийска. А я-то думал, что посплю спокойно. Скидали пакеты с едой по рюкзакам и рванули на вокзал, билеты купили (170 рублей от Тальменки до Бийска) в общий вагон и отправились в Бийск. Общий вагон удивил – рассчитывали на плацкарт, а тут два ряда обычных сидений – толком и не поспишь. Саня, правда, умудрился расстелить пенку в ногах и развалиться на пол, а ногами перегородил проход. Как он умудрялся во сне да в темном вагоне уворачиваться от входящих и выходящих – ума не приложу, но доехал с целыми конечностями. После Барнаула Саня меня выдернул из сна и сообщил: "Смотри, мы обратно едем, смотри, поезд в обратную сторону идет!". Я вообще не очень добрый спросонья, сначала посылал его подальше, потом встал, пошел с ним в тамбур смотреть, что едем мы в обратную сторону, Саня был снова послан, а я занял свое место. И только я начал досматривать сон, сосед проснулся, пробудил меня и начал удивлять: "а что мы в обратную сторону едем?.." – ну вы помните, что спросонья я недобр.

Купили билеты
в Тюнгур

В Бийск прибыли в 6 утра и, невыспавшиеся, свалились на перрон, моментально были окружены предложениями покинуть этот славный город: "горноааалтайск, тюнгуур!. Во, нам в Тюнгур-то и надобно. Поторговались и закупили себе места по 1 т.р. с носа, в первоначальной редакции – 1500. А кто-то ехал по 1200. Еще одна проблема решена, потому что по нашим транспортным планам мы из Бийска должны были уехать в Горно-Алтайск и оттуда на маршрутке в Тюнгур.

Маршрутка оказалась неполной – ехали мы втроем, трое камуфлированных новосибирцев и два геолога или фотографа до Усть-Коксы.

На пограничном посту, как нас и предупреждали, оформили пропуск на проживание в Тюнгуре на базе "Высотник". На коварные вопросы погранцов: "А вы что, дальше не пойдете, на Ак-Кем, например?", пытались стойко говорить: "Нет!". Ага, так погранцы нам и поверили, особенно глядя на наши объемные рюкзаки. Сделали общий пропуск на нас и новосибирцев, по совету погранцов в Усть-Коксе сделали копию списка и разрешения и отдали ее новосибирцам. Эх, лучше бы мы так не делали, но об этом мы узнали несколько позже. Ну и потом поняли, что можно было без всяких проблем говорить, что идем на Ак-Кем, поскольку многие кто делали так разрешение, здесь же его и получали.

Не доезжая километров 20 до поселка, "Газель" благополучно сдохла – от скорости (они на самом деле ездят как сумасшедшие по этим серпантинам) раскрутился радиатор, оторвавшиеся от пропеллера лопасти пробили радиатор, и мы встали. Вышли и ждали, пока водитель решит проблему. Вскоре проехала пустая маршрутка и забрала нас до Тюнгура. Правда, по приезду водитель сказал сброситься ему за эту офигенную услугу "на горячее". Горячее обошлось в 300 р. на всех. Вообще, по-хамски: я заплатил и не моя головная боль поломка машины.

Собственно, поход
Ползем на Кузуяк

В Тюнгуре выгрузились в 17:00 и на хвосте с новосибирцами пошли в Кучерлу, а там и поближе к некатегорийному перевалу Кузуяк. Удивило количество попадающихся навстречу выходящих и выезжающих походников. Пока шли существенно оторвались от новосибирцев, у которых, кстати, и рюкзаки были поменьше наших. Они нас пытались учить как ходить в первый день и вообще предлагали идти первый день с ними, но мы сами с усами. По плану первого дня мы должны были ночевать под перевалом, а затем на следующий день – взятие перевала и переход на 14 километров до стоянки три березы.

