Снегоступинг на Западном Тянь-Шане (пик Сайрамский)

Вступление. День первый: заброска. День второй. Третий день.

Казахстан, Юго-западные отроги Тянь-Шаня.
27 февраля-4 марта 2005 г.

Вступление

После очередного отличного путешествия (http://www.angara.net/art/04/1031-1/) мой друг Вовка Валькович предложил поехать в Узбекистан, дабы найти хорошего бек-кантри, ну и так, сходить в горы, встречаемся мы не часто, поэтому бывает, что планируем подобные мероприятия и за полгода. Были сомнения насчет Тянь-Шаня... думали поехать на Эльбрус. Но там уже были, и решили выбрать замечательную страну – Узбекистан.

Встретившись в очередной раз, после празднования Нового года, открыли карту Киргизии и окрестностей (другой тогда не удалось найти), нашли самую высокую точку вблизи Чимгана и Бельдерсая, куда мы собирались ехать исключительно ради катания. Точка имела название Пик Сайрамский (высота 4236), высочайшая вершина Угамского хребта. На восхождение и катание запланировали неделю. За все время подготовки, однозначной информации о вершине и подходах к ней найти не удалось, было несколько отрывочных данных и старых описаний. Удалось раздобыть 1- и 5-километровые карты районов, вполне сносной достоверности.

Чуть позже многое узнали об уже упомянутых горнолыжных базах Бельдерсай и Чимган, которые находятся неподалеку. Я предложил поехать на неделю раньше, покататься с подъемником (или как там это сейчас называется). У Вовки не получилось по времени, и мне пришлось позвать с собой небольшую компанию друзей – 11 человек. Но это уже, как говориться, отдельная история...

На восхождение собрались вдвоем. Боевые друзья и подруги отказались. Первоначально был запланирован кольцевой маршрут. Заход со стороны Узбекистана по реке Пскем, через перевал Сайрамский, восхождение на вершину и выкат в Казахстан (вершина находится практически на границе). Судя по рельефу и рассказам местного населения в интернете, планировался выкат около 15-20 км. В общем, сборы были несколько спонтанны, информация о районе отсутствовала.

Итак, день первый: заброска

Наступило долгожданное утро. Пора собираться и уезжать из Чимгана в большие Горы. Бессонная ночь дала о себе знать. Все же 3 часа сна – это мало... Зато проводины получились отличные.

Пока я находился на горнолыжной базе, практически все инструктора и спасатели отговаривали идти на пик Сайрамский, ввиду повышенной лавинной опасности (в этом году на трассе выпало около 6 метров снега, вместо обычных 2-3). Информацию о вершине гиды тоже не смогли дать, т.к. только один из гидов был на вершине, несколько лет назад, да еще и только на вертолете.

Но маршрут решили изменить с кольцевого на хорошую недельную радиалку с заходом на вершину со стороны Казахстана.

Нам предстояло доехать до границы Узбекистана и Казахстана и добраться как можно ближе к вершине. Утром приехал наш, уже знакомый водитель, Амир и за умеренную плату довез нас и весь наш груз до границы. И тут начались приключения. На границе встречают "приветливые" Казахи, и предлагают за умеренную плату доставить тебя и твой груз в любую точку мира. Мы показываем на карте точку, куда все-таки нам нужно попасть (около 180 км пути). Они, разумеется, соглашаются. Проехав 700 метров границы и 6 постов за 1,5 часа (с учетом того, что все погранички были их "друзья") мы оказываемся в Казахстане. Водитель с напарником начинают отказываться довозить нас до оговоренного места, ссылаясь на течь масла, бензина, спущенные колеса и "плохую погоду". Предлагают пересесть в другую машину, которая довозит нас до требуемого места, при этом денег доплачивать не нужно. Ну, нам, собственно, не столь важно на какой машине ехать. При нас они договариваются между собой, мы еще раз вместе согласовываем конечную точку. Переговоры даются не просто, большинство достаточно плохо говорят по русски или просто несколько подтормаживают.. Садимся в такси (уже 3-я машина за день) и мчимся в славный, на первый взгляд, город Чимкент, что находится в 100 км от границы. Там нам нужно купить газ. Задача оказалась не из легких. Тем более, что нужен был именно Campingaz (уж горелки такие взяли, местные гиды заранее говорили – такой газ есть). Из спортивных магазинов отправляют в супер-маркеты, из супер-маркетов в отделы с бытовыми товарами, в результате через 2 часа поисков газа на рынке, мы его находим... Но "Кэмпинг газом" здесь и не пахнет. Есть местный газ, баллоны похожи на Kovea. Пришлось купить и горелку (1,5 кг) под местные баллоны.

