в Иркутске 23:38, Апр. 19    

Большое летнее путешествие в район Мунку-Сардык (2005 год, Киров-Иркутск)


[ стр. 1 | стр. 2 | стр. 3 | стр. 4 | стр. 5 | стр. 6 ]

День 7
Вторник, 23 августа
Монголия,
вид на хребет
Перевал Победа с
западной стороны

Еще один незабываемый день. Сегодня залезли аж на 2 перевала, сняли 2 записки. 1-ый наш перевал Бурхан был почему-то назван Пограничным, а группа там была аж в 1982 году! Мы решили, что ничего не знаем, – для нас он Бурхан. Долго слазили. Следующий перевал – Победа, – достаточно легкий в подъеме, а спуск – мама на горюй! Мы уже в Монголиии! Видели монгольские озера. Мы сегодня устали, но в Монголии хорошо, светит солнце. Пришли все и упали. Батареечки сели, надо подзарядиться! Завтра нас ждут великие дела!

Лева утром совершил подвиг – готовил на улице, несмотря на холод. Однако кушали все же в палатке. Холодно! За завтраком Лева говорит:
– А-а, ну нафиг, пробегаем оставшуюся горную часть за 2 дня и назад, в теплые долины! :-)
Ходишь по песку и не знаешь, где руки помыть – ручьи теряются в песке, и "большую" воду можно найти только повыше, меж камней. Сейчас 9 утра, солнце уже осветило седловину перевала, пора!

Перекус
Перевал Победа,
вид на Мунку

Одеваем рюкзаки и каски, обходим морену справа, поднимаемся под перевальный взлет. Катя быстро взлетает наверх, Лева с Наташей идут вдоль правой стенки, там попроще (это был единственный раз когда Лева набрался терпения идти с Наташей). Я лезу слева – слегка подтягиваюсь руками на красных скальных выступах – единственных надежных опорах среди сыпухи, местами лезу по сыпухе, съезжаю, лезу снова, давно уже цепляюсь всеми 4 точками. Иначе никак! Сверху череда крупных камней, сильно дует. Катя прячется от ветра за этими камнями. Говорит, в туре есть записка. Одеваюсь, бегу смотреть. Уже около 11:30. Тур стоит на краю, ходить со стороны России надо осторожно. Роюсь в нем, наконец обнаруживаю ржавую консервную банку, в ней – пожелтевший пакет из толстого советского полиэтилена. А внутри оказывается контрольная записка 1982 года, причем на специальном бланке Иркутской областной федерации туризма! Оставлена она туристами иркусткого клуба "Саяны" (интересно, есть ли еще такой?), совершающими горную "двоечку" (в записке – экспедиция!) под руководством Голова В.Н. И написано в ней, что это, оказывается, перевал Пограничный 1А, группа совершает его первопрохождение 26 апреля 1982г., совершая радиальный выход со стороны р. Жархой (совр. – Жохой). Говорят, лицо у меня в тот момент было интересное. Не спорю, очень даже могло быть! Успокаивает лишь то, что перевал был обозначен как 1А, т.е. сложность не выше заявленной для Бурхана. Написав прикольную ответную записку (мол, взяли вроде Бурхан, а тут такое), двинулись вниз. Со стороны Монголии перевал представляет собой широкую полку, заканчивающуюся довольно крутым склоном. Пришлось забирать правее и спускаться по западному кулуару в долину, а затем идти вверх, на плато на востоке, с которого открывается пер. Победы. Тут он совсем низенький! В долине не забыли поглазеть на Монголию. В бинокль видны озера, горы, леса и очаровательное озеро Хубсугул. Когда-нибудь я обязательно до него доберусь! Не доходя до перевала, в 14 часов я предложил обедать, а то на спуске будет не до того. Кругом огромные валуны, тепло. Прямо перед перевалом какая-то грязная лужа меж камней. Жутко воняет! Нашли пластиковую бутылку. Ура, люди!! :-) (до этого находили только 2 банки от тушенки, года эдак 98-го). Покушав, взошли на короткий перевальный взлет минут за 10, по левой стороне. Перед нами – Мунку, пограничный хребет, озеро в верховьях р. Джаргалант-Гол, и – черт возьми!, – какой же длинный спуск в долину по сыпухе!

