в Иркутске 13:34, Апр. 16

Ключевые слова: Саяны, Средний Иркут, горы

Участники:

СВ – Викторович старший

Витя – ходит всегда "неспеша", нередко жалуется на форму, но при этом догнать его никто не может

Три девушки с редким лыжным именем Аня – Аня, Аня Х (или Икс), Аня не Х (не Икс)

Таня – любит рыбу и ненавидит шоколад

Женя – он же Евген, он же Вожатый, бывалый человек

ГВ – веселая девушка, только вот боится высоты

Я – СВ младший

Дом – наш четырехпаточный лагерь

Ситуация:

Район г. Мунку-Сардык. Стоим на Белом Иркуте, напротив ручья Ледовый. День третий (у меня второй). Мая десятое, утро.

На заходах

Собираемся коллективно и сообща на перевал 26 съезда. Выходим около 10 часов из лагеря и не спеша топаем. Протопали 20 метров и СВ при спуске из лагеря на лед "тронул" живой булыган и уронил его себе на… телескопическую палку, придав ей резко не рабочий вид и состояние. Ну и лана, х с ней, возьмем одну палочку у провожающих нас до стрелки Тани и Ани не Х. Доходим до стрелки, меняемся палками и путь "до камня", от которого уходит тропа направо на перевал Контрастов, пролетает как-то сильно быстро, скорей всего из-за того, что мы здесь уже в четвертый раз за последние три года. Усаживаемся перекусить, перепить. ГВ любезно предлагаю присесть на половину моего подштучника и оказываюсь вытесненным на "свою" одну треть. Вот тут и начались разномнения и "давайте проголосуем" насчет того, куда же все-таки идти. Витя хочет на Катьку-Дуру, я не хочу, Жене без разницы, ГВ говорит, что на Катьку даже пьяная не полезет, Аня Икс и СВ за горный перевал, про 26 съезд ваще ни слова! Меня начинают уламывать, полезли мол, там хорошо. А мне туда ну никак неохота. И пошли они на Кэт, а мы на Контрастов: Женя, ГВ и я.

Кариес

По дороге встречаем народ, свалившийся с Архарова, говорят ветер такой, что переваливали по-пластунски. И мы ощущаем, что ветер достаточно сильный и здесь: подпрыгиваешь и летишь… только не вперед, а назад, т.к. ветер в ха…, лобовой то есть. Лезем на Контрастов, проваливаемся по развилку в снег, приходится напялить фонари (зачем я их полчаса назад снял?). Контрасты. Супер! Впереди плоскотина, оборачиваешься – напирают горы. Любуемся красотой, думаем куда идти. Евген предлагает приключения и вперед на Ср. Иркут прогуляться по каньонам. Сообщил нам, что там все просто и знает дорогу, и не может понять, почему СВ что-то там про части тела говорил относительно этого маршрута. ГВ говорит, мне лишь бы похудеть и пофигу куда идти. Я тоже согласился.

Каменное место
разногласий

Спустились с перевала и пошли по снежному насту. Первый шел Евген, и соответственно он первый стал проваливаться. Потом еще. И еще. Все это сопровождалось фразами: ай эм ин щит! Оу! ай эм ин щит эгеин! Смеяться я перестал, когда сам начал провалиться. Замыкающей шла ГВ и умудрилась провалиться как то не по нашему (английского что ли наслушалась), ибо пыхтит и не может вытащить ногу. "Рванулся" на помощь и был остановлен Вожатым, погоди мол, девушка в капкане, это надо сфотать. Вскоре наст перешел в лед и камни, идти стало легче. Перед выходом в долину Ср. Иркута присели перекусить и я тем временем нащипал полпакетика чудо-травы (не той о которой вы подумали!). Когда собирал, присоединилась ГВ, бормоча: какая она тут здоровая! только нафиг я ее собираю… ну, ладно, пригодится, может тетю Любу угощу…

Нить подъема

Прем по белому полю Среднего Иркута и вдруг видим слева по борту промоину во льду. Пошли поглядеть. Поглядели и замерли, так как впечатлила глубина и насыщенный цвет голубого льда. Глубина такая, что если не дай Бог туды угодить, то по этим отполированным стенам не так то скоро выберешься. Прикрыта эта западня небольшим слоем рыхлого льда с мелкими трещинками, по которому мы так смело шагали. Почесали затылки и тронулись дальше.

Вот долгожданный каньон! Входим в него и не перестаем крутить головой, наслаждаясь видами. "Легкий" дискомфорт от повышенного внимания в связи с отсутствием каски. Видно, что сыпет постоянно, о чем свидетельствуют камни на льду. Топаем и скользим вниз по льду, подгоняемые мыслью о том, что осталось не так много идти, ведь мы уже в каньоне (наивные). Евген топает и скользит в резиновых сапогах (!) по причине того, что его основная обувь запросила каши днем раньше, была заскотчована и переведена в разряд вечерних тапочек. "Маньяк он, такие расстояния да еще в такой обуви ходить", – так думал Заратустра.

В капкане

Вскоре скользить достало и мы обули четыре кошки на шесть ног и распределили четыре палки на шесть рук. Получилось следующее: Евген с палочками, но без кошек, я в кошках, но без палочек, ГВ и с тем и с другим…, ну в смысле и в кошках и с палочками. Пошустрее стали лидопадики штурмоваться. Женя периодически убегает вперед, разведывает дорогу. Я иду с ГВ, придерживаю ее в необходимых местах. Бгг. Льда стало меньше и вскоре надоело ходить в кошках по камням/бревнам, и мы раскошковались.