Алтайские
тропы

Дошли до подножья перевала и сказали себе, что ищем стоянку получше и встаем табором, но по закону подлости самые лучшие стоянки были несколько километров назад, а мы уже пошли в перевал. Забрались на перевал и свалились на другую сторону. Чем Алтай удивил сейчас и потом, так это обилием грязи на дорогах и тропах – очень много чавкающей жижи, вечно грязные ботинки, зато наверняка плодородная земля. На конюшнях встали на ночевку недалеко от палаток. Сварили нехитрый ужин и завалились спать, не забыв распределить, кто и по каким дням будет спать в середине. Будильник пробудил в 6:00, валялись еще 10 минут и встали, каждый занялся своим делом – кто палатку собирал, кто завтрак делал, кто вещи складывал. Неприятным моментом был голос из соседней палатки: потише давайте, и вообще, я пожалела, что разрешила вам встать рядом с нами! Обалдеть! Оказывается, мы посягнули на чью-то территорию на тысячах гектарах леса. После сборов и завтрака покинули гостеприимный кемпинг конюшни. Все хорошо, прекрасная маркиза – все шло по плану – в 8:00 удалось выйти на марш. Первое впечатление от первых километров – наш Хамар-Дабан, но с очень грязными тропами. Так и шли, проходя через поляны, через сельское хозяйство Тюнгур, расположившееся лагерем в лесу.

Несущий
медитации
Открылся вид
на стену

Река Ак-Кем, как и Кучерла, как и Катунь оказалась молочного цвета, с какими-то примесями, тем не менее воду брали и пили сырую, и никаких недомоганий не было. Скорость реки поражала – очень мощный поток, с которым шутки плохи, о чем извещала табличка на камне на берегу реки: о девушке и парне, погибших при переправе через Ак-Кем.

Через некоторое время вышли на подобие обзорной площадки и наконец-то увидели вдали Белуху и Аккемскую стену – сказать, что мы раскрыли рты, не сказать ничего. Стена и Гора производили впечатление.

Курортник

Обогнали одну группу, которая покидала лагерь с ночевки. Пройдя несколько километров, встали на берегу на обед. Хотя по плану и раскладке на обед у нас был перекус, но все безропотно и с охотой согласились поесть чего-нибудь посущественнее. Это "посущественнее" было вытряхнуто в котелок и заварено кипятком. А что, китайская лапша с салом – очень даже ничего! Искупались (вода ледяная, даже в сравнении с нашими горными реками и ручьями, например, Солзаном, Бабхой, Кынгыргой, Слюдянкой). Некоторые даже мазались грязью, веря, что она лечебная. Да, место мы, конечно, выбрали неудачно – проходное, некоторые туристы переступали через нашу горелку.

Курортник 2

Часа через полтора отдыха начали подтягиваться те, кого мы недавно обогнали. Поговорили с очень упитанным дядькой, замыкающим группу, и очень удивились тому, что они заходят с 10 числа, а ведь на дворе 13 августа. Однако! Наверное, растягивают удовольствие. Распрощались и продолжили принимать водные и солнечные ванны.

После обеда пошли веселее. Постоянно встречался народ, больше, конечно, навстречу нам.

Дошли до водопада на одном из притоков Ак-Кема, но полностью его увидеть не удалось, потому что, во-первых, он на том берегу (а про опасность переправы мы уже поняли); во-вторых, он скрыт деревьями, но, похоже, водопад высокий.

Аккемское озеро

А Стена с Горой становились все ближе, запах ужинов разносящийся по долине от лагерей и палаток дразнил и заставлял ускорять темп. Наконец мы вышли на озеро и мимо метеостанции дошли до места с большим количеством палаток. Инструктор лагеря сказал, что рядом палатки ставить нельзя, потому что сейчас вернутся еще человек 20 с палатками. Что он понимает под "рядом" не объяснил, лишь неопределенно указал рукой куда-то вдаль. Вообще, эти собственнические интересы уже начали напрягать, а москвичи раздражать. Однако, мы без конфликтов отошли на приличное расстояние и встали лагерем в безлесной зоне, хотя хотелось на полянке среди деревьев – оно как-то поуютнее. Каждый занялся привычным делом: я – палаткой и постелями, парни – горелкой и ужином. Через час шевелений ужин был готов: плов из копченых ребрышек и два котелка чая, а для аппетита и за переход – по 50 грамм. Вдали: горы покрытые снегом, гладь озера и мы, уважаемые друг другом, но без костра. Правда мы дрова и не собирали – с собой несли бензиновую горелку, а к ней 4 литра бензина, плюс газовая лампа, которую на ночь привязывали к потолку палатки и включали на небольшую мощность.

