Веломаршрут: Иркутск – водовод – левый берег Каи – Большой Луг

Ключевые слова: велосипед, Кая, Большой Луг, водовод, Курма, маршрут

Километраж: около 40 км от мостика через Каю на водоводе до вокзала в Б.Луге

Продолжительность: один день

Нитка маршрута: Шелеховский водовод – левый берег Каи – исток Каи – водораздел Каи и Олхи – «Курминская» дорога – Большой Луг

У мостика через Каю
в среднем течении
Съезжаем на
приятную грунтовую
дорожку

Маршрут условно начинается с Марковской дороги и Шелеховского водовода, на который можно попасть несколькими путями. Из микрорайонов Первомайский и Университетский, Академгородка – по улице Улан-Баторской и Фаворского и далее через коттеджи наверх на Марковскую дорогу. Либо по улице Лермонтова до остановки «Микрохирургия глаза» и наверх от светофора по асфальту до Юридического института и далее на Марковскую дорогу. Со стороны плотины – через микрорайон «Юбилейный» по дороге на Мельничный тракт. В месте пересечения с трактом отворот направо на водовод, далее по нему все время прямо до пересечения с Марковской дорогой. Проезжаем коттеджи не сворачивая, затем крутой спуск к мостику через реку Кая. Отсюда начинается отсчет.

Начало спуска
от ЛЭП
Облепиха,
вынужденная
остановка

Через 1,2 км начинается участок бетонки вдоль водовода. Еще через 1,4 км – большая страшная помойка. Проезжаем и ее и через 600 метров – сворот налево на грунтовку. Если грязно, то можно не сворачивать, а проехать дальше метров 550 и повернуть налево, проехать мимо заброшенной фермы и через 1,3 км на развилке снова повернуть налево на менее наезженную грунтовку. Через 700 метров пересекаем ЛЭП. От этого места начинается, пожалуй, самый комфортный участок маршрута. Длинный пологий спуск (2 км) по сухой ровной дорожке среди низких сосенок. Осенью в этом сосняке много грибов (по рассказам пешеходов).

Исток Каи
Подъем в гору,
крутой участок

Внизу пересекаем небольшую болотинку, велосипед в руках, ноги не мочим. По краям дороги может быть много спелой облепихи. Начинается подъем, через 1,4 км развилка. Налево и вниз – к Кае, нам туда не нужно. Поворачиваем круто направо и сначала небольшой спуск, затем пологий подъем (2 км). Выезжаем из лесу в довольно широкую долину, справа подходит дорожка, по ней через 600 м попадаем на мощную широкую грунтовку, которая идет от поселка Олха. Как вариант сокращения маршрута, можно доехать на электричке до станции Олха проехать через мост на правый берег реки Олха и попасть на эту дорогу минуя весь вышеописанный участок.

Буквально через 1,5 км дорога делает поворот на 90 град влево, в этом месте будет несколько отворотов направо. Мы пропускаем первый и сворачиваем на второй непосредственно на дуге сворота основной грунтовки. Сразу будет развилка дорог.

Рай для лесовозов
  1. Если поехать по правой, то тут же начинается подъем, который выводит на вершину плато. Дорога не сильно наезжена, трава и кочки, местами валежины замедляют движение, но ехать вполне можно. Мы проезжали этим путем, но в конце концов на спуске дорога закончилась и пришлось пройти метров 500 пешком. Вышли на нижнюю лесовозную, очень грязную дорогу к Большому Лугу. На наш взгляд, спускаться на нее не имеет смысла. Лучше наверху поискать подходящий отворот налево что бы в конце концов выехать на спуск к Курминской дороге.
  2. Едем по левой дорожке. Эта идет все время вдоль правого по ходу движения борта долины практически без набора высоты, хотя есть небольшие подъемы и спуски. Довольно много грязных луж, но все обходится или объезжается. Через 8 км подъезжаем к истоку Каи. Он метрах в 50 внизу от дороги. В этом месте сходятся дороги от Мельничного тракта через Каю и Покосы и со стороны Олхи.
    Колея в полметра
    Именно сюда подходит зимой лыжня с правого берега Каи. Далее дорога поворачивает круто направо и начинается подъем. Сначала довольно круто, ехать сложно, особенно если дорога грязная, потом положе. Основная часть подъема – 2,2 км. Дорога может быть больше или меньше разбита лесовозами. Склон северный, сохнет довольно плохо, может быть много грязи даже на крутом участке. Если не повезет, то практически весь участок до самого спуска может оказаться сплошным месивом и удовольствия не принесет. Мы с трудом волокли потяжелевшие от грязи велосипеды, ноги при этом разъезжались на скользкой и жирной «дороге». Впрочем, после недели-другой летней засухи все может быть гораздо лучше. Как альтернатива – см. вариант 1. Пока же мужественно преодолеваем этот пирог из сала с шоколадом, пропускаем отворот налево (1,2 км) и наконец подъезжаем к развилке (еще 1,2 км). Поворачиваем круто налево. Отсюда до верхней точки маршрута (797 м) всего 700 м совсем уже пологого подъема.
О Боже!
Какая Грязь!
Дорога Курма
Большой Луг

Дорога становится радикально суше и лучше. Правда встретится последний очень грязный участок, метров 50 придется обойти по кустам. После чего начнется довольно крутой каменистый сухой спуск до самой Курминской дороги. Это – заслуженная награда за все страдания от грязи, мошки, отсутствия чистой воды. Свист в ушах, скрип тормозов, радостные вопли участников. Через 3,5 км вылетаем на Курминскую дорогу, и продолжаем упоительный спуск до самого Большого Луга (до станции – 10 км). Настроение поднимается, появляется желание крутить педали до самого Иркутска по асфальту вдоль живописной Олхи. А кому особо неймется, можно из Большого Луга проехать 10 км участок по дороге вверх до трассы М-55 и далее до Иркутска еще порядка 40 км.

Питьевая вода на маршруте – источник на правом берегу Каи у мостика за коттеджами. Далее – исток Каи. После него – только в Большом Луге.

P.S. Особая благодарность Юрию Немировскому, автору идеи и главному соучастнику по изучению района.

Файлы для OziExplorer: map, plt, pnt, jpg [1.8Mb].