в Иркутске 18:45, Апр. 20

Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги...

Настоящая палатка
Гоночный волк

Каждый из нас в душе путешественник. Кто-то любит путешествовать в мире звуков или по страницам увлекательных книг, кто-то с головой уходит в виртуальный мир компьютерных сетей, а кто-то стремится навстречу чистой девственной природе в мир озер, лесов, рек и гор.

Конец апреля и начало мая знаменательно тем, что тысячи людей ежегодно устремляются за многие сотни километров от шумного города туда, где восстанавливаются внутренние силы, где чистый поток горного воздуха позволяет дышать полной грудью. Где, наконец, можно услышать звуки тишины и каждое мгновение созерцать красоту, где можно сбросить с себя груз беспокойства и тревог, обрести гармонию и понять, что жизнь – самое грандиозное из всех зрелищ, какое являет нам Творец этого мира.

Так уж случилось, что судьба соединила меня с чудесными четвероногими друзьями, и все путешествия вот уже четвертый год мы не представляем без своих верных компаньонов – ездовых собак. В силу своего генотипа они разделяют человеческое желание путешествовать, и не важно куда, и каким образом, пройдя многие километры, эти создания идут как в первый день. Всегда поражаешься их терпению, выносливости и безотказности в пути, поэтому мы берем на себя ответственность за их самочувствие в дороге, потому как собаки могут переоценить свои силы, не успевая их восстанавливать.

На этот раз мы выбрали маршрут, где была бы высота – Восточные Саяны, и решили дойти пока до подножия величественной Мунку-Сардык в силу отсутствия "кошек" у меня. Я не сомневалась в надежности своего двухгодовалого "юноши" по имени Газик, проверенного не одним многодневным походом и относящегося к породной группе – аляскинский хаски, что само по себе не вызывает опасений дальности расстояний. Нам с ним лишь предстояло проверить свойство активности горного солнца на глаза питомца и, конечно же, высоту с низким атмосферным давлением.

У подножия Мунку
Белая вершина

Мокрый снег сопровождал нас еще по автотрассе, создавая потрясающий эффект из водительского окна и "не покидал" нас практически в течение всех дней пребывания в горах. Таким образом, этот год отличился удобными снежными подходами к подножию, и это был настоящий рай для сноубордистов и лыжников.

Утро. Снежное. Холодное. Безветренное. 29 апреля. Первый день пути. Коллективно позавтракав, собираемся до Стрелки. Я надеваю пояс с потягом на амортизаторе, Газику надеваю его любимую шлейку, купленную на Кубке Москвы по драй-ленду, откуда мы с ним привезли бронзу, надеваю рюкзак с провиантом на двоих, беру лыжную палочку, и мы выдвигаемся. Газик безумно счастлив! Во-первых, здесь он снова окунулся в зиму, которая в Листвянке уже закончилась. И во-вторых, аляскинские хаски рождены и воспитаны для бега и испытывают кайф от любой возможности тянуть нарты, велосипед или человека.

В течение всего нашего путешествия я не раз слышала удивленные возгласы в наш адрес: "Какой буксировочный аппарат!", "Смотрите, это ездовой гоночный волк!", "Какая угарная обвязка! Это скалолазная собака?" и тому подобное. Нужно заметить, что ездовая собака и горы создавали чудную картину, радующую глаз обывателей, и бесконечные восхищенные взгляды туристов. Потому что, как и для меня, так и для Газика знакомо щемящее чувство дороги. Газик – это моя гордость, мой верный и преданный друг. Вырастив и обучив голосовым командам, прошла с ним многие пешие и упряжные маршруты. Никогда не забуду нашу пятидневную экспедицию в 250 км по Южному Байкалу, где Газик укрепил свои лидерские данные, возглавляя упряжку из 12 собак. Обладая хорошими кровями и генотипом, он не подводит ни своего деда Жана (лидера питомника "Ингляу" на Камчатке, участник международных стартов, который способен увезти и доставить к финишу без сопровождения гостя на упряжке по знакомой ему трассе, не нуждаясь в командах), ни своего отца Джаза (спринта и двухкратного чемпиона России, лидера нашего Центра на Байкале), ни свою маму Аврору (марафонка, на Аляске бегала тысячемильные расстояния).

