"Дороги трудны, но хуже без дорог" или Порт Байкал 2007

Опубликовано:22.08.2008
Ключевые слова: велосипед, Порт Байкал, Байкал, поход
Шапа, Женька

Каталась я по городу, никого не трогала, в конце августа. А на форуме нашем иркутском в это время шло бурное обсуждение поездки на велосипедах в Порт Байкал. Ну я туда особо не глядела, потому что ехать и не собиралась. Еду, значит, и тут звонит Женька (девочка) – покататься вместе вечерком, то есть прямо щас. Катаемся вдвоем. Звонит Шапа (мальчик) – тоже кататься. Едем уже втроем, и заходит речь про Порт Байкал. Женька туда поехать хочет, а Шапа ее отговаривает. Ну не то чтобы совсем отговаривает, но предупреждает, что дорога тяжела и скорее всего она гораздо больше упашется, чем удовольствия получит. Не стоит ей туда ехать. Настоятельно не рекомендует. Женька едет впереди расстроенная. А Шапа – один из зачинщиков покатушки. И тут этот самый Шапа мне говорит – а ты чего, поехали с нами в Порт Байкал! Я удивлена – ты же только что рассказывал, как там жутко и тяжело! Шапа отвечает – ну я думаю, что ты вполне вывезешь.

Странно, думаю, я вывезу, а Женька нет? Чем она хуже? Она вон даже во всяких гонках участвует, в отличие от меня.

Через неделю заглянула в тему "ПБ", народ активно обсуждает что одеть, на чем катить, как кушать, где спать, и как оттуда домой выбираться.

Кратко о маршруте – из Иркутска вдоль левого берега Ангары по лесной сильно плохой дороге в Порт Байкал через лес, грязь и болота, около 80 км, 10 из которых – пешеходный участок, совсем хреновый.

Ночевка в хостеле в ПБ (спальник и палатка не нужны, ура!). Утром паром на другой берег Ангары в Листвянку, а дальше варианты – своим ходом в Иркутск или на автобусе. От Листвы до Ирка 65 км очень хорошего асфальта без ям, но сильно много крутых больших горок, постоянно вверх-вниз. Плоский участок – 5 км лишь в самой Листвянке.

Читала я это все, и постепенно проникалась мыслью, что надо бы и мне поехать... наверное... В Листвянке я была миллион раз, а в Порту Байкал – ни разу. Terra incognita.

И вот когда я уже дала уверенное согласие ехать (хостел надо заранее заказать), звонит Женька (мальчик) и зовет меня на велах на Черского! Ну не издевается ли?! Муки выбора были ужасны. На Черском клево и красиво, а в ПБ я не была никогда. Хочется и туда и туда. Ну как разорваться то?!

А старт на ПБ с окраины Иркутска – в 7 утра (по опыту прошлого года, чтобы успеть до темноты). Для этого надо ночевать в Иркутске, либо ехать из Ангарска на первом паровозе, и вставать в 4 утра.

В самый разгар выборных мук звонит Женька (девочка) и говорит, что договорилась с Бомбером (иркутянин) ночевать у него. Причем договорилась на троих – себя, меня и еще девочку Настю. Ну раз такая заваруха, значит еду все-таки в ПБ.

Приехали мы к Бомберу в полночь уже, подъем пол-шестого, все кричат "спать, скорее спать", и давай картошку чистить. Вобщем, мы с Настей уснули в два, а Бомбер с Женькой еще до трех болтали. В шесть меня кое-как распинали, влили кружку горячего чаю, посадили на вел и завопили "помчались скорее, мы уже опаздываем!"

Полкан в тумане
по тракту едет
к месту сбора

Мы неслись по пробуждающемуся Иркутску, по пустынным улицам. Одинокие прохожие удивленно разглядывали нас. До места сбора – 12 км, последние два – подъем по асфальту в густом тумане. Из тумана с разных сторон выплывали личности на велах. В сумме их набралось 21 штука. 16 мальчиков (один дертер) и 5 девочек. в 7:20 тронулись. Обещали 20 км по асфальту вверх-вниз.

Туман стал еще гуще и осязаем, казалось, что воздух мокрый.