Глубина и цвет

Каньон то сужался, то расширялся и на одном расширении встречаем полуостровок заросший лесом. На берегу этого полуостровка видим кострище. Во, думаю, у кого то не хватило силов дойти до Белого Иркута, осталось то, по словам Вожатого всего ничего, где-то час. Идем, не останавливаясь. Каньон резко сузился, лед стал полированным. Обуваю девушку в кошки, Евген тем временем скрылся за поворотом с разведкой. Только мы пошли вперед, как появляется разведчик и сообщает о непроходимости участка. Пошли, говорю, посмотрим, а ты ГВ стой здесь и жди. Захожу за поворот, гляжу и… молчу. Вмиг до меня доходит то, какую часть тела имел ввиду СВ, говоря про этот маршрут, и то, почему тут жгли костер те, у кого "не хватило сил дойти до Белого Иркута". Порядочный ледяной сброс метров около 10, да еще с поворотом. Видно только его начало и конец, середина из-за поворота не просматривается. Гладкий лед под углом 90 градусов выглядит достаточно сурово. За стены каньона не подержишься, на них "ничего лишнего". Во, думаю, кульминационный момент нам пришел или как говорил в фильме "Ликвидация" главный герой: "картина маслом"! Вожатый предлагает пробовать слезть. Я говорю, что даже пробовать не будем, одного вида достаточно. А ГВ предложил вообще это не показывать, т.к. девушка боится высоты и хз какая будет реакция, день на исходе, человек подустал… Возвращаемся к попутчице, радуем ее тем, что она сегодня точно похудеет и решаем выходить к кострищу для обдумывания дальнейших планов. Иду и думаю, вот вам и 26 съезд, заседайте!

Эк его заузило

Евген говорит, что когда тут ходил, все проходилось нормально и ничего "такого" он не помнит. На языке водников это называется унитаз или канализация, единственный способ прохождения – только "ух!" туда. Вожатый просит прощения за то, что нас завел, сетует на память. Говорю, мол сами подписались и что в этой ситуации есть и положительные моменты. ГВ, например, стопудово похудеет. Мне радостно от того, что Евген согласился со мной не пробовать спускаться в этот унитаз, кто знает, как бы мы там наспускались. А ему, Вожатому, радостно должно быть от того, что чисто случайно выявил недостатки в работе памяти, ведь вылечить это на ранних стадиях легче, нежели в запущенных состояниях (да простит, он меня!). Достаем весь провиант, оцениваем ситуацию с продуктами. Не густо.

Собственной
персоной

Сидим жуем, обдумываем план действий. Время 19:20. Смотрим вокруг. Слева и справа достаточно крутые распадки с сыпухами. Решаем лезть в левый, он более привлекательный и перспективный. Если из него вылезти наверх, то можно смело валить даже по бурелому в долину Иркута, потом по дороге до моста Белого Иркута и до лагеря будет рукой подать. А если не вылезем, то возвращаемся обратно, выходим по светлу из каньона, ночуем у костра и выходим также, как пришли, т.е. через Контрасты. Либо не ночуем и идем ночью, два фонарика есть. И еще. Искать нас будут только в районе Контрастов, т.к. куда мы пошли никто не знает. Там нас хоть видела группа, которая поднялась за нами на перевал с отрывом минут в двадцать, это тоже надо иметь ввиду. Из еды остался кусочек сыра и кусочек хлеба, общим весом грамм 50, сникерс и маленький термос чая (300 мл), даденный Аней Икс. Наблюдаем ГВ. Молодец, держится. Фраза "заночуем у костра" оказалась хорошим допингом, девушка готова лезть в любой распадок, хоть в левый, хоть в правый, хоть в какой, лишь бы ночевать дома.

Лес на утро поседел

19:40 выходим. Лезем вверх по камешкам. Силы придает приближение сумерек. Радостный возглас, Евген нашел какой то фантик. Мы, говорит, на правильном пути! Минут через пятнадцать мы поняли, что вылезем наверх и еще получили прилив сил. Добрались до леса, топаем по травке и снова радостный возглас Вожатого: "никогда так не радовался … использованной туалетной бумаге!" Значит тут были люди. И вдруг, о, чудо! Выходим на тропу размером с дорогу! Кричим ура, целуемся от радости. Евген говорит, что это старая какая-то тропа на Окинское плато, очень известная. Он про нее только слышал, но никогда по ней не ходил и откуда она начинается, не знает. А теперь есть возможность по ней пройтись, да еще и узнать откуда она берет свое начало (от святого бурятского места за мостом через Белый Иркут, как выяснилось позже). ГВ почувствовав твердую почву под ногами, резко переместилась с почетного третьего места замыкающего на первое непочетное место вожатого и поперла вперед сверкая палками. Возле зимухи рядом с мостом глотнули чаю и в 20:50 оказались у устья Ср. Иркута. Вышло, что весь обход занял всего один час десять минут! Идем и рассуждаем: мы нашлись, теперь главное, чтобы остальные были дома. Через двадцать минут были в лагере.А там…

А там все в полном составе и все пучком! Нас ждали, и мы пришли! Своим отсутствием мы немало напугали оставшихся, и с нашим возвращением свалился груз минут ожидания с их плеч. Правда, пальцем нам погрозили, аяяй мол, так делать… Каемся, каемся! Потом по настоянию Вожатого и собственному мегажеланию отпились чаем в большом количестве, переоделись и за стол! Ведь все стынет! Что может быть лучше тарелки горячего супа после "такова дэр-похода" и обмена заработанными впечатлениями с товарищами за рюмкой чая?!