Но зато на местных рынках можно купить массу интересного, ведра и лейки любых форм и объемов, мотки изоленты такие, что можно 5 раз обернуть Землю по экватору и, конечно, проволока, которая почему-то тоже в цене, как и вообще все подобное "хозяйственное". Проволока оказалась кстати – Вовке надо было починить "кошку".

Оставаться еще на сутки в Чимкенте из-за газа мы не могли себе позволить. Планы есть планы.

Пока ездили по городу, выяснилось, что таксист совсем даже не представляет куда ехать. Вроде как недалеко, около 80 км. Но в какой стороне находятся реки и поселки, о которых мы говорили, он не представлял... Около часа узнавали у местных "карту дорог". Местные, в большинстве своем, к сожалению, за город практически не ездят, и соответственно не знаю где может находиться пик Сайрамский и ручей Сайрам-Су.

Было чертовски смешно, но выглядело это так: мы показываем копию карты с уже непонятным масштабом, указываем чуть ли не на ледник под вершиной, таксисты дружно и шумно обсуждют кто и за сколько смог бы туда проехать(!).

О цене договорились – около 300 рублей за машину. Хотел 350, но по местным меркам это очень высокая цена. Почти сразу же мы пересаживаемся в машину его "родственника" (оказалось, он его первый раз видел, а денег таксист получил меньше половины от суммы, которую дали "первому" водителю. Реальная стоимость, была еще ниже). В общем, свои хитрые махинации.

Едем вроде как в нужном направлении. "Родственников" оказалось трое. Все на переднем сидении. Нас двое, два больших рюкзака, пара лыж, сноуборд. Машина – убитая копейка. Километров через 70, когда машина окончательно села в глубокий снег мы решили выйти, так и не доехав до нужно места. Разбив лагерь недалеко от дороги, выпив по 30 грамм горячительного напитка и оценив вершину в свете луны, легли спать...

День второй

Проснулись мы, как ни странно, от шума проезжающих мимо машин и лошадей. Оказалось, мы поставили палатку между двух поселков: Каскасу (достаточно большая деревня, около 1 000 человек) и Каргантас (5 семей, а точнее, 5 кошар). Утро порадовало отличным видом на вершину, куда мы и собрались.

Пройдя около километра по дороге, с рюкзаками под 50 кг (лыжи, доски, железо и т.д.) нас догнала Нива с дедушкой-экстремалом. "Экстрим-дед" предложил вещи сложить в машину, мы решили, что сами пойдем пешком. Он говорит: "Отставить, вставайте на бампер нивы и вперед". 12 километров на бампере, держась одной рукой за совсем крошечный зацеп, по дороге с колеей, глубиной около 30 см... мы удивили местных жителей :)

Итого 5 машин, и мы находимся на посту у егеря Алика, который нам говорит, что вершина закрыта спасателями, и вообще, нечего туда зимой ходить, да еще и вдвоем. Лавины, погода, пурга скоро, документов нужных нет, в общем, пришлось договориться...

Алик – замечательный человек, закрыл глаза на отсутствие разрешения от Лесхоза (какой нам к черту лес :), рассказал где можно найти баню, приютил наши лишние вещи, которые мы с собой решили не брать и пожелал нам удачного восхождения.