С километражом наврали, асфальт кончился через 12 км. Там подождали всех, толпа большая, растянулись ведь. Тут нас догнали еще двое парней на дертовых великах и Пашка Воробьев на кросс-кантри. Шапа скомандовал старт, и мы помчались. Дорога была хорошая, твердая, песчаная, с камешками – обычная дорога к дачам. Воробьева я не видела полгода, и мы поехали рядом, обменивались новостями и впечатлениями от своих поездок.

Первое болото
и раздолбанный
мостик

Еще через 10 км эта дорога резко оборвалась на просеке. Пока стояли, добавился еще один товарищ.

Небольшое типичное для нашей местности болотце – просто вода с кочками и чавкающей грязью. Половине удалось проскакать насухо (с велами на плечах), вторая половина вляпалась. Я вообще не парилась по этому поводу – я специально одела кроссовки-сеточки для воды. За болотцем лесная не сильно заросшая дорога, но почва уже более мягкая, 35 уже не помчишься. Да и 25, честно говоря, с трудом.

Из всей толпы лично я знала человек 7, еще о пятерых была наслышана, остальных видела первый раз. Естественно, вся эта огромная толпа и двигалась с разной скоростью.

Дорога-тропинка была приятна, среди леса, иногда встречались лужи и небольшие ямки. Туман уже рассеялся и вылезло солнышко, и даже всех высушило уже.

Через восемь километров (и три болота по пути) остановились на перекус. Здесь уже начали делиться на группки по скорости – одна дожидалась следующую, и уезжала. Ну не сидеть же им в самом деле пока тормоза доползут. Тем более что среди нас была парочка бзикнутых, им непременно хотелось еще сегодня успеть на последний паром (в 17:15) с тем чтобы вернуться в Иркутск (тоже на веле). Ну вот хочется им за один день весь маршрут промчаться!

Наша девчачья компания (я+Женька+Настя) ехала рядом, мы попеременке перегоняли друг друга. Но все же мы старались ехать "легко", до напряга, экономно расходуя силы, потому что даже по гладкому асфальту 80 км это все-таки расстояние...

На перекусе к нам присоединилось еще трое человек!!! Тут мы сбились со счета сколько же нас теперь.

После перекуса дорога поплохела. Скорость упала, передачки увеличились. Появились огромные лужи во всю ширину дороги, которые надо было объезжать по кустам, зыбучие пески, в которых мы просто вязли. Здесь уже многие начали падать. Я тоже перелетела через руль, когда переднее колесо воткнулось в микроямку в песке и сработала вилка.

Чуть позже я свалилась в грязь на задницу, при попытке объехать лужу. Смешно попрыгала в луже на одной ноге (вторая за седло зацепилась), и все таки шлепнулась, и вел тоже в лужу упал.

У Женьки сводило мышцы на ногах, и она периодически скакала по дороге с перекошенной от боли физиономией и не слушала ничьих советов.

Потом была грязь-обманка. Выглядело все как твердое покрытие, а на деле оказывалось – грязь вязкая, местами глубиной до 15 см, это лужи так пересохли. В эту грязь хоть и не падали, зато она классно летела с колес на ноги.

Драндулет vpv
Джимми форсирует
брод

На 52 км Шапа объявил, что лидеров он не видел, и предыдущие люди тоже, а сам он сидит тут уже минут 10-15. Там ручей тек по дорожке, по камешкам, вода была чиста, прозрачна и вкусна. Солнце жарило немилосердно. Здесь на всех нападало чистоплюйство, и все мыли ноги и велики. Велы конечно, заросли грязью основательно, особенно тормоза и переключатели.

Время уже было пол-первого и уже откровенно хотелось жрать. Шапа сказал, что обед у какой-то зимухи, это километров через 15, ну не меньше точно. А вообще щас подъем будет затяжной на перевал. Я подумала-подумала, отъехала было метров 20, но остановилась. Решила сгрызть яблоко, тем самым заодно уменьшив вес рюкзака. Когда я все-таки поехала, появились Женька с Бомбером, а Насти не было видно.

