Последние дни лета проведем на Иркуте

Автор:Павел Скоробогатов(joker)
Опубликовано:29.12.2003
Ключевые слова: сплав, Иркут, Шаманка
Тихая гладь –
самое начало

С годовым пробелом мы решили справиться так – традиционно сплавиться по реке Иркут от Анчука, до Шаманки. Но столько разных неудач произойти за одну эту поездку не могло. С нормальными людьми, я уверен, такого бы не случилось. С небольшими потерями вернулись домой.

Я никак не думал, что мы все-таки поедем, вначале собиралось плыть около десятка человек... Машина, на которой мы могли ехать до Анчука, была угнана накануне и найдена весьма в плачевном состоянии, т.е. ехать нужно было своим ходом на электричке.

На следующее утро мне звонок: "Собирай всех, я лодки собрал, жилеты достал, есть дневная электричка до Слюдянки, на ней и поедем". Я срочным образом начал всех обзванивать, согласился только один. Нас уже трое. В аське цепляю четвертого, еду с работы домой, пробка на мосту, резко собираюсь, бегом сажусь в электричку. Но из-за ремонта путей В ЭТУ ПЯТНИЦУ электричка идет только до Большого Луга...

Под горой заброшенная
охотничья база

Выходим на Гончарово, закупаем еду, перцовку для сугреву, хотя решили сильно не пить. Думали ловить маршрутку, чтоб везла прямо до Анчука или Слюдянки. Но потом все-таки решили ждать вечернюю электричку до Слюдянки, а там уже ловить машину и ехать до поселка Быстрое, ночевать, а утром плыть. Но в Слюдянке все маршрутки были переполнены, а один запросил такую сумму, что можно было доехать и до Москвы. Узнав, что Аршанский автобус будет отходить в 5.30 утра, решили деньги не тратить, а ночевать на вокзале, посмотреть спокойно телевизор, да поужинать заодно.

Анчук. Место, где
впадает река Быстрая

Утро... Автобус почти пустой. Доехали до Быстрой, но вышли раньше чем нужно, пришлось по ночи с лодками тащиться пешком. На Иркуте еще был туман. Развели костер, позавтракали, накачали лодки, в общем, в 10.00, когда туман упал, отплыли. По плану было пройти сегодня до реки Зазара, минуя почти все основные пороги за один день. В Иркуте была довольно высокая вода. В позапрошлом году мы сплавлялись по средней воде.

В предвкушении
Большого порога

Плывем спокойно, вот и Малый порог – в прошлый раз мы вообще его едва заметили – в этот раз нас покачало неслабо, чуть не налетели на камень. Далее все было гладко, тихо и спокойно, мы доплыли до заброшенных охотничьих баз, там отдохнули. Дальше самое интересное. Впереди был длинный перекат, но на нем проблем не возникло. Хотя в прошлый раз именно на нем одну нашу лодку перевернуло по неосторожности экипажа – развернулись боком. После переката вода опять упокоилась, а мы никак не могли найти Большой порог.

Поймали волну
За 20 секунд до
Большого порога

Сначала я думал, что его так залило, что и не заметно. Как вдруг смотрю – впереди по правому берегу лежит большая железная конструкция – значит Большой порог впереди... Небольшая длина, ощутимый перепад высот, огромные волны и валуны. Вспомнил как его проходили в прошлый раз: залило всех, но было весело. В этот раз я сфотографировал его, успел засунуть цифровик в чехол и в рюкзак. С энтузиазмом мы подплываем все ближе, я говорю второй лодке, чтобы они запечатлели нас как мы входим в порог... Входим, не видно что впереди, первый вал, нас замывает водой, я стараюсь держать лодку прямо, входим во второй и тут нас как спичку ставит вертикально и переворачивает... Доли секунды, я ничего не понимаю, благодаря спасжилету не погрузился в воду полностью, держусь за лодку, мой напарник уже сидит на лодке, дает руку, а я забираюсь на днище перевернутой лодки. Ничего вообще не понимаю, нас несет по течению на волнах.