Собачка в очках
Буксировка

Стационарную палаточную базу организовали в начале Стрелки. Газик ничем не отличился от современного туриста, потому как у него тоже есть своя индивидуальная палаточка с логотипом французского корма Royal Canin, которым питается с детства. В тот же день мы сбегали в качестве тренировки в сторону перевала Контрастов.

На следующий день предстояло встать в 7 утра, приготовить завтрак и отправиться к подножию Мунку. Ночью шел снег. Также безветренно. Звезд не было видно здесь с числа 26. И это утро тоже было снежное, видимость нулевая, но желание просто огромное. И мы отправляемся в белую даль. Человек и собака – это замечательный тандем, особенно в путешествиях. Когда проходили речные наледи и снежные марены, лыжная палочка потеряла свою значимость (и даже "кошки" на ногах не нужны), поскольку Газик с легкостью затягивал в любую горку. Чем круче оказывалась дорога, тем усерднее тянул мой верный компаньон. Таким образом, мы обогнали многих туристов на одном дыхании на двоих.

По пути помимо разного люда встречались собаки разных пород (доги, ротвейлеры, овчарки, эрдели, самоеды), сопровождающих своих хозяев. Самая замечательная встреча в тот день произошла с одним песиком, который шел в очках. Его хозяин поведал нам свою историю печального опыта покорения вершин, богатых ультрафиолетом, где сжигают глаза не только люди, но и собаки. И я поняла, что наша встреча с ним не случайна. Как говорится, в этот день Бог подмигнул нам. К вечеру я заметила, что Газик потирает глаза лапками. То есть, это доказывало, что солнце гор светит сильнее, чем зимой и в начале весны на льду Байкала, потому как подобных симптомов мы никогда не подмечали у всех наших собак во время экспедиций по озеру.

Газик, Снеговик и я
Нас завьюжило

Достигнув подножия, на какое-то мгновение небо раскрылось, и мы увидели голубой небесный простор, окаймленный скалистыми горами. Мунку-Сардык блестела и переливалась под солнечными бликами. Народ стал раздеваться и фотографироваться, кто-то вспомнил, что зря не одел купальник.

Время было обеденное, и мы успели здесь перекусить, после чего подул ветер сильнее чем обычно, сдувая крылатые снежные флаги с острых верхушек. Солнце скрылось за облаками, и мы начали с Газиком спускаться. Порывы ветра дули в спину, как будто подталкивая нас. В одном месте на какое-то время мы укрылись под большим камнем от ветра и снега, залепляющего лицо. Газик смешно жмурился и все время лез обниматься, вся его мордочка была густо припорошена снегом. Главное, мы вместе! Никакие природные стихии не способны охладить наш внутренний огонек и щемящее чувство дороги.

Крутые спуски неудобны для буксировки собакой, поэтому я отпустила Газика, и он пошел впереди, периодически оглядываясь и поджидая меня, но чаще он вприпрыжку возвращался и проявлял трепетные чувства верности. Вернулись в наш лагерь вечером уставшие, но счастливые.

Газик в каньоне

На следующий день мы запланировали отъезд домой. Но напоследок решили пройтись по каньонам Среднего Иркута. День выдался солнечный, впервые за эти дни. Снег таял на глазах, создавая слякоть и промоины. Уже на подходах были видны каменные завалы на пути. Любопытство одолевало, и мы пошли налегке, бросив рюкзаки. По дороге встречали "оставленные" рюкзаки таких же, как мы. Сверху то и дело сыпались камни. Газик шел, легко перескакивая трещины и глыбы. Мы же не шли, а проползали по ним. Видимо, стихия порезвилась недавно, завалив проходы. Начали встречаться люди, которые возвращались назад и поведали нам, что дальше смысла идти нет, потому как воды по колено и дорога завалена, в некоторых местах без веревок делать нечего. Еще немного пройдя до подобного места, мы вернулись к своим рюкзакам. Прогулка не совсем состоялась, но зато можно заехать по дороге отведать местных, бурятских поз и посмотреть по сторонам, потому как приехали мы сюда в половине первого ночи.

Таким образом, совместное наше с Газиком путешествие подошло к своему заключению. Я еще раз укрепилась в надежности своего верного друга и помощника, и я думаю, что это только маленькое начало нашего тандема и родства душ.