На велосипеде на пик Черского

Ключевые слова: велосипед, Черского
К труду и
обороне готов!

Мысль о велопробеге на Пик Черского уже давно сидела в головах, но как обычно у нас бывает, чем дольше планируешь, тем дольше ждешь реализации этих планов: то непогода, то вдвоем как-то не хочется, то просто лень одолела, в общем, все не как у людей. Но вот 20 сентября это случилось...

Меньше чем за неделю я, Миша и Андрей встретились, 30 минут понадобилось на обсуждение маршрута, раскладки и прочих мелочей. Решено: на пятичасовой электричке в пятницу до Слюдянки, утром до пика Черского, на следующий день домой через Комаринский хребет.

"Не дорога – мечта"
начало пути

Уже то, что мы с Михой опоздали (даже хвоста не увидели), должно было насторожить и заставить подумать еще раз. Тщетно – приехав, за пять минут до восьмичасовой электрички, вспоминаем, что забыли: ремнабор. Размышляли ехать за ним или нет, в результате заработали плохое настроение и ощущение безнадежности.

Приезжаем в Слюдянку, видим Андрея и выкладываем все начистоту (вечером в четверг напоминали ему, что велоаптечка у нас в полной комплектации, и чтоб он ничего не брал). Увидев то ли потускневшие, то ли озверевшие глаза Андрея, стало смешно, мы-то уже смирились...

"Мокрое дело"
поиски верного пути
Проверка
равновесия

В Слюдянке живет подруга Марина, которая когда-то громче всех кричала, что хочет на пик Черского с нами на велосипедах. Приезжаем к ней в двенадцать ночи (без предупреждения), забираемся на ее же дачу и за ночь убеждаем поехать вместе. Марина согласилась. Это был с ее стороны подвиг: после тяжелой трудовой недели подняться среди ночи, принять нас – дорогих гостей – а потом согласиться поехать на полуразвалившемся мустанге в горы – под силу не каждому.

Осталась еще одна проблемка – ремнабор. Все мои убеждения о его ненадобности были отвергнуты, более того, наутро, в первую очередь, мы поехали на рынок, где приобрели заплатки, клей, набор шестигранников и о-бал-денный автомобильный насос в 2,5 кг (лишнего веса) всего за 205 руб. Замечательно, теперь настала пора сыграть в тотализатор – сколько дырок за два дня сделают восемь колес: я и Андрей угадали – ни одной.

И вот настал долгожданный момент, когда мы выехали за пределы Слюдянки. Дорога в начале ровная, без камней, вкручивается легко и приятно. Сказали, что такая дорога до самой метеостанции. Но мы не поверили – и правильно. Доезжаем до первого брода, в качестве переправы – неправильное дерево. Андрюха намочил ногу и произнес: "Если так и дальше будет продолжаться, то живые позавидуют мертвым". А потом пытался втолковать, что если не будем бояться холодной воды и кроссовок, то поедем быстрее. Я на эту провокацию так и не поддалась, никак не могла себя представить в мокрых Milletах на босу ногу. Кстати о ботинках, я ни разу не пожалела об этом выборе, что бы ни говорили Андрей и Марина в кроссовках и Миха в сандалиях.

"Переправа"
Дорога

После восьмого брода у Марины случился всплеск эмоций, она прокричала, что ненавидит свой велосипед, и он ей очень мешает. До девятой переправы дорога, преимущественно, хорошая, лишь в некоторых местах лежат большие камни, ехать по которым не помогает даже пониженная скорость.

В десятый раз мы наткнулись на речку и решили перейти вброд, перешли, проехали метров 15 и, увидев очередной брод, поняли, что надо было с самого начала обойти это место по левому берегу. Но назад дороги нет, второй раз подряд переобуваться не в силах, и вот я на спине у Миши кочую на другую сторону. А Андрей в это время переправляет мой велосипед. Стыд мне и позор.

Путь на пик Черского
от метеостанции
Подъем к
метеостанции

После мокрой эпопеи, мы доехали до моста "Надежный" и решили, что теперь уж мы поедем, так поедем. Наивные: с этого места началось худшее: камни, камни и еще раз камни, плюс ко всему, ненавистный мне тягун.