Перевал Победа,
вид на Мунку
Спуск с
перевала
Победа

Слезали долго, Лева с Катей даже успели отдохнуть на мху внизу у ручья, пока ждали меня с Наташей. К озеру решили не спускаться, а ломанулись сразу вверх, под перевал. Место достаточно ровное, Наташа отстала, мы все равно пошли вперед без опасений потерять ее – теряться вроде негде. В огромной цирке у хребта Мунку оказалось озеро с топкими берегами меж камней, очень мелкое, с трудом нашли место для палатки (сыро кругом), а Лева ушел, на всякий случай, искать Наташу. Однако оказалось, что она шла верным путем. Пришли около 17 и все просто легли на коврики, отдыхая и радуясь солнышку. Торопиться было некуда – на Седло Мунку сегодня лезть нечего было и думать, а до вечера время еще было. Кстати, это самое Седло определить оказалось не так-то просто. На фотографиях он обычно показан без "окружения", так что узнать его среди многих перевальных мест на хребте было сложно. Выглядят все перевалы не очень весело, пришлось полегать с компасом по окрестным пупырям и поориентироваться. Честно говоря, я здорово боялся, как и Эрдем в 2004-ом, залезть не на Седло, а на соседний перевал. Одна неприятность – темнеет в этом цирке мгновенно, как только солнце скрывается за хребтом. Будьте бдительны!

Вид на перевал
Победа с востока
Долина реки
Джаргалант

Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой
Мы все Саяны как сайгаки проскакали
И завтра, завтра наконец, последний бой

Пр:
Не отвлекайся
Смелее в гору,
Попри вперед, Последний бой – он
Трудный самый
Я до России долезть хочу
Я так давно не видел маму

Последний раз на перевал завтра залезем
Последний раз нам каска сможет послужить
Нам и без касок на Мунку идти не страшно
Мы все вершины сможем покорить

Пр:
Еще немного, еще чуть
Тот перевал – он трудный самый
Удачи вам пожелать хочу
В душе я буду вместе с вами!

День 8
Среда, 24 августа
Пограничный
хребет справа
Вид на Мунку
из Монголии

Еще немного, еще чуть-чуть. – откладывается. Сегодня с ночи идет дождь, утром никуда не пошли. Пока я ходила, мыла котлы и т.п., погода прояснилась, перевал Седло Мунку стал отлично виден. Пока собирали вещи, все снова затянуло туманом, вершины и перевала не видно.

И несмотря на это мы захотели домой – в Россию. И с криками – "За родину!", "За Путина!" – побежали на перевал. Бегу я и думаю, что еще далеко – наверху-то ведь все в тумане. И тут метрах в 5 от меня вырисовывается Лева, говорит, что чуть-чуть осталось. Я забегаю на перевал в ожидании шикарной панорамы – и не вижу ничего дальше метра, – все в тумане! Лева говорит: "Вова, вообще-то в такую погоду на перевал не ходят!".

Нашли записку, съели шоколадку. В это время туман рассеялся и мы увидели его. Оно зеленело, искрилось даже сквозь туман. Наше озеро. Вершины окрестных гор в тумане, в т.ч. и легендарная Мунку-Сардык. Я плохо ее вижу. С той стороны, с которой мы пришли, сквозь туман пробивается солнечный свет. Палатку ставили под дождем, а сейчас его уже нет. Скоро будем есть супчик! Ура!

Все в тумане
Перевал взлет
седло Мунку

С вечера планов было громадье – забежать на Седло Мунку, потом на Мунку-Сардык. Однако утренняя непогода расстроила планы. В 6 утра проснулся – кругом туман, идет дождь. Блин!!! Монголия явно не хочет нас отпускать – мало погостили! Спали до 11, немного рассеялось.