На следующий день расслаблялись – проснулись не по плану, отошли от палатки погреться в лучах солнца, пока оно не осветило наш лагерь. В этом желании мы были не единственными – на освещенном участке стоял народ в пуховках.

Исток Ак-Кема
Алтайские бочки
Церковь
Ледник
Водопад
с озера
Семи духов

Следующий день у нас по плану был полувыходным – планировали поход на ледник Ак-кем, и, по желанию, на озера Семи духов. Погода как по заказу – солнце, синее небо – местные Боги отнеслись к нам радушно. Озеро прошли довольно быстро, посмотрели на местный приют "бочки" и пошли дальше. Самым дальним строением оказалась церквушка-часовня, в которую заходили верующие перед выходом на восхождения и по возвращению. Где по курумнику, где по морене, мы добрались до истоков Ак-Кема, который мощным потоком начинал свой бег из-под ледника. Первый раз вижу настоящий ледник, первый раз вижу, как по леднику катятся камни, вытапливаемые восходящим солнцем. Глядя на этот массив льда и камней, стал по-другому относиться к позиции МЧС при сходе ледника Колка в Кармадонском ущелье в Осетии, когда после облета они вынесли вердикт, что никого живого найти не удастся и отказались продолжать поиски. Действительно, если такая масса (а там это были сумасшедшие объемы льда) сойдет, то она уничтожит все, что встретится на пути, и сотрет все с лица Земли. Хотя попытаться надо было! И здесь встретили несколько табличек на камнях, которые свидетельствовали о непростом характере Горы.

Трио
не плотники
Рубикон
перейдён

Вышли на лед, прошли немного ближе к Стене и остановились. Налюбовались горами, серебристым снегом, пытались разглядеть в нависающих на стене снежных карнизах какие-нибудь фигуры, узоры. Саня разглядел морду тигра. Посмотрели начало пути восходителей на Белуху, к томским стоянкам, а дальше путь был закрыт горами. Даже не верилось, что стоим под горой, высота которой больше 4 тысяч метров над уровнем моря. С каким-то благоговением и уважением смотрел на всех, кто возвращался с огромным рюкзаком и притороченными к нему ледорубом и каской. А ведь есть и горы высотой 8 тысяч метров. На леднике, несмотря на южный казахстанский ветер, прохладно, и флиска лишней не будет. Сфотографировались на фоне красот и повернули обратно. На обратном пути дружно решили, что на озера Семи духов не пойдем – все за один поход осмотреть невозможно, а в планах у нас их не было. Да и я провалился в болото одной ногой, поэтому еще больше укрепился в желании вернуться в лагерь.

Вернувшись в лагерь, принялись за ужин, заодно набрали сушняка на вечерний костер, горелка волшебство пламени костра никак не может заменить. Был и забавный случай. В Тальменке, не глядя взяли 4 банки растительного белка и одну банку вроде как тушенки. Саня Гранин нам долго говорил, что тушенка главпродукт плохая, но мы его убедили, что нормальная – это тогда. Сейчас же, на озере начали готовить и, открыв банку, заметили гольную сою. Оторвали этикетку, бросили ее в пакет с мусором, а куски сои обжарили и залили в макароны. Сане Гранину, естественно, ничего не сказали, думали, что не догадается. Сели ужинать, Саня, начал ковыряться и говорить, что какая-то странная тушенка, мы с Саней Забковым в голос нахваливали тушенку и говорили, что замечательная. После ужина Саня Забков ненадолго исчез, а когда вернулся, заговорщически разжал руку, в руке были этикетки с остальных банок тушенки – содрал все. Но секрет утаить не удалось: когда начали сжигать мусор и обжигать банки, Саня вытащил этикету из мусорного пакета и начал читать состав. Тут-то наш секрет и оказался раскрыт.

