Проверка на выносливость: вело-марафон вокруг Иркутска

Автор:Александр Попов(AP)
Опубликовано:04.09.2009
Ключевые слова: велосипед, Шаманка, Таежный, Ангарск
А не проехать ли нам 200 км?...

Подобные маршруты стали приходить мне в голову ровно тогда, когда наскучила трасса М-55. А организм при всём при этом продолжал требовать велопутешествий – продолжительных и по времени, и по расстоянию. Маршрут Иркутск-Слюдянка стал восприниматься, как стандартная выходная поездка, и интерес вызывал больше спортивный, чем туристический. Но ввиду того, что туриста во мне на порядок больше, чем спортсмена, нужно было срочно что-то менять.

Светило небесное

Вариантов развития событий было два. Первый – увеличить расстояние со стандартных 120 км до 170-200. Второй – сделать маршрут более "кантрийным", что увеличит затраты сил и позволит организму "наесться". В итоге оба варианта были совмещены, и родился данный маршрут: Иркутск – М53 – Ангарск – Савватеевка – Шаманка – Моты – М55 – Подкаменная – Огоньки – Б.Луг – Иркутск. По предварительным прикидкам общее расстояние должно было составить в результате почти 200 километров, половина из которых приходилась на грунтовые, лесные дороги.

Решено! Клик мышью по ярлыку Microsoft Outlook, календарь, суббота, 22 августа, создать событие, "Велопокатушка Иркутск-Ангарск-Шаманка-Б.Луг-Иркутск", время – 7:30-22:00, синхронизация с мобильным телефоном, готово.

Проехать назло тем, кто в нас не верит!

Сбор единомышленников (а таковых найти я вообще не особо расчитывал) был начат стандартно посредством ICQ. Особых результатов он не дал, мои руки среди рабочего дня снова упали на клавиатуру, но колотили пальцы уже сообщение на форум. Звонок, сообщение в ICQ, сообщение в ветке форума, ещё сообщение, ещё одно… Дело пошло. За день до старта пыл людей стал утихать. Шаг за шагом ещё не созданная группа начала терять людей. Минус… Ещё минус… Ещё… За сутки до старта по сути я снова пришёл к тому, что было – я остался один. Но зная, что как минимум два человека точно способны пойти на подобную авантюру, я стал ждать их решения. И они меня не подвели.

График движения по маршруту был составлен и выложен на форум, где вызвал некоторое недоверие у спортсменов. Нам посоветовали взять фонари и рассчитывать не уложиться до темноты. Излишне говорить о том, с каким настроением прошли последние сутки перед стартом. Проехать! Проехать, во что бы то ни стало! Проехать назло врагам и тем, кто в нас не верит!

"Такое чувство, что я уже до Подкаменной доехал…"
Черёмуха

Deuter 24 SL был укомплектован самым обычным образом. В нижнее отделение пошла сменная одежда (шорты, футболки, носки), а также набор инструментов, в основной отдел по бокам встали бутылка с водой (1 л) и термос с горячим чаем, между ними коробка с грейпфрутовым соком и семь шоколадных батончиков. Сверху пошли бутерброды и очки в футляре (в случае поломки спортивных очков я просто-напросто превращусь в крота), в верхнее отделение документы, деньги, мобильный телефон, GPS-приёмник, складной нож, салфетка и прочие мелочи. В боковые отделы упали медикаменты и фотоаппарат. В кармашках нашли своё место смазка для цепи и запасная камера. Книжка с приключенческим детективом Дышева в твёрдом переплёте покрутилась в руках и осталась лежать на полке.

Выезд из дома был запланирован на 7:15, но какой же график без задержек? В 7:26 я спустил почищенный и смазанный транспорт с пятого этажа, махнул рукой знакомым, садящимся в машину у соседнего подъезда, и… ПОЕХАЛИ!

Понимая, что опаздываю на точку старта, я старался ехать быстро, но медленно. На АЗС я прибыл в 7:35, где меня уже ждал Димыч: "Привет! Такое чувство, что я уже до Подкаменной доехал…".

