Приключения Димасика на Алтае

Опубликовано:22.12.2003
Ключевые слова: Алтай, сплав, параплан
Как всё начиналось

Было это в сентябре 2002 г., когда, вдоволь находившись с коммерческими туристами по рекам Восточного Саяна и Хамар-Дабана, я отправился в очередной раз на Алтай.

Буквально за пару дней была сколочена великолепная группа: жизнерадостная Оля, весёлая и непоседливая Аня, латентный Серёга, суперультрамегапупс Димасик, умелый Димка и я. Мы обвешались, как обычно, неописуемо огромной кучей вещей, добрались до Бийска, где взяли "газель" и доехали до деревни Мульта. По плану мы должны были сходить на Мультинские озёра, полетать на параплане в д. Тюнгур, сплавиться по Катуни (4 к. с.) и её притокам – Нижнему Курагану (5 к. с.), Кучерле (6 к. с.) и Урсулу (4 к. с.). Впоследствии сплав по Кучерле был заменён на сплав по нижней части Аргута.

В первые несколько дней всё происходило по обыденной туристской практике, поэтому я не буду здесь долго останавливаться, а пробегусь по основным моментам, чтобы читатель имел представление о походе в целом.

Оставив весь "хлам" у доброжелательной и гостеприимной бабушки, мы договорились с "братьями пилотами" (местными лесниками) о заброске нас на Мультинские озёра (30 км вверх по р. Мульта, у подножия Катунского хребта). Там два больших озера, окружённые со всех сторон горами. Стоянки все "люксовые". Немного выше есть ещё одно (верхнее) Мультинское озеро. До него мы не ходили.

На Мультинских озерах мы поднимались на ближайшие вершины и меняли одну фотоплёнку за другой в четырёх фотоаппаратах. Уже там у нас сформировались такие спортивно-туристские понятия как "сексинг" и его производные в более жёсткой форме.

После, сбежав обратно в Мульту за полдня, мы снова обратились к "братьям пилотам", теперь уже по поводу заброски на реку Нижний Кураган. В этот же день мы ехали по самой российской дороге (если считать дорогой то направление, куда ты собрался ехать) на суперчудо автомобиле под названием уазик.

Машина представляла собой следующее. При открытии дверцы пассажирского салона, вылетало какое-то тёмное облако, неприятное на запах. Ни одна дверца не закрывалась на защёлку, но при этом правая дверца в кабине, где сидел я с Ольгой, не открывалась иногда вообще. Двигатель никто не глушил, так как потом не заведёшь.

Техника езды по грязи, лужам и болотистым участкам у "братьев пилотов" была одна – мочи с разгону. Так, разгонявшись до 60 км/ч, мы пробивали любое препятствие и даже переехали горную речку, забравшись на крутой каменистый берег. В салоне все ехали в касках.

Когда мы доехали до Нижнего Курагана, уже почти стемнело, однако это практически не отразилось на скорости нашей вседорожной "формулы-1" и дальше вверх по реке мы летели по еле заметной лесной дороге, только успевая отворачивать от деревьев. Несколько раз уазик попадал одним боком в колею, но яростный водитель продолжал давить на педаль газа, и машина продолжала ехать. При этом периодически гас свет фар.

Через два часа этого кошмара "братья пилоты" сказали, что дальше проехать нельзя. Слава Богу! Вы не представляете, как все были рады покинуть этого железного монстра.

На улице была сплошная тьма, и лил холодный сентябрьский дождь. Мы спешно поставили палатки, сварили поесть, поужинали и легли спать. На следующий день произошло великое событие в жизни нашего Димасика, о котором я и хочу вам поведать.

На, Димасик, погреби!

Неохотно вылезая из палатки, замечаю с небольшим утешением для себя, что небо хоть и не чистое, но облачность высокая и солнце время от времени пытается проглянуть сквозь облака. Оглянувшись вокруг, я, наконец, увидел местность, в которой мы остановились.

Нижний Кураган, зажатый с обеих сторон высокими горными склонами, плавной, волнистой линией скрывается за поворотом. Взглянув вверх по течению реки, я увидел покрытые за ночь снегом горные вершины Катунского хребта. Они плавно утопали в лилово-белой бесформенной массе облаков. Из препятствий на реке был виден только небольшой перекат и пара отмелей. Палатки стояли на ровном чистом месте. Поверхность травянистая. Дров хватает. Короче говоря, на "полулюкс" тянет. "Братьев пилотов" не видать, но их старое железное "корыто" стоит.