Тут Лева говорит, бросая книжку:
– Ну все, сейчас будет светить солнце и все такое.
– Прочитал?
– Ага!
– Ну по этому поводу надо выпить! :-)...

Пить не стали, решили завтракать и идти. Уже час дня. Пока ели да собирались, пол-хребта заволокло туманом. Поднялись под перевальный взлет. Видно. Поползли, опять заволокло облаками, вниз ничего не видать. Так и шли – периодически прояснялось, цирк становился виден, потом опять налетал туман и видимость сокращалась. Когда оставалось совсем чуть, сверху показался Лева и закричал:

На перевале
седло Мунку
На перевале
седло Мунку

– Вова! Это Седло Мунку! Я записку нашел!
– Ура!!! – облегченно заорал я. Как гора с плеч! Также порадовался тому, что мы уже в России и Наташу с плохими ботинками больше не надо таскать по перевалам.

Залезли около 15:35, осмотрелись. В сторону Эхоя ничего не видно, обрыв и белая пелена. Сняли записку сборной Иркутск-Ангарск-Новосибирск-Красноярск под руководством Спешиловой Юлии Владимировны, которая была оставлена 6 мая 2005 года. Любопытно, что группу сопровождала "собака лайка 1.5 года". Катя сказала, что знает эту девушку (мир тесен, как известно). Записка была опять в банке из-под Тушенки "Бурят Мясо".

– Да, бурятская тушенка лучшая, – замечает Катя.

Вид на седло
Мунку с востока
Эхой

– А у нас Йошкар-олинская классная, марийцы делают – сообщаю я.
После чего Лева подводит итог:
– Да-а, русские, похоже, свиней растить не умеют %-)))...

Минут через пять слегка рассеялось, сфоткались у тура на фоне озера, побрели вниз (справа). Спуск показался более простым, чем на Бурхане и Победе. Сначала от перевала – вправо, а там по ручью вниз, по малым и средним камням (моренам) мимо грязных снежных язычков. Несколько раз не удерживался, бросал рюкзак и фоткал озеро Эхой. Красота. В отличие от Соляриса, почти сразу за Эхоем с востока – обрыв, и видно небо сразу над водой. Потрясно и очень красиво. А рябь отраженных холмов на его зеленой глади чем-то напомнила мне китайские пейзажи – такие, как в фильме "Герой".

Стоянка у Эхоя
Стоянка у Эхоя

Когда до низу осталась примерно четверть пути, пошел дождь, и я наконец-то опробировал накидку. Хорошо! У озера – стоянки, палки, камни на траве. Уже вечер, 17:30. Быстро под дождем поставили палатку, все в нее залезли, я же еще ходил любовался озером и горами. Очень красиво. Тут бы недельку просто пожить, посидеть в тишине...

В палатке устроили перекус с чаем, дождь утих, пошли гулять, а Лева готовил суп. Мы пошли с Катей в разведку, обошли все озеро. С северо-восточной стороны – крутой обрыв, видно всю долину Мугувека. Идти решили западнее – под хребтом, по долине Мугувека. А справа (восточнее), из озера вытекает ручей, у камней собрался всякий мусор: куски скотча, бутылки, куски дров.

Эхой
Эхой, вид
на перевал
Мугувек

– Да, чувствуется что место более людное – говорит Катя, – а то под Седлом Мунку со стороны Монголии или у перевала Бурхан чувствовалось, что места совсем дикие.

Побегали по сырым камням (кстати очень плохо, упасть как нечего делать, что и было 2 раза – на спуске на разведке). У Левы к моменту нашего возвращения вместо супа уже каша, все равно слопали. Спим головой к выходу, как альпинисты – просто палатку так поставили, что спать иначе сложно. Подъем назначили на 6:00. Рядом шумит ручей, Мунку в облаках, ждем погоду. Мажем носы детским кремом, потом Катиным.

– Интересно, сколько денег я в себя вмазал? – задумывается Лева.

День 9
Четверг, 25 августа
Эхой утром
Мунку утром

Никто не делал записей, просто были не в состоянии. День был легендарен и велик. Лева, Вова и Катя сходили – таки на г. Мунку-Сардык. Вернулись около 4 часов усталые, а потом мы побежали домой.