И начались трудовые будни... Первые 1,5 часа "прогулки", среди персиковых и яблочных садов были вполне ничего. Плюс по началу было нечто, похожее на тропу. Дальше стало сложнее. Температура воздуха около +15, огромные снежные поля, на небе ни облачка. Но иногда попадалась тень, где можно было на несколько минут спрятаться от солнца. Чуть позже надели снегоступы (TSL, одна из последних моделей). Снегоступы с первой же минуты тропежки показали себя очень хорошо. Общий вес под 100 кг, держат отлично (хоть и были рассчитаны на 75). Итак, начиная с обеда, мы тропим вдоль реки Сайрам-Су. Около 19.00 разбиваем лагерь на берегу ручья. Прошли совсем не много, около 16 км и 700 метров по высоте.

Вечером открыли карту и решили скорректировать намеченные планы. Грубо говоря, возможных вариантов восхождения на вершину, со стороны Казахстана – три. Юго-западный цирк, центральный гребень, северо-западный цирк. Центральный гребень отмели практически сразу – классический маршрут, 1а-1б. В Юго-западный цирк тоже решили не гулять, стена под "перевалом" метров в 600-800 несколько озадачивала (горный опыт у нас на тот момент был на 2А-3А). А вот Северо-западный цирк нам очень даже понравился. Достаточно логичный подход, отличная ледовая стенка около 400 метров, далее по относительно "плоскому" леднику на вершину. Этот маршрут и был выбран за основу.

Третий день

Тропим, набираем высоту... Сегодня наша задача – подойти максимально близко к леднику. А это еще около 10-12 км и более 1200 м набора высоты.

На небе по-прежнему нет ни одного облачка. С одной стороны, это хорошо. Солнце – это, пожалуй, лучше, чем снег или еще куда хуже – дождь. Особенно, с текущей лавинной опасностью. Но есть один совсем "небольшой" минус – до обеда ты находишься в "микроволновке", а со второй половины дня – в сауне, с температурой под 100 градусов. Через каждые 2-3 километра можно встретить небольшой кустик, или камень, за которым можно спрятаться от солнца. Ну и разумеется, постоянный набор высоты. В "майских" Саянах я такого солнца ни разу не встречал. Вода на вес золота, инстинктивно поедаешь снег, от которого никакого толку.

По ходу движения корректируем маршрут подхода к леднику. Практически все кулуары лавиноопасны, в совсем не очевидных местах висят карнизы и едут доски. Стараемся идти по гребню. Ближе к 9 вечера вылезли на небольшую подушку и приняли решение разбить лагерь. Под сам ледник, к сожалению, не получилось подойти. Осталось еще около 200 метров набора высоты. Но ночные прогулки по лавиноопасным склонам нас как-то не впечатлили, да и дневное солнце окончательно выбило из сил.

C места на гребне, где мы разбили лагерь открывался шикарный вид: "мохнатые" звезды, силуэты вершин, а внизу, в сотне километров от нас, далекие огни Чимкента и других малых и больших казахских поселений. GPS показал высоту 2935.

Запланировав восхождение на следующий день, приготовив ужин на нашей чудо-горелке и дополнительно укрепив палатку, ложимся спать.

Чудо-горелка:
"Походная" горелка заслуживает отдельного рассказа. Вес около 1,5 кг. Баллон зафиксирован сбоку от горелки таким хитрым образом, что почти всегда лежит на снегу и находится в 15-20 см от огня. Приходится каждые 15-20 минут менять баллоны, греть и т.д. На 2 литра горячей воды уходит от 1,5 до 2 часов. Зависит от интенсивности танцев с бубном вокруг чудо-горелки!

В Казахстане подобные горелки распространены для поездок на природу, использования в бытовых целях. Туризм и альпинизм, в силу бедности населения, не развит. В Горы люди практически не ходят.