в Иркутске 20:20, Апр. 20    
Дорога через Хамар-Дабан
02.09.06 19:53
#37934
serg .
Приморье
Cranby [37925]: Внизу ? Да так, фигня всякая, типа перепада 400м по высоте до долины р.Подкомарная по склонам до 45град крутизны по стланнику и осыпям :-)
Обойти "серпантинную гору" (голец), конечно можно, например спустившись от метеостанции вниз в долину Подкомарной, дойдя до водопадов, облезть самый большой водопад по стланнику слева или справа, потом пройти вдоль остальных водопадов и подняться по ручью до тропы от серпантинного спуска с гольца в сторону перевала Чертовы ворота.
Это недолго, всего раза в 4 дольше, чем по серпантинам через голец... :-)
02.09.06 20:27
#37940
Сергей Макаров
Ice People
serg [37934]: Я прекрасно представляю, где и как долго ! Просто в обход не ходил :)
04.09.06 11:49
#38079
дмитрий мызников
Байкальск
maxp [37918]: А что тут обсуждать? Гать (кстати, Максим, кавычки Ваши в данном случае совсем не уместны) она и в Африке, и на Хамар-Дабане-ГАТЬ.
Должен дополнить, это сооружение построено гораздо раньше "эпохи советского туризма". Об этом напоминает пень выросшего, успевшего состариться, и сгнить, посреди сооружения, - дерева!
04.09.06 21:20
#38138
Сергей Макаров
Ice People
babhinec [38079]: А интересно, сколько времени растут и живут во зрослом состоянии кедры в тех местах ? Мне показалось, что кроме кедров, деревьев там нет :) А, еще, наверное, есть ели.
05.09.06 11:56
#38188
дмитрий мызников
Байкальск
Cranby [38138]: В данном случае (на глаз -лет 50-60) важнее не сколь лет бывшему дереву (пню), а сколь времени простояла сушина, и соответственно в далнейшем -пень!
06.09.06 10:25
#38342
Иван Лоленко
Иркутск
О чём разговоры ребята? Ежели кто ходил, допустим, от метеостанции (Хамар-Дабан) до брода через р.Утулик, то при внимательном взгляде на тропу мог увидеть, что тропа эта во многих местах проходит по выемке, хотя и заросшей лесом. Но выемку эту видно хорошо и в глаза борсается её искусственное происхождение. Ширина - две телеги разъехаться могут свободно. На серпантинах это видно особенно чётко. А на пути до Утлика серпантинов, кажется, шесть штук. Это если считать короткий серпантин после спуска с полки, серпантин перед перевалом Чертовы ворота, Ну и три серпантина за перевалом. Ну а на полке? Там существование дороги прямо-таки очевидно.
Ещё есть остатки якобы станции (там лошадей меняли?) Это на подходе к Утулику. Хотя этот факт надо проверять. Я это место видел три раза, но мельком - время поджимало. А вообще-то было бы здорово пройти всю эту дорогу до Кяхты. Можно и на великах - не такой уж большой добавочный груз на себе нести :-)
06.09.06 10:45
#38349
Максим Пензин
Иркутск
Christofor [38342]: Весь вопрос уперся в видел ли кто-нибудь что-нибудь подобное дальше Утулика?
09.09.06 12:55
#38813
дмитрий мызников
Байкальск
maxp [38349]: В предыдущих своих постах ты утверждал, о том, что в наличии только два обьекта в районе серпантина метеостанции, подтверждающих существование в прошлом ДОРОГИ. Сейчас - maxp [38349]: ты уже соглашаешься с существованием дороги -ДО УТУЛИКА! планка отодвигается? глядишь, так потихоньку и доберемся до истины:)
09.09.06 14:03
#38817
Сергей Макаров
Ice People
babhinec [38813]: Как насчет 15 - 17 сентября туда сгонять ?
09.09.06 14:33
#38818
Максим Пензин
Иркутск
babhinec [38813]: Дак а чего до нее добираться? Тут вроде итак все понятно.
Дорога на Кяхту была, шла по Мысовке, тому есть исторические факты, к тому же из чисто географических соображений это наиболее логичный путь.

