kv [34746]: таких "дорог", как после серпантина на Хамар-Дабане дофига.
О трактах вокруг Байкала, передачи "Губернские истории" на 31 дециметровом канале с подписью АС31 в нижнем левом углу (Аист). Сегодня вечером была.
дмитрий мызников
Байкальск
kv [34746]: Там сразу после спуска видно достаточно хорошо сохранившийся участок гати, точнее то что от нее осталось-каркас. Из (примерно 40см в диаметре) кедрин, проезжая часть из более тонких деталей видимо сгнила. Спускаясь с гольца после серпантина, тропа огибает курумник, и вот поэтому курумнику лежит остаток гати. Там же в конце спуска лежит камень, с очень похожим на отпечаток следа какого-нибудь динозавра, вмятиной. ИМХО конечно.
babhinec [35734]: Нет фотографий этой самой гати? Интересно было бы взглянуть, как-то я это место обычно вокруг обходил. Опять же если такая замечательная гать, то где другие аналогичные останки? Например по Слюдянке? Хотя, возможно, тракт предполагался по Комару.
Ведь археологи вполне успешно изучают остатки мостов и т.п. как раз Кругоморского тракта, но правда на участке от Култука до Мысовки. Вот этот участок вполне логичен и оправдан.
Участок Слюдянка - Баянгол это полторы сотни километров труднопроходимых горных долин/хребтов. Собственно, это самая широкая часть Хамар-Дабана, фактически непроходимая верхом не менее полугода. Надо считать предков абсолютными экстремалами, чтобы заподозрить их в строительстве никому не нужной и нелогичной дороги. При наличии нормальных обходных путей через Тунку и Мысовку.
Кстати, если поглядеть на карту, то наиболее короткая дорога из Иркутска в Кяхту, идет как раз через Мысовку, а не где-то там еще.
дмитрий мызников
Байкальск
Фоты дома в Байкальске, я сейчас на Сахалине. Дома буду 18 авг.
дмитрий мызников
Байкальск
maxp [35741]: Я думаю участок от Мысовой был построен позже. Представте себе берег Байкала - крутые берега, заросшие в 2 обхвата кедром (это сейчас они обезображены гарями) и это сейчас мы едем по асфальту, а тогда ничего кроме тропок небыло. Одно время я работал на строит-ве а/д Амур, в Могочинском районе (там я видел современные гати, и конструкциями они не отличаются) поэтому могу сказать, что выбор варианта от Слюдянки до Баянгола был в то время оптимальным. Проще проложить пролаз в высокогорном редколесье, чем столкнуться с большими обьемами порубочных и земляных работ!
А что касается этой гати, то странно почему ее до сих пор (а я считал что о ней знают) не видел? фотографировал ее в 1995 г. и если она цела, надеюсь, то видимо надо позаботиться о ее сохранности?
babhinec камень, с очень похожим на отпечаток следа какого-нибудь динозавра, вмятиной
Ну так бы сразу и сказал, что динозавры гатили дорогу, я бы больше не приставал:)
дмитрий мызников
Байкальск
kv [35760]: Странная реплика:( Ладно, спишем на счет растрепанности Ваших мыслей.
babhinec [35757]: Тогда давайте определимся во времени строительства дороги, скажем середина 19-ого века. Во всяком случае что-то такое нашли археологи на юге Байкала.
Не очень понял насчет крутых берегов, их от Слюдянки до Мысовки от силы километров 30 наберется, к тому же эти берега отонсительно населенные. Вообще направление Слюдянка - Баянгол достаточно далеко находится от генерального направлания Иркутск - Кяхта.
Мне вот что не понятно, от дороги с почтовыми станциями, и по которой ездили телеги, за 100 лет осталась только нечто напоминающее гать? Где-то тут явная несвязовка.
А с тем, что по хребту могли гонять скот (т.е. это называется вьючная тропа) я вполне согласен.
Ну насчет растрепанности я бы поразмыслил:). Сначала речь про гать (ее останки) и вдруг "отпечаток следа динозавра", типа "не пришей кобыле хвост". Ну и какое отношение этот след имеет к той гати? Причеши мои мысли плиз!
