Турция – рай сибарита и краеведа

Алания. Долгая дорога к дому.

Быстренько на миниавтобусе доехали до Антальи – к уже хорошо знакомому автовокзалу, быстренько нашли автобус до Алании – это 120 километров на восток по побережью. Автобус оказался непривычно полон – достались только стоячие места. Скидку за стоячесть нам сделать отказались, и мы гордо автобус покинули посреди трассы – в итоге добирались дольше и по 2 лишних миллиона отдали. Сами, впрочем, виноваты, не надо было сдаваться на милость первой попавшейся автобусной компании – думаю, в Аланию в тот день и час был и еще транспорт. Как бы то ни было, часов в 5 вечера мы были в Алании, где и планировалась "матрасная" фаза нашего путешествия. Дорога между Антальей и Аланией почти везде проходит близко к берегу, по пути встречается городок Манавгат, куда туристов завлекают какой-то маловыразительной, но красиво поданной на фотографиях шиверой на одноименной речке.

Алания – курортный город, обширнейшие его пригороды представляют из себя череду одинаковых, ощетиненных балконами отелей – отличаются они на вид только цветом. Город знаменит старинной крепостью на мысу и бесплатными городскими пляжами – на них мы и собирались проваляться оставшиеся двое с половиной суток. На самом деле времени оставалось ровно на сутки меньше – оказалось, что до Трабзона отсюда ехать не ночь, как мы надеялись, а сутки с хвостиком – то есть выезжать из Алании нужно в среду не поздно вечером, а вовсе даже в первой половине дня.

Гостиницу за традиционные 15 миллионов на двоих за ночь нашли быстро – называлась она "Озбудак", и по этой причине была немедленно переименована в "Оздубак". Стандарнтая, почти пустая в конце сезона, в полутора кварталах от моря. На ресепшене там сидел аккуратно подстриженный бородатый парень в очках, больной ДЦП – он же оказался единственным говорящим не только по-турецки, поэтому все переговоры о заселении и цене шли с ним – под конец разговора мы тоже начали характерно тянуть слова "Йййюууу вооооонт..." и так далее. Напоследок они со Стасом договорились о шахматном поединке этим же вечером. Кинув вещи, мы первым делом пошли заценить море, было уже темно, и на пляже ни души, только пустые пластиковые лежаки рядами – с утра их застилают пластиковыми матрасами и сдают желающим по 2 доллара в день. Море теплое и мутноватое у берега из-за песка – у Олимпуса было куда чище. После купания побродили по городку – место скучноватое, очень много немцев, очень много торговцев и ресторанов, заточенных под тех же немцев, цены на все в евро, и цены ни разу не низкие – поскольку тоже ориентированы на небедных немцев. Но бывали и исключения – возле одной из лавочек сидел продавец и голосил "Шмотки! Шмотки!". Неспешно прогуливаясь, мы закупились в ближайшем минимаркете пивом и фисташками на вечер, а также позволили одному из многочисленных турагентов продать нам билеты в турецкую баню на завтрашний день. Эти маленькие турагентства там на каждом шагу – программа стандартная: баня, вышеупомянутый "водопад" на Манавгате (по нему катают на рафтах, сулят экстрим), экскурсии на небольших кораблях, ну и прокат мопедов-скутеров до кучи. На скутерах и велосипедах ездит масса народу, многие отдыхающие здесь немцы берут их в долгосрочную аренду. Мопеды – в основном "Ямахи", из велосипедов популярна местная марка "Бисан" и еще почему-то "Бианчи", которые, конечно, к настоящим никакого отношения не имеют.

Вечером Стас у "вахтера" выиграл в шахматы две партии подряд, и игра на этом закончилась, а мы удалились к себе – выволокли на балкон пластиковый столик и стулья из номера и сидели во влажной черной ночи пили Эфес, закусывали фисташками и взаимно глазели на турок на балконе напротив – там происходили семейные посиделки, наличествовал также гамак диванного типа.