Душевно посидели у костра, поглядывая на начавшие сгущаться тучи. Однако, тучи только пугали, но не выплеснули на нас то, что в них копилось. Хотели лечь пораньше, но получилось как обычно.

Завтрак
Подъём
Кара-Тюрек
Снежные поля

Утро выдалось замечательное, на небе отсутствовали вчерашние тучи. Быстро собрались, позавтракали и начали готовиться к выходу – сегодня предстояло перейти перевал Кара-Тюрек (1А, высота 3068 м.) и дойти до Кучерлинского озера. Вышли по плану в 8:00. За нами, налегке вышел отряд Ресо-гарант. Подъем со стороны Аккемского озера хороший, тропа не такая крутая по набору высоты как, например, на аршанский пик Любви. Набор высоты около 1300 метров, тропа петляет зигзагами, иногда, правда, приходилось сбрасывать высоту и снова набирать. Караван Ресо-гарант заметно отставал, и вскоре совсем скрылся из вида. А мы своим темпом продолжали набирать высоту. Подъем облегчался обилием ручейков, на которых останавливались напиться, ополоснуть тела, смочить футболки.

На подъеме удивлялся сам себе и возносил хвалу велосипеду, на котором уже прилично накатал за это лето. Собственно, на таких подъемах и аккумулируются все предыдущие походы, спортивные увлечения, лыжи и прочее. Ноги, как это было в прошлом году на Порожистом, не "забивались", а уверенно и не торопясь заносили меня и рюкзак на высоту. Все шли почти в одинаковом темпе и за 2 часа 40 минут поднялись к перевальному туру. Я первый раз оказался на такой высоте, остальные участники, конечно уже бывали и повыше, потому как поднимались на Мунку-Сардык, но с полной выкладкой на таком перевале ни один из нас не был, что не могло не радовать.

На перевале

На перевале находилась группа из Челябинска. Они поднимались с р.Кучерла и ничего нам не смогли сказать про дорогу к Кучерлинскому озеру. Тем не менее, эта встреча впервые за весь поход оказалась очень душевной. Угостили друг друга шоколадом, сфотографировались и проводили их вниз, пожелав удачи и хорошей погоды. Вскоре на перевал стали заходить первые из следовавших за нами туристов Ресо-гарант. Мы собрались и свалились на другую сторону перевала, продолжили путь к озеру. На каком-то участке заметили конную группу, которая вышла с Аккемского озера и тоже держала путь на Кучерлинское озеро. Тропа то сваливалась вниз, то поднималась вверх, озера, естественно, не было видно. На одном из участков у Сани ботинки "самоубились" – оторвалась окончательно подошва. Дальше путь продолжил в чужих кроссовках на два размера больше. Когда шел за ним, то он своей шлепающей походкой почему-то напоминал мне Фродо из Властелина колец.

Долина
р. Кучерла
Трио на
Кучерлинском озере
Спускаемся.
На горизонте кони

В одном месте, с видом на долину реки Кучерла, поймали связь и отзвонились домой. После полудня встали на привал, отдохнуть и перекусить – на обед Боги нам послали сухофрукты, сало, сухари и чай. В этот момент конная группа нас и обогнала. В шутку начали собираться со словами: "подъем, парни, а то нас уже кони обогнали". Шутки шутками, а конную группу мы обогнали за километра 3-4 до озера. Встретили у ручейка пару из Москвы, которые уже почти месяц путешествуют, а здесь были еще на затмение. Пришли все вместе на обзорную площадку, сфотографировались и свалились на озеро. Озеро великолепное, вода оказалось такой же молочной по цвету, само озеро намного больше, чем Аккемское, окружено горами.