Диагран неспешно
педалит в гору

Подъем оказался весьма крут, но все же проезжаем, хотя мне и пришлось для этого выставить 1-1. Крутой участок, впрочем, был недолог, я медленно-медленно (6 км/ч) катилась в гору, когда меня легко обогнал Шапа. Было впечатление, что он даже с ускорением едет. От моего недавнего падения в лужу, ручка намокла и стала крутиться как на мотоцикле. Это не есть хорошо, и даже может быть чревато неплохим падением на руль где-нибудь на спуске. К счастью, Шапа ждал на перевале. Он вылечил мне ручку, намотав под нее пластырь. Подоспела Женька и дертеры. И Настя следом с двумя поклонниками. У Женьки были царапины на ноге, у Насти – оба локтя. Тоже где-то попадали. Я пока удачно отделалась – всего два микроскопических синячка.

Жираф
на фоне зимухи

Шапа опять ошибся с километражом, зимуха была через 3 километра.

Метров за 800 до нее двое (Петр и Витя) копошились у перевернутого вела. Махнули рукой – проезжай, все в порядке.

У зимухи большая поляна, народ валялся, греясь на солнышке. Лидеры умчались давно. Очень давно. Потому что кто-то сидит здесь уже почти час, а лидеров тоже не видел. "Наши" прикатились следом, а Петра с Витей все не было. Вскоре они появились с радостным известием – у Петра взорвалась камера, поставили запаску, и тут же на покрышке вылезла грыжа. Понятное дело, что ехать на таком нельзя, но обратно в Иркутск – 57км, а до Порта Байкал около 25. Запасной покрышки конечно, тоже нет. Поставили новую запаску, внутрь под покрышку запихали кусок пластиковой бутылки (типа стенка) и тряпку напихали, и еще снаружи пол-колеса замотали тряпкой. Забегая вперед, скажу, что конструкция выдержала аккурат до самого конца.

После обеда настала совсем жопа. До зимухи периодически ездят джипы из какого-то клуба (вездеходы-путешественники), поэтому до зимухи хоть и стремно, но едешь. А дальше – полная жопа. Дорога так и осталась лесной, с двумя колеями, но шибко заросшая. И в этих колеях (глубиной до колена) была вода. Для езды оставалась маленькая дорожка-островок посредине, с кустиками, корнями и ямками. Только приноровишься к ней, бам-с! – лужа на всю ширину! Кто-то умудрялся проехать, а мне было страшно, и я прыгала с велом на "берег". Однажды мне не удалось удержать равновесие, и я опять свалилась в лужу. Больше я не падала. Наверное, потому что дорога стала совсем хреновой, и я пошла пешком. Нет, я пыталась ехать, но быстро надоело выполнять акробатические трюки по спрыгиванию с вела каждые 20 метров. Вода вроде кончилась, зато появились корни – спрятанные в травке. Колесо врубалось в них, вилка срабатывала, и вел вставал как вкопанный. Не сказать, что совсем кранты, ехать можно, но для этого надо либо больше силёнок (а я же ехала без напряга), либо двухподвес.

А потом настал уж совсем пешеходный участок. Лужи, грязь, кусты, ямы, корни, бурелом. Это было очень тяжело психологически.

Настя с поклонниками уехала с зимухи на полчаса раньше нас с Женькой, и потом мы ее увидели уже только в самом Порту Байкал. Женька плелась с Бомбером, со мной шагал Витя, сзади было еще человек семь. Километры перестали мелькать на компе, идешь-идешь, идешь-идешь, а только 300 метров прошли! На 65 км кто-то сказал, что до следующего ручья еще километров десять. Снова устроили перекус. Шапа убедился что все на месте, и помчался (пешком) в Порт, сказав, что еще часа полтора топать, а потом снова можно будет ехать.

Мы неспеша топали с Витей, болтали о том, о сем. Я размышляла, стоит ли завтра ехать в Иркутск своим ходом. Это же 60 км! 60!! Вверх-вниз!! Это же охренеть как много!!! Здесь, когда даже километр пройти – подвиг, 60 км представлялись совсем уж каким-то невероятным расстоянием. Заоблачным! Столько ни один человек в принципе проехать не может!

На 70 км присели отдохнуть. Тут мы уже шли одним темпом – я с Витей, Женька с Бомбером, три дертера, Петр с перемотанным велом, девочка Лена (второе путешествие, первый год на веле, молодец), и еще двое парней. Еще через километр дорога наконец-то "затвердела", и можно ехать, но мы уже че-то так привыкли идти, что так и топали дальше. За болтовней дошли до ручья, Витя тут ездил два года назад, сказал, что потом подъем пологий, но длинный, и крутой спуск в деревню Порт Байкал. Снова перекус – не столько есть хочется, сколько облегчить вес рюкзака. Солнце уже присело, и стало прохладненько. Пока я грызла яблоко, нас нагнали почти все, но останавливаться не стали.

