Впервые про триатлонный марафон серии Ironman я прочитал весной 2012 года. Подивившись достижениям "железных людей", я продолжал готовиться к веломногодневке "Пять дней ветра" (которая проводилась в июне 2012 года в Хакасии). За чередой тренировочных будней постепенно эта история забылась. Каково же было мое удивление, когда приехав в Красноярск (промежуточный пункт к месту старта "Пяти дней ветра") на встречающей нас Галине Шиповаловой я увидел майку финишера Ironman. В разговорах с ней узнал, что в Красноярске триатлон развит достаточно хорошо, много спортсменов-триатлонистов и регулярно проводятся соревнования. Тогда же принял решение попробовать себя в триатлоне, заявившись на спринт в июле 2012 года. Отдельная история про участие в спринте, но итогом было понимание, что триатлон мне нравится и хочется продолжать. Продолжать хотелось не просто так, а непременно с целью добиться звания "железный человек". Но понимания, когда и как этого добиться по-прежнему не было. Ориентир появился после того, как в январе 2013 года Галя Шиповалова анонсировала у себя в жж свое участие в половинке в австрийском городке Zell am See. Сразу же написал ей с просьбой присоединиться и так же принять участие в этом старте. Помня о моем участии в спринте Галя взяла с меня обещание, что на плавательном этапе я не утону.
Выкупил слот, купил билеты в обе стороны. Заказал шоссейник, гидрокостюм для плавания, купил беговые кроссовки. Экипировка в наличии, принимающая сторона подтвердила, что мою оплату видит и в стартовый протокол меня включили. Пора было начинать тренировки, обратной дороги уже не было.
Из всех трех этапов более-менее чувствовал в себе силы только на велоэтап. Плавать я не умел вообще, бегать не любил - очень скучное занятие. Начал с плавания: того, что у меня совсем не получалось. Вот тут я немного сомневался уже, что смогу стартовать - плавание не шло. Совсем. Максимум, чего смог добиться - проплывал подряд три бассейна и все, дыхание заканчивалось и продолжать без отдыха уже не мог. Прорыв наступил уже в первых числах июня, на последнем в том сезоне занятии в бассейне, когда я смог проплыть восемь подряд бассейнов. "Переехав" на тренировки в открытый водоем убедился, что плыть я могу хоть и не легко, но долго - 2 км проплыву. Норм, значит шансов не сойти на первом этапе прибавилось.
Параллельно с плаванием начал бегать и после схода снега подключил еще и велосипед. Тут все без сюрпризов - просто "наслаждаться" тренировками.
Системных тренировок не получилось - были и длительные перерывы в отдельных видах, и полный отказ от тренировок по различным причинам. Сейчас понимаю, что систематичности тренировок нужно было уделять больше внимания.
Ладно, вступление затянулось, пора и про старт что-то рассказать.
Не буду утомлять описанием всей логистики, хотя это тоже по сути часть испытания, перейду сразу к дню "Ч".
Утро дня старта выдалось пасмурное и дождливое. Кроме того, всю ночь шел дождь, что обещало сделать мокрыми все этапы. Расстроился немного, все-таки хотелось хорошей погоды.
Вещи теплые были сданы в транзит еще с вечера, так что планировал утеплиться на велоэтап (умудрился простыть перед самым стартом, решил что лучше ехать в одежде).
В 8.30 решили идти на старт - нужно было подкачать колеса, проверить укладку вело- и бегового пакетов. Доложил на всякий случай в каждый еще по гелю и батончику. К моменту выхода дождь прекратился, но небо было таким же мрачным. Все проверили и приготовили еще по суху. Решили, что раз температура воздуха нормальная (что-то около 17 градусов), то можно не утепляться. Решил ехать только в стартовом костюме. Надел гидрик и пошел готовиться к старту. Старт был с воды. Зашел в воду, выбрал место посвободней, намочил все что можно и стал ждать старта. Ровно в 10 по выстрелу пушки все рванули вперед. Я рванул со всеми, но с первых же метров понял, что плыть не могу - не хватает дыхания. Потолкался какое-то время вместе со всеми, получил по голове и корпусу от соседей, сам кому-то насовал, но в целом ничего страшного. Ситуация с дыханием не улучшалась. Огромное желание разорвать гидрик на груди и выпрыгнуть из воды. Переворачивался на спину, пытался дышать через два гребка - ничего не помогало. Плыть нормально не могу. Промучившись так примерно до половины расстояния до первого буйка (а это примерно 450 метров), понял, что так я или совсем не доплыву или это будет слишком долго. Решил остановиться полностью и восстановить дыхание. Лег на воду и не двигаясь какое-то время восстанавливал дыхание. После чего неспешно и размеренно поплыл кролем. Анализируя причины решил для себя, что это либо страх плавания в толпе, либо с самого начала взял не свой темп. Так как ни страха, ни каких-либо эмоциональных ощущений не было, решил что причина в неверно выбранном темпе. За время восстановления основная масса уплыла вперед, я остался один на свободной воде, за мной в отдалении плыл только десяток брасистов. Постепенно начал догонять народ, но плыл по внешнему радиусу - поэтому ни с кем не контактировал. Плылось уже