Распадок
р. Ак-Кем

Переход получился хороший, потратили 9 часов от Аккемского до Кучерлинского озера. Только теперь я осознал всю глубину печали и грусти на лицах многочисленной группы из Омска, поднимающейся нам навстречу из распадка Текелю. Надо быть маньяком, чтобы идти в обратную сторону.

Бивак

По приходу решили помыться, пока солнце не зашло за гору: приняли ванны на берегу озера – кто холодной, а кто пижонски накипятил себе воды на горелке. Рядом расположившаяся конная группа принимала ванны прямо в озере, обильно поливая свои, по всей видимости, потные тела шампунем и мылом. На наше замечание не загрязнять водоем, потому что воду для приготовления пищи берем здесь же, они прореагировали своеобразно – в воду залезло еще больше народа с мылом и шампунями. Хотели попросить руководителя прекратить массовое омовение, но когда через минут 10 в озеро с шампунем зашел руководитель похода, поняли – случай безнадежный и воду брали намного левее.

На ужин решили съесть все банки, потому что горбы не казенные и таскать все это уже сил не было. Банок оказалось много, но и мы не лыком шиты. Раскладку ведь первоначально делали на 7 дней, но решили несколько сократить маршрут до 5 дней. Посему ужин был королевский.

Последний луч
солнца
Озеро в недолгое
мгновение
Тут мы Саню
дружно посылаем

А ночью был дождь, утром небо было затянуто, но самое интересное оказалось позже – погода за день изменялась несколько раз: то ветром разнесет тучи, и мы наблюдали чистое небо, а через несколько минут, этот же ветер, нагонит тучи и снова беспросветная тоска на небе. В один из таких просветов мы и рванули на водопады Кони-айры. Прошли за полтора часа озеро. Дальше вдоль реки по курумнику, экстрима добавлял начавшийся дождик, но ветром камни высушивало. Так дошли до болота и, глядя на небо, стали быстро собирать дрова, забрались под раскидистое дерево и развели костер. И тут как всыпало, что желание идти дальше на какие-либо водопады вовсе пропало, потому что поняли: погода здесь меняется довольно быстро. К тому же открылись новые обстоятельства – Саня перечитал описание похода на водопады, и оказалось, что мы находимся недалеко от кедровых стоянок, от которых народ рано утром выходит на водопады, чтобы успеть к вечеру вернуться в лагерь. Мы, конечно, славные парни Иркутска, но не до такой же степени, поэтому Саня был дружно послан в дальние дали за такую дезу, ведь утром и в предыдущие дни речь шла о часах четырех до водопадов, плюс к этому обещал, что с южной конечности озера мы можем наблюдать водопады. Даже говорить не надо, что с южной конечности озера мы ничего не увидели. Дождь не прекращался, но когда поубавился, мы начали путь назад к палатке. Навстречу нам шел народ на озеро Дорошколь – герои, ничего не скажешь. Больше всего поразили две девушки из компании попавшейся навстречу, они не то что безропотно переносили чавкающую кашу на тропе, скользкие камни, ливень, они шли, не замечая окружающей вакханалии, шли с улыбками на лице и приветливо нам отвечали. Я почему-то вспомнил поход на новый год на пик Черского двухгодичной давности. Тогда мне было очень грустно.

Пришли на лагерь, насобирали дров для костра, чтобы посушить вещи, в которых ходили. Только после того, как завершили трапезу, посушили вещи, снова пошел дождь, но мы уже забрались в палатку.

Ночью каждый из нас, наверное, молился, чтобы завтра не было дождя, потому что у нас был назначен выход в Тюнгур.

Утром поняли, что погода будет хорошей. Обычное утро закончилось выходом в восемь часов на тропу. Снова забрались на обзорную площадку. Рюкзаки заметно полегчали, но отсутствие банок компенсировалось перекочевавшей мне палаткой в полном комплекте. Тропа только расстроила – хоть и конская, но грязная и перекопанная копытами. Тяжело балансировать по алтайским тропам, шли на грани фола, иногда изящно разъезжаясь, иногда прыгая по камням, иногда присаживаясь на почти что шпагат.