Сообщили, что недалеко отсюда Серега сломал передний переключатель (ну от Сереги это ожидаемо, молодой еще, дурной, а силушки немерено) и цепь порвал. Причем два раза порвал. С ним Flex, помогает.

Просто колея

После ручья дорога окончательно превратилась в тропинку, узкую, среди высокой травы. Мы вроде поехали, но только вроде. То ли уже сказывалась усталость, то ли грязь набилась куда не следует, но я ползла на передачке 1-3, и это было тяжело.

На 74 км травой выбило датчик велокомпа, его удалось найти, но лечить мы его тут не стали. Потом тропинка выскочила на твердую лесную, широкую дорогу, но там был подъем, ну очень пологий, но его мы одолеть уже не могли. Все шли пешком. Витя сказал, что он отвечает за второй хостел (за первый – Шапа), извинился, что не может дальше меня сопровождать, но дорога тут уже нормальная, и помчался в деревню. Минут через десять подъем закончился, и я поехала, хотя и с трудом. Остальные все равно шли пешком. Крутить педали было настолько тяжело, что я подумала, что у меня крякнули втулки. Через 100 метров я убедилась, что это не так, крякнули не втулки, а ноги. Через 100 метров был долгожданный спуск – как приз, как награда за предыдущие мучения.

Уже виден Байкал
Финиш

Начало спуска покрыто травой и очень круто, настолько круто, что я ехала на полностью зажатых тормозах. Страшно!! С одной стороны, вроде ровно все, а с другой – если вдруг яма или камень, я ведь полечу кувырком. А еще трава – уже начала выпадать роса, и я опасалась скольжения. Короче, я так испугалась, что как-то все таки спрыгнула с вела, опустила седелку на минимум, и "поехала" дальше, выжимая тормоза. Ну не пешком же вниз идти в самом деле! Вскоре трава кончилась, сцепление с дорогой сразу улучшилось, и я отпустила тормоза.

И как понеслась!!! Привыкнув за последние несколько часов к скорости в 3 км/ч, неспешная вобщем-то езда 25 км/ч воспринималась как первая космическая. Как все относительно, однако.

Едва разогнавшись, я сразу же притормаживала. 4 километра (часть по деревне) спуска пролетели в одно мгновение. В конце улицы у магазина стоял Витя. Я прибыла в 19:50, таким образом, путь в 83 км я преодолела за 13,5 часов. Последние (Серега и Flex) прибыли через 15 минут. А Настя обогнала нас на 40 минут.

Все, кто прибыл раньше нас, поселились в хостеле "Надежда", Женька с Бомбером тоже поехали туда – потому что Шапа забивал на нас места, но я осталась. Надежда где-то далеко, и туда еще ехать надо, и потом опять в гору куда-то пилить, а так уже не хотелось.

Мы (9 человек) поселились во втором хостеле (200 руб/чел), в 50 метрах от магазина и в 70 от берега Байкала. Хостел – трехкомнатная квартира в деревянном двухэтажном доме. Туалет во дворе. В квартире – газовая плита, электрочайник, ложки-вилки-тарелки, хозяйка принесла чистое белье. Вид из окна – на Байкал, Листвянку, Хамар-Дабан. Велы спрятали в сарай, мыть не стали, оставили на утро. Витька заказал баню, причем сбил цену со ста рублей до 40 (с человека). Девочек у нас было две – я и Лена, и мы обе не любим жару, поэтому побежали в баню первыми, пока она не сильно нагрелась, чисто помыться.

Когда вернулись, мальчики уже приготовили ужин (макароны с тушенкой). И хотя баня маленькая, убежали туда все вместе, а мы с Ленкой релаксировали вдвоем. Нам осталось только накрыть на стол. Через час пришел первый мальчик, сообщил, что они пошли в Байкал булькаться (голые, темно же). А когда шли обратно, там на лавочке появились девочки местные, и девочки очень удивились. Эх, жалко, мы это все пропустили!