Часть первая. Синий туман

Условно всю дистанцию можно было поделить на четыре чётко выраженных участка – два асфальтовых по краям и два грунтовых посередине. Первый участок необходимо было пройти быстро, но при этом в разминочном темпе. Задача, стоявшая перед нами на ближайшие 35 километров – разогреться.

Старт был дан в 7:42, и мы в откровенно медленном темпе потянулись по трассе, оставляя родной город Иркутск далеко позади. Через несколько километров мы почувствовали, что вокруг нас сплошное "молоко". Очки начали собирать этот продукт на себя огромными темпами снаружи и при этом запотевать изнутри. Напевая известную песню Вячеслава Добрынина, я пробивался сквозь завесу с надеждой, что солнце уже очень скоро должно осадить облако на землю.

Через 10 километров перед Мегетом Димыч вызвался встать в голову нашей "группы" из двух человек. Ещё через некоторое время неожиданно стало очень светло. Подняв голову я увидел над собой синее небо и яркое солнце. В очередной небольшой подъём мы просто выехали из тумана. Оставшиеся километры до развилки вблизи верхнего китойского моста ничем примечательным не запомнились, последовали ещё две смены ведущего группы, и вот так незаметно без трёх минут в девять часов утра мы увидели перед собой долгожданный виадук.

Часть вторая. И тут внезапно кончился асфальт
Хорошая погода,
сухая дорога –
повод для радости

Александр ждал нас точно в назначенном месте. Поздоровавшись, мы приступили к небольшому отдыху. Немного попить, скинуть на время рюкзак, размять затекшие части тела… Аппетита ещё не было, поэтому завтрак решили перенести в Савватеевку. Саша сказал, что подождёт нас в конце асфальтового участка, и укатил вперёд, а мы продолжили неспешно двигаться по маршруту, аккуратно раскладывая силы по всей дистанции, чтобы не умереть раньше времени. Малое количество машин на трассе в Савватеевку дало нам с Димычем возможность, не напрягаясь, ехать бок к боку и общаться на отвлечённые темы, поэтому путь до поворота пролетел незаметно.

Шаманка

И тут внезапно кончился асфальт. Только съехав на грунт, я, наконец, понял, что начинается испытание. Гибридный велосипед низкой ценовой категории с пародией на амортизационную вилку – не самый лучший выбор для длинных грунтовых участков, но выбирать не приходилось. Что есть, на том и едем.

Приехав на ближайшее поле, мы сели обедать. Термос с чаем был сразу разлит на троих, из рюкзаков стали появляться разного рода бутерброды и напитки, всё это стремительно уничтожалось и переводилось в энергию.

Каменистый перевал после завтрака давался не самым лучшим образом, к тому же попутчики взяли немного высоковатый для меня темп. Но при всём при этом через несколько километров после начала подъёма я стал ощущать чьё-то присутствие сзади. Посетовав на галлюцинации в столь раннем возрасте, я продолжал штурмовать подъём метр за метром, пока через некоторое время что-то не заставило меня повернуть голову направо. Меня обгонял велосипедист. Поприветствовав друг друга, мы в паре стали нагонять Димыча и Сашу, которые к этому моменту оторвались от меня метров на 10-15. Они также были очень удивлены, что людей сзади стало больше. Отпустив спортсмена вперёд, мы решили не гнать лошадей, темп его явно был выше нашего. Во время отдыха на вершине нас с Димычем догнал ещё один велосипедист, после чего я укоренился во мнении, что этой дороге не дают зарасти травой отнюдь не только местные жители на УАЗ’ах и Нивах.

Александр, в очередной раз вырвавшийся вперёд, ждал нас в одном из самых живописных мест маршрута. Сделав несколько фотографий, мы отправились в дальнейший путь. Пешеходный мост в Шаманке, появившийся перед нашими глазами, спустя час, сигнализировал о скором завершении второго этапа марафонского велопробега, а также о приближении долгожданного обеда, что не могло не радовать.

Часть третья. "Димыч, 43 минуты!!!"

Бутерброды, солянка, чай – всё это уходило без особого аппетита ввиду непрерывной атаки ОРВИ на мой организм, которая продолжалась уже неделю, но из последних сил сдерживалась оборонительными рядами моего ослабленного иммунитета. Но есть было надо. И есть нужно было много! Термос уже был пустым, пачка сока также улетела, бутерброд остался недоеденным. До шоколадных батончиков дело пока не дошло.