Куда ты тропинка
меня завела
Распадок Текелю

После переправы через приток Кучерлы – Текелю, потеряли тропу и по какой-то ж... ползали – камни, покрытые мхом, литры воды с деревьев, за которые хватаешься, чтобы не улететь вниз и не соскользнуть по мху. У меня весь запас нецензурной лексики закончился на этом участке, а парни сзади ржали и не торопились. Наконец, снова нашли тропу и продолжили путь. На обед встали на замечательной поляне, по всей поляне раскидали вещи и палатку на просушку – тащить лишнее не хотелось.

Один из сюжетов
на писаницах
Искустная
беседка
Стоянка
древнего
человека

В километрах 18 от поселка Кучерла находятся писаницы. Стоит приметный скальник, беседка. Остановились и буквально прикоснулись к истории. Жаль, что есть еще те, кто пытаются дух истории истребить надписями "вася и лена" и прочей дрянью.

Урочище

Вскоре показался широкий распадок, долгий, нудный, по которому мы вышли к поселку. Еще раз убедился, что заход по Ак-Кему предпочтительней в плане удовольствия.

Попытка выехать в ночь ни к чему не привела – мужик захотел за маршрутку до Барнаула 13 тысяч. Мы и пара из Тулы такую сумму потратить на газель позволить себе не могли. Посему поставили палатки недалеко от кемпинга, парни сходили в деревню за соком, набрали воды с Катуни и сварили ужин. Цены на установку палатки на территории баз удивляли существенной разницей: "Высотник" – 150 р. с человека; турбаза недалеко от "Высотника" – 100 р. с человека; т/б "Тюнгур" – 50 р.; "У Татьяны" – 40 р. и есть стоянка для машин. До "У Татьяны" можно добраться, пройдя мимо турбазы "Тюнгур" до конца поселка.

Ночь прошла спокойно. В 6:00 мы уже были на мосту и поджидали маршрутку куда-нибудь. Вскоре приехала местная диспетчер всего транспорта, который заходит и выходит в поселок и из поселка – баба Клава или Клавдия Ивановна Барсукова. Маршрутка дополнительная пришла около 7 утра: мы, пара из Тулы и 6 новосибирцев заняли места и поехали в Горно-Алтайск. Билет стоил 830 р. вместе с багажом.

На пограничном пункте нас пытались оставить с этой стороны. Дело в том, что тем новосибирцам мы отдали копию списка нашей всей группы и копию пропуска. По местным правилам если группа выезжает частями, то последние должны выезжать по оригиналам документов, поэтому нам отдали наши документы и категорично сказали: "Ждите остальных". Да, засада – ждать этих новосибирцев неизвестно сколько, потерять деньги за маршрутку. Пошел делать еще попытку объяснить, что нам никто эту процедуру выезда не объяснял, кроме необходимости сделать копию на часть группы. В итоге приехал старший наряда, ему точно так же рассказал – он оказался более человечным – выпустил нас. Уф, ушли от маячившей перспективы куковать на посту несколько дней.

В Горно-Алтайск прибыли в 17:00, сразу же все скопом наняли маршрутку до Барнаула по 400 рублей с носа. В Барнауле распрощались с новосибирцами, взяли билеты до Тальменки на предпоследнюю электричку (39 рублей) и вернулись к точке отправления.

Саяно-Шушенская
ГЭС

Дальше была поездка в Новокузнецк, Абакан, Черемушки, на Саяно-Шушенскую ГЭС, Енисей, но это уже другая история.

Цены в
придорожном кафе
Электрички
из Барнаула
в Барнаул
Рассписание
автобусов

Некоторые цены на услуги и продукцию на Алтае:

• Аренда лошади – 750-850 р. за сутки + оплата лошади с проводником
  • Баня – 120-150 р. с человека за час (на Аккемском озере), Баня на Кучерлинском озере – 200 р. с человека за час
  • Лепешки (сомнительной вкусности) – 40 р. – размером в два раза меньше лаваша

Остальные цены по тексту.