спокойно, как на тренировке. На последней четверти опять пришлось приблизиться к толпе - начались опять те же проблемы с дыханием. Но тут уже усилием воли заставил себя дышать спокойно и превозмогая желание выпрыгнуть из воды каким угодно способом, лишь бы быть подальше отсюда, доплыл до финиша. Ффу, с плаванием покончено. Глянул на часы и увидел 45 минут. Учитывая проблемы на дистанции - порадовался, боялся увидеть гораздо больше. На бегу в транзитку (бежалось хорошо, не качало) стянул верхнюю часть гидрика и затянул очки и шапочку в рукав. Взял мешок с велопричиндалами и побежал переодеваться. Снять гидрик, надеть носки, туфли, номер, шлем, очки и бегом до вела. Выйдя из раздевалки понял, что идет дождь. С велом на выход из транзита. Долгое время транзита в основном обусловлено длинной пробежкой - метров 400 весь транзит. С самого начала начал ломить на веле. Забегая вперед скажу, что не расслаблялся ни на минуту - работал даже на спусках. По дороге из транзита на круг накричал на маршала, который ехал рядом на мотоцикле и не давал обогнать - сразу махнул: проезжай)
Я сначала не мог поверить - едут аэродинамические разделочники, чел на аэробаре лежит в аэропозиции, а я понимаю, что могу ехать быстрее. Наплевав на крутость велов - космические аппараты: диски сзади, лопасти спереди, чел в комбезе, триатлонном шлеме-капле, да еще и именитые марки - пинарелло, бьянчи, куото и т.п. - стоимостью под десятку евро, а Вася Пупкин на шоссейнике и в снаряге, которое все вместе стоит процентов 5 от стоимости их снаряги дергает их как стоячих. Начал обгонять просто пачками. Оочень приятны такие обгоны, добавляют драйва и помогают не расслабляться. Горок особо не было, но холмы были - даже пара тягунов была. Никто не едет нормально в гору. Я считаю, что горы у меня плохо - я не делал работы на горные этапы - но у них все гораздо хуже. Никто ни разу не обогнал меня в гору. Такие же проблемы у них с прохождением поворотов - опасаются. Обгонял на поворотах при любой возможности, порой даже не вставая с аэробара (повороты были под 90 градусов, и много) Постепенно образовалась пачка из 5-6 гонщиков, которые то меня дернут, то я их. Может несколько аэродинамических обогнали и ушли вперед, но это считанные единицы. Перед гонкой установил аэробар - пользоваться не умею, проехал только километра 4. Сначала покачивало, но потом приспособился и почти не вставал с него (качество дорог позволяет). Помня про онлайн трансляцию промежуточных результатов и болельщиков, которые болеют за меня находясь за "треть мира" от меня, работал на всю железку. Ветер был, но не слишком сильный. Несмотря на дождь, который сопровождал весь велоэтап (кончился км за 3 до финиша этапа. Не слишком сильный, но напористый и равномерный, км за 11 до финиша перешел в очень сильный ливень, который закончился перед финишем), было тепло в стартовом костюме без рукавов и с короткими гачами.
Питание. Батончики не полезли. Совсем. Планировал съесть на этапе 3 штуки, кое как впихнул в себя две половинки от двух батончиков. К финишу чувствовал небольшой спад из-за этого. Заготовленный изотоник (угостили, не проверенный) тоже не пошел. Печаль. Пил на пунктах питания попеременно воду и колу - на том и доехал. Ноги под предфинишным ливнем подстыли, да и подзабились несколько от постоянной работы - спрыгнув с вела перед транзитом уронил велик и сам чуть не растянулся - схватился за какого-то волонтера. Велоэтап закончил за 2:31. Бег в транзитку - мучение. Ноги деревянные просто. Ставлю велосипед, беру беговой мешок и бегу переодеваться. Снять шлем, перевернуть номер со спины на живот, снять велотуфли, надеть кроссы и вперед. Ноги не отпускает. Ладно, думаю начну потихоньку, а там разбегусь. Но бег тоже не пошел, скорость так и не смог нормальную набрать. Просто старался бежать равномерно - лишь бы спокойно добежать. Тут уже меня сразу начали обгонять пачками. Ну ничего уже было не поделать. Время бегового этапа - 1:46, что очень плохо, расчитывал пробежать быстрее.
Рельеф - плоскость с несколькими небольшими подъемами и спусками. Сразу с началом бега съел гель, потом ел по гелю каждый круг, запивал водой. На втором пункте питания пил пепси по паре глотков. Так и чередовал. Тут с питанием было все нормально, упадка сил не чувствовал. Бег, бег, еще раз бег. Перед финишем ускорился немного (очень хороший темп для меня), подождал освобождения финишных ворот, и вот и финиш. Фото в воротах, "you are the ironman", медаль, покрывало из фольги, пиво. Понял, что очень хочу есть. Нашел пункт питания и много и долго ел)
Общее время прохождения дистанции 5 часов 13 минут и 21 секунда.
По этапам:
Плавание 45:30
Транзит 1 5:49
Велосипед 2:31:38
Транзит 2 4:18
Бег 1:46:06
Вот так все просто - это может каждый)))
Таким было начало моего пути к "Железному человеку". Перечитывая это и оглядываясь назад кажется, что многое уже сделано, позади тысячи километров велотренировок, сотни беговых и десятки плавательных. Но на самом деле это всего лишь самое начало пути, полная дистанция так просто уже не дастся.