С утра, искупавшись и позавтракав кебабом в кафешке с обаявшим нас продавцом, подались штурмовать крепость. К ней из центра города ведет мощеный серпантин, у начала которого дежурят желтые такси, за 6 евро предлагают довезти до верху – мол, пешком туда натурально час топать, невозможно тяжело, а вот обратно прогуляться, мол, самый цимус. На империалистские удочки мы не попались, а за несколько витков до цели молодой местный житель показал нам "шорт вэй ту кэстл" наверх – в лоб по склону через какие-то помойки, хотел за деньги проводить, но мы вежливо отказались. Сама крепость представляет из себя извилистые стены, опоясывающие всю макушку мыса, на котором она находится - есть несколько башенок, подземное хранилище воды. Мне больше всего понравились виды, открывающиеся сверху – на обе половины города, на синее море и белые корабли. По пути вниз поддались на гипнотические пляски какого-то старикана и он нас втридорога напоил апельсиновым соком, фашист.

Алания, крепостная стена на мысу
Тем временем день перевалил за половину, и мы двинулись к вчерашнему турагентству, откуда нас должен был забрать "банный" микроавтобус. Банный комплекс, куда мы купили билетики, называется "Султан хамам" – "Султанские бани". Еще перед поездкой мы прочитали в сети, что при выборе бани не стоит стремиться сэкономить – можно попасть в тесную и грязную конуру с минимумом удобств. Наша баня расположилась сразу за городом, отдельный комплекс зданий. На входе нам выдали ключик для личной кабинки – с помощью ремешка с застежкой он крепится к руке, когда его уже больше некуда положить. Простыни и тапки можно взять прямо в бане, хотя лучше иметь свои. Сразу выясняют, на каком языке говорит клиент и приставляют девушку-гида – нашу звали Полина, она нам сразу прочитала вводную лекцию и была готова помочь по ходу дела. Сначала полагалось полчасика попариться в сауне или парной и помокнуть в ледяном бассейне или джакузи – грязь отмочить. Сауна прохладная, надо сказать, а парная представляет из себя обшитое кафелем помещение, где из щелей под потолком идет нагретый пар – если под струю пара сунуть голову – чувствуется, что он даже горячий :). Потом собственно хамам – турецкая баня: пилинг – банщик натурально обдирает клиента жесткой рукавичкой без мыла (после него, нам сказали, ровнее ложится загар, полезно для классических курортников) и массаж мыльной пеной – лежишь себе на теплом мраморе, а банщик взбивает в тряпичном мешке пену и громоздит поверх тебя сугроб из нее. Банных помещений два – женское и смешанное. В смешанном клиенты обоего полу, банщики тоже, а в женском соответственно женщины и те и другие. После пилинга, пены и душа клиента сажают на лавочку, поливают водой, моют голову, заматывают в полотенце и отправляют релаксировать на лежачок – до вызова на массаж минут через 5. Массаж делается с маслом грецкого ореха, ощущения прекрасные – детально разминают от загривка до пяток. Среди массажисток было две русских девушки – они там вообще не редкость, вышли замуж за турок и прижились.

Собственно, на этом предоплаченные процедуры кончаются – дальше ты сам себе хозяин, нужно только раздать чаевые персоналу, работавшему с тобой – или лично, или в коробочку специальную положить что-то около доллара каждому. В бане можно хоть целый день торчать – за сауну и бассейны дополнительных денег не берут, только за еду, выпивку и дополнительные сервисы типа косметолога и цирюльника. Желающие уже уехать сидят в небольшом зале за столиками и угощаются бесплатным яблочным чаем – специальная девушка узнает у всех, куда им ехать и записывает в блокнотик. Когда народу в одном направлении набирается на автобус, она сообщает – можно ехать. На выходе надо сдать тот самый номерок и расплатиться за сверхнормативные услуги – счет выставляется на номерок. Итого, в 20 долларов за билет входят: доставка туда и обратно, откуда и куда скажешь, сауна, пилинг, массаж, помощь гида, стакан морса до и стакан чаю после. Неплохо, надо сказать.