Вариант вьючной тропы (скотогоного тракта) от через Хамар-Дабан от Слюдянки я никогда не отрицал. Вот еще просянились подробности насчет рудника на Утулике.
Но существование на этом пути почтовых станций кажется достаточно сомнительным.

На всякий случай моё понимание термина "почтовая станция" - постоянно действующий, поддерживаемый государством пункт, где осуществляется замена уставших лошадей на отдохнувших для организации наиболее быстрого и безостановочного способа доставки почты. Все это подразумевает наличие проезжей дороги, постоянное проживание людей, лошадей, скота.
14.09.06 17:10
#39186
Иван Лоленко
Иркутск
maxp, извини у тебя какая-то путаница в голове. Во первых, дорога через п.Мысовой - зимняя дорога из Иркутска. Санный путь. Сначала по берегу Ангары, а потом через Байкал по льду. Это зимняя дорога на Читу. Даже в Русско-Японскую войну поезда ходили до Мысовой по ледянке зимой а летом перевозились паромом. До строительства кругобайкалки весь берег от истока Ангары до Мысового был непроходим. И в те далёкие времена, в допаровую эпоху летом самый простой путь был от п. Култук по хр. Комар на Чёртовы ворота, на р. Утутлик по р. Шубутуй на Патовое озеро. Там тропа ветвилась. Влево от озера - на Читу, вправо -на Кяхту. Ходил ли кто на Кяхту от Мысового не знаю. Но дорога по Комару была государственной, поддерживалась в исправном состоянии государством и почтовые станции на этой дроге были. Об этом можно прочитать у кого-то из декабристов. Огарева, что ли...Не помню. У В.Г. Короленко есть упоминания об этой дороге. Кстати, до Читы ещё требовалось пройти Яблоновым хребтом, а это было покруче Комарской тропы, поэтому она у путешественников забывалась.
14.09.06 19:47
#39196
Максим Пензин
Иркутск
Christofor [39186]: Давайте сначала приводить факты, а потом говорит насчет путаницы.

С тем, что основное стратегическое направление идет на Кяхту в первую очередь все согласны?
Еще очень интересно посмотреть куда там "влево от озера на Читу" :)
И давайте уже определимся о каком временном периоде идет речь.
14.09.06 20:08
#39200
Константин Кириченко
Иркутск
К вопросу о путанице. Я наверное чего-то не понимаю. Если до строительства КБЖД весь берег от истока Ангары был непроходим, то как добирались до Култука? Кстати говоря участок от истока Ангары до Култука гораздо более непроходим, чем от Култука до Мысовки
15.09.06 09:18
#39220
Станислав Ц.
Иркутск
k_const [39200]: Из Иркутска до Култука добирались через Введенщину и Моты.

Christofor [39186]: Об этой дороге вспоминает декабрист Якушкин И.Д. (1827 г.):
«Дорога через Хамар-Дабан и по всей этой горной и безлюдной стране была замечательна своим устройством. Везде где она проходила мимо обрывов, были поставлены надолбни; через все потоки и речки были очень исправно построены мосты, даже некоторые крутизны были срыты».
Это из его мемуаров, изданных в Иркутске в 1993 году.

А еще генерал-губернатор М. М. Сперанский в марте 1820 г. поручил своему помощнику капитану корпуса инженеров путей сообщения Г. С. Батенькову (будущему декабристу) ознакомиться с направлениями и удостовериться в возможности устроить трактовую дорогу вдоль берега Байкала.
15.09.06 21:40
#39287
Максим Пензин
Иркутск
хорошо, давайте поизучаем историю дальше -
"Дорога через Хамар-Дабан и по всей этой горной и безлюдной стране была замечательна своим устройством" - от Мысовки дорога тоже через Хамар-Дабан.