С 25-тиминутным отставанием от графика, непрерывно вспоминая спортсменов-"доброжелателей", мы стартовали из Мот. Через пару минут после старта мы остановились и немного отпустили Сашу вперёд, после чего очень медленно направились в сторону Подкаменной. Ноги после обеда не ехали абсолютно. К началу подъёма мы нагнали Сашу и, пожелав ему удачи, принялись штурмовать перевал. 12 км/ч – явно не мой темп в этот подъём, но его задавал мой попутчик в контактах. Как говорится, ешь и не болтай. То, что мы идём на рекорд, меня внезапно осенило на источнике, о чём я незамедлительно сообщил Димычу. Чтобы уложиться в 45 минут, доказав спортсменам, что их "стопроцентная уверенность" ничего не стоит в борьбе с нашим желанием, нам необходимо было пройти 1,5 километра со средней скоростью 10 км/ч. Но аппетит приходит во время еды, мы набрали все 12, и за 500 метров до поворота я понял, что это конец. Сбавив темп, я начал отставать от Димыча, но после синей таблички собрался и из последних сил взлетел в гору. Конец очередного асфальтового участка, 15:08 на часах. 8 плюс 35… Как же это сложно – сложить два числа на вершине Подкаменной… "Димыч! 43 минуты! Привет Эндемиксу!".

Пешеходный мостик
в Таёжном

Полчаса отдыха, дождались Сашу (асфальтовые подъёмы – не его сильная сторона) и покатили вниз. Вы когда-нибудь скатывались этот участок вниз? Обычно его катают только вверх. Но я вас уверяю, он не менее хорош и в обратную сторону. 5 километров чистого грунтового спуска со средней скоростью 35 км/ч. Один автомобиль нас всё-таки обогнал.

Лесной участок до Большого Луга прошёл без особых приключений. Мы въехали в два крутых продолжительных подъёма (после Подкаменной и после Огоньков), прошли замечательный многокилометровый спуск в Ханчин, на котором я гонялся с мотоциклистом и всё-таки обошёл его перед посёлком, когда он притормозил на кочках. На перекус расположились на берегу Олхи вблизи станции.

Часть четвёртая. "Проехать покатушку и не замочиться что ли?"

Управившись с кучей шоколадных батончиков, мы остались вдвоём. Александр отправился на электропоезд, и через полчаса после старта из Б.Луга у нас появился реальный повод для зависти…

Подъём в Огоньках

Б.Луг, Садовая, Дачная, Голубые Ели, Летняя, Олха… Все эти остановки уже мёртво засели в голове. И вспоминаются они, даже если едешь вдоль железной дороги на велосипеде. После Олхи редкие капли начали падать на нас с неба. Они были настолько редкими, что высыхали через несколько секунд. Неожиданно наш штатный нострадамус Димыч остановился на обочине и предложил одеть плащ на рюкзак. 20 секунд, и сверху полил настоящий ливень! Бросив процесс натягивания плаща и собственно сам рюкзак на землю, я выхватил куртку и стал в спешке накидывать её на себя. Дождь за следующие 15 секунд стал лить просто стеной. Надев капюшон и упаковавшись, я приступил к продолжению защиты рюкзака от воды. Сев на мокрое седло, я понял, что теперь уже терять нечего.

Весь дальнейший путь проходил под хлюпанье в кроссовках и брызги от проносящихся мимо машин. Но могло ли это испортить впечатление от пройденного маршрута? Конечно же нет!

"Проехать покатушку и не замочиться что ли?" – золотые слова моего попутчика в Олхе.

Потрясающей красоты
речка вблизи Шаманки
"Нормально прокатились, немного устали"

Куча впечатлений, куча удовольствия и самое главное – осознание того, что для бешеной собаки 200 километров не круг. Считаете, что это свыше ваших сил? Это просто голый страх и отсутствие веры в себя. Организм – как двигатель автомобиля. Если регулярно подливать в него бензин и масло, не использовать его во внештатных режимах работы, то он будет ехать ровно столько, сколько нужно.

Катайтесь на велосипеде! Получайте удовольствие!