Подхожу к котлу, наливаю уже разогретый чай и достаю шоколадку. Немного погодя, достаю ещё одну шоколадку, затем другую и т.д. Нужно ведь подготовиться. У нас с Серёгой сегодня намечается боевой день. Мы должны подняться дальше вверх по Нижнему Курагану и пройти основные каньоны на катамаране-двойке.

Пока варилось "жорево", подтянулись "братья пилоты". Выяснилось, что у машины вчера оторвался бензобак. Неудивительно, после такой лихой езды. Немного повозившись, они всё-таки починили свой драндулет, пожелали нам удачи и поехали домой.

Мы же, отведав изумительно вкусного блюда, приготовленного лучшими водными поварихами Олей и Аней, начинаем собираться в путь. Решили, что кроме нас с Серёгой пойдёт ещё Димасик, который будет фотографировать и страховать, а между сложными порогами сплавляться вместе с нами на катамаране. Остальные будут ждать нас в лагере.

Так как периодически накрапывает дождик, я начинаю суетиться по поводу своего обмундирования. Сначала надеваю анорак, сверху полиэтиленовую накидку и беру зонтик. Меня фотографируют в этом обличии. Затем я решаю всё снять, так как идти будет жарко и, оставшись в одной футболке, беру только зонтик (незаменимая вещь в любом летнем походе).

Вот все готовы. Ещё одно фото перед отходом и мы начинаем энергично шагать по хорошо набитой тропе. Следует отметить, что на Алтае, в отличие от Саян и Хамар-Дабана, всё в тропах и многие тропы такие, как на базах отдыха. Всё время идём как по парку. С зонтиком я ощущаю себя в высшей степени комфортно. По пути я делаю несколько снимков. Примерно через час долина Нижнего Курагана поворачивает направо, и тропа входит в глубокое ущелье. Появляются прижимы. До сих пор с тропы реки мы не видели. Теперь начинают проглядывать отдельные её участки.

Проходим ещё около двух часов и решаем, что пора сплавляться, а то будет поздно. Тщательно просматриваем с Серёгой ближайшее препятствие, между делом уплетая бруснику. Димасик встал с фотоаппаратом и морковкой (спасконец) в полной боевой готовности.

Подходим к началу порога. Здесь самый серьёзный момент. Нужно уйти от торчащего зуба на пути вправо и сразу же попасть в слив высотой чуть больше метра. Сложность в том, что после зуба начинает сильно тянуть к скале и необходимо тонко работать, проходя у самого зуба и отрабатывая за ним к сливу.

Серёге явно не понравился зуб и своими мощными гребками он зачаливает катамаран к скале, зацепившись правой гондолой (на которой сидел я) за торчащие камни, чтобы "передохнуть". Теперь у нас появился замечательный шанс совершить красивое прохождение задом, для чего я оттабаниваю со своей стороны. Войдя в слив, мы завершаем разворот на 360 градусов (прямо "балеринка" какая-то) и, пройдя ещё пару невысоких сливов между камней, выходим из порога.

К этому времени уже начало совсем вечереть. К тому же было пасмурно. Поэтому решили посадить Димасика посередине катамарана, и идти дальше препятствия с ходу, полагая, что до самых сложных порогов мы не поднялись (но лоция оказалась неверной!). Проходим несколько порогов, река постепенно упрощается, и тут я подумал: "А не погрести ли Димасику для тренировки (он в первый раз на сплаве)?" Серёга со мной согласился и, протянув весло Димасику, сказал фразу, которую тот будет помнить до конца жизни: "На, Димасик, погреби".

Они меняются местами, и мы продолжаем сплав. Димасик сидит довольный как сабля оттого, что он, наконец-то, может по-настоящему погрести, а не смотреть тупо со стороны на то, как другие проходят интересные пороги.

Речка довольно быстро нас несёт по серой суровой долине. Порогов нет. Изредка попадаются мелкие шиверки и перекаты. Прямо над нами, справа, высоко в небе, в мрачном царстве облаков утопают остроконечные, снежные вершины.