После бани хорошо гулялось, елось и покупались сувениры домой. С сувенирами получилась неувязочка – самый большой их выбор и самые низкие цены были в Стамбуле, где мы набираться не стали из-за перспективы таскать все с собой через полстраны. Стамбул с самого начала планировалось оставить "на сладкое", но спонтанная смена маршрута перекинула его в начало. А в прочих городах и Алании в частности сувениров оказалось мало – сплошные открытки и кальяны, даже тюбетейки или фески правильной не нашлось – первые все были шиты золотом со стразами и ужасны, а вторые сделаны из бархатной бумаги и картона. В итоге накупили открыток и магнитиков на холодильники, а также расписную нардо-шахматную доску ручной работы за 100 долларов – к ней прилагался комплект фигурок в виде ассирийских воинов, комплект фишек и кубиков для нард. Продавец торговался охотно, объяснял нам, что ценники вывешены для немцев, что нам он скажет совсем другое, к тому же конец сезона.

На следующее утро распростились с хозяевами и пошли на вокзал за билетами. Билеты до Трабзона обошлись в 90 миллионов на двоих, автобус попался какой-то не очень большой компании (большую, "Метро", мы неосмотрительно проигнорировали накануне), стандартный полутораэтажный мерседес. До отправления была пара-тройка часов, поэтому бросили рюкзаки в офисе компании и отправились погулять по городу напоследок. Напились дешевого айрана – купили его в супермаркете сразу несколько банок. Обзавелись соком и яблоками на дорожку. Хотели посетить интернет-салон, да вот беда – во всем районе отрубили свет, остановились вентиляторы и кондиционеры и утихла музыка. Вайтер (зазывала) одного из ресторанов спросил нас, откуда мы – слово за слово, и мы уже сидели у него за столиком, он поил нас чаем "за так" и беседовал с нами почти по-русски: мы называли, кто мы по профессии, а он тут же начинал с довольным видом сыпать фамилиями видных деятелей этого профиля. Сам он доучивается на учителя истории и предвкушает тот день, когда наконец-то станет уважаемым человеком, а не каким-то там официантом – мы не в первый раз отметили, что учителем здесь быть почетно, не то что у нас.

Горы в окрестностях Антальи, снимок из окна автобуса
В назначенное время загрузились в автобус и отправились в обратный путь, домой. Дорога предстояла долгая: больше суток в автобусе – это не шутка. Поэтому в Анталии мы слегка развлеклись – отстали от автобуса, ненамеренно, конечно. Просто стюард, выгоняя всех из автобуса, показал на часы и сказал слово "беш". То есть отправление в пять – у нас было 15 минут, мы погуляли, поели мороженого и к пяти вернулись к месту стоянки. Посидели-посидели и постепенно осознали, что автобуса тут уже не будет – он явно должен был уйти 10 минут назад. Напоминаю – отогар в Анталии огромный, с некоторым трудом нашли офис нашей компании и задали мужику за конторкой невинный вопрос: "а где наш автобус?". Он запрыгал, замахал руками и закричал по-английски что-то вроде: "Вы где были? Ваш автобус ушел 10 минут назад воооон оттуда (показал рукой, откуда)! Вы где были!" Мы ответили: "Там", показывая в противоположную сторону. В общем оказалось, что у них посадка и высадка в разных концах вокзала происходят, и наш автобус уже ушел со всем нашим невеликим скарбом – при нас билеты, деньги и документы. Кассир схватил сразу две трубки и закричал туда, судя по интонации, следующее: "Але! Анталья на проводе! Вы тут инострацев двух забыли, идиоты, вашу мать! Тормози!" Нам он поймал такси и через несколько минут лавирования между машинами и проезда на красный на бешеной скорости мы догнали наш автобус – он мирно стоял у обочины и нас поджидал. Платить за такси пришлось самим, а стюард после этого случая нас выпасал на каждой остановке – минут за 5 до отъезда он находил нас, и хлопал по плечам - пошли, мол, на посадку, а то опять останетесь.

Издержки небольшой автобусной компании – ништячками в дороге не баловали, кофе напоили только на следующее утро, плюшку тоже дали только один раз, остальное время непрерывно поили водой, достали натурально. Ночью проезжали Анкару, однако не видела и не запомнила – спали крепко, насколько это возможно в сидячем состоянии. С утра за окнами мелькал уже знакомый пейзаж – слева море, справа городки – участок Самсун-Трабзон мы проезжали по пути из Трабзона в Кайсери в начале путешествия. Финишировали в 3 часа дня, вышли, взяли азимут на порт – дорога уже знакома, в долмуш садиться не стали. По пути у меня не выдержал ремешок у сандалии – пришлось приволакивать ногу, чтобы не потерять. Билеты на обратный корабль купили без проблем – они оказались на 20 долларов дешевле, чем в Сочи – вот она, жажда наживы у наших соотечественников!