"в марте 1820 г. поручил своему помощнику ознакомиться с направлениями и удостовериться в возможности устроить трактовую дорогу вдоль берега Байкала." - т.е. вдоль все-таки?
15.09.06 21:55
#39290
Максим Пензин
Иркутск
немного про чай:
"От Кяхты до Иркутска шли две дороги. Самая короткая, Удунгинский тракт, проходила через хребет Хамар-Дабан. Этот путь был проложен только во второй половине XIX в. До его открытия пользовались старым Иркутским трактом через Селенгинск и Верхнеудинск. Оба тракта замыкались на станции Мысовая, откуда грузы через озеро Байкал перевозились на пароходе до порта Листвиничное. Зимой на этом участке прокладывалась ледовая дорога."

насчет тракта и почтовых станций (путеводитель конца 19 века):
"На этой дороге находятся следующие почтовые станции: Введенская - 17 верст, Култукская - 23 версты, Муравьево-Амурская - 17 верст, Утуликская – 16 верст, Муринская - 24 версты, Снежинская - 20 верст, Выдринская - 17 верст, Переемная - 24 версты, Малиновская - 24 версты, Мышихинская - 15 верст, Мысовая - 25 верст, Боярская – 19 верст. Итого - 279 верст"

т.е. начиная с середины 19-ого века по Слюдянке вверх явно не было почтовых станций.

Давайте почитаем какие-нибудь факты про более ранний период?
15.09.06 22:19
#39291
Максим Пензин
Иркутск
вот еще насчет чая:

"Одной из задач миссии была задача развития торговых отношений, чему китайские власти не препятствовали, и в 1666 году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван"

"Опорными пунктами, которые давали защиту караванам, и одновременно были торговыми центрами, стали остроги, строительство которых началось в Сибири и в Забайкалье. Особое значение стали играть Иркутский острог, Удинский острог (Верхнеудинск)"

"В конце 17, в начале 18 веков этот путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше - по Уде"
16.09.06 14:06
#39305
Константин Киселев
maxp> "В конце 17, в начале 18 веков этот путь шел по Ангаре, Байкалу...

Щас спою:

Старинная туристская песня

По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.

Идет он тайгою густою,
Где птички порхают, поют,
Котел его с боку тревожит,
Сухарики с ложками бьют.

Бродяга к Байкалу подходит,
Рыбачью он лодку берет.
Унылую песню заводит,
Про Родину что-то поет.

Бродяга Байкал переехал -
Навстречу родимая мать:
"Ах, здравствуй, ах, здравствуй, мамаша,
Здоров ли отец мой и брат?"

"Отец твой давно уж в могиле,
Сырою землею зарыт,
А брат твой давно уж в Сибири,
Давно кандалами звенит.

Пойдем же, пойдем, мой сыночек,
Пойдем же в курень наш родной,
Жена там по мужу скучает
И плачут детишки гурьбой".

Как вы думаете, почему бродяга возвращался домой из Забайкалья не "по замечательной своим устройством дороге", а пустился в опасное плаванье на утлой лодчонке?
16.09.06 19:22
#39315
Константин Кириченко
Иркутск
const, ты еще вспомни каторжанина, который намеревался переплыть Байкал в бочке.
И объясни мне, где это на берегу Байкала есть поселения, называемые куренями. И, кстати, в какой части света находится Байкал, если с его берега можно сослать человека в Сибирь?
16.09.06 21:14
#39316
Константин Киселев
k_const> где это на берегу Байкала есть поселения, называемые куренями. И, кстати, в какой части света находится Байкал, если с его берега можно сослать человека в Сибирь?

Костя, ну ты даешь... Вот представь себе, что ты тоже решил написать туристскую песню о каком-нибудь своем походе. Ты что будешь, в этой песне описывать, как ты ехал в автобусе до вокзала, потом в поезде и т.д. Совершенно очевидно, что после Байкала начинался московский тракт и походная часть заканчивалась. Так чего о ней петь? А Бродяга добрался таки до своей родной Малороссии, где и продолжилось повествование песни. И нечего даже пытаться рыть подкопы под мое строго научное доказательство. Эта песня - "исторический документ", а значит и неоспоримый факт (в аксиоматике этой темы).
Все разделы | Топ-100 | Переход в раздел:
Сообщения могут добавлять только зарегистрированные пользователи.