Вскоре ездовая дорога кончилась, и кони поехали на наших плечах и шеях. Тут до меня дошел смысл сказанных ранее Андреевых слов по поводу живых и мертвых. Не помню, как дошли до Горелой поляны, но без лишних слов стало понятно, что о велосипедах на пике Черского не может быть и речи. Оставив коней пастись, мы "побежали" дальше. Только в седьмом часу взору предстал припорошенный снежком пик. Палатку поставили перед памятником, после чего полезли наверх. Я сказала, что никуда больше не пойду. Андрей сказал: "Позор!". И я пошла. Темнело. К сожалению, ни одна из фотографий не отразила той красоты, которую мы видели воочию. На закате горы были разных цветов, как нарисованные и ровно очерченные друг от друга волнистыми горизонтальными линиями. Желтая палатка на этом фоне казалась какой-то нереальной и чужой. Вот и озеро Сердце, такое далекое и непоколебимое. Когда мы поднялись на вершину, покрапал неприятный дождь, захотелось очутиться в палатке и как можно быстрее. Обратно я шла в надежде на горячий и сытный ужин (кроме завтрака из овсяных хлопьев, конфет и сушеных бананов, мы за весь день ничего не ели). Надежды оправдались, уставшие, но довольные, мы вскоре уснули.

Возле "дома"
Пик Яна Черского
К вершине

Я легла с краю и ночью просыпалась, оттого, что ветер "толкал" в бок, на душе сразу становилось легко и приятно от мысли, что за "окном" бушует непогода, а в палатке сухо и очень тепло.

С восьми часов над головами послышались шаги и голоса, еще через тридцать минут их количество увеличилось – прямо настоящее паломничество – пришлось вставать.

Забыв про воду в бутылках, которую набрали из осадочного резервуара по дороге, решили позавтракать на Казачьей поляне. Пока дошли, заодно и пообедали. В первом часу началось самое "интересное". Как вспомню, так вздрогну. Плечи, не отдохнув за ночь, ныли и просили бросить велосипед, а заодно и рюкзак. Едва не поддалась на провокацию. К счастью, сзади подпинывал Андрей, не давая остановиться. Скоро мы поднялись и повели коней рядом, то и дело приподнимая над очередным деревом и камнем. Поле двух часов такой прогулки потеряли тропу, начал покрапывать дождь и стало невесело. Но Марина смеялась, мы с Мишаней бегали то вверх, то вниз в поисках тропы, а Андрей фотографировал это безобразие.

В конце концов, этот "блуд" нам надоел, и мы пошли напролом и вскоре вышли-таки на тропу. Я навсегда запомню этот мучительный подъем верх. Такого кошмара не испытывала с момента приобретения велосипеда. Казалось, что шли со скоростью два шага вперед, один назад. Марина восхищалась красотой здешних мест, а мне хотелось сесть на велосипед и начать жуткий спуск, о котором так много говорили уже бывавшие в этих местах.

Подъем с Горелой поляны
на Комаринский хребет
По Комаринскому
хребту

И вот в шестом часу началось то, о чем все так долго мечтали: руки на тормозах, под колесами камни и мокрая трава (шлем один) – несемся со скоростью 20-25 км/ч. Страшно, страшно не успеть на электричку. За несколько километров до Слюдянки 2 вырываюсь вперед, оглядываюсь – никого. Кричу (насос у меня, вдруг колесо прокололи) – в ответ что-то не ясное. Думаю, может, фотографируются (за несколько минут до этого Миша предложил записать видео, как мы спускаемся). Еду потихоньку дальше, на повороте Андрей и Миша вырываются вперед, сзади едет Марина. Как-то неправильно едет – как будто качается. Равняюсь и вижу – на обоих колесах здоровенные восьмерки. Оказывается, Марина упала, заработала небольшую ссадину на коленке и восьмерищу на переднем колесе (на заднем еще до поездки была), которая даже в вилку не входила. Вот ребята ее пытались выправить без ключа.

Обогоняю Маришку, оглядываюсь еще раз посмотреть на ее "качание", разворачиваю голову обратно – Михи нет, велосипед валяется на дороге, а его нет. Вдруг слышу, ругается – живой значит. Спасибо Андрею, его шлем пригодился. Когда Миша соскочил с велосипеда в овраг, ударился головой о березу, вроде сотрясения нет. Дальше еду медленно и с опаской, не хватало мне еще упасть.

К семи часам добрались до асфальта, на электричку уже опоздали (встали бы в семь, а не в девять – успели бы). Спешить некуда. Смотрим откуда спустились – ужас! Прошу Андрея сфотографировать хребет на долгую память. Электричка в 4 утра, едем к Марине. Утром забредаем в пустой холодный вагон, заворачиваемся в спальники и пытаемся поспать. Злая тетя-контроллер сообщает о теплом соседнем вагоне. Миша проверил – действительно теплый, только там железнодорожники распространили зловонный креазотный дух и позанимали все места.

Когда приехали, уже светало. "Такая замечательная прогулка!", – звучали в голове слова Марины. Да уж, веселые выходные, на этом мысли оборвались, я погрузилась в глубокий сон...