Я, тем временем, обучаю Димасика основным приёмам водного слалома. Тут появилась лёгкая шивера. Димасик радостно гребёт, ловко отворачивая от небольших камней. Постепенно шивера стала мощнее, валы выше, камней больше.

— Отлично, – говорю я. Как раз благоприятная ситуация для тренировки. А Серёга, сидя посередине катамарана, возмущается оттого, что на него попадают брызги холодной воды при рассекании небольших валов.
— Эй, поаккуратней там! Меня же обрызгивает! – восклицает он. Его, конечно, можно понять. Сплавляться в сентябре, вечером, в ненастную погоду по бурной горной речке, когда на тебя попадает ледяная вода – сомнительное удовольствие. Я тоже ощущаю, что стало прохладно. Никто тогда и в мыслях не держал, что через несколько минут мы с Димасиком почти вспотеем.

И вот оно началось. Только заходим за очередной поворот, и шивера моментально переходит в сложнейший порог, который тянется на протяжении двух километров. Всё то, что мы прошли сегодня с Серёгой – просто "детский насморк" по сравнению с тем, куда мы сейчас встряли все втроём.

За поворотом нас ожидал большой завал из камней. У меня мгновенно включается внутренний механизм быстрой оценки ситуации и прохождения сложных порогов без разведки. Телом работаю автоматически, пытаюсь успевать давать команды Димасику. Тот, как настоящий воин, быстро и чётко старается сделать то, что от него требуется.

Резко уходим от завала вправо, попадаем в мощный слив, нас несёт как на Жигулях на другой завал. Уходим от него. Струя с бешеной скоростью мечется через, кажется, бесконечную серию обливных, полуобливных и торчащих из воды камней. Начинается резкое падение воды (крутой, длинный слив). В конце валы до двух метров высотой и затем сразу прижим на крутом левом повороте. За поворотом ситуация практически полностью повторяется, за тем небольшим исключением, что стало ещё сложнее. Сплошные камни. Уходить чрезвычайно трудно. Ведь мы ещё везём Серёгу. От непрерывной, жёсткой гребли начинает сводить руки. Горячий и красный Димасик постоянно черпает холодную воду, чтобы утолить жажду. Хотя нас и без того с головой обливает ледяной водой. Интересно, почему это Серёга не возмущается по этому поводу?

А Серёга не просто сидит, крепко вцепившись в раму катамарана. Он тоже действует активно, согласно обстановке. Пару раз нас всё-таки наваливало на камни, и Серёга ловко производил антипереворотные действия.

То и дело приходится резко уходить от одного берега к другому и обратно, минуя, попадающиеся на пути камни. Скорость очень высокая из-за того, что вода непрерывно круто падает вниз. Как будто с горы катимся. За очередным прижимом снова то же самое – завалы, отдельные камни, сливы, бочки, в конце высокие валы, захлёстывающие нас по самую шею и опять прижим. Думаем, за поворотом станет попроще. Не тут-то было. Идём по прежней схеме. Разве тут не вспотеешь?! Правда, Серёге холодно. Ему досталось не очень удачное место при прохождении длинного порога сложностью пять с плюсом – "жёрдочка", где он сидит как замёршая курица.

Но порог не может быть бесконечным. Через пару поворотов уклон значительно уменьшился, камней стало меньше, и можно было расслабиться.

Вот так, действуя слаженным экипажем "тройкой", мы справились с прохождением самого грозного препятствия Нижнего Курагана. Что касается Димасика, то хочется отметить его превосходную работу на пороге. Несмотря на отсутствие сплавного опыта, он замечательно справился со своим жёстким и суровым посвящением в водники. В связи с этим нашим общим советом у костра ему было присвоено почётное звание водного адмирала.

Что было дальше

На следующий день после этого забавного случая в каньоне Нижнего Курагана установилась солнечная жаркая погода, которая простояла ровно неделю. Мы отправились в дальнейший путь. Сплавились по оставшейся части Нижнего Курагана. Основную сложность здесь представляли мелкие перекаты и шиверы с большим количеством мелких камней. Поэтому необходимо было идти строго по определённому "фарватеру". Мы с Серёгой впереди шли на "двойке", а Димасику было поручено управление "четвёркой".