6:00. Палатка вся обмерзла, пока Лева ходил за горелкой, я тоже выскочил на улицу. Красота-то какая! Ночь, белеет Мунку, над ним Луна, а с другой стороны, за Эхоем, начинается рассвет. Бегаю, кричу: "А-а-а" и "здорово!!", девчонки в палатке аж переполошились – да что там такое они увидели на улице?! Вылезла Катя, давай тоже восхищаться. Беру фотик, снимаю Эхой и Мунку – авось, что получится? Хотя, конечно, такое нужно видеть только своими глазами. Лужи у озера покрыты льдом, а самое главное – на небе нет ни облачка! Везет как дуракам, и в который раз! Едим, собираемся, Наташку оставляем в лагере. Берем всю снарягу – зря что ли таскали столько дней?! Пакуем все в 2 рюкзака – мой штурмовой и Катин Salewa. И – вперед! Сперва вчерашним путем по моренам до Седла Мунку (т.е. до перевального взлета), далее проходим чуть повыше, до следующего кулуара со снегом. По нему поднялись справа по камням до хребта. Катя как обычно убежала первой, а мы с Левой на последнем участке забрались чуть правей и поднялись по скалам, немного с лазаньем. Удовольствия ради :)

Эхой
Долина реки
Мугувек

По хребту местами идти довольно сложно (ну никак не 1А!), после многочисленных жандармов заметили легкий снежок меж камней. Последний перед вершинной башней участок вообще оказался покрыт снегом, и странно, что выше перила есть, а тут – нет (имхо, тут даже опаснее!). Катя опять убежала вверх, без кошек, на 4-х точках, спустив камень, пролетевший в 20 см от Левы. Когда мы с ним залезли к началу вершинной башни, Лева зачитал Кате лекцию о том, что помимо ее желания влезть существуют и другие люди, о которых тоже надо думать, что надо слушаться, не бегать, и кричать "камень" – а то после такого ни один альпинист ее никуда больше не возьмет. Вобщем, все верно изложил, ну и Катя немного присмирела и почуствовала себя виноватой. С этого пятачка вверху от пецелевого шлямбура уходили перила, местами обледенелые, местами оплетки от трения о камни нет вообще, а то и нет части прядей. Но в большинстве мест – вполне приличные перила. Больше десятка перестежек. В принципе, можно залезть и по скале без веревок, в паре мест они даже больше мешают, чем помогают. Но если есть перила, то почему бы и нет? Пристегнулись и пошли по одному. Тут только заметили, что холодно! Видимо, пока шли – двигались, здесь же дует, морозно, теневая сторона, пока перестегиваешь жумары-карабины у шлямбуров, руки сводит, куртка не греет. Долез до верха, бросил рюкзал, оделся. Полар, как обычно, рулит – согрелся. Хорошо! Тут и ребята подошли, давай рассматривать барахло и таблички, обнаружили московскую записку (на родной карте с angara.net!) с Баунти и сухофруктами-орехами. Принялись все это кушать, далее пошли в ход наши шоколадки. Пока ели самую большую, в облаках на стороне Монголии открылся проем, как раз вид на Хубсугул, но фоткаться было лень. Сложно оторваться от такого шоколада!

Затем опять все занесло, и Хубсугул видно не было, лишь куски Монголии. Написали свою записку, пофоткались и рванули вниз, пока облака не опустились на нас. У снежника повесили веревку. По ней мы с Катей съехали на восьмерках, далее по снижнику шли на 4-х точках – Катя по камням справа, я с ледорубом по снегу слева. Снега мало, и Леве в кошках спускаться было неудобно. Он было попробовал съехать глиссером по леднику, однако за пару метров развил такую скорость, что даже испугался, зарубился и ушел обратно, спустившись по-человечески.