Выгребаем воду

Смотрим – у второй лодки такая же ситуация: пока они нас фотографировали, сами налетели на вал, лодку поставило боком и перевернуло... Поплыли весла, одежда, хлеб, обувь и т.д. Одно наше весло мы догнали, а второе я машинально держал в руке. Гребем к берегу на перевернутой лодки, я понимаю, что фотоаппарат мой лежит в рюкзаке, а рюкзак под водой. Сначала я думал, что его вообще оторвало и он утонул. Доплыли до берега, перевернули лодку – оба рюкзака привязаны и целы, все вещи в воде. Я достал фотик, вытащил аккумулятор и поставил сушить.

Мы потерпели крушение на Большом пороге. Выпили водки, нервы вроде успокоились, стало теплее, разложили вещи. Главное все живы, хотя состояние шоковое конечно. Потери подсчитаны следующие: 2 весла (благо, с собой были два запасных), две тарелки, кружка, 2 пары тапочек, хлеб. Два фотоаппарата неработоспособны: один Зенит, другой Canon.

Еще один перекат

А все-таки переворачиваться весело, если б еще вещевых потерь не было. Говорили, что в этом году на Большом пороге перевернуло и пробило байдарку. Высушившись, мы решили плыть до ближайшей стоянки, там сушить оставшиеся вещи, палатку и спальники. Плывем дальше, впереди порог Косая Шивера, идем прямо по центру, проходим нормально, правда, опять чуть на камни не налетели. В прошлый раз на Косой Шивере я сломал весло. Сразу за порогом останавливаемся, сушим вещи, оставшуюся еду, обедаем, допиваем водку и ложимся спать...

Утром завтракаем и отплываем, впереди небольшой порог, за ним порог Бык, и три порога после Зазары. Проходим "Быка" – красивый порог с резким поворотом. Если плыть, придерживаясь левой стороны, то перевернуло бы также, наверное. Справа вода более-менее гладкая. А вот и Зазара, тихая гладь. Красивые места, жаль что фотографировать нам было уже нечем :-(.

Небольшой перекат

Порог Мотский – хороший порог по большой воде, качало и заливало прилично. Порог безымянный, и порог Муромский – его можно было пройти, придерживаясь левого берега, но мы прошли посередине для полноты последних ощущений. Дальше вода была тихая, течение едва заметное, впереди периодически встречались рыбаки на моторках. Нам нужно было успеть в Шаманку к приходу автобуса, поэтому мы перекинули все вещи, поставили весла в так называемые резиновые уключины и начали активно грести. В Шаманку мы прибыли на час раньше автобуса, взяли пива с беляшам и поели. Водное путешествие окончено...

Река, впадающая в Иркут

Дорога домой проистекала не менее интересно. Подходит автобус – мы сидим, начинаем не торопясь собираться, автобус уезжает. Что делать? Пытаемся поймать машину, но все машины идут загруженные, да и кто возьмет четырех человек с лодками и рюкзаками... Наконец, находим грузовик до Большого Луга. Нам только бы успеть на последнюю электричку. Садимся в кузов и едем с ветерком. Доезжаем до Большого Луга и бежим бегом на станцию. Электричка ушла 10 минут назад.

Времени около десяти часов вечера. Снова ловим машину – никого нет, а кто есть – не останавливается. Я думал позвонить с мобильника домой или кому-нибудь, кто бы мог приехать, но из-за воды аккумулятор разрядился полностью. Решили идти до остановки Садовая – там дача у нашего знакомого. Где находится ключ вроде знаем, остается дойти. Доходим, открываем, ставим будильник и спим. Утром в 5.30 электричка. 1 сентября, наша одиссея закончилась. Мы дома.

Через месяц забрал из ремонта цифровик, ремонт обошелся недешево, но зато аппарат стал как новый.