За ужином шло эмоциональное обсуждение пережитого за день, постепенно народ отваливался на кровати. На мой призыв пойти гулять, и зайти в гости в "Надежду" откликнулся только Витя. Еще мы хотели маяк посмотреть, это где-то рядом с "Надеждой". Туда два пути – сначала долго по берегу, потом в гору, или сразу от магазина в гору, и там еще куда-то, но это в три раза короче. Мы пошли коротким путем, прошарились 2 часа в темноте, нашли строящуюся церковь, нечаянно разбудили батюшку, пугались коров (в темноте неожиданно земля перед носом поднималась и куда-то убегала), но так не нашли ни маяк, ни Надежду. Посидели на берегу – были сильные волны, что редко, всего час назад был штиль.

Паром в 10:30, народ проснулся в 8, я дрыхла до 9. Быстрые сборы, завтрак, и помывка велов на берегу. На пароме встретились с остальным народом. Тут нас наконец-то точно пересчитали (аж три раза!) – 26 человек. Один уехал-таки вчера на последнем пароме, и еще двое уплыли рано утром первым рейсом.

Паром прибывает к началу Листвянки, а рынок, кафешки, пляжи и автостанция – в ее конце (5 км). Часть народа (и Шапа с ними) сразу же поехали в Иркутск, 9 человек поехало на автобусе, еще несколько на машинах уехали, а мы с Витей и Леной решили немножко потусить в Листвянке, поплавать и тоже своим ходом. Познакомились с парой из Англии на велосипедах типа "Урал" (размер колеса и толщина покрышек), они из самой Англии едут, уже три месяца, держат путь в Монголию, Китай.

На пляжу погрызли рыбу, починили компы (Витькин тоже сдох вчера на 67 км), я поплавала. Вода теплая-теплая, как будто море. Никогда еще Байкал не был таким теплым в Листвянке. Лена стартовала раньше нас, сказала, что будет ехать медленно. Больше мы ее не видели.

В Листвянке дул сильный ветер – в сторону Иркутска, поэтому нас оттуда буквально "выдуло". Сразу за Листвянкой пошли горки – пока что более-менее пологие. Первая "серьезная" гора на 14 км – деревня Большая Речка. Забравшись в горку поели мороженого и я купила соку на дорогу. Дальше только вверх-вниз. Еще 10 км пронеслись, не заметили. Горки крутые, но короткие. Разгоняешься с одной, и пытаешься по инерции заскочить в подъем. Вите это удавалось гораздо лучше. Я же только успевала переключаться – вниз 3-8 не хватает, а вверх ползла на 1-3.На каждой третьей горке делали короткий отдых – причем не для ног, а для попы, очень она у меня уставала. Несколько раз меняли положение седла, пока нашли наиболее удобное. До 40 км ехалось вообще легко, а после горки стали менее крутыми, зато более длинными. На одном из спусков меня разнесло до 73 км/ч – и еще пришлось притормозить, потому что догнала пачку машин – страшно.

На 48 км – источник, там сделали глобальный привал с перекусом. Увы, мне сникерс пошел совсем не впрок. Там сразу за источником небольшой спуск и двухкилометровый подъем, такой нудный и длинный, я в него еле закатилась, даже 1-1 пришлось врубить. А сникерс застрял где-то внутри и давил, как будто обратно хотел выбраться.

На последней десятке уже чувствовалась усталось. И даже вел устал – снова заскрипела цепь, оба переключателя начали барахлить. А потом резко начался город.

Чистого времени езды у меня 3:22, у Вити 2:50 (на горках ждал), 67 км, моя средняя 18,7 км/ч, у Вити – 22,3. А всего мы ехали 5 часов! То есть на отдых в сумме ушло 2 часа! Вот такие насыщенные получились выходные – 160 км дорог.

Утром в понедельник, когда на работу шла, поймала себя на мысли, что я настолько отвлеклась от работы, ничего не помню, как будто дней десять отдыхала как минимум. Наотдыхалась, точнее, напахалась – впервые за несколько месяцев легла спать раньше часу ночи.

А Лена потом нашлась – она тоже пять часов ехала, то есть у нас перед носом шла, если бы меньше отдыхали, может и догнали бы даже.

"Дороги трудны, но хуже без дорог"