maxp
[581723]: Измерил длину окружности колеса, сев на велик (2 цикла). Действительно, получились другие цифры, и они меньше. Первое измерение – 4150 мм, второе измерение – 4130 мм, возьмём среднее из двух (4140) и поделим на 2, получим более-менее реальную оценку – 2070 мм. Видим, что теперь это меньше, чем ETRTO 50-559 (2089 мм).
Итак, я провёл серию дополнительных измерений «велопуть-GPS-трек» в сосновой роще на Кайской горе с разными условиями записи трека (10 м, 50м, 100 м, Авто-«нормально», Авто-«чаще всего»), с тем чтобы выявить как влияет метод записи трека на погрешность, связанную с извилистостью пути. В качестве «слабоизвилистых» измерено несколько относительно длинных маршрутов «шоссе по городу» и «шоссе по городу + грунтовая дорога» с методом записи трека «через 10 м».
С учётом уточнённой длины окружности колеса велопуть был пересчитан. Получились следующие результаты (итоговый файл и gpx-треки в приложении):
1) Сосновая роща (Кайская гора): Велопуть – 2765 м, GPS трек – 2652 м, Метод записи трека – расстояние с частотой 10 м, Расхождение длин – 4,3%.
2) Сосновая роща (Кайская гора): Велопуть – 2667 м, GPS трек – 2363 м, Метод записи трека – расстояние с частотой 50 м, Расхождение длин – 12,8%.
3) Сосновая роща (Кайская гора): Велопуть – 2667 м, GPS трек – 2276 м, Метод записи трека – расстояние с частотой 100 м, Расхождение длин – 17,2%.
4) Сосновая роща (Кайская гора): Велопуть – 2667 м, GPS трек – 2599 м, Метод записи трека – Авто с частотой «нормально», Расхождение длин – 2,6%.
5) Сосновая роща (Кайская гора): Велопуть – 2667 м, GPS трек – 258 м, Метод записи трека – Авто с частотой «чаще всего», Расхождение длин – 3,0%.
Первые три эксперимента свидетельствуют о том, что чем меньше частота записи трека – тем хуже трек отслеживает извилистость пути, что логично. Писать трек отрезками 50 м и более не рекомендуется – ошибка будет больше 10%. В методе «Авто-нормально» и «Авто-чаще всего» средняя длина записанного отрезка получилась 20 и 13 м соответственно. Последние, а также трек с записью «через 10 м» (эксперимент №1) дают недооценку извилистости пути в пределах 2,6-4,3%. Мне кажется, что надёжней пользоваться методом записи «через 10 м», поскольку, что такое метод записи «Авто» - так и не выяснил, в инструкции сказано, что навигатор сам решает как лучше писать трек, а какой уж у него алгоритм – кто б его знал!?
Теперь посмотрим результаты на более-менее ровных (мало извилистых) участках:
6) Шоссе по городу: Велопуть – 6419 м, GPS трек – 6405 м, Метод записи трека – расстояние с частотой 10 м, Расхождение длин – 0,2%.
7) Шоссе по городу+грунтовка: Велопуть – 6814 м, GPS трек – 6763 м, Метод записи трека – расстояние с частотой 10 м, Расхождение длин – 0,8%.
8) Шоссе по городу+грунтовка: Велопуть – 13530 м, GPS трек – 13446 м, Метод записи трека – расстояние с частотой 10 м, Расхождение длин – 0,6%.
Т.е. на слабоизвилистых маршрутах (на шоссе и по грунтовке) ошибка длины пути по навигатору не более 1%!
Для правильной оценки длины пройденных туристических маршрутов предлагаю поступать следующим образом:
1) писать GPS трек с частотой 10 м;
2) для данной частоты записи трека принять поправку на извилистость – 5 %;
3) если большие уклоны по маршруту, то рассчитать длину трека с учётом профиля высот;
4) складываем всё вместе: длина пути равна = трек (или трек, скорректированный по профилю высот) + трек х 0,05.
При прокладке маршрутов в программах типа Google Earth, если Вы маршрут ведёте прямыми отрезками по ~ 100 м и более, то длину проложенного маршрута надо умножить минимум на 1.2, иначе недоучтёте извилистость (см. выше, эксперимент № 3). То же, по-видимому, справдливо и для "бумажные карты + курвиметр".