дмитрий мызников
Байкальск
kv [35771]: Пожалуйста, я нигде не писал что камень этот имеет какое-то отношение к гати:)
maxp [35770]:Не очень понял насчет крутых берегов, их от Слюдянки до Мысовки от силы километров 30 наберется, к тому же эти берега отонсительно населенные.
Препятствие не берега , а притоки, которые надо преодолевать, мостов-то не было.
дмитрий мызников
Байкальск
maxp [35770]: "Не очень понял насчет крутых берегов, их от Слюдянки до Мысовки от силы километров 30 наберется, к тому же эти берега отонсительно населенные".
Даже в наше время, на участке слюдянка-мурино, нет дороги отвечающей требованиям безопасной перевозки пассажиров, и это с современной строительной техникой. А в то время проложить в этих условиях какой-то пролаз было проблематично. Во всяком случае я себе это хорошо представляю. Относительно населенные берега это сейчас.
"А с тем, что по хребту могли гонять скот (т.е. это называется вьючная тропа) я вполне согласен. "
для чего использовалась эта дорога я не знаю, но то что этой гати за сотню лет, это видно на первый даже неискушенный взгяд. да что говорить. приеду -фоту покажу. Или сам сходи ее, гать, хорошо видно.
дмитрий мызников
Байкальск
gewurz [35778]: Берега, круто падающие к байкалу, заросшие (в то время) кондовым кедрачем, существенное препятствие для строительных технологий того времени. и плюс переправы (спасибо что подсказал) - это я говорю как инженер, строивший дороги.
babhinec [35781]: Берега как раз относительно населенные, по сравнению с совсем ненаселенонй местностью вокруг.
Давай определим исходные точки зрения - была ли постоянно действующая дорога Слюдянка (скорее Култук) - Баянгол (или куда там?),
по которой могли проезжать телеги?
Ребята, возьмите журнал "Земля Иркутская" за 1995 или 1996 г. и почитайте статьи об этом тракте. Там все подробно написано, даже отчет иркутского генерал-губернатора есть о строительстве дороги на Кяхту. Возле цирка есть библиотека - там мжно посмотреть.
Мне кажется я немного понял откуда легенда взялась -
Из книги А.Д. Калихмана, Т.П. Савенковой и др. Природный парк "Утулик - Бабха":
"... В 1826 г. первая партия ссыльных декабристов после прибытия в Иркутск проследовала дальше по Хамар-Дабанской дороге. Это событие достоверно отражено в фильме В. Мотыля "Звезда пленительного счастья", съемки эпизодов которого проходили в окрестности Слюдянки. ..."
в целом понятно, что снимать в том же Бабушкине по большей части нечего,
оттуда же интересный момент -
"... Во многих местах сохранились остатки грандиозного инженерного сооружения конца XVIII и начала XIX веков, а укрепления в виде ряжей и устоев на серпантине дороги выше метеостанции Хамар-Дабан ..."
пока из "остатков" мы слышали только про гать, или кто-то еще что-то видел?
следующая информация мне кажется более правдоподобной:
"... Мысовая была основана предположительно в период между 1681 и 1687 годами. Это был один из поселков, расположенных на Чайном пути, в который из поселка Удунга через хребет Хамар-Дабан была проложена дорога, так называемый Удунгинский или Кяхтинский купеческий тракт. Эта дорога стала одной из горных дорог Чайного пути в Забайкалье.
Через Мысовую проходил кандальный путь, по которому этапировали каторжников в Акатуй, Нерчинск и другие места Забайкалья, и в 1886 году здесь был построен пересыльный пункт. ..."
как я понимаю при съемках фильма историю немного приукрасили и слегка подвинули Кяхтинский тракт на юг.
vad [35793]: в "Землю Иркутскую" тоже Калихман писал?
дмитрий мызников
Байкальск
maxp [35791]: Если судить по тому как была сделана эта гать, (достаточно основательно, бревна выровнены относительно горизонта, и это все на неровно лежащих камнях), то можно сказать, что предназначалась она не только для скота. Потому как скот можно и по тропе провести.
babhinec [35799]: А большая она? Еще какие-нибудь подобные сооружения есть? Если говорить о выровненной гати, как участке дороги, то там дофига должно быть каменных сооружений, причем в основном. Согласись, серпантин на сооружение не тянет, особенно на проезжее. Таках "сооружений", как серпантин на гольцах полно.