Затем мы вошли вместе с грозными водами Нижнего Курагана в полноводную Катунь, по которой сплавились до деревни Тюнгур, остановившись на месте впадения правого притока р. Кучерла. Здесь мы два дня летали на параплане. У меня тогда было с собой тандемное крыло, и я каждому по очереди предоставил шанс посмотреть на Катунь с высоты птичьего полёта.

Учитывая не внушающий доверия низкий уровень воды в реке Кучерла и не особо горячее желание группы проходить страшные пороги верхних каньонов, я предложил альтернативный вариант – красивый и могучий Аргут (он будет позже). Все охотно согласились.

Следующим этапом у нас была Аккемская труба (также на реке Катунь), которая представляет собой весьма живописный каньон с шестью порогами в виде каскада мощных валов, локальных бочек и серии небольших воронок и "поганок". Прошли без проблем. Всем понравилось.

Остановились на стрелке Аргута с Катунью, где пробыли 4 дня. Ходили на Аргут. Катались по отдельным порогам. Любители альпинизма под предводительством Оли лазили по скальникам.

Далее мы снова продолжили сплав по Катуни. Несложные шиверы, живописные, непостоянные природные ландшафты. За два дня дошли до левого притока Катуни р. Ильгумень. Отсюда мы должны переброситься на р. Урсул (левый приток Катуни), но не все. Серёге и Ане, к сожалению, пришлось уехать домой раньше. Серёге надо было на работу, а Аня воспользовалась шансом улизнуть от нас. Ведь мы постоянно грозились сделать ей "тёмную-мокрую", а в деревне Иня чуть не поменяли на свинью.

Сплав по Урсулу начали прямо от пос. Онгудай. Теперь нас было только четверо, и мы шли на одном катамаране-четвёрке.

Урсул – речка добрая, красивая, интересная. Она нам всем очень понравилась. В самом начале Урсул напоминал нашу Олху, только раза в два побольше. Небольшие перекаты среди зарослей низкорослых деревьев. Различные металлические предметы под водой.

— Индустриальная речка, – сказал Димасик по этому поводу. Но потом Урсул отвернул от дороги налево, в ущелье и начал наращивать свой строптивый характер. Несколько раз попадались интересные пороги, а особо живым оказался последний восьмикилометровый участок, который начинался самым сложным на Урсуле порогом "Замок".

По лоции "Замок" – трёхступенчатый порог пятой категории сложности, который нужно проходить с разведкой, страховкой и даже обносом груза. Несколько раз здесь происходили аварии, следы которых в виде разорванных гондол мы заметили при прохождении порога.

Перед "Замком" на правом берегу стоит знак, на котором отчётливо большими буквами написано: "порог". Прочитали надпись и, продолжая сидеть в позе так называемого "батонинга", вошли в "Замок". Мгновенно началось сплошное греби-табань. Камни, сливы, бочки на протяжении 800 метров. Порог великолепный. Благодаря возникшему желанию взглянуть на него со стороны, зачалились сразу в конце третей ступени. Господа водники, читая моё повествование, наверно матерятся, так как пороги следует просматривать перед прохождением, а не после.

Дальше семь километров сплошной шиверы с обилием обливных и полуобливных камней и мы снова вливаемся в большие воды Катуни. По Катуни мы сплавлялись ещё несколько дней. Красивые пейзажи не переставали радовать наши глаза. Частенько попадались мощные шиверы, в одной из бочек которых мы, благодаря собственному разгильдяйству и 21 числу умудрились перевернуться. Искупались, взбодрились и дальше пошли внимательнее, пробивая всё подряд на большой скорости.

Дошли до пос. Чемал, где договорились с местным развозчиком туристов о перевозе нас в Бийск. В Бийске мы переночевали у местного "байкера" – "старушки Шапокляк" и уехали в Новосибирск. Там сняли квартиру, набрали много всяких вкусностей и закатили большой праздничный банкет по поводу окончания водного маршрута пятой категории сложности с элементами пешеходки, парапланеризма и лазания по скалам.

Теперь можно было спокойно возвращаться домой в Иркутск.

Участники похода:
Оля Сафина (специалист по шнуркам, повариха №1),
Аня Гусева (любитель чачи, повариха №2),
Дима Пономарёв (дантист),
Дима Макушев (водный адмирал),
Сергей Васильев (главврач),
Макс Марков (специалист по водным процедурам).