На Мунку
На Мунку

А потом началась мистика. На хребте есть гладкое место вроде перевала, со спускающимися вниз по обе стороны тропинками. Так вот, на нем обнаружили нарисованный на земле циферблат со стрелками, сложенными из камней. Далее в хребет была воткнута вертикально труба, а под ней – расколотый глиняный черепок с надписью "МЧС-88" (вроде так). Заспорили – когда шли вперед, этого не видели! Появилось даже предположение, что кто-то до нас тут успел пробежать и теперь стоит на Эхое. Двинули вниз.

Сыпуха достала. Двигались медленнее, чем вчера. На подходе к озеру (около 16:00) палатку не увидели, лишь какие-то пятна. Неужели и впрямь там люди? Оказалось, нет – просто Наташа собрала палатку и вещи вокруг разложила для сушки, а сама легла спать. Ну и хорошо что все хорошо. Осталось исполнить и вторую мечту – искупаться в Эхое! Раздеваюсь, тут Лева:
– Купаться?!
– Ага!

И давай тоже раздеваться. Девушки отвернулись, и мы забежали голышом в удивительного цвета воды Эхоя. Здорово! холодно! Пулей на берег. Хорошо!

На Мунку
На Мунку

Долго собирались и лопали перекусы, затем выдвинулись вниз. Последнее фото Мунку на прощание, снова камни, камни, камни, журчание воды, голоса... Голоса? Глюки?
– Видите? Люди! – вдруг говорит Катя
– Где? – отвечаю я, и ни чего не вижу там, куда она показывает. Но слышу! Да, даже успел подумать что у меня глюки. Вскоре повстречали четверых. Иду, смотрю здоровый такой турист с трекинговыми палками и огромным рюкзаком
– Привет – говорю.
– Привет!
– Откуда будете? – спрашиваю, и тут же понимаю что что-то здесь не так. Он начинает что-то мычать и разводить руками, из чего я заключаю – да это ж иностранец! И, видимо, где-то позади идет русский гид-проводник. Прощаюсь идем дальше, однако вторая догадка оказывается неверной – их всего четверо, это немцы, и русских среди них нет. Одного спрашиваю:
– На Мунку?
– Йа, – говорит.

Вот тебе и раз. Первый раз за 10 дней встретили людей, и те – иностранцы.

Сначала благополучно бежали по тропе, затем путь нам стали преграждать овраги и реки. Встали на долгожданную ночевку в лесу, когда Лева уже грозил утопиться в реке. Обошлось без жертв. Долго кипятили чай, костер не хотел гореть. Вместо супа опять получилось неопределенное варево. Рис, рожки, суповой пакет гороховый, плюс мы еще бухнули туда жареных маслят. Получилось нечто, мы все это с аппетитом умяли. Лева нашел там каких-то слизняков (это о грибах :-), я их не нашла, у меня в тарелке все было вкусно. После такого сногсшибательного ужина все быстро быстро завалились спать. Ночь была очень теплая, чудно!

На Мунку,
Катя и Монголия
Лева на перилах

Спускались по долине долго, местами проглядывает нечто вроде тропы, местами – теряется. Перебрались на правый берег, где немного погодя натыкаемся на овраг, потом еще на один, большой. На склоне справа хорошо видны следы осыпей, камным писыпаны даже ветки кустов. Не по себе как-то. Довольно длинный спуск по траве и сыпухе с большим перепадом высоты, потом идем по ручью и дальше в лес. Уже поздно, идти дальше нет ни сил, ни смысла. Ясно, что мы на Белом Иркуте. Стрелка выше – тут сомнений нет. Уже около 20-40. С дровами напряг, машем без конца хопками, параллельно жарю грибы на горелке. Газу-то у нас дофига! Опять все на скорую руку, третью порцию грибов пришлось выкинуть, так как некуда девать. А первые две порции сыроваты и напоминают слизней. Тем не менее, засовываем их в кашу. Чай с дымом. Пофиг, все устали так, что валятся в палатку – а на небе вставала луна. Столь яркая, что мы вначале всерьез обсуждали, не прожектор ли это на далеком мосту, или горит где чего.


[ стр. 1 | стр. 2 | стр. 3 | стр. 4 | стр. 5 | стр. 6 ]