В Трабзоне был запланирован некоторый "шопинг" – мне было настоятельно рекомендовано закупить отцу кожаную куртку на осень. Нам сказали, что в 17 часов нужно уже проходить таможню, так что на все про все оставалось 2 часа. В темпе вальса оббежали торговые улочки города – с кожей обнаружился напряг. Это раньше, когда Трабзон был одним из бойких "челночных" мест, здесь было все, что нужно русскому человеку. С трудом нашли один магазин, шикарный на вид, туда и зашли. Встретил черный-пречерный турок. Заморачиваться и подбирать слова было лень, поэтому, поздоровавшись, я тут же его спросила, не говорит ли он по-русски. Конечно, – ответил продавец, – откуда будете? Из Иркутска, – отвечаем. А откуда из Иркутска? Иркутск один, – отвечаю. Да нет, – говорит, – из какого района? Я там у вас 3 года жил в Новоленино и во втором, на "Парусе" торговал. Всеобщее удивление. Продавца звали Шах, и вообще он оказался азербайджанцем, из Баку когда-то. Мир тесен неимоверно. Он напоил нас чаем, помог выбрать покупки, в цене просел не очень – начальство присутствовало и восторгов не разделяло. Но результат все равно устроил – 3 отличных куртки отцу, Стасу и его брату в среднем по 115 вечнозеленых за каждую.

Большой паром "Аврасия". Знаменит тем, что лет 5 назад его посреди Черного моря захватывали чеченские террористы
На последние деньги плотно закусили, взяли пару бутылок "Эфеса" – сбрызнуть отплытие, и пошли на посадку. Таможня была очень формальна – глянули в паспорта, на вещички даже не посмотрели – проходите. Что самое интересное, народ после этого с уже проштампованными паспортами еще бродил через "вахту" туда-сюда. Мы никуда бродить не стали, заселились в каюту и пошли на корму, пить в сумерках пиво и в последний раз слушать пение муэдзинов. На склоне сопки за городом, выложенный огоньками, светился неизменный портрет Ататюрка. По дамбе, ограничивающей акваторию порта, мотались грузовики-доджи, возили мокрые бетонные плиты и сваливали их в море на другом конце дамбы – наращивали. Прощай, Турция!

Последние кадры. Вечерний Трабзон на горизонте
Карта путешествия
Каюта досталась на корме, каптерка по совместительству, никого, кроме нас, туда селить не стали. Через часик отчалили, мы постояли на палубе до выхода из акватории и пошли быстро-быстро засыпать – во сне не так укачивает. Проснулась я от жуткого грохота – нашу лайбу мотало так, что рундуки для вещей (достаточно тугие) выдвигались и при укладке на другой борт – задвигались обратно. Половина пассажиров пила водку в баре, половину тошнило по каютам, благо раковина с водой есть в каждой каюте. Так что с погодой в плавании нам не повезло ни по пути туда, ни по пути обратно – дельфинов, по слухам сопровождающих корабли, мы не увидели, ибо даже носа не высовывали на палубу – вид вздымающихся от горизонта до горизонта волн уменьшению тошноты не способствует. Через 14 часов свистопляски причалили в Сочи.

Зеленоватые пассажиры толпились около трапа, искательно поглядывая на пограничников, но те нарочито медлили – высадка началась только через получаса. "Это наша Родина, сынок!" На таможне была довольна долгая возня с багажом, а на выходе из терминала стояла пара местных ментов, проверяла паспорта и забирала их у всех иногородних. Еще через полчаса торможения всех беспаспортных привели к дверям местной дежурной части и некоторое время было тихо – у меня возникло подозрение, что нас всех решили немедленно зарегистрировать и получить с нас немножко денег. Потом здравый смысл возобладал – вышел милиционер, раздал паспорта, и мы, довольные, пошли на неверных ногах по уже хорошо знакомому нам городу-курорту Сочи. Здесь, по слухам, так и не было стабильной хорошей погоды, на улице тепло